- «Числовые последовательности» методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока алгебры для 9 класса по теме: «Числовая последовательность» методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Числовые последовательности»
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме
Методическая разработка урока алгебры в 9 классе «Числовые последовательности». Иллюстрационные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovye_posledovatelnosti_9_klass.doc | 960 КБ |
prezentatsiya_9_klass_chislovye_posledovatelnosti.ppt | 825.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 466
Курортного района Санкт-Петербурга
Урок алгебры в 9 классе по теме
Хамина Ирина Анатольевна
- Формирование представления о числовой последовательности как функции с натуральным аргументом.
- Формирование знаний о способах задания числовых последовательностей, умений находить члены последовательности по предложенной формуле, а также умений находить саму формулу, задающую последовательность.
- Развитие умений применять ранее изученный материал.
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
- Привитие санитарно-гигиенических навыков, пропаганда здорового образа жизни.
- Организационный момент.
- Повторение видов функций.
- Подготовка к восприятию новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Знаменитые последовательности.
- Дополнительные задачи.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Оборудование и материалы.
- Рабочий лист для учащихся с планом уроков и упражнениями. Приложение 1.
- Лист с домашней работой. Приложение 2.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Презентация.
1. Организационный момент .
Последовательность — одно из самых основных понятий математики. Последовательность может быть составлена из чисел, точек, функций, векторов и т.д.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием » числовая последовательность», узнаем, какие могут быть последовательности, познакомимся со знаменитыми последовательностями.
2. Повторение видов функций .
Вам известны функции, определённые на всей числовой прямой или на её непрерывных промежутках:
- линейная функция у = кх+в,
- квадратичная функция у = ах 2 +вх+с,
- функция у = ,
- прямая пропорциональность у = кх,
- обратная пропорциональность у = ,
- кубическая функция у = х 3 ,
- функция у =|х|.
(Графики функций показываются на слайдах презентации).
Для каждой функции указать область определения и способы задания функции.
3. Подготовка к восприятию новых знаний.
Но бывают функции, заданные на других множествах.
Пример. Во многих семьях есть обычай, своего рода ритуал: в день рождения ребёнка родители подводят его к дверному косяку и торжественно отмечают на нём рост именинника. Ребёнок растёт, и на косяке с годами возникает целая лесенка отметок. Три, пять, два: Такова последовательность приростов от года к году. Но есть и другая последовательность, и именно её члены аккуратно выписывают рядом с засечками. Это — последовательность значений роста. Слайд презентации.
Две последовательности связаны друг с другом.
Вторая получается из первой сложением.
Рост — это сумма приростов за все предыдущие годы.
Рассмотрим ещё несколько задач.
Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день?
(Ответы учащихся записываются на доске: 500, 530, 560, 590, 620).
Задача 2. В период интенсивного роста человек растёт в среднем на 5 см в год. Сейчас рост у ученика С. — 180 см. Какого роста он будет в 2018 году? (2м 30 см). Но этого быть не может. Почему?
Задача 3. Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих. Через сколько дней заболеют все ученики нашей школы (300 человек)? (Через 4 дня).
Это примеры функций, заданных на множестве натуральных чисел-числовые последовательности.
Ставится цель урока: Найти способы нахождения любого члена последовательности.
Задачи урока: Выяснить, что такое числовая последовательность и как задаются последовательности.
Изучение нового материала.
Определение: Числовая последовательность- это функция, заданная на множестве натуральных чисел (слайд: последовательности составляют такие элементы природы, которые можно пронумеровать).
Понятие числовой последовательности возникло и развилось задолго до создания учения о функции. Вот примеры бесконечных числовых последовательностей, известных еще в древности:
1, 2, 3, 4, 5, : — последовательность натуральных чисел;
2, 4, 6, 8, 10, :- последовательность четных чисел;
1, 3, 5, 7, 9, : — последовательность нечетных чисел;
1, 4, 9, 16, 25, : — последовательность квадратов натуральных чисел;
2, 3, 5, 7, 11, : — последовательность простых чисел;
1, , , , :- последовательность чисел, обратных натуральным.
Число членов каждого из этих рядов бесконечно; первые пять последовательностей — монотонно возрастающие, последняя — монотонно убывающая.
Обозначение: у 1 , у 2, у 3, у 4, у 5, :
1, 2, 3, 4, 5, :п,:-порядковый номер члена последовательности.
(у п )- последовательность, у п — п-ый член последовательности.
(а п )- последовательность, а п — п-ый член последовательности.
а п-1 -предыдущий член последовательности,
а п+1 — последующий член последовательности.
Последовательности бывают конечными и бесконечными, возрастающие и убывающие.
Задание. Записать первые 5 членов последовательности:
От первого натурального числа увеличение на 3.
От 10 увеличение в 2 раза и уменьшение на 1.
От числа 6 чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза.
Эти числовые ряды тоже называются числовыми последовательностями.
5. Знаменитые последовательности:
Числа Фибоначчи. Приложение 3.
Треугольник Паскаля. Приложение 3.
Числовая последовательность считается заданной, если указан способ, позволяющий найти член последовательности любого номера.
1. Способы задания последовательностей:
(у п )- последовательность натуральных чисел, кратных трём.
(у п ): 3, 6, 9, 12, 15, :
Указать формулу п-ого члена последовательности.
Рекуррентный ( от латинского — возвращаться).
Это формула, выражающая любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие.
с п = . Запишите первые 5 членов последовательности.
(По одному человеку решают у доски, остальные — в тетради).
: 74, 81, 88, 95, 102, : Задайте формулу п-ого члена.
Рабочая тетрадь: с. 46, № 38.
3. Дополнительные задачи.
Запишите первые пять членов последовательности, заданной таким описанием: каждый член последовательности на 1 больше соответствующего члена ряда Фибоначчи.
Запишите первые пять членов последовательности, заданной формулой а п = (-3) п-1 .
Запишите первые пять членов последовательности, заданной рекуррентно:
а 1 = 4, а п+1 = а п + 2.
Запишите первые пять членов последовательности, заданной графиком:
Домашнее задание. Приложение 2.
Подведение итогов урока.
Итак, мы разобрали понятие последовательности и способы её задания. Ответьте на вопросы:
- Что такое последовательность?
- Какие виды последовательностей вы узнали?
- Какие способы задания вы узнали?
- О каких ученых и их трудах вы узнали?
- О.В. Занина , И.Н. Данкова. Поурочные разработки по алгебре. 9 класс.
- Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. Алгебра. 9 класс. Поурочные планы.
- Энциклопедический словарь юного математика.
- Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»:
- А.А.Болбас. Урок алгебры по теме «Числовые последовательности». 9 класс.
- А.В. Худякова. Урок по алгебре для 9 класса по теме «Последовательности и способы их задания».
- Е.Е. Журавлёва. Урок-лекция в 9 классе на тему «Последовательности, понятие, определение. Возрастающие и убывающие последовательности. Способы задания последовательности».
- Г.А. Бархатова. Интегрированный урок математики и валеологии на тему «Прогрессия». Решение прикладных задач.
- К. Кноп. «Трактат о кроликах, рождающих великие открытия».
- Г.И. Глейзер. История математики в средней школе.
- Ю.В. Пухначев, Ю.П. Попов. Математика без формул.
Приложение 1. Лист для учащихся.
Тема уроков «ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ».
- Повторение видов функций, определение функций, область определения функций.
2. Устное решение задач.
Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день?
Задача 2. В период интенсивного роста человек растёт в среднем на 5 см в год. Сейчас рост у ученика С. – 180 см. Какого роста он будет в 2018 году?
Задача 3. Ежедневно каждый болеющий гриппом человек может заразить 4 окружающих.
Через сколько дней могут заболеть все ученики нашей школы?
3. Определение числовой последовательности.
5. Виды последовательностей.
Задание 1. Записать первые пять членов последовательностей:
- От первого натурального числа увеличение на 3.
2. От 10 увеличение в 2 раза и уменьшение на 1.
3. От числа 6 чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза.
6. Знаменитые последовательности:
- Числа Фибоначчи.
- Треугольник Паскаля.
1. Способы задания последовательностей:
(у п ) – последовательность натуральных чисел, кратных трём .
- Табличный.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chislovaya_posledovatelnost.docx | 141.59 КБ |
9_klass_chislovaya_posledovatelnost.pptx | 1018.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 38»
Конспект урока алгебры 9 класс
Провела: учитель математики
Тема урока: Числовая последовательность
Образовательная: ввести понятие «числовая последовательность», «n-ый член последовательности»; познакомить учащихся с видами последовательностей и способами задания последовательности.
Развивающая: развитие самостоятельности, взаимопомощи при работе в группе; развитие мышления, логики.
Воспитательная: воспитание активности и аккуратности.
Оборудование: компьютер, презентация в PowerPoint, дидактические материалы.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступим к изучению одной из самых интересных темы алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». (Слайд)
На уроке мы познакомимся с понятием «числовая последовательность», рассмотрим виды последовательностей и способы их задания.
Запишите в тетрадях число и тему урока- «Числовая последовательность»
Переходим к устной работе
Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день?
Задача 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на 2. сколько бактерий будет в колонии, рожденной одной бактерией за 4 минуты?
Для того чтобы ответить, на вопрос задачи нам необходимо было составить определенную числовую последовательность
Что бы дать определение числовой последовательности и ответить на следующие вопросы обратимся к тексту учебника
3. Изучение нового материала.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на поставленные вопросы. (Самостоятельная работа по учебнику)
- Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры.
- Что такое числовая последовательность?
- Обозначение числовой последовательности.
- Какие последовательности существуют?
- Назовите способы задания последовательности.
1.Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры таких явлений и событий.
— дни недели, названия месяцев, возраст человека, номер счёта в банке, последовательно происходит смена дня и ночи, последовательно увеличивает скорость автомобиль, последовательно пронумерованы дома на улице и т. д.
2. Что такое последовательность?
-Определение: Числовая последовательность- это функция, заданная на множестве натуральных чисел
2) ее область определения – множество N.
- Виды последовательностей. Примеры
Последовательности бывают конечными и бесконечными, возрастающие и убывающие, монотонные.
Определите вид последовательности
1) 1, 2, 3, 4, 5, : — последовательность натуральных чисел;
2) 2, 4, 6, 8, 10, :- последовательность четных чисел;
3) 1, 4, 9, 16, 25, : — последовательность квадратов натуральных чисел;
4) 2, 3, 5, 7, 11, : — последовательность простых чисел;
5) — последовательность чисел, обратных натуральным.
6) 1,2,3,4,6,8,12,24 – последовательность чисел, являющихся делителями числа 24
- Способы задания последовательности. Примеры.
Числовая последовательность считается заданной, если указан способ, позволяющий найти член последовательности любого номера.
— Словесный — правило составления последовательности выражается словесным описанием.
1) Последовательность простых двузначных чисел, меньших 50, есть конечная последовательность:
11, 13, 17, 19, 23, 29. 31, 37. 41, 43, 47;
2) Последовательность четных чисел:
Графиком последовательности как функции, заданной на множестве натуральных чисел, являются отдельные, изолированные точки координатной плоскости.
Примеры:
1) последовательность a n =3n-2 можно рассматривать как функцию у=3х-2, где
х N;
2) Последовательность a n =n 2 можно рассматривать как функцию у=х 2 , где х N.
указывается формула n-го члена последовательности
Пример. Последовательность квадратов натуральных чисел задаётся формулой
— Рекуррентный ( от лат. слова recurrens – «возвращающийся»)- указывается правило позволяющее вычислить n-й член данной последовательности, если известны все её предыдущие члены.
a 1 =1, a n =a n-1 ∙n, если n≥2.
Вычислим несколько первых членов этой последовательности:
Вывод: Для рекуррентного задания последовательности необходимо:
1) знать один или два первых члена последовательности
2) указать правило для вычисления следующих членов последовательности
Итак, числовую последовательность можно задать: словесно, аналитически, рекуррентно, графически и при помощи таблицы
На прошлом уроке 2 учащихся нашего класса получили задание: самостоятельно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории математики о знаменитых последовательностях.
Числа Фибоначчи. Приложение
Треугольник Паскаля. Приложение
(По одному человеку решают у доски, остальные — в тетрадях).
1) а n = 2 n + 3; 3) а n = 100 – 10 n 2 ;
а 1 = 2 ⋅ 1 + 3 = 5; а 1 = 100 – 10 ⋅ 1 2 = 90;
а 2 = 2 ⋅ 2 + 3 = 7; а 2 = 100 – 10 ⋅ 2 2 = 60;
а 3 = 2 ⋅ + 3 = 9. а 3 = 100 – 10 ⋅ 3 2 = 10.
5) ; а 1 = 1; а 2 = ; а 3 = .
Шары, размещенные в виде треугольника так, что в первом ряду — 1 шар, во втором — 2 шара, в третьем — 3 и т.д. Сколько нужно шаров, чтобы составить треугольник из 3 рядов, 5 рядов, 7 рядов?
Числовые последовательности в литературе
Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями! Так, вспомним строки из»Евгения Онегина».
. Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить.
Ямб — это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8. Номера ударных слогов образуют числовую последовательность с первым членом 2 .
Хорей — это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют числовую последовательность: 1; 3; 5; 7.
«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. »
Последовательность: 2; 4; 6; 8.
«Я пропАл, как звЕрь в загОне»
Последовательность1; 3; 5; 7.
7. Тестовая проверочная работа
1.Последовательность задана формулой a n =5n+2 . Чему равен её третий член?
2 . Выпишите 5 первых членов последовательности, заданной формулой a n =n-3
3. Найдите сумму 6-ти первых членов числовой последовательности: 2,4,6,8,
4. Какие из перечисленных последовательностей являются бесконечно убывающими:
Итак, мы познакомились с понятием числовая последовательность и рассмотрели способы её задания.
Ответьте на вопросы:
Что такое последовательность?
Какие виды последовательностей вы узнали?
Какие способы задания вы узнали?
О каких ученых и их трудах вы узнали?
Глава IV п.17 № 224(чет), №226
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «ЧИСЛОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»
Цели урока: познакомить с понятием «числовая последовательность», рассмотреть виды последовательностей и способы их задания.
Устная работа Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день? Ответ Задача 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что н а протяжении одной минуты одна из них делится на 2. сколько бактерий будет в колонии, рожденной одной бактерией за 4 минуты? Ответ
Задача 1 530, 560, 590, 620, 650
Задача 2 2, 4, 8, 16 Ответ: 16 бактерий
Самостоятельная работа с текстом учебника Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры. Что такое числовая последовательность? Обозначение числовой последовательности. Какие последовательности существуют? Назовите способы задания последовательности.
Определение: Числовая последовательность- это функция, заданная на множестве натуральных чисел . а 1 , а 2 ,…, а n -1 ,а n , а n +1…
Виды последовательностей. Последовательности бывают конечными и бесконечными, возрастающие и убывающие, монотонные.
Определите вид последовательности 1) 1, 2, 3, 4, 5, : — последовательность натуральных чисел; 2) 2, 4, 6, 8, 10, :- последовательность четных чисел; 3) 1, 4, 9, 16, 25, : — последовательность квадратов натуральных чисел; 4) 2, 3, 5, 7, 11, : — последовательность простых чисел; — последовательность чисел, обратных натуральным. 1,2,3,4,6,8,12,24 – последовательность чисел, являющихся делителями числа 24 Задание №1.
СЛОВЕСНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТАБЛИЧНЫЙ ГРАФИЧЕСКИЙ РЕКУРРЕНТНЫЙ Способы задания последовательности
Словесный — правило составления последовательности выражается словесным описанием. Примеры. 1) Последовательность простых двузначных чисел, меньших 50, есть конечная последовательность: 11, 13, 17, 19, 23, 29 , 31, 37 , 41, 43, 47; 2) Последовательность четных чисел: 2,4,6,8,10…
Табличный способ. п 1 2 3 4 5 а п 3 6 9 12 15
Графиком последовательности как функции, заданной на множестве натуральных чисел, являются отдельные, изолированные точки координатной плоскости. Графический способ
Примеры: 1) последовательность a n =3 n -2 можно рассматривать как функцию у=3х-2, где х N ; 2) Последовательность a n = n 2 можно рассматривать как функцию у=х 2 , где х N. Графический способ
— указывается формула n-го члена последовательности. Аналитический способ
Аналитический способ Пример. Последовательность квадратов натуральных чисел задаётся формулой а n = n 2
Рекуррентный (от лат. слова recurrens – «возвращающийся») — указывается правило позволяющее вычислить n-й член данной последовательности, если известны все её предыдущие члены. Рекуррентный
Пример. a 1 =1, a n =a n-1 ∙n , если n≥2. Вычислим несколько первых членов этой последовательности: 1, 2, 6, 24, 120, … . Рекуррентный
Знаменитые последовательности ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ . 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34;55; 89; 144; 233; 377; …
Леонардо Фибоначчи (1180-1240).
Последовательность Фибоначчи в природе
Треугольник Паскаля Бесконечная числовая таблица треугольной формы, где по боковым сторонам стоят 1, а каждое из остальных чисел равно сумме двух чисел, стоящих над ним слева и справа.
Блез Паскаль (1623 — 1662)
О шарах Шары, размещенные в виде треугольника так, что в первом ряду — 1 шар, во втором — 2 шара, в третьем — 3 и т.д. Сколько нужно шаров, чтобы составить треугольник из 3 рядов, 5 рядов, 7 рядов? Ответ
Чтобы составить треугольник из 3-х рядов нужно 6 шаров. Чтобы составить треугольник из 5-ти рядов нужно 15 шаров. Чтобы составить треугольник из 7-ми рядов нужно 28 шаров.
Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями! Так, вспомним строки из»Евгения Онегина». . Не мог он ямба от хорея, Как мы не бились отличить. Ямб — это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8. Номера ударных слогов образуют числовую последовательность. Хорей — это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют числовую последовательность 1 ; 3; 5; 7. Числовые последовательности в литературе
Примеры «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. » «Я пропАл, как звЕрь в загОне» Последовательность: 2; 4; 6; 8. Ямб Хорей Последовательность: 1; 3 ;5; 7. Б. Л. Пастернак А.С. Пушкин
1.Последовательность задана формулой a n =5n+2 . Чему равен её третий член? а) 3 б)17 в) 12 г) 22 2 . Выпишите 5 первых членов последовательности, заданной формулой a n =n -3 а) -3,-2,-1,0,1 б) -2,-1,0,1,2 в) 0,-2,-4,-16,-50 г) 1,2,3,4,5 3. Найдите сумму 6-ти первых членов числовой последовательности: 2,4,6,8,… а) 66 б) 36 в) 32 г) 42 4. Какая из перечисленных последовательностей является бесконечно убывающей: а) б) 2,4,6,8,… в) г) П роверочная работа
Ответы: 1) б 2) б 3) г 4) г
Домашнее задание Глава IV п.17 № 224(чет), №226
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План — конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме » Немецкая пресса для подростков» и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой » Шаги 5″ для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме «Немецкая пресса для подростков» и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме «СМИ» .
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль «Фотоэффект» для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.
Конспект урока литературы на тему:»Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова»Кому на Руси жить хорошо»,конспект урока литературы на тему:»Жизнь и творчество М.Цветаевой»
конспект урока по литературе .Работа в группах.
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ.
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .
Конспекты уроков фитбол — гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: «Влияние физических упражнений на здоровье школьников»,»Профилактика травматизма на урока ФК».
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом.
Источник