- Образование числительных
- Словообразование имён числительных
- п.1. Образование количественных числительных
- п.2. Образование собирательных числительных
- п.3. Образование дробных числительных
- п.4. Образование порядковых числительных
- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
- Числительное образованное суффиксальным способом
Образование числительных
ОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Количественные сложные числительные образованы при помощи суффиксов (два —
двадцать); сложением (три и сто = триста), составные числительные состоят из нескольких слов (тридцать два)
Собирательные числительные образованы при помощи суффикса -оj- (два — двое) и -ер- (четыре — четверо)
Порядковые числительные (кроме первый, второй) образуются от количественных: три — третий, пять — пятый
Большинство простых и сложных порядковых числительных образуется от соответствующего порядкового числительного путём прибавления к основе нулевого суффикса и родовых окончаний: пять – пятØый, двенадцать – двенадцатØый. Исключения: числительные первый, второй (ср. один, два).
При образовании сложных порядковых числительных появляется внутреннее окончание (триста -трехсотый), а при образовании составных изменяется только последнее слово (триста двадцать — триста двадцатый)
Составные порядковые числительные образуются путём прибавления нулевого суффикса и родовых окончаний к последнему числительному (двадцать пять – двадцать пятØый, триста двенадцать – триста двенадцатØый
Сложные числительные от одиннадцати до двадцати, а также двадцать и тридцать имеют общую часть —дцатъ. По своему происхождению дцать есть сокращённое и изменённое в произношении числительное десять. Одиннадцать обозначало один на десяте(и), тринадцать – три на десяте(и) и т. п. Числительные двадцать, тридцать произошли от два десяти, три десяти (т. е. два раза десять, три раза десять). Числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят и восемьдесят обозначали пять десятков, шесть десятков, семь десятков, восемь десятков. Вторая часть десят является старым род. пад. множ. числа от десять.
Порядковые числительные образуются от корней количественных числительных: пять пятый, семь седьмой, двадцать двадцатый, двадцать три двадцать третий, двести двухсотый, девяносто тысяч девяностотысячный. Только порядковые числительные первый и второй образованы от других корней, чем соответствующие им количественные числительные (один, два).
Источник
Словообразование имён числительных
п.1. Образование количественных числительных
Простые имена числ. от 1 до 10, а также сто, сорок и тысяча представляют собой словообразовательную базу для остал. числительных.
Числ. 11 – 19 произошли от числ. 1 – 9 + на десяте (форма древн. местн. падежа), а двадцать и тридцать — от два, три + десяти (форма Им. п. двойствен. ч.). Эти числительные включают в себя такие суффиксы, как -надцать и —дцать.
Сложные числ. 50 – 80 были образованы из сочетаний простых числ. с устаревшей формой десят (Р. п. мн. ч.), а числительное 90 – «девять до ста». Числ. 200, 300, 400 и полтораста образованы из сочетаний две сът (Им. п. двойствен. ч.), три ста, четыре ста (Им. п. мн. ч.), а 500 – 900 произошли от сочетаний простых числ. и Р. п. мн. ч. числительного сто.
Составные числ. образуются из сочетаний простых и сложных числ.: тысяча пятьсот тридцать семь.
п.2. Образование собирательных числительных
Собирательные имена числительные образ-ся от количеств. числ. при помощи суффиксов -оj- (два → двое, три → трое) и -ер- (пять → пятеро, семь → семеро).
п.3. Образование дробных числительных
Дробные имена числительные образуются сочетанием количественного числительного в форме Им. п. (числитель дроби) и порядкового в форме мн. ч. Р. п. (знаменатель дроби): пять седьмых, шесть восьмых.
п.4. Образование порядковых числительных
Порядковые имена числительные образуются от соответствующих им количественных: семь → седьмой, девять → девятый. Исключения: один → первый, два → второй.
Источник
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник
Числительное образованное суффиксальным способом
Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
Морфема — это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части — минимальная и значимая: морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных.
Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем.
Чередования гласных (символом # здесь и далее в тексте обозначается морфологический ноль, определение понятия «морфологического ноля» см. ниже):
о / # (беглый гласный): сон — сна ;
е / #(беглый гласный): день — дня ;
е / о: бреду — бродить ;
о / а: смотреть — посматривать ;
е / о /# / и : соберу — сбор — собрать — собирать ;
о / у / ы: сох — сухой — высыхать ;
Чередования согласных и их сочетаний:
1) чередование парных твердых с парными мягкими:
[б] — [б’]: моль[б]а — моль[б’]е ;
[в] — [в’]: тра[в]а — тра[в’]е ;
[г] — [г’]: но[г]а — но[г’]е и т. д.
2) чередование заднеязычных с шипящими:
г / ж: нога — ножка ;
к / ч: рука — ручка ;
х / ш: муха — мушка ;
3) чередование зубных с шипящими:
д / ж / жд: водить — вожу — вождение;
т / ч / щ: светить — свечу — освещение ;
з / ж: возить — вожу ;
с / ш: носить — ношу ;
ц / ч: огурец — огурчик ;
ст / щ: грустить — грущу ;
4) черередование губных с сочетанием губной + [л’]:
б / бл: любить — люблю ;
п / пл: купить — куплю ;
в / вл: ловить — ловлю ;
ф / фл: графить — графлю ;
м / мл: кормить — кормлю .
В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак — казацкий , друг — друзья .
Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а — ру[к’]е.
Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например:
[с] / [с’] / [ш]: нёс — носить — ноша ;
[в] / [в’] / [вл’]: лов — ловить — ловлю .
Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
а (я) / им: снять — снимать ;
а (я) / ин: жать — пожинать ;
и / ой: бить — бой ;
е / ой: петь — пой .
В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход — хожу — хаживать — хождение (о / а, д / ж / жд).
Классификация морфем русского языка.
Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов ( дом ) и без окончаний ( метро ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть , агит-ирова-ть / агит — ациj-я .
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс
Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.
Приставка — словообразующая морфема, стоящая перед корнем ( пере-делать , пре-хорошенький , при-морье, кое-где ), в том числе и перед другой приставкой ( до-разо-брать , не-раз-борчивый ).
Словообразующий суффикс — словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия ( стол-ик , красн-е-ть ); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а .
Постфикс — словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.
В русском языке представлены постфиксы — ся(-сь ), — то , — либо , — нибудь ( умы- ть-ся , к-ого-либо ).
Основа и формообразующие морфемы (флексии)
В словах выделяют основу и формообразующие морфемы (флексии). Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий его лексическое значение. Основой является часть слова без флексий. Основа может состоять только из корня ( пе-ть ) или из корня и аффиксов ( подпева-ть ).
Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Формообразующие морфемы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения, имеющие типизированное формальное выражение (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.). Различие между окончаниями и формообразующими суффиксами заключается в характере выражаемого ими грамматического значения и их роли в синтаксической связи слов в предложении (см. далее разделы «Окончание», «Формообразующий суффикс»).
У изменяемых слов может быть представлено только окончание ( парт-а , сто-ит ), только формообразующий суффикс (стоя-ть, красив-ее) или и окончание, и формообразующий суффикс ( стоя-л-а , красив-ейш-ий ). В последнем случае формообразующий суффикс стоит перед окончанием.
Обычно флексии располагаются в конце слова, но в некоторых словах основа может быть прервана флексиями. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразовательный постфикс -ся/-сь ( учи-л-а-сь ), неопределенных местооимений, содержащих постфиксы — то , — либо , — нибудь ( к-ого-либо ), которых сложных существительных ( диван-а-кроват-и ) и числительных ( пят-и- десят-и ). Такие основы называются прерывистыми.
Помимо окончаний и формообразующих суффиксов непостоянные грамматические признаки слов могут передаваться морфемами других типов: формообразующими постфиксами, формообразующими приставками и морфемами, традиционно обозначаемыми термином «формообразующие частицы».
Формообразующими постфиксами принято считать морфему — ся со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах ( дом строит-ся рабочими ), так и в изучаемых причастных ( строящий-ся рабочими дом ), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. ( пойдем-те ).
Формообразующими приставками являются приставки по — и наи -, факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а по — , также и наречия ( по-выше , наи-высочайший ).
Ряд форм глагола образуется с помощью вспомогательных компонентов бы, пусть , пускай ( прочитал бы , пусть прочитает ), которые входят в состав глагольной формы, выражая непостоянные признаки наклонения, и, следовательно, по своей функции являются флексиями.
У изменяемых слов часто бывает несколько различающихся модификаций основы. Так, в разных формах существительного мать представлены основы мат’ — и матер’ -, у прилагательного высокий — основы высок -, высоч — ( высоч — айш-ий ) и выш — ( выш-е ). Несколько модификаций основы представлено почти у всех глаголов.
Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об отдельной основе прошедшего времени.
Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть , грыз-ть , плес-ти , бере-ч ь (или беречь — #).
Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего / простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш -ут, работаj -ут, леч -ат.
Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразующий суффикс прошедшего времени — л — или — # — и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес — л -а, писа — л -а.
У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj — и чита -, рисуj — и рисова -, бег — и бежа -, говор — и говори -. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: ( ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени ( ш -л-а).
Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере -ть, тер -л-а, тр -ут; мокну -ть, мок -л-а, мокн -ут.
Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес -ти, нес -л-а, нес -ут; вез -ти, вез -л-а, вез -ут.
Разные глагольные формы образуются от разных основ. От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
инфинитивная основа прош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл.
основа наст. / буд. вр. наст. вр. (личн. и прич. формы) / буд. вр. (личн.), повелит. накл.
У одних глаголов основы различаются за счет чередований:
писа-ть — писа-л (бы) — писа-вш-ий
пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и .
У других глаголов основы различаются усечением или наращением, представленным в основе настоящего / простого будущего времени:
чита -ть — чита -л (бы) — чита -нн-ый
читаj -ю — читаj -ющ-ий — читай ;
говори -ть — говори -л (бы) — говори -вш-ий
говор -ю — говор -ящ-ий — говор — и.
У единичных глаголов представлены супплетивные основы: ид -ти — ше -л.
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов- ый ученик), управления (письмо брат- у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид- у , ты ид- ешь ). Если флексия выражает хотя бы одно из указанных значений (род, лицо, число, падеж), она является окончанием; при этом окончание может выражать также и другие грамматические значения.
Так, например, окончание глагольной формы ид-у выражает помимо значений 1-го лица и единственного числа также значения изъявительного наклонения и настоящего времени.
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов ( если ), наречий ( весьма ), неизменяемых существительных ( такси ) и прилагательных ( хаки ). У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива, деепричастия, простой сравнительной степени.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и- ст-а , тр-ёх-сот -…, диван -… — кровать -…, диван- а -кроват- и .
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание — а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, — у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же материально выраженного окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1. Существительные мужского рода 2 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: мальчик -#… — И.п., стол -#… — И./В.п.
2. Существительные женского рода 3 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: ночь -#….
3. Существительные всех родов в Р.п. множественного числа: стран -#…, солдат -#…, болот -#…. В этой грамматической форме могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч — ей — стат- ей.
Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей , ноч-ами . Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей -… — стать [й’-а] — стать [й’-а]ми . Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj -ями.
Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на — ия , — ие , — ий . Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями.
Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений -…, гениj — я , гениj — ю — участков — ый , участков — ого , участков — ому
армиj — я , армиj — ей — столов — ая , столов — ой и т. д.
4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив -…, умен -….
5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число И.п. син — ий лисий -…
Р.п. син — его лисьj — его
Д.п. син — ему лисьj — ему
Т.п. син — им лисьj -им
П.п. (о) син — ем (о) лисьj — ем
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от уществительных: мама / мам-ин -…, лиса / лис-ий -…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных — ий — реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве.
6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л -… (бы) — ср.: дела-л-а , дела-л-и .
7. Глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш — и -#…, пиш — и — те .
8. В кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н -#….
Другим видом флексий является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.; формообразующий суффикс не может служить средством согласования или управления, то есть не участвует в оформлении синтаксической связи слов. Так, например, в словоформе читавший две флексии — это окончание -ий, выражающее непостоянные признаки рода, числа и падежа и служащее для связи этого причастия с существительным ( читавший мальчик — И. п., м. р., ед. ч.; читавшую девочку — В. п., ж. р., ед. ч.) и формообразующий суффикс — вш -, который обозначает действительный залог и прошедшее время и не участвует в согласовании.
В основном формообразующие суффиксы представлены в глагольных формах: то суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм.
Кроме глагола формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.
В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы.
1. Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть , нес-ти . У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе — чь или печь -#, где # — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.
2. Прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- ( дела — л -…) и -#-: нёс — # , ср.: нес — л — а .
3. Эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л -#… бы , нёс — # -… бы.
4. Повелительное наклонение образуется суффиксами — и — ( пиш — и -…) и -#- ( делай -#-…), ( сядь -#-…).
Для понимания того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и . В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj — ю — читай . Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай -#-… (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.: читай -#- те ).
5. Причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т -: бег-ущ-ий , взя-т- ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).
6. Деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи) : делаj-я, буд-учи .
7. Простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е ( выш-е ), -ее/-ей ( быстр-ее ), -ше ( рань-ше ), -же ( глуб-же).
8. Простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш-/-айш- ( быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).
Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:
а) суффикс, образующий форму прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа ( нёс -#-…). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- ( нес — л — а );
б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше ( делай — # -…, вынь -#-…).
Источник