Читательский дневник виды примеры характеристики как способ проверки внеклассного чтения

Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто «заставили». Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Скачать шаблоны читательских дневников >>>

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.
Читайте также:  Народный способ растворения камней

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Проверка читательского дневника

Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.

Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Как вести читательский дневник: правила заполнения и оформления

  • 12 января 2021 г.
  • 7 минут
  • 27 268

Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.

Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.

Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.

Зачем нужен читательский дневник

Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.

Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.

Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.

Как выглядит читательский дневник

Вести читательский дневник можно в разных формах:

  • читательский дневник-таблица (в общей тетради или альбоме);
  • дневник-блокнот без четкого деления на пункты;
  • дневник-электронный документ;
  • дневник-презентация (позволяет добавить много иллюстраций);
  • электронная программа «читательский дневник» (пример — «Calameo»).
Читайте также:  Способ получения соевого изолята

На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.

Как писать читательский дневник

План читательского дневника состоит из следующих пунктов:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Время создания.
  4. Краткий пересказ сюжета.
  5. Главные герои.
  6. Проблематика.
  7. Впечатления от прочитанного.

С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».

Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблематика

Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.

Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.

Отзыв для читательского дневника

Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.

Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.

Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти

Правила заполнения читательского дневника

  1. Аккуратность (записи и схемы должны быть четкими и разборчивыми).
  2. Регулярность (запись в читательский дневник делайте по ходу чтения или сразу после него, не откладывайте на потом, т. к. велик риск забыть важные подробности).
  3. Честность (не хвалите книгу только потому, что она модная, пишите искренне).

Как оформить читательский дневник

Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.

Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.

Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.

Причины, чтобы сделать читательский дневник

Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:

  1. Улучшает письменную речь (учит высказываться лаконично и по существу).
  2. Развивает память (записанное всегда лучше запоминается).
  3. Помогает лучше понять самого себя (почему нравятся те или иные герои и их поступки).
  4. Дарит свободу (в дневнике можно критиковать любых авторов, даже признанных классиков).
  5. Развивает интеллект (каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста).

Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.

Источник

Методика работы с читательским дневником
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Целью данной методической разработки является систематизация этапов формирования читательского отзыва обучающихся (по годам обучения в начальной школе), развитие у них навыка осознанного чтения; умений анализировать прочитанное, представлять результаты деятельности в виде устного и письменного отзыва.

Читайте также:  Способ защиты металлов от коррозии химия

Скачать:

Вложение Размер
metodika_raboty_s_chitatelskim_dnevnikom.docx 41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с читательским дневником

Умение читать и думать над книгой задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. Исключительную важность книг для личностного становления каждого ребенка невозможно переоценить.

Проблема детского чтения существует, это отмечают многие учителя. Причина его недостаточности – переизбыток разного рода информации, редкое чтение в семьях, отсутствие осознанного умения думать над содержанием прочитанного, над книгой. Это умение является основным условием для развития устойчивого интереса к чтению.

Целью данной методической разработки является систематизация этапов формирования читательского отзыва обучающихся (по годам обучения в начальной школе), развитие у них навыка осознанного чтения; умений анализировать прочитанное, представлять результаты деятельности в виде устного и письменного отзыва.

Формирование читательского интереса происходит на уроках литературного чтения, а также через внеурочную деятельность. Методический аппарат учебника «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В., тетради «Литературное чтение» Бойкиной М. В., Виноградской Л.А. предоставляет широкие возможности для данной работы, в т. ч., и служить основой для планирования внеурочного чтения.

Чтобы глубже осознавать прочитанное, применять на практике умение не только читать и писать, но и высказывать свое мнение – на уроках литературного чтения, занятиях внеурочной деятельности целесообразно использовать читательские дневники, которые представляют собой, по сути, отзыв о прочитанном произведении. Дневники должны заполняться систематически.

Удобнее всего вести читательский дневник в виде отдельных листов (на каждое произведение отводится 1 лист), которые помещаются в файлах в папку-скоросшиватель. Страницы дневника обычно заполняются в календарной последовательности, но могут быть и тематическими (например, размещение по жанрам). В таком случае дневник должен содержать соответствующее количество разделов, а детям нужно предложить достаточное количество необходимых бланков.

Пополнение читательского дневника происходит примерно раз в неделю. Бланки выдаются обучающимся в начале знакомства с новым произведением. В конце изучения темы читательский дневник с отзывом используется при подготовке устных ответов, для проверки понимания и осмысления прочитанного, а также просто может служить способом выражения личного отношения ученика к авторской позиции. При организации внеурочной деятельности бланки читательского дневника предоставляются учащимся при объявлении темы следующего занятия.

Для формулировки отзыва предлагается план, который усложняется от класса к классу. План не должен быть объемным. Заполняется он каллиграфически правильным почерком, с минимумом орфографических ошибок. На оборотной стороне работы ученики могут по желанию поместить иллюстрацию.

Наибольшую сложность представляет выделение ребенком темы и главной мысли произведения. На этапе формирования отзыва учащимся надо помочь с этой работой. Используются соответствующие вопросы при анализе текстов произведений, иногда требуется консультация учителя, некоторым детям нужна прямая подсказка (особенно в 1-2 классах).

Больше всего детям нравится работа по осмыслению языка прочитанного произведения. Это — поиск средств художественной выразительности, устаревших слов, толкование их значений; наблюдение за особенностями речи персонажей; также тут существует возможность задать вопрос по тому или иному слову. Постоянно используются толковый, орфоэпический и другие словари, которые стоят в кабинете в свободном доступе.

Время прочтения и подписи родителей, которые предлагают некоторые учителя, на мой взгляд, неуместны. Никакой полезной информации они не несут. Зато большой интерес представляют мнение самого ученика, степень его самостоятельности, и оценка им самим выполнения данной работы. Поэтому после оформления отзыва целесообразно заполнить таблицу самоанализа.

Источник

Оцените статью
Разные способы