Великие учителя и педагоги мира
Начало этой недели ознаменовалось в Крыму (и не только) началом нового учебного года. Тысячи школьников и студентов отправились в классы и аудитории за новой порцией знаний и умений.
Как сообщают в Министерстве образования Республики Крым, в этом году за парты в школах полуострова село рекордное количество первоклашек – 23700 человек. Всего же крымские школы в новом учебном году приняли под свое крыло 208 тысяч ребят. Уже известны и даты каникул.
Но учебный процесс – это не только подрастающее поколение, ученики, пришедшие постичь азы науки и расширить свою базу знаний. Учение, разумеется, невозможно без наставников, без учителей, не только вкладывающих в голову своих юных слушателей новый материал, но и служащих для учеников примером, помогающих воспитать новых, достойных членов общества.
Во все времена существовали педагоги, вносившие неоценимый вклад в образовательный и воспитательный процесс. Достойный учитель верит в своего ученика и уважает его – эту незыблемую истину поддерживали Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень. Руссо считал свободное развитие основой воспитания, а чешский просветитель Ян Коменский (XVII век) считал, что только чувства, разум и вера помогут пробудить у ребенка интерес к учебе. Однако массовое воплощение эти идеи находят в начале XX века, благодаря педагогам-новаторам. Им и посвящена статья «Великие педагоги мира«.
Антон Семенович Макаренко
Очерк «Великие учителя мира» нельзя написать без упоминания его имени. Согласно позиции ЮНЕСКО, сформированной в 1988 году, определившими способ педагогического мышления в XX веке можно назвать четырёх педагогов. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Семенович Макаренко, чье имя стало, в каком-то роде, нарицательным.
Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать Антон Семенович начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял свое призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей.
Авторская методика обучения и воспитания, сформированная Макаренко, вполне пригодна и в наши дни, несмотря на то, что мир вокруг стремительно меняется, и рушатся ранее непоколебимые принципы и догмы.
Одна из основ методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. В какой-то мере это идет в разрез с нынешней идеализацией индивидуальности ребенка, однако без взаимодействия с коллективом, как мини-моделью социума, адаптация ребенка к взрослой жизни просто невозможна. Кроме этого, при данной методике формируется чувство социальной ответственности, приводящее ребенка к пониманию, что правильно не только «получать», но и «отдавать».
Важной частью в системе воспитания Макаренко является труд. Труд, направленный на определенные цели, придающий мотивацию и приносящий радость от получения результата, по мнению Макаренко, формирует самосознание ребенка, обучая ценить свое и чужое время, понимать важность физического труда, уважать его.
Не последнюю роль в воспитании подрастающего поколения Антон Семенович отводил личному примеру. Обращаясь к родителям в своих трудах, педагог отмечал: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, то вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».
Мария Монтессори
Мария Монтессори, ставшая первой женщиной в истории Италии, получившей медицинское образование, наряду с Антоном Макаренко названа ЮНЕСКО учителем, повлиявшим на систему образования XX столетия.
Во время обучения и медицинской практики, будущая создательница известной сегодня во всем мире «методики Монтессори», уделяла пристальное внимание проблемам развития и адаптации детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Именно Монтессори стала одной из первых, выдвинувших теорию не только медицинской, но и образовательной проблемы при взаимодействии общества и детей, страдающих отклонениями нейропсихологического спектра.
На своем примере Мария Монтессори доказала, что нужно не только лечить, но и учить особенных детей, и что методика такого рода приносит свои плоды. В 1900 году, возглавив первую в Европе ортофреническую школу (учебное заведение для детей с отклонениями), Монтессори начала внедрять свою систему обучения, которая очень скоро дала великолепнейший результат. Маленькие особенные пациенты Марии раньше своих сверстников, которые развивались без отклонений, научились читать, писать и считать.
Если дети, которые ранее считались безнадежными, достигли таких результатов, то что же говорить о детях здоровых? В 1907 году Монтессори открывает школу для обычных детей в одном из беднейших кварталов Рима, её знаменитый «Дом ребёнка».
Одним из важнейших постулатов методики является создание для ребёнка специально подготовленной образовательной среды, где он может самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал. Роль педагога в этом процессе очень сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведёт ребенка, а сам идет за ним. Педагог, работающий по системе Монтессори, признаёт за каждым ребёнком стремление к самостоятельности, позволяет ему самому искать ответы на вопросы.
«Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», — писала Мария Монтессори.
«Помоги мне это сделать самому» — таков основной принцип функционирования методики, которая, вот уже больше столетия не теряет популярности.
Януш Корчак
Псевдоним Януш Корчак польский юноша Эрш Хенрик Гольдшмит взял в 20 лет. Под этим именем его знают сегодня во всем мире, как писателя, педагога и великого гуманиста, борца за права детей.
Перу Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании, и среди них знаменитые «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение». Правам детей педагог уделяет особое внимание, призывая взрослых признать, что воспитание ребенка без участия самого ребенка невозможно. А малыш, в свою очередь, имеет право на свое мнение, имеет право требовать внимания и помощи, имеет право быть не идеальным и иметь свои маленькие тайны. Каждому ребенку Корчак позволял немного побыть «маленьким взрослым», напоминая родителям о том, что готовить подрастающее поколение нужно к реальной, а не вымышленной сказочной жизни, осознавая при этом, что педагогика – это наука о человеке, пусть и маленьком.
Свою жизнь Корчак посвятил спасению и обучению детей, оставшихся без родителей, основав в 1911 году Дом сирот. Они заменили Янушу семью (родных детей у великого учителя не было). Со своими ребятами Корчак оставался до конца. Когда в 1940 году педагог вместе с воспитанниками оказался перемещен в Варшавское гетто, многие его почитатели среди влиятельных людей хотели поспособствовать побегу Корчака, замене документов и фамилии на «нееврейские». Соратник Корчака вспоминал реакцию друга на предложение бежать: «Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»
6 августа 1942 августа Януш Корчак, возглавив колонну из своих воспитанников, шагнул в пасть газовой камеры концентрационного лагеря Треблинка.
Василий Сухомлинский
Выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский, как и Антон Семенович Макаренко, начал преподавать в юном возрасте (с 17 лет) и также с успехом окончил Полтавский педагогический институт. Учителями стали и трое его братьев, воспитанных вместе с Василием в небогатой крестьянской семье.
В 1941 году Василий Александрович добровольцем уходит на фронт и лишь чудом выживает после тяжелого ранения в боях при Москве. В его груди навсегда остается осколок снаряда. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы, и этот пост занимает до самой своей смерти.
Василий Александрович Сухомлинский является автором сорока монографий и брошюр. Его перу принадлежат более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском.
Педагогическая система, созданная Сухомлинским, основывается на принципах гуманизма и признании ценности личности ребенка. Процесс обучения по Сухомлинскому сегодня можно определить как радостный труд, воспитание гордости труженика, важности создания полезного для общества. Свои успехи ребенок должен ощущать, переживать, осознавать себя как личность, понимать ответственность перед родителями, товарищами, социумом. Важная роль в обучении была отведена и творческой составляющей: сочинению вместе с детьми сказок, стихов, чтению книг.
Недостаточный уровень интеллектуального и культурного развития Василий Александрович называл одной из основных причин подростковой преступности.
«Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг. Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки»
В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Джон Дьюи
«Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него» — такова основная идея педагогического учения Джона Дьюи, американского психолога, социолога и философа. Именно его идеи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу.
Джон Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь, для чего школьную жизнь необходимо было максимально приблизить к повседневной.
Содействие к развитию ребенка стало главнейшим принципом системы образования по Дьюи. Если в рядовом учебном заведении ребенок обзаводится знаниям, а потом учится применять их в жизни, то у Дьюи ученик, получает нужные навыки и знания непосредственно в процессе решения проблемы.
Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.
Редакция «Объявлений Крыма» поздравляет своих читателей с новым учебным годом и желает всем, кто отправился в учебные заведения в статусе учеников и студентов успехов в постижении науки, приобретения новых знаний и полезного опыта!
Уважайте и цените труд педагогов, и помните, что только при взаимном уважении возможно должное течение образовательного процесса и получение важных жизненных уроков.
Источник
Кто определил педагогические мышление ХХ века? Мария Монтессори
Накануне учебного года родилась одна из величайших педагогов ХХ века — Мария Монтессори. 31 августа 1870 года в итальянском городке Кьяровалле на свет появилась девочка, чье имя много лет спустя по решению ЮНЕСКО было включено в короткий список из четырех педагогов, определивших педагогическое мышление прошлого столетия.
Монтессори довелось учиться и работать в те времена, когда главным уделом женщины считали дом и семью. Большую роль в жизни сыграла мать, которая вселила в нее убеждение, что человек сам может выбирать свою судьбу. У Марии были математические способности, но посещать техническую школу девочкам не разрешали. Несмотря на препятствия, при поддержке родителей она добилась своего и получила аттестат.
После этого она решила стать детским врачом, и это было слишком смелым вызовом обществу. Это решение считали не просто странным, а даже неким извращением — врачами могли быть только мужчины. Даже отец не одобрял ее выбор, и они перестали общаться. Но опять-таки, целеустремленность Марии помогла ей поступить в медицинский университет и успешно его закончить. Но каких усилий ей это стоило! Многие сокурсники открыто игнорировали ее, не разговаривали, не оставляли места в аудитории. Считалось недопустимым, чтобы она училась в анатомическом зале, где находились трупы голых людей. Ей приходилось практиковаться по ночам.
Было так тяжело, что девушка даже хотела бросить учебу. Но однажды, случайно увидев играющего на улице ребенка, на нее как будто снизошло озарение: она почувствовала свое предназначение. Для того чтобы оплачивать университет, она работала с умственно отсталыми детьми, которых бросили родители. Во время этой работы она сформировала главные принципы своей будущей педагогической методики. Отец снова принял свою дочь лишь после того, когда ее признали первой женщиной-врачом в Италии.
Много лет Мария посвятила психиатрии. В работе с умственно отсталыми детьми она добивалась значительных результатов. Вопреки распространенному мнению, она считала, что не все дети потеряны для общества и нужно приложить максимум усилий, чтобы адаптировать их к жизни в обществе. Многие ее ученики справлялись с учебой на таком же уровне, как и полноценные дети, а некоторые даже лучше.
В 1907 году она открыла школу для детей, который назвала Дом ребенка. Вся обстановка, обучение и воспитание были построены на принципах Монтессори, которые педагог положила с основу своей педагогической системы. Вначале эти принципы использовались в работе с детьми с умственной отсталостью и педагогической запущенностью. Но через некоторое время их начали применять и в работе со здоровыми детками.
Признание и успех сопутствовали ей уже при жизни. Мария много выступала с лекциями в разных странах. Педагоги приезжали перенимать опыт, открывали курсы и детские сады. Дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая посетила Дом ребенка и увидела здесь много реализованных идей отца. Русский педагог Юлия Фаусек открыла в России первый детский сад-Монтессори. В советское время была предпринята попытка перехода детсадов на новую образовательную систему. Но, как и в других сферах, эту инициативу ждала неудача — Сталину не понравились новаторские принципы обучения. Методику объявили реакционной и вредной. Последний детсад, основанный Фаусек, был закрыт в 1930 году.
Монтессори всю свою жизнь посвятила чужим детям, а воспитывать своего ребенка не могла. Со своим возлюбленным, врачом Джузеппе Монтессано, они договорились, что каждый должен реализоваться в профессиональной сфере, поэтому будут жить без официальной регистрации. Ведь по законам того времени, замужняя женщина должна была оставить работу. В 26 лет она забеременела, но рождение ребенка вне брака означало публичный скандал. Более того, мать Джузеппе была категорически против этого союза, и ребенок родился незаконнорожденным. Это обстоятельство могло сильно повредить ее работе и самому ребенку, и сына пришлось отдать в деревню, где тот воспитывался в фермерской семье. Сейчас можно осуждать ее за этот поступок, но в те времена законы общества были суровы. Несмотря на то что она постоянно их ломала, здесь пришлось отступить.
Она иногда навещала сына, но не говорила ему правду. Но когда мальчик подрос, то заявил, что знает, что она его мать и попросил забрать к себе. Близкое окружение знало про ее личную драму, но ей еще долго приходилось называть сына племянником. Марио стал яростным приверженцем педагогики и продолжал дело своей матери до конца жизни. В 1929 году они основали Международную Монтессори Ассоциацию, которая работает до сих пор.
Сильный удар ее ждал, когда муж объявил о том, что уходит из семьи и женится на другой женщине. Она так и не смогла его простить. Полностью погрузилась в работу и учебу, освоив дополнительно антропологию и психологию. Еще один удар — смерть матери. Сильная женщина не показывала своих чувств, но три дня не ела, а черную одежду носила двадцать лет.
Мария вела активную общественную деятельность, много ездила по миру, встречалась с известными людьми, боролась за права женщин, во время мировых войн выступала с пацифистскими лозунгами. Муссолини в первые годы своей власти усмотрел в ее педагогических принципах путь развития нового общества. Начали массово открываться школы. Но сотрудничество длилось недолго. Методика предполагала, что дети должны воспитываться свободными и иметь свое собственное мнение. А фашистскому режиму Муссолини необходимо было послушное общество. В 1931 году Мария спешно покинула страну и больше никогда не возвращалась на родину. А диктатор приказал закрыть все школы Монтессори, что было сделано в течение месяца.
Педагог жила в Англии, Голландии, но после прихода к власти Гитлера ее последователей начали преследовать, школы закрывать, а книги сжигать. Вместе с сыном она улетела в Индию. На то время 90% жителей британской колонии были неграмотны. Она прожила в Индии семь лет, постоянно была занята открытием новых школ и обучением педагогов.
После окончания Второй мировой войны у нее появилась возможность вернуться в Амстердам. До конца своих дней она занималась педагогической деятельностью, чтением лекций, научной работой. Ее дом стал мировым центром образования. Трижды ее номинировали на Нобелевскую премию мира.
Зигмунд Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен». В наше время во всем мире работает 8 тысяч школ-Монтессори и 14 тысяч школ, где применяются ее методы. Мария говорила: «Дети для меня — неисчерпаемый источник надежды».
Источник