Чс гидрологического характера способы защиты

Природные чрезвычайные ситуации гидрологического характера: наводнения, цунами и их последствия. Мероприятия, проводимые по защите населения.

— ЧС гидрологического характера, связанные с природными процессами, происходящими на водной поверхности рек, морей, океанов, к ним относят наводнения, цунами, тайфуны, заторы, напор льдов и интенсивный их дрейф, низкий уровень воды и др.; гидрология(от греч. – вода и учение) – наука, изучающая воды Земли, их свойства, распространение и протекающие в них процессы.

Наводнения– это временное значительное затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу в результате подъема уровня воды, которое угрожает гибели людей. Продолжительность наводнений от нескольких до 80-90дней.

Основные причины подъема воды: таяние снега или ледников, выпадение обильных осадков, прорыв гидротехнических сооружений (плотин и др.), заторы русла рек льдом или бревнами при сплаве леса, продолжительные ливни, цунами и др. Различают: половодье – ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно длительное увеличение уровня воды в реках, водоемах;паводок– сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня вод.

Наводнения подразделяют: низкие (часто), высокие (через 20-25лет), выдающиеся (через 50-100лет), катастрофические (повторяются 1 раз в 100-200 лет).

Последствия наводнений:

— гибель и травмы людей, животных;

— разрушения и повреждения зданий, автомобильных и железных дорог, линий электропередач и другие линии связи;

— гибель урожая сельхозпродуктов;

— порча и уничтожение сырья, топлива, продуктов питания, кормов, удобрений и т.д.;

— изменения структуры почвы и рельефа местности;

— заболачивание местности, загрязнение обширных территорий.

Меры, применяемые для защиты от наводнений:

— посадка лесозащитных полос в бассейнах рек и на берегах водоемов;

— создание прудов и водохранилищ для дождевых и талых вод;

— строительство вдоль берегов рек защитных дамб;

— своевременный прогноз, подготовка к эвакуации населения;

Поведение при внезапном начале наводнения:

— подняться на верхние этажи, чердачное помещение, выйти на крышу;

— вне дома – занять самые высокие места на местности;

— запастись плавающим средством (бревно, дерево, пластиковые баллоны, доска и др.).

Цунами(от япон. – «высокая волна в заливе») – это гигантские волны, возникающие на поверхности океана в результате сильных подводных и прибрежных землетрясений, извержения подводных и островных вулканов.

Высота морской волны над очагом возникновения цунами может быть от 0,1 до 5м; скорость движения волны к берегу может быть от 50 до 1000км/ч. Попадая на мелководье, волна уменьшает скорость, но увеличивает высоту, образуя водяную стену высотой от 10 до 50м. Длина морской волны может быть от 150 до 300м. Эта волна обрушивается на берег, перед водной массой движется воздушная волна. Цунами обладает мощной разрушительной силой.

Последствия цунами:

— разрушения зданий, сооружений и др.

— выброс морских судов на берег;

— при катастрофических цунами – полное опустошение побережья и приморских территорий, значительное затопление, уничтожение всего живого;

— вторичные последствия цунами – пожары, разрушения опасных производств и выбросы химических иррадиационных веществ и др.

Наибольшее количество цунами бывает в Японии, в России – опасное место полуостров Камчатка.

Меры, применяемые для защиты от цунами:

— предупредить цунами практически невозможно, так как только после того, как зарегистрирован факт землетрясения, появляется возможность появления цунами, между началом землетрясения и приходом волны к берегу есть какое-то время (от нескольких минут до суток);

— проводятся срочные мероприятия по эвакуации населения из опасной зоны и по предотвращению возможного ущерба;

— в местах, где существует постоянная угроза цунами, заранее принимаются меры по уменьшению ущерба (системы наблюдения, оповещения, расположение жилых домов и объектов в безопасных местах, подготовка специальных площадок для эвакуации населения и др.);

— частичной защитой от цунами служат волнорезы, молы, насыпи, береговые дамбы, лесные полосы на побережьях и др.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия, определения, классификация.

ЧС техногенного характера– это катастрофы, бедствия, связанные с производственной и хозяйственной деятельностью человека. ЧС техногенного характера называют также ЧС антропогенного характера (от греч. – «человек» и «рождение»).

ЧС техногенного характера связаны с авариями. Авария– это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящие к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, к нанесению ущерба окружающей среде.

Читайте также:  Искусство как способ эмоционального воздействия

Если на начальном этапе развития человечества ЧС в основном носили природный характер, то с развитием цивилизации на 1-е место вышли ЧС техногенного характера, в последние годы составляют около 75-80% от общего числа ЧС.

По масштабам распространения и тяжести последствийЧС техногенного характера подразделяются:

— локальные(объектовые);

— местные;

— территориальные;

региональные;

— федеральные;

— глобальные(выход последствий за пределы одного государства).

ЧС техногенного происхождения делят (классификация):

Аварии на радиационно-опасных объектах (РОО)

— аварии на предприятиях и объектах, использующих радиоактивные вещества, таких как АЭС (атомные электростанции), ядерные установки исследовательских центров, атомные суда, предприятиях ядерно-оружейного комплекса;

— сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории (выбросы и утечка радиоактивных веществ);

— облучение персонала и населения.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО)

— аварии на предприятиях и объектах, которые производят, хранят или используют аварийно-химические опасные вещества (АХОВ);

— к ХОО относятся предприятия химической, нефтеперерабатывающей, пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки (используется аммиак в качестве хладагента), водоочистные и другие очистные сооружения, использующие хлор, железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ (сильно действующие ядовитые вещества), склады и базы с запасом ядохимикатов для дезинфекции и др.;

— загрязнение окружающей среды;

— поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории;

Аварии на объектах коммунального хозяйства

— аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения;

— причины: низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года, физический износ коммуникаций, несвоевременное устранение аварийных ситуаций, нехватка финансовых средств, стихийные бедствия и др.;

— нарушение работы жизненно важных инженерных систем, аварии, в том числе – отсутствие света, воды, тепла в жилых домах, больницах, учебных учреждениях и др.

Аварии на транспорте

транспорт(от лат. – перевозить, переносить) – это средства для перевозки грузов и пассажиров;

наземный безрельсовый транспорт (автомобили, троллейбусы, автобусы, сельскохозяйственная техника, мотоциклы, велосипеды, коляски и др.):

— ДТП (дорожно-транспортное происшествие);

— гибель людей (3-е место в мире среди причин смертности);

наземный железнодорожный (трамваи, поезда и др.):

— сходы с рельсов, наезды на автомобильный и гужевой транспорт (животные), велосипедистов, людей и т.д., столкновения поездов, пожары в пассажирских поездах и др.

— причины: неисправность железнодорожных путей, поломки подвижного состава, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов;

— особую опасность представляют аварии и катастрофы поездов, перевозящих СДЯВ и взрывчатые вещества, что приводит к массовым отравлениям, взрывам, пожарам, заражению местности;

водный(морской, речной, подводный):

— кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте (ежесуточно в морях и океанах находятся 30тыс. судов и более 1млн. человек, ежегодно погибает 300-400 судов и около 200тыс.чел.)

— причины: износ водного транспорта, стихии (ураганы, штормы, туманы и пр.), столкновения, нарушения техники безопасности и др.

— особую опасность представляют аварии и катастрофы судов, перевозящих опасные грузы (нефтепродукты, СДЯВ и др.);

— загрязнение мирового океана (около 5% поверхности океанов постоянно покрыта нефтяной пленкой, которая не пропускает кислород, что приводит к гибели морских растений и животных; температура горения нефти и газа более 2000 градусов, тушение горящей нефти очень затруднительно).

воздушный транспорт(самолеты, вертолеты, космические корабли и другие летательные средства)

— причины аварий и катастроф: снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов, ошибки пилотов и диспетчерских служб, износ и неисправность авиационной техники, погодные условия, столкновения с другими объектами (высокие объекты, летательные объекты, птицы – при столкновении самолета, летящего со скоростью 800км/ч с птицей весом 2кг., самолет получает удар величиной 3500кг) и др.;

Источник

Действия при стихийных бедствиях гидрологического характера

Действия при стихийных бедствиях гидрологического характера

Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, цунами). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.

Читайте также:  Мукор способ питания автотрофный или гетеротрофный

Наводнение — это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы.

Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Во-вторых, из-за сильных нагонных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях и в устьях рек, впадающих в море (залив). Нагонный ветер задерживает воду в устье, в результате чего повышается ее уровень в реке. В-третьих, подводные землетрясения.

Наводнения занимают второе место в ряду стихийных бедствий по количеству человеческих жертв и материальному ущербу после землетрясений.

Различают прямой и косвенный ущерб от наводнения.

Прямой – это повреждение и разрушение жилых и производственных зданий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, гибель скота и урожая, уничтожение и порча сырья, топлива, продуктов питания, кормов, затраты на временную эвакуацию населения и материальных средств.

Косвенный – затраты на приобретение и доставку в пострадавшие районы продуктов питания, строительных материалов и кормов, сокращение выработки продукции, ухудшение условий жизни населения.

Возникла угроза наводнения. Что делать?

Население оповещается о прогнозах через сеть радио — и телевещания.

При угрозе наводнения проводятся предупредительные мероприятия, позволяющие снизить ущерб и создать условия для эффективных спасательных работ. Надо усилить наблюдение за уровнем воды, привести в готовность силы и средства. Проверяется состояние дамб, плотин, мостов, шлюзов, устраняются выявленные недостатки. Возводятся дополнительные насыпи, дамбы, роются водоотводные канавы, готовятся другие гидротехнические сооружения.

Жители должны быть обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнения.

Если угроза наводнения будет нарастать, то в предполагаемой зоне затопления работа предприятии, организаций, школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют по домам или переводят в безопасные места. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь переносят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды и на крыши. Скот перегоняют на возвышенные места.

Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, детские учреждения и больницы.

Эвакуация — один из способов сохранения жизни людей через эвакопункты в безопасный район пешком или транспортом.

При внезапном наводнении, люди оказавшиеся в зоне затопления, должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий и других возвышенных местах до прибытия помощи, сигнализируя спасателям белым или цветным полотнищем (днем) или источником света (ночью).

Самоэвакуация. Для этогоиспользуются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины-амфибии. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше (рис. 1).


Рис 1. Спасение людей при наводнении.

Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой — бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые.

Если вода застала вас в поле или в лесу — срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные развесистые деревья.

При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

После спада воды следует остерегаться порванных и провисших электрических проводов. Перед входом в дом или здание убедиться, что конструкции не представляют опасности. Открывают двери и окна для проветривания. При осмотре внутренних комнат пользоваться только фонарями на батарейках. До проверки электросети нельзя пользоваться источниками электроэнергии. Попавшие в воду продукты категорически запрещается применять в пищу до проверки в СЭС. Имеющиеся колодцы с питьевой водой должны быть осушены путем выкачивания воды.

ЗАТОРЫ и ЗАЖОРЫ льда на реках

Читайте также:  Признак способа расчета аванс что значит

Затор – это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив.

Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.

Зажор– явление, сходное с затором льда. Однако во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор – в конце зимы и весной.

Главной причиной образования затора является задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз по течению. При этом движущийся сверху раздробленный лед встречает на своем пути еще не нарушенный ледяной покров. Последовательность вскрытия реки сверху вниз по течению является необходимым, но недостаточным условием возникновения затора льда. Основное условие создается только тогда, когда поверхностная скорость течения воды при вскрытии довольно значительна (0,6 – 0,8 м/с и более). Различные русловые препятствия, как, например, крутые повороты, сужения, острова, изменение уклона поверхности от большого к меньшему, лишь усиливает процесс.

Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Необходимым условием образования является возникновение в русле внутриводного льда и его вовлечение под кромку ледяного покрова. Решающее значение при этом имеет поверхностная скорость течения (более 0,4 м/с), а также температура воздуха в период замерзания. Образованию зажоров способствуют острова, отмели, валуны, крутые повороты, сужение русла. Скопление шуги и другого рыхлого ледяного материала, образующегося на этих участках в результате непрерывного процесса образования внутри водяного льда и разрушения ледяного покрова, вызывает стеснение водного сечения, вследствие чего происходит подъем воды выше по течению.

Цунами — это длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне.

Механизм образования до конца не выяснен.

Цунами может пройти несколько тысяч километров, почти не уменьшаясь. Высота волны небольшая. Однако, достигнув мелководья, скорость резко уменьшается, волна вздымается на высоту м (иногда до 40м) и обрушивается со страшной силой на сушу. При этом слышны громоподобные звуки, создаваемые воздушной волной, которую водная масса несет перед собой.

Цунами может иметь серию волн (самую высокую называют главной) с интервалом в час и более.

Цунами оцениваются в баллах. Например, цунами в 5 баллов – очень сильное. Прибрежные территории затоплены; волноломы и молы сильно повреждены; крупные суда могут быть выброшены на берег; имеются человеческие жертвы; огромный материальный ущерб.

Рекомендации населению по действиям при угрозе цунами схожи с мерами, принимаемыми при землетрясениях и наводнениях. Первостепенное значение при этом приобретает быстрота действий, после получения извещения (при личном наблюдении предвестников) время для спасения измеряется в минутах, чтобы подняться на высоту не менее 30-40 метров или удалиться от берега на расстояние не менее 2-3 км.

После сигнала сирены передается сообщение с указанием времени прихода цунами к конкретным пунктам побережья, порядок действия населения, пункты сбора или маршруты самостоятельного движения. С собой необходимо брать минимум вещей, продуктов питания и деньги, документы.

Если цунами застал врасплох, необходимо принять меры самозащиты: подняться на верхние этажи, закрыть все двери на запоры, найти безопасное место (покинуть комнаты, имеющие окна или другие проемы со стороны движения волны). Вне здания волну встречать лучше на дереве, скальной преградой, зацепившись за них.

Встречая волну, необходимо набрать в легкие воздух, затем сгруппироваться и закрыть голову руками. Вынырнув на поверхность воды, сбросить намокшую одежду и обувь, приготовиться к возвратному движению волны, воспользовавшись при необходимости плавающими или возвышающимися над водой предметами. Пережив эту волну, нужно использовать перерыв между волнами для выхода в более безопасное место.

Население должно оставаться в безопасном месте до сигнала о разрешении возвратиться. При возвращении жителям необходимо соблюдать те же правила безопасности как после наводнения и землетрясения.

Источник

Оцените статью
Разные способы