Чрезмерное чтение способы устранения
Кроме указанных упражнений для развития периферического зрения эффективны упражнения с буквенными, цифровыми или любыми другими знаковыми таблицами [11] .
Упражнения для подавления артикуляции
Упражнение 1. Читайте про себя с зажатым зубами языком, рот закрыт.
Упражнение 2. Читайте про себя с зажатым в зубах предметом, рот закрыт.
Упражнение 3. Попробуйте прочитать текст про себя одновременно считая вслух или произнося, например, алфавит, стихотворение и т. д.
Упражнение 4. При чтении текста вслух рекомендуется простукивать карандашом ритм любой знакомой вам мелодии (например, на восемь ударов).
При простукивании ритма необходимо соблюдать следующие правила:
• простукивание производите по твердой поверхности стола, ударяя карандашом в одно место;
• карандаш держите в руке без напряжения;
• при простукивании в активном движении должна находиться вся рука (локоть не лежит на столе);
• контролируйте правильность ритма на слух и его непрерывность до тех пор, пока не добьетесь автоматизма.
При чтении текстов вслух с одновременным простукиванием определенного ритма освоение навыка будет осуществляться по следующим этапам:
1) удается или чтение текста с пониманием его смысла, или только простукивание ритма;
2) чтение происходит с правильным простукиванием, но без понимания смысла текста;
3) текст читается сравнительно легко, ритм простукивается без особых сбоев, но коэффициент усвоения материала низок;
4) текст читается, и ритм простукивается свободно, легко запоминается основное содержание прочитанного материала;
Полное подавление артикуляции достигается через полных 15–25 ч чтения с простукиванием. Для этого надо ежедневно читать с одновременным простукиванием в течение не менее получаса.
Упражнения для тренировки внимания
Сядьте удобно, переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными, медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем по 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Нужно заставить себя преодолеть трудность концентрации внимания на этом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние.
В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день.
Упражнения для тренировки памяти
Упражнение 1. За 6 с прочитайте и запомните названия столиц 12 государств и одновременно сгруппируйте их по частям света: Багдад, Париж, Вена, Каир, Гавана, Осло, Хошимин, Кабул, Бразилиа, Прага, Пекин, Тегеран.
Упражнение 2. В течение 20 с изучите и запомните информацию, взятую из текста «О чае»:
Чай впервые упоминается в древнекитайских рукописях, относящихся в 2700 г. до н. э.
В мире ежегодно расходуется более 2 млн т чая.
В Россию чай впервые попал в 1638 г., на четверть века раньше, чем в Англию.
Лучшие индийские чаи – дарджилингский и ассамский. Чай стареет, полгода – почти предельный срок.
Теперь попытайтесь без использования текста ответить на вопросы:
Когда и в каких источниках впервые упоминается о чае?
Когда чай был завезен в Англию?
Назовите лучшие сорта индийского чая.
Сверьте свои ответы с текстом. Выполняйте подобные упражнения при первой же возможности.
Упражнение 3. Прочитайте в течение 20 с заготовленный для вас список из 10 неоднородных слов с порядковыми номерами. По памяти запишите запомнившиеся слова и их номера. Если слово и номер совпадают, оценивайте такой ответ в 10 баллов. Если вспомнилось только слово – 5 баллов. Суммировав набранные баллы, вы получите процент эффективности вашей зрительной памяти.
Для большей достоверности данное упражнение выполните несколько раз, а за основу возьмите средний показатель. Повторяйте тест после каждой недели тренировок.
Упражнение 4. Вырежьте из картона небольшие карточки (не менее 40–50 штук), напишите на них различные слова, знаки, разложите на столе надписями вниз и перемешайте. Откладывайте последовательно пять, семь, девять карточек и, закрыв глаза, переворачивайте их надписями вверх. Открыв глаза, смотрите на карточки не более двух-трех секунд, пытаясь запомнить увиденное. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете за это время запоминать обозначения одновременно на семи-девяти карточках.
Упражнения для выработки смысловой догадки
Упражнение 1. Прочитайте текст. В нем на каждой строке пропущено по две буквы.
Первая и единственная страна на нашей .. —
..те, уже однажды применившая страшное о.. —
..е – США, – продолжает насыщать им св..
..сеналы. Эта же страна с настойчивост..
..яка «оспаривает первенство» в размещен..
..ерного оружия на территории западноев.. —
..йских стран, милитаризации космоса. Да..
..мая ухищренная пропаганда не может за.. —
..авящей верхушки США и тех, кто ее подд.. —
..вает, нацелен против тех стран, котор..
..ердо и последовательно отстаивают м.. .
Упражнение 2. Прочитайте текст, в котором пропущены окончания слов.
В окрестное. Токио действ… 71 станц… по прогнозиро… землетряс…. Их сооруже… начал… семь лет наз…, когда японс… парламе… издал соответству… закон. 20 таких станц… находят… на земн… поверх…, остальн… – в скважи…, глубоко под зем…. Станц… имею… сверхчувствитель… электрон… оборудо…; вся информа…, получае… ими, поступа… в специаль… цент…, где обрабатыва… с помощ… компью…. За пять лет, с серед… 1979 г. до серед… 1984 г., аппараты стан… зарегистри… 28 тыс… подзем… толч… различ… сил….
Упражнение 3. Прочитайте текст с пропущенными в словах двумя первыми буквами.
Впрочем, следователи… нюдь не. едлагают заменять. лимерными… гнитами.. адиционные —..таллические. У..ганических ферромагнетиков.. йдутся свои.. ласти.. именения. Их. трудно. учить чутко.. агировать на.. менения.. ешней.. еды. Они будут.. еличивать или.. еньшать милу, ..ажем в ..висимости от ..вещенности или от.. нцентрации того или.. ого газа, дксти.. ачит, обы.. гистрировать.. формацию, им не… жна. ектроэнергия. ойство.. икальное. В..рвую.. ередь им.. интересовались экологи, давно.. рспективы.. имесей.. сматривались на… ждународном.. мпозиуме «..мплексные.. тоды.. нтроля.. чества природной Среды», ..оходившем в Москве.
Упражнение 4. Возьмите любой текст. Закройте полосками бумаги по две-три буквы справа и слева страницы. Затем постарайтесь быстро его прочитать, домысливая недостающее. Проверьте правильность своих догадок.
Упражнение 5. Прочитайте текст с пропущенными словами. Старайтесь сделать это как можно быстрее.
Наибольшее … оказывают на природу … промышленности, обеспечивающие весь комплекс … человека. Среди них по величине наносимого … нужно … энергетику, целлюлозно-бумажную …, черную и цветную …, химическую и нефтехимическую … и некоторые другие …. За рубежом неоднократно … мнение, будто бы есть простой …, исключающий … цивилизации на … природную …. Он заключается в том, что … якобы должен потреблять только те …, которые дает естественная дикая …, то есть предлагает … к первобытному … жизни. В связи с этим ……, сможет ли … человек довольствоваться таким … жизни и … ли природа обеспечить хотя бы минимальные потребности для … нормального существования всего земного шара?
Проверьте правильность своих ответов: влияние, отрасли, потребностей, ущерба, отметить, промышленность, металлургию, промышленность, отрасли, высказывалось, выход, воздействие, окружающую, среду, человек, продукты, природа, возврат, образу, возникает вопрос, современный, образом, сможет, поддержания.
Приведенные комплексы упражнений при условии регулярных занятий помогут усовершенствовать технику чтения. Но эти приемы не являются единственными и главными. Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработки текста в соответствии с поставленной целью.
Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с текстом.
Источник
Чтение в чрезмерных количествах может повредить вашей карьере
Перевод статьи Кена Роджерса «Get more done by reading less: how over-consuming content might be hurting your career, and how to fix It».
Photo by Janko Ferlič on Unsplash
Одна из моих целей на следующий год – меньше читать. Не то чтобы я не считал чтение полезным, как раз наоборот. Я хочу читать меньше, потому что я потребляю слишком много контента, а на практике ничего не делаю.
Приведу пару примеров. Может, это и вас касается.
Я подписан на различные рассылки по самым разнообразным темам: веб-разработка, дизайн, предпринимательство и т. п. Жадно потребляя контент из этих рассылок, я затем ощущаю подавленность, потому что считаю себя обязанным начать действовать и испытывать все эти интересные вещи. А ведь на мое внимание претендует десяток уже начатых дел.
То же самое касается книг. Меня охватывает радостное возбуждение, когда я вижу новую книгу о том, как начать бизнес, о веб-разработке или личностном росте. Я быстро и с энтузиазмом набрасываюсь на эту книгу (временами даже до конца дочитываю), а затем день или два даже пытаюсь применять на практике какие-то советы из нее. А потом я читаю что-то другое и решаю, что нужно заняться советами из этого нового источника.
«Сразу на двух конях – седалища не хватит»,
– граф Калиостро (фильм «Формула любви»).
Я «контентозависимый», и предполагаю, что я не один такой.
Поэтому моя цель на будущий год – читать меньше, но при этом намеренно читать то, что важно. И, главное, применять на практике те вещи, о которых узнаю в книгах и статьях.
Почему следует потреблять меньше контента?
Я понимаю, что есть некая ирония в том чтобы писать контент, в котором убеждать людей потреблять меньше контента. Но если после прочтения этой статьи вы ради продвижения в своей карьере пожертвуете чтением моих материалов, что ж, я не в обиде.
Также хочу прояснить: я вовсе не имею в виду, что читать не следует вообще и никому. Я обращаюсь к группе людей, которые, как и я, страдают от синдрома «блестящего предмета» и из-за этого имеют проблемы с завершением проектов.
Если вы относитесь к числу таких людей, я думаю, что как раз в вашем случае стоит меньше читать, да и вообще потреблять меньше контента. Ведь, кроме чтения, есть еще и подкасты, курсы и видео.
То же самое касается людей, которые слишком легко отвлекаются.
У меня есть амбициозная цель начать собственный бизнес и жить независимо ни от кого за счет своих навыков веб-разработки. К сожалению, самоконтроля у меня ноль и с концентрацией тоже проблемы.
Одной из характерных черт веб-разработчика является привязанность к интернету. Большинство из нас впали в зависимость от обучения и потребления контента. На первый взгляд кажется, что это хорошо, но хорошо это только в определенных пределах.
Мы хотим изучить как можно больше и одержимо потребляем контент. Если мы не научимся это контролировать, это может стать опасным для нас самих.
Последние несколько лет я работал, как сумасшедший, но фактически достиг очень малого количества своих целей. Это дало мне понять, что без умения фокусироваться далеко не уйдешь (если вообще с места сдвинешься).
Обдумав, на что именно я отвлекаюсь и насколько часто, я понял, что главный «виновник» – потребление контента.
Также я осознал еще одну печальную вещь. На сегодняшний день я уже пять лет работаю веб-разработчиком. Я прошел бессчетное количество курсов и прочел множество руководств. А мое присутствие в интернете и мое портфолио позорно никчемны.
Причина этого, опять же, в недостатке концентрации и чрезмерном потреблении контента.
Я вижу классный новый курс или учебник, в котором разбираются потрясающие новые технологии, – и вот я уже провожу пять часов, пытаясь заставить работать какое-то случайное приложение. А ничего значительного я так и не закончил.
Ладно, мы определились, что проблемы в чрезмерном потреблении контента и недостатке концентрации на одном проекте за раз, но что с этим делать?
Я думаю, что решение можно разбить на два правила. Ну, или по крайней мере, с этого можно начать.
Правило 1. Не потреблять никакого контента, не имеющего отношения к делу
Под словом «контент» мы понимаем статьи, книги, подкасты, видео, курсы и т. д. Если только они не относятся напрямую к вашему текущему проекту, они лишние.
Радикальный шаг? Возможно. Но необходимый, по крайней мере, прямо сейчас.
Я подписан на различного рода рассылки, имеющие отношение к дизайну и разработке, и неизбежно в одной из семи будет ссылка на какое-нибудь недавно вышедшее учебное пособие. И мне будет практически невозможно от него отказаться.
А ведь есть еще и подкасты.
Поэтому, пока я не научусь лучше себя контролировать, я буду избегать потребления контента любого рода. Конечно, за исключением случаев, когда это нужно по работе.
Правило 2. Один проект за раз
Я намерен не начинать новых личных проектов, пока не закончу тот, который уже в работе.
Например, сейчас мне очень интересны бессерверные приложения, построенные с помощью Vue. Поэтому я создаю счетчик калорий и макроэлементов с использованием Nuxt, GraphQL и Netlify. И я собираюсь закончить этот проект, прежде чем браться за любые другие.
Правило насчет одного проекта за раз относится и к курсам, и к учебным руководствам. Я не буду браться за другой проект/курс/учебник, пока у меня не будет законченного продукта по текущему проекту, выложенного на GitHub.
Основная цель применения этих двух правил – перестать отвлекаться, чтобы, наконец, начать делать что-то важное.
Благодаря применению первого правила будет легче следовать второму, поскольку обычно я перескакиваю на новый проект вследствие чтения о какой-то другой технологии.
Практическая сторона вопроса
Как бы то ни было, я перешел от разговоров о своей ужасной недисциплинированности и недостатке самоконтроля к общему заявлению, что я просто начну придерживаться указанных выше правил.
Реальная жизнь редко бывает столько простой. Имея благие намерения вроде моего, мы неизбежно и почти моментально откатываемся к старым привычкам.
Мы отписываемся от рассылок – и через неделю подписываемся на что-нибудь снова.
Говорим, что закончим книгу, которую читаем. Но стоит нам услышать о другой, которая, безусловно, очень-очень нам нужна, – и мы откладываем ту, что читали, и беремся за новую.
Мы начинаем новый проект, а затем откладываем его в сторону, потому что другой проект связан со стеком, на котором нам надо сосредоточиться прямо сейчас.
Так как же заставить себя придерживаться правил и создать, наконец, свое портфолио? Я думаю, ответ лежит в изменении наших привычек.
Например, у меня в Chrome установлен RSS reader. Также на мой email приходит множество рассылок. Обычно первое, что я делал утром, было чтение почты. Шесть часов спустя я понимал, что хороший кусок дня уже потерян.
А когда мне было нечего читать, я практически всегда успевал сделать почти все намеченное.
Поэтому я удалил RSS reader и отписался от всех рассылок. Затем я заменил эту плохую утреннюю привычку на хорошую.
В «Atomic Habits» Джеймс Клир говорит о стеке привычек. Идея в том чтобы начать с одной маленькой привычки что-то делать каждое утро, а она затем потянет за собой другую, и т. д.
Мой текущий стек привычек в рабочий день выглядит так:
- Выложить нужные вещи из сумки, снять пальто.
- Набрать бутылку воды.
- Сделать чашку кофе.
- Открыть Skype.
- Проверить тикеты в Help Desk.
- Сфокусироваться на работе.
- В 10 утра проверить почту.
- Физические упражнения (Пн, Ср, Пт).
- Медитация.
- Сделать протеиновый шейк.
- Съесть обед.
- Сфокусироваться на работе.
- В 12:30 снова проверить почту.
- Сфокусироваться на работе.
- В 14:30 проверить почту и разбросать задачи на завтра.
- В 15:00 заняться текущим учебным проектом/статьей.
- Сложить сумку.
- В 16:00 уйти с работы.
У вас может быть собственное расписание, соответствующее вашим нуждам и возможностям. Идея в том, чтобы сразу по приходе на работу выполнить несколько мелких задач, которые послужат триггерами для начала других.
Я завел новый обычай писать по статье в неделю и выкладывать ее каждую пятницу. Мои учебные проекты и статьи будут связаны общими темами. В настоящее время мой учебный проект – взятие под контроль потребления контента, поэтому статья тоже об этом.
Я и дальше буду работать над созданием и интегрированием в мой рабочий процесс хороших привычек, соответственно, и статьи будут на эту тему.
Меньше читать. Больше делать.
Главная причина того, почему у меня нет солидного портфолио, это мое неумеренное потребление контента. Поэтому я решил читать меньше и при этом более избирательно. И, что более важно, я решил применять на практике прочитанное. Сейчас я применяю советы из «Atomic Habits».
1. Ограничиться статьями, руководствами, подкастами, курсами и книгами, имеющими прямое отношение к тому, чем я занимаюсь в настоящее время.
2. Не начинать новых проектов, пока не закончу предыдущий.
Если у вас похожие проблемы, пересмотрите свое расписание. Обратите внимание на свое потребление контента. Очень может быть, что сокращение чтения поможет вам в завершении текущих задач.
Источник