- Как чтение развивает интеллект
- Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
- Хотите быть умным среди начитанных людей — читайте книги.
- Методика фоточтения развивает интеллектуальные способности человека
- Тренировка диагонального чтения
- Расширение угла зрения
- Чтение как способ интеллектуального развития
- Что такое чтение
- Чтение — это пропуск в цивилизованный мир
- Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
- Отнимает ли способность читать другие способности мозга?
- Восстановление после инсульта и чтение
- Чтение сонетов повышает мозговую активность
- Интеллект и скорочтение
- О чем, собственно, речь?
- А читать вообще полезно?
- Несколько интересных фактов о скорочтении
- Развеиваем мифы о скорочтении
- Немного практики
- Резюме
Как чтение развивает интеллект
Как развить интеллект, как стать умным? К сожалению «Стать умным» – понятие слишком общее. А чем шире понятие – тем менее оно информативно.
Просто развить интеллект – это ни о чем. Развивать надо под конкретные задачи — вот это более правильная постановка задачи.
Развитие интеллекта связано с пониманием своих особенностей. Иногда можно и надорваться, и выражение «бедный бес под кобылу подлез» — будет как раз о таком человеке.
Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 . ),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)
Хотите быть умным среди начитанных людей — читайте книги.
Хотите быть своим среди денежных мешков — учитесь зарабатывать деньги. И подумайте, все ли богатые умны? Нет. Все ли умные богаты? Снова нет. Тогда зачем стремиться получить то, чего нет?
Интеллект — это не память. И не способность быстро соображать, а память и умение соображать в нужной вам области.
Широко распространено мнение, что для развития интеллекта надо знать кучу фактов. Этому учит школа и к этому призывают многие телевизионные передачи. Однако, помните, что это не интеллект, а эрудиция “эрудиция – это книжная пыль, вытряхнутая в пустой череп”.
Методика фоточтения развивает интеллектуальные способности человека
Последовательность этапов при фоточтении:
- Подготовка к вхождению в режим фоточтения — (необходимо , расслабиться и войти в особое состояние, Очистить сознание от мыслей принять удобную позу ).
- Предварительный просмотр текста и уяснение цели фоточтения. Необходимо понять структуру книги. На этом этапе требуется прочитать первую страницу книги, заключение книги, оглавление, .
- Фото-чтение. Книга перелистывается со скоростью 1-2 секунды на разворот.
- Быстрое чтение. На этом этапе читающий углубленно просматривает наиболее интересные моменты в книге. Читатель составляет понимание о тексте, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.
Во время фото-чтения подсознание фотографирует содержимое книги в памяти.
Фоточтение — это не перелистывание книг, а нечто большее. Большинство роликов по теме фоточтения в интернете включают только один этап процесса фоточтения — перелистывание страниц. Преподаватель при этом утверждает, что это и есть процесс фоточтения.
Обратите внимание на то, что после фоточтения требуется сформировать собственное отношение к прочитанному, а так же перечитать повторно некоторые моменты из фоточитаемого текста.
Овбратите внимание на то, что перед фоточтением нужно особым подготовиться. Очистить сознание от посторонних мыслей. Полностью сконцентрироваться на деле. Чем больше мыслей гуляет в голове, тем труднее подключается подсознание.
Настоящее фоточтение подразумевает раскачивание на качелях — подсознание выбирает объект чтения — а сознание углубленно читает полученную информацию. Поэтому, если подсознание не включено , то ни о каком сто процентном его использовании не возможно говорить. Усовершенствования методики фоточтения:
Какие упражнения во всех известных мне курсах повторяются. Это следующие упражнения:
- упражнения на расширение поля зрения,
- упражнения на подавление проговаривания слов,
- оптимизирующие алгоритмы чтения,
- упражнения по психологической подготовке перед чтением,
- упражнения на развитие внимания.
Тренировка диагонального чтения
Расширение угла зрения
Отличие методик быстрого чтения лишь в деталях и технических возможностях, поэтому, на мой взгляд, не корректно говорить, что при помощи одной методики можно достичь скорости 10 000 знаков в минуту, а при помощи другой методики — 100 000 знаков в минуту. На мой взгляд, можно вести речь лишь о том, на сколько комфортно заниматься тренингами.
Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»
Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Вопросы?
Источник
Чтение как способ интеллектуального развития
Диснейленд никогда не будет завершён. Он будет
продолжать расти столько, насколько хватит
воображения в мире
(Дисней)
Что такое чтение
Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…
Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…
Чтение — это пропуск в цивилизованный мир
Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты. Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.
Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.
В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач Развитие скорочтения.
Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.
Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” — даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.
Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте
Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 . ),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)
Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.
Отнимает ли способность читать другие способности мозга?
Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…
Итак, можно смело утверждать, что чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.
Восстановление после инсульта и чтение
Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта. Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…
Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…
Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…
Чтение сонетов повышает мозговую активность
Учёным из Ливерпульского университета удалось обнаружить и объяснить повышение активности мозга при чтении шекспировских пьес. По их мнению, драматург пользовался особым лингвистическим методом — так называемым функциональным сдвигом, при котором, к примеру, существительное употребляется как глагол. То есть мозг улавливает значение слова ещё до того, как осознаётся функция этого слова в предложении. Пытаясь понять, что именно хотел сказать автор, в головном мозге человека происходит всплеск активности, заставляющий его усиленно работать.
В эксперименте приняли участие 20 добровольцев; за деятельностью их мозга во время чтения Шекспира наблюдали специалисты с помощью ЭЭГ(электроэнцефалографа). Оказалось, что на фразы разного типа мозг реагирует по-разному: например, фраза с неясным смыслом, но грамматически правильная, в ЭЭГ дает реакцию в форме отрицательной волновой модуляции (т.н. эффект N400), а фраза грамматически неправильная в ЭЭГ отображается по-иному (т.н. Р600) — появление слова не на своем месте или в другом значении вызывает продолжительный положительный эффект. Развитие мозга и чтение .
Объясняя механизм работы данного метода, профессор факультета английского языка Ливерпульского университета Филип Дэвис приводит следующий пример. Читая фразу «he godded me’» («он боготворит меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается составить цельную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки – другими словами, собирает «литературный пазл», поскольку слово God (Бог) очень редко используется в качестве глагола. Вообще, чтение Шекспира в подлиннике – дело нелёгкое даже для англичан, и, вникающий в смысл шекспирвской фразы современный читатель, провоцирует настоящий взрыв мозговой активности. А шекспировское «вбрасывание» странных и порою словно неуместных слов в обычные на вид фразы рождает у читателей ощущение драматичности момента уже от самого облика фразы.
Однако исследователи пока не могут понять, почему незнакомое или не слишком частоупотребляемое слово в необычном контексте не вызывает особых эмоций, а то же слово в обычном контексте провоцирует усиление мозговой активности, причём положительного характера.
В настоящее время исследователи из Ливерпуля пробуют применять и другие диагностические методы — магнитоэнцефалографию и фунциональное магнитно-резонансное сканирование – с целью определения зон мозга, реагирующих на отдельные слова и фразы. Дальнейшие исследования в этом направлении помогут выяснить, как слова и фразы влияют на развитие мозга и возможно ли управлять человеческим мозгом с помощью вербальных средств.
Вообще процесс чтения остаётся в центре внимания психологов и нейрофизиологов: специалисты во всём мире занимаются проблемой концентрации внимания во время чтения. Так в США проводятся исследования феномена так называемого «отвлечённого» чтения: их цель – выявление физиологических и психологических причин этого, как оказалось, массового явления и разработка методов повышения концентрации внимания у читателей всех возрастов.
Упражнения для развития мозга должны напрягать мозги так, чтобы они не перетруждались. Небольшие напряжения гораздо лучше разовых — постоянных.
Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»
Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Вопросы?
Источник
Интеллект и скорочтение
Знаете ли вы, что Наполеон мог прочесть 2 000 слов всего за минуту? Владимир Ильич Ленин за это же время читал 2 500 слов, а Максим Горький – почти 4 000 слов [М. Сю, 2016]. Удивительная способность, правда? На каждом углу пестрая реклама призывает отдать ребенка в школу скорочтения. Волей-неволей начинаешь задумываться о том, действительно ли это такой необходимый в современном мире навык.
Если вы заботитесь о развитии интеллекта своего чада или сами не прочь подтянуть умственные способности, то ответ очевиден. Скорочтение – это не просто техника, которая помогает увеличить скорость чтения, а особенная комплексная методика, которая запускает работу определенных участков головного мозга одновременно.
В чем же связь развития интеллекта и скорочтения? Как раз об этом поговорим в нашей статье. Поехали!
О чем, собственно, речь?
Скорочтение – это способность быстро воспринимать текстовую информацию при помощи особых способов чтения. Прежде чем продолжить нашу тему, давайте определимся, с какой скоростью читаете вы: возьмите любой текст на русском языке, засеките на секундомере минуту и прочитайте отрывок текста за отведенное время.
Сколько слов вы успели прочесть за 60 секунд? Вообще, считается, что обычная скорость чтения текста составляет 120-180 слов в минуту. Другие исследования показали, что эта норма достигает примерно 201 слово в минуту. Если речь идет о норме для учащихся начальных классов, то это от 80 до 158 слов в минуту. При скорочтении показатель вырастает в 3-4 раза и достигает 600 слов в минуту, а при применении определенных методик – до 1 000 слов в минуту [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].
Скорочтение появилось благодаря исследованиям Эмиля Жаваля, французского врача-офтальмолога. Он заметил, что во время чтения глаза совершают определенные движения и при этом делают небольшие остановки (фиксации) несколько раз, которые не зависят от знаков препинания. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.
В дальнейшем появились первые школы скорочтения и даже применялись специальные аппараты – тахистоскопы для увеличения скорости чтения, но эффект от них был кратковременным [Э. Маркс-Билл, 2013].
На самом деле, умение быстро читать – это не дар, данный с рождения. Скорость чтения зависит от наличия определенных навыков. Вот они:
- Подавление субвокализации: вы замечаете, как проговариваете про себя текст, который читаете? Если подавлять в себе этот «внутренний голос» и фокусировать внимание на визуальный типографический образ, можно быстрее справляться с прочтением текста. Для этого есть методики, которые помогают отвлекать внимание при чтении.
- Концентрация внимания: во время чтения нас отвлекает не только внутреннее проговаривание текста, но и какие-то внешние раздражители, поэтому при скорочтении особое внимание уделяется сосредоточенности.
- Устранение регрессии: при быстром чтении блокируется возвратное движение глаз. Это как раз и способствует развитию памяти.
- Расширение границ зрительного восприятия: основный смысл навыка заключается в том, чтобы научиться делать как можно меньше переводов взгляда во время чтения. Это помогает улучшить периферическое зрительное восприятие, т.е. за одну остановку взгляда, о которой говорил Э. Жаваль, читатель будет охватывать большее количество слов, чем нетренированный человек.
- Поверхностное чтение: при прочитывании текста выделяются ключевые слова, а дополнительная «пустая» информация во внимание не берется [P. Сайп, 2012].
О том, как развить эти навыки, мы поговорим в конце статьи. А если вам уже не терпится познакомиться с методикой быстрого чтения, загляните на наш курс «Скорочтение». Он, кстати, абсолютно бесплатный.
А читать вообще полезно?
Признавайтесь, вы прочитывали все книги из списка литературы, который вам давали на лето в школе? Первая мысль, когда получаешь этот впечатляющий своими объемами перечень, о том, как вообще это можно успеть прочитать всего за три месяца, а вторая – зачем именно сейчас, ведь еще вся жизнь впереди?
Конечно, здесь речь идет об интеллектуальном развитии и просвещении. Ученые доказали, что чем раньше ребенок научится читать, тем его умственные способности будут выше в дальнейшем. Исследователи Эдинбургского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент: они наблюдали за развитием однояйцовых близнецов в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет, которые росли в одинаковых условиях.
Выяснилось, что близнецы, читающие с раннего детства, имели лучшие результаты по интеллектуальным тестам, чем их идентичные братья. Проще говоря, чтение напрямую влияет на словарный запас, кругозор и другие умственные способности ребенка.
Вот что об этом говорит Стюард Ричи, ведущий автор исследования: «Чтение помогает обучить детей абстрактному мышлению, т.к. во время чтения они представляют себе других людей, предметы и места. Этот навык полезен в решении других вопросов, например, при сдаче теста на IQ. Кроме того, чтобы научиться лучше читать, нужно много практиковаться и концентрироваться на задаче, что тоже развивает интеллект» [D. McNamee, 2014].
Еще один эксперимент проводился с несколькими типами людей: со взрослыми людьми, которые с детства любили читать; с теми, кто начинал читать позже предыдущих, и с группой людей, которые не умеют читать вообще. Результаты МРТ головного мозга испытуемых показали, что те, кто читал с ранних лет, имели более развитую затылочную долю мозга, чем все остальные, а это значит, что они могут эффективнее других анализировать визуальную информацию.
Эта особенность способствует развитию творческих качеств, помогает планировать и принимать решения более осознанно. Также у данной группы людей были больше развиты теменные доли мозга, т.е. они лучше пишут и воспринимают прочитанную информацию [M. Szwed, P. Ventura, L. Querido, L. Cohen, S. Dehaene, 2011].
Еще одно исследование провели ученые из Университета Ливерпуля. Их объектом исследования стали студенты литературных факультетов. Благодаря измерению их когнитивной активности, было установлено, что у более начитанных и способных к анализу тестов наблюдалась повышенная активность мозга [N. O’Sullivan, P. Davis, J. Billington, V. Gonzalez-Diaz, R. Corcoran, 2015].
Станислас Деан, французский нейробиолог, наблюдал за реакцией мозга детей во время чтения (они читали, находясь прямо в аппарате МРТ). В итоге было замечено, что даже одно прочитанное слово запускает мозговую деятельность. Сначала мозг воспринимает буквы, как картинку или объект, а потом он подключает в работу визуальный код со знаниями о буквах. Получается, что человек сначала видит буквы, а потом уже воспринимает их значение.
Изначально у человека мозг не был «настроен» на чтение, это не дано природой. В процессе чтения через первичную зрительную кору проходит сигнал по веретенообразной извилине, которая ответственна за распознавание лиц. Эта же область мозга отвечает за хранилище знаний о языках [S. Dehaene, F. Pegado, L. Braga, P. Ventura, 2010].
Ученые Университета Эмори выяснили, что во время чтения у человека повышается активность в центральной борозде мозга. В этом отделе нейроны преобразовывают реальные ощущения и размышления. Проще говоря, читатель испытывает эмпатию к герою книги или событию, о котором прочитал, на уровне нейронных изменении, и эти ощущения способны сохраняться несколько дней подряд. Об этом свидетельствуют результаты МРТ участников эксперимента [Emory University, 2013].
А теперь давайте подытожим: чтение обогащает словарный запас, развивает речь, расширяет кругозор, улучшает память и концентрацию, развивает воображение и «тренирует» чувства. Особенно полезно скорочтение для детей: чем раньше ребенок научится читать, тем сильнее у него будет развит вербальный и невербальный интеллект. Все эти факты доказывают многочисленные исследования ученых.
Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц: регулярная правильная физическая нагрузка укрепляет мышцы, то же самое происходит и с мозгом человека. А что будет, если усилить тренировки, сделать их более частыми и качественными? Правильно — мышцы начнут расти еще быстрее. Такой же эффект оказывает скорочтение на развитие интеллекта, ведь оно позволяет получать в разы больше информации, чем при привычном темпе прочтения книги, и при этом активизирует работу многих участков головного мозга.
Несколько интересных фактов о скорочтении
При медленном чтении уровень понимания информации составляет 60%, при скорочтении – 80%. Получается, читая текст в обычной скорости, мы теряем 20% информации, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Во время обычного чтения глаз человека делает 12-16 остановок на одной строке, а при быстром – максимум 4 остановки, и этот факт еще раз доказывает, что скорочтение здорово тренирует концентрацию и внимание. При медленном чтении 1/6 часть времени уходит на регрессивные движения глаз, а, как мы уже знаем, устранение регрессии способствует улучшению памяти.
Наполеон Бонапарт в минуту прочитывал 2 000 слов. Оноре де Бальзак мог прочитать роман в 200 страниц за полчаса. Томас Эдисон читал сразу по несколько строк, запоминая текст страницами, благодаря сосредоточению. Вряд ли эти и другие выдающиеся личности обладали навыком быстрого чтения на генетическом уровне. Это результат кропотливого труда и работы над собой, а не врожденный талант [Ю. Жданович, 2019].
Некоторые техники скорочтения действуют по принципу Бритвы Оккама – философского утверждения, что для объяснения явления нужно привлекать минимум предположений. В процессе быстрого чтения читатель старается не тратить время и силы на то, что не обязательно брать во внимание, т.е. отбрасывает «воду» в тексте, исключает механизм проговаривания про себя и блокирует возвратное движение глаз. Проще говоря, при скорочтении происходит более глубокая взаимосвязь подсознания с мозгом в отличие от прочтения книги в привычном темпе.
Многие считают, что скорочтение – это просто чтение в ускоренном темпе, но на самом деле это более сложная интеллектуальная работа, чем может показаться на первый взгляд. Она помогает не просто быстро «поглощать» слова, но и формировать образы, раскладывать информацию. Навык скорочтения в прямом смысле слова способен повысить качество уровня жизни. Все логично: человек получает и обрабатывает в несколько раз больше информации, это увеличивает его плодотворность и, следовательно, повышает его ценность на рынке труда, как профессионала [А. Клименко, 2020].
Развеиваем мифы о скорочтении
Несмотря на наличие доступной информации, вокруг скорочтения до сих пор ходит много споров. Кто-то считает, что это занятие для избранных, а кто-то думает, что оно может и вовсе навредить.
Ирина Пермякова, автор проекта «Развивай Мегаинтеллект», чемпионка по скорочтению в школе Александры Рудамановой, выделяет несколько популярных мифов, которые мешают обучиться технике быстрого чтения:
- «Скорочтение – поверхностное и неполное чтение»: этот миф является самым распространенным. Скорочтение – это интеллектуальная работа с текстом. Читатель сам решает, что ему нужно: поверхностное знакомство с информацией или глубокое ее изучение. Оба варианта возможны при быстром темпе прочтения текста, при этом понимание сути от скорости не ухудшается.
- «При быстром чтении мало что можно понять»: мозг думает быстрее, чем читает среднестатистический человек. Задача скорочтения – сравнять скорость восприятия текста и скорость его прочтения. Таким образом достигается понимание прочитанной информации в полном объеме.
- «Мне сложно сосредоточиться. Скорочтение мне не подойдет»: т.к. мозг думает быстрее, чем мы читаем, он начинает скучать, отвлекаться, размышлять о посторонних вещах. Как только скорость мысли будет равна скорости прочтения, времени на отвлечения не останется, а значит, концентрация достигнет максимального уровня.
- «Я плохо запоминаю тексты. Скорочтение – не моя история»: при быстром чтении текстов происходит комплексная тренировка нескольких навыков, в том числе и умения запоминать информацию. Так что, наоборот, тем, кто страдает плохой памятью, скорочтение необходимо.
- «Скорочтение дано только избранным»: конечно, есть уникальные люди, которые способны прочесть за секунду несколько страниц. Но отличным результатом будет, если человек научится читать быстрее в 3-5-10 раз своего привычного темпа. Показатели вполне реальные для каждого, т.к. соответствуют скорости обычного мышления человека. Мы все когда-то начинали читать по слогам, и нам это давалось нелегко. И только ежедневные тренировки помогли достичь такого уровня, который мы имеем сейчас. Тот же самый подход работает и в освоении скорочтения [И. Пермякова, 2017].
И еще несколько важных моментов: если вас уверяют, что научиться быстро читать можно за несколько дней – это миф. За процесс обучения данному навыку отвечают определенные структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, которые сформировать за такой короткий промежуток времени невозможно.
Также не стоит надеяться, что, однажды освоив технику быстрого чтения, эта способность останется с вами навсегда. Любой навык требует регулярной тренировки, и скорочтение в том числе. Эффективнее будет прибегнуть к услугам тренера в этой области и пройти соответствующее обучение, ведь сейчас существует множество школ по скорочтению и развитию интеллекта.
Рекомендуем заглянуть к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение», где вы научитесь качественно работать с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал.
Многие считают, что скорочтение заключается в способности читать по диагонали. Такое чтение – один из методов ускоренной работы с текстом. Чтобы его освоить, сначала нужно выполнить основные упражнения, которые тренируют концентрацию, внимание, работу глаз, память, фиксацию взгляда, умение правильно обрабатывать и анализировать большой объем информации, и только потом приступать к диагональному чтению. Как видите, это поэтапный процесс, который подразумевает последовательное развитие интеллектуальных способностей человека и приобретение полезных навыков [А. Полищук, 2021].
Немного практики
Итак, теперь, когда вы окончательно убедились, что скорочтение – это уникальный тренажер для мозга, который по силам каждому, предлагаем перейти от слов к практике. Конечно, курсы и школы по скорочтению помогут вам освоить определенные методики быстрее и эффективнее, чем при самостоятельном их изучении, но любое обучение должно обязательно подкрепляться практикой и полезной литературой. Рекомендуем вам следующие книги:
- Эбби Маркс-Бил, «Быстрое чтение за 10 дней».
- Беннет Джозеф, «Скорочтение со скоростью света».
- Гузель Абдулова, «Скорочтение для детей».
- Питер Камп, «Скорочтение. Как запомнить больше, читая в 8 раз быстрее».
- Олег Андреев, «Техника быстрого чтения».
- Павел Палагин, «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное».
Юрий Жданович, автор книги «Книгоед. Курс скорочтения» описал поэтапную работу над скоростью чтения. Вот что он рекомендует делать, чтобы добиться максимального успеха в скорочтении:
- Определите факторы, которые способствуют снижению вашей скорости чтения: чтобы что-то исправить, необходимо понять, что является причиной появления проблемы. Чаще всего причинами медленного чтения являются артикуляция, регрессия, неумение изменять скорость чтения, нерациональное использование поля зрения, недостаточная практика и т.д.
- Научитесь читать большими порциями: чтение по слогам и по буквам значительно замедляет скорость чтения. Если читать текст словами полностью, вы заметите, что разница во времени, затрачиваемом на процесс, существенна. Можно читать по несколько слов сразу и формировать удобные для себя порции.
- Избавьтесь от проговаривания текста: есть несколько методов, которые помогут избавиться от привычки повторять текст про себя. Например, попробуйте выполнить упражнение «Слайды»: проведите взглядом по строке и мысленно закрасьте ее фломастером. Сначала разделите строку на три части и прочитайте каждую из частей, потом на две, и в итоге прочитайте строку за один раз. Чтобы наверняка избавить себя от привычки проговаривать текст, во время прочтения попробуйте мычать, как гоночный автомобиль.
- Отучитесь перечитывать текст: когда мы читаем медленно, непроизвольно происходят возвратные движения глаз. На 100 прочитанных слов может быть 15 таких возвратов. Представляете, сколько времени мы теряем на это? Чтобы избавиться от такой привычки, закрывайте листком бумаги ту часть текста, которую вы уже прочитали.
- Увеличивайте широту зрения: при работе с текстом читайте по одному слову и останавливайте свой взгляд на его середине. Затем охватите взглядом все слово целиком. Если вы читаете по два слова, фокусируйтесь на пробеле между ними.
- Меняйте скорость чтения: если читать весь текст медленно, можно не дойти до сути прочитанного, а если слишком быстро – просто пропустить эту суть. Скорость чтения должна соответствовать цели. Изменение темпа чтения помогает уловить ключевые мысли и исключить переутомление.
- Изучайте слова: остановки на трудных или неизвестных словах снижают скорость чтения и понимание текста. Если вам встречаются подобные слова в газетах, рекламе и других источниках, выписывайте их. Если в тексте много чисел, читайте их медленно или пропускайте, если они не несут для вас особой смысловой нагрузки.
- Читайте постоянно: заведите себе привычку читать по несколько сотен страниц в неделю. Для начала делайте это в спокойном темпе, потом постарайтесь прочитывать по одной книге в день без учета времени, при этом книга может быть небольшой. Так вы разовьете в себе желание читать, научитесь анализировать большой объем информации и пополните свой словарный запас.
- Постоянно подтягивайте свой уровень образования: понимание текста не зависит от скорости его прочтения. Очень сложный текст непросто понять, даже если читать очень медленно. Чтобы быстрее войти в курс дела, начните практику со справочников, учебников, научно-популярной литературы.
- Делитесь эмоциями о прочитанном: главная цель чтения – понять смысл текста, а не вызубрить его. Пересказывание помогает быстрее запомнить информацию. Расскажите о прочитанном своим друзьям, выпишите интересные фразы, поделитесь эмоциями.
- Концентрируйтесь: невозможно понять смысл теста, не фокусируя свое внимание на нем. Выбирайте для практики удобное время и место, чтобы вас ничего не отвлекало. Для начала читайте не более часа в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте слушать музыку и читать одновременно, некоторым это помогает концентрироваться [Ю. Жданович, 2019].
Интересный метод, который подавляет внутреннее проговаривание текста, разработал Николай Иванович Жинкин, советский психолог и лингвист. Все просто: во время прочитывания текста простукивайте определенный ритм, который отличается от ритма вашей внутренней речи. Так в коре головного мозга вы запустите зону индуктивного торможения, т.е. рефлекс чтения про себя срабатывать не будет.
Многие упражнения для развития скорочтения настолько доступны и универсальны, что их можно выполнять по дороге на работу, в обеденный перерыв и в любую свободную минуту. Например, это: попробуйте читать слова наоборот. Это здорово тренирует концентрацию, ведь чтобы прочитать набор букв, понадобятся определенные усилия [В. Рипа, 2021].
Конечно, техник освоения навыка быстрого чтения очень много, все они направлены не просто на увеличение скорости чтения, а на развитие отдельных интеллектуальных способностей, тренировку определенных зон головного мозга, и при этом методики доступны абсолютно для каждого: не нужно быть гением, чтобы их освоить. Главное – терпение, усердие и понимание, для чего вы это делаете.
Резюме
Скорочтение – это суперспособность, которую может освоить абсолютно каждый. Этот навык будет полезен всем: тем, кто медленно читает, проговаривая каждое слово про себя по слогам; тем, кому необходимо изучить максимум информации за короткий срок. Скорочтение развивает интеллект, тренирует память, концентрацию, внимание, усидчивость, учит работать с большим объемом информации.
Конечно, есть уникальные случаи, когда техника быстрого чтения осваивается интуитивно, но это, скорее, исключение из правил. Чтобы научиться быстро читать, необходимо постоянно практиковаться и быть готовым к тому, что результат не придет сразу. Мы же знаем, что накачать пресс с одного посещения спортзала невозможно. То же самое и с освоением скорочтения: только понимание цели, зачем вам это нужно, и регулярные тренировки помогут прийти к требуемому результату. Как видите, никакого волшебства. Ваша волшебная палочка – это личное желание и усердие, и она в ваших руках.
Желаем удачи и просим поделиться с нами своим мнением:
Источник