Четыре педагога определивших способ педагогического мышления
Валентина Наседкина запись закреплена
Дети нашей земли русской.
#Антон_Макаренко #русские_писатели #советские_писатели #русские_педагоги #советские_педагоги
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Антон Семёнович МАКАРЕНКО
(1 (13) марта 1888, Белополье, ныне Сумская область, Украина — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель.
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Отец Макаренко — маляр-полировщик вагонных мастерских, участвовал в забастовках 1905. Макаренко окончил в 1904 4-классное училище в г.Кременчуге (в 1901 отец был переведен в г.Крюков Посад Кременчугского уезда.). После окончания в 1905 одногодичных педагогических курсов работает учителем в железнодорожном училище; принимает активное участие в подготовке съезда учителей; в 1911—14 преподает в железнодорожном училище на станции Долинская Южных железных дорог.
В 1914-17 учится в Полтавском учительском институте, окончил институт с золотой медалью.
В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. По окончании института заведовал городским училищем в г.Полтаве, был членом губернского правления союза работников просвещения.
В 1915 (по др. сведениям — 1914) Макаренко написал первый рассказ «Глупый день» и отправил его М.Горькому, который поддержал тему, но отметил слабое лит. исполнение.
В течение 13 лет после этого Макаренко писательской деятельностью не занимался, но вел записные книжки.
В 1920 Макаренко организовал под Полтавой колонию для несовершеннолетних правонарушителей и до 1928 заведовал ею. Позже колонии было присвоено имя М.Горького (по инициативе М.).
В 1922 Макаренко начал учиться в Центральном институте организаторов народного просвещения, но оставил учебу и возвратился в колонию. В колонии им. М.Горького, а затем в трудовой коммуне им. Ф.Дзержинского (работает в коммуне с окт. 1927) Макаренко осуществляет на практике разработанную им педагогическую систему, которая приводит к уникальным результатам: беспризорные, израненные сиротством подростки становятся деятельными людьми, находят свое место в жизни. Педагогические достижения выдвигают Макаренко в число самых известных деятелей культуры (хотя Макаренко и приходилось преодолевать немало коварных трудностей в отстаивании своих принципов перед педагогами). В стране, заполоненной в те годы из-за революции, Гражданской войны, начинавшихся репрессий беспризорными детьми, являвшими собою не только социальную беду, но и немалую социальную опасность, успех Макаренко вселял в общество надежду на то, что дети, выброшенные историей на улицу, могут вновь стать достойными гражданами страны.
В 1930-е Макаренко много выступает с докладами о воспитании подростков.
В 1928 в колонию и в трудовую коммуну приезжает М.Горький. В статье «По Союзу Советов» (1929) М.Горький напишет о Макаренко как о выдающемся педагоге. В работе Макаренко он увидел «новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной, творческой дисциплины» (Беседа с начинающими писателями // Макаренко А. СС. Т.7. С.154). М.Горький сыграл большую роль в судьбе Макаренко, он высоко ценил человеческие качества Макаренко, поддерживал его педагогические и литературные начинания. Сохранилась обширная переписка Макаренко и Горького в 1925- 35; Макаренко посвятил Горькому несколько статей (СС. Т.7. С.287-374).
Педагогическая идея Макаренко зиждилась на возвышении личности. Осуществляя свою педагогическую концепцию, в колонии, а затем и в трудовой коммуне Макаренко устанавливал достаточно жесткий, несколько военизированный распорядок жизни для подростков, где лидеры назывались не иначе как командирами. Иерархия подчинения, соподчинения пронизывала взаимоотношения колонистов. Это помогало Макаренко создавать такую дисциплину, при которой ничто не могло помешать личности раскрыть себя в поступках (командир — на защите личности в ее взаимоотношениях с окружающими). Сам Макаренко был также «очень похож на комиссара эпохи Гражданской войны: немногословный, строгий, уверенный в себе человек, без лишних жестов и суетливых улыбок. что-то непреклонное, несокрушимое, властное. Ни раньше, ни потом я не видел, чтобы люди так благодарно и преданно любили своего воспитателя» (Чуковский К. Макаренко // Чуковский К. СС: в 6 т. Т.2. М., 1965. С.554-555). Макаренко утверждал, что «проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется только в некоторых людях, по какому-либо социальному выбору, нет проблемы личности. » (СС. Т.7. С.13). Выступая перед ленинградскими учителями в 1938, Макаренко говорил о своей главной педагогической «ереси» как о способности видеть в каждом, даже в правонарушителе, «прекрасного человека», который «и должен поступать, как всякий человек, настолько должен», что Макаренко «считал себя вправе требовать от него правильного поступка, а не подготовлять его к правильному поступку» (РО ИРЛИ. Р.1. Оп.17). Опираясь на свою концепцию личности, которая имела не только педагогический, но в 1930-е и особый идеологический смысл, Макаренко в 1937 выступил со статьей «»Чапаев» Д.Фурманова», где (вопреки всеобщим восторженным оценкам романа) оспорил нигилизм Д.Фурманова по отношению к рядовому герою, бойцу Красной Армии, названному в «Чапаеве» «крошечным винтиком из огнедышащего стального чудовища». Макаренко не принял подобного «винтикообразования», он считал, что даже при самом мощном движении людских масс у художника нет права видеть только «реальность движения масс» и не видеть «за этой реальностью живой личности»; личность не должна растворяться в этом движении (как это происходит у Фурманова) «до предела, почти до исчезновения».
Спор с Д.Фурмановым Макаренко повел, будучи уже автором таких книг, как «Марш 30 года» (1930), «ФД-1» (1932), «Педагогическая поэма» (1933-35) и др.
Макаренко возвратился к литературной работе по совету М.Горького (после посещения им колонии); поначалу автор предполагал, что «никакого отношения эта работа к художественному творчеству не имеет»: «Я. был уверен, что пишу педагогический памфлет», которому придал «беллетристическую форму, руководствуясь при этом исключительно таким соображением: для чего. доказывать правильность моих педагогических принципов, если жизнь лучше всего их доказывает, буду просто описывать жизнь» (СС. Т.7. С.154). Развернувшаяся работа над «Педагогической поэмой» прерывалась написанием книг о коммуне им. Дзержинского — «Марш 30 года», «ФД-1», которые представляли собою своего рода заготовки, эскизы для «Педагогической поэмы».
Книги Макаренко интересны прежде всего ценнейшими наблюдениями за особенностями человеческих характеров, они увлекательно рассказывают о том, как обретают жизнь стоящие на краю жизни подростки. «Педагогическую поэму» с жанром поэмы связывают не структурные признаки, а присутствие в повествовании тех «поэтических мгновений», которые (по закону поэмного жанра) «схватывают жизнь в ее высших моментах» (В.Белинский). Описание событий, происходящих в колонии, несет ощущение восторга, любования (при неизменно трезвой авторской оценке всех жестокостей судеб детей) вновь обретенным или впервые обретенным юными колонистами желанием жить и радоваться бытию. В «Педагогической поэме» появилась даже глава «Идиллия», где Макаренко запечатлел ничем не нарушаемый радостный покой колонистской жизни. Детские судьбы предстают как «ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива» (Педагогическая поэма. М., 1935. С.168).
Появление «Педагогической поэмы» сопровождалось волной многочисленных читательских обсуждений (Московский областной педагогический институт, Высший коммунистический институт просвещения, Дом писателей в Москве и др.).
В 1936 Макаренко начинает работать над романом «Пути поколения», над «Книгой для родителей» (в соавторстве с женой, Г.С.Макаренко; опубл. в 1937), приступает к повести «Флаги на башнях» (опубл. в 1938).
В февр. 1937 Макаренко переезжает в Москву. Развертывается активная публицистическая деятельность писателя; в печати появляются статьи на педагогические темы («Детство и литература», «Цель воспитания» и др.), по общественно-политическим вопросам («Сила советского гуманизма», «Больше коллективности» и др.). Макаренко становится автором пьес («Мажор» — под псевдонимом Андрей Гальченко, «Честь»), киносценария «Колонисты», рассказов («Гришка», «Поручик Яблонский», «Рассказы о простой жизни» и др.). Макаренко выступает с педагогическими докладами в Москве, Ленинграде, Харькове. Ряд диспутов с участием Макаренко был вызван появлением в печати «Книги для родителей».
Источник
Великие учителя и педагоги мира
Начало этой недели ознаменовалось в Крыму (и не только) началом нового учебного года. Тысячи школьников и студентов отправились в классы и аудитории за новой порцией знаний и умений.
Как сообщают в Министерстве образования Республики Крым, в этом году за парты в школах полуострова село рекордное количество первоклашек – 23700 человек. Всего же крымские школы в новом учебном году приняли под свое крыло 208 тысяч ребят. Уже известны и даты каникул.
Но учебный процесс – это не только подрастающее поколение, ученики, пришедшие постичь азы науки и расширить свою базу знаний. Учение, разумеется, невозможно без наставников, без учителей, не только вкладывающих в голову своих юных слушателей новый материал, но и служащих для учеников примером, помогающих воспитать новых, достойных членов общества.
Во все времена существовали педагоги, вносившие неоценимый вклад в образовательный и воспитательный процесс. Достойный учитель верит в своего ученика и уважает его – эту незыблемую истину поддерживали Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень. Руссо считал свободное развитие основой воспитания, а чешский просветитель Ян Коменский (XVII век) считал, что только чувства, разум и вера помогут пробудить у ребенка интерес к учебе. Однако массовое воплощение эти идеи находят в начале XX века, благодаря педагогам-новаторам. Им и посвящена статья «Великие педагоги мира«.
Антон Семенович Макаренко
Очерк «Великие учителя мира» нельзя написать без упоминания его имени. Согласно позиции ЮНЕСКО, сформированной в 1988 году, определившими способ педагогического мышления в XX веке можно назвать четырёх педагогов. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Семенович Макаренко, чье имя стало, в каком-то роде, нарицательным.
Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать Антон Семенович начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял свое призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей.
Авторская методика обучения и воспитания, сформированная Макаренко, вполне пригодна и в наши дни, несмотря на то, что мир вокруг стремительно меняется, и рушатся ранее непоколебимые принципы и догмы.
Одна из основ методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. В какой-то мере это идет в разрез с нынешней идеализацией индивидуальности ребенка, однако без взаимодействия с коллективом, как мини-моделью социума, адаптация ребенка к взрослой жизни просто невозможна. Кроме этого, при данной методике формируется чувство социальной ответственности, приводящее ребенка к пониманию, что правильно не только «получать», но и «отдавать».
Важной частью в системе воспитания Макаренко является труд. Труд, направленный на определенные цели, придающий мотивацию и приносящий радость от получения результата, по мнению Макаренко, формирует самосознание ребенка, обучая ценить свое и чужое время, понимать важность физического труда, уважать его.
Не последнюю роль в воспитании подрастающего поколения Антон Семенович отводил личному примеру. Обращаясь к родителям в своих трудах, педагог отмечал: «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, то вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».
Мария Монтессори
Мария Монтессори, ставшая первой женщиной в истории Италии, получившей медицинское образование, наряду с Антоном Макаренко названа ЮНЕСКО учителем, повлиявшим на систему образования XX столетия.
Во время обучения и медицинской практики, будущая создательница известной сегодня во всем мире «методики Монтессори», уделяла пристальное внимание проблемам развития и адаптации детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Именно Монтессори стала одной из первых, выдвинувших теорию не только медицинской, но и образовательной проблемы при взаимодействии общества и детей, страдающих отклонениями нейропсихологического спектра.
На своем примере Мария Монтессори доказала, что нужно не только лечить, но и учить особенных детей, и что методика такого рода приносит свои плоды. В 1900 году, возглавив первую в Европе ортофреническую школу (учебное заведение для детей с отклонениями), Монтессори начала внедрять свою систему обучения, которая очень скоро дала великолепнейший результат. Маленькие особенные пациенты Марии раньше своих сверстников, которые развивались без отклонений, научились читать, писать и считать.
Если дети, которые ранее считались безнадежными, достигли таких результатов, то что же говорить о детях здоровых? В 1907 году Монтессори открывает школу для обычных детей в одном из беднейших кварталов Рима, её знаменитый «Дом ребёнка».
Одним из важнейших постулатов методики является создание для ребёнка специально подготовленной образовательной среды, где он может самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал. Роль педагога в этом процессе очень сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведёт ребенка, а сам идет за ним. Педагог, работающий по системе Монтессори, признаёт за каждым ребёнком стремление к самостоятельности, позволяет ему самому искать ответы на вопросы.
«Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», — писала Мария Монтессори.
«Помоги мне это сделать самому» — таков основной принцип функционирования методики, которая, вот уже больше столетия не теряет популярности.
Януш Корчак
Псевдоним Януш Корчак польский юноша Эрш Хенрик Гольдшмит взял в 20 лет. Под этим именем его знают сегодня во всем мире, как писателя, педагога и великого гуманиста, борца за права детей.
Перу Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании, и среди них знаменитые «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение». Правам детей педагог уделяет особое внимание, призывая взрослых признать, что воспитание ребенка без участия самого ребенка невозможно. А малыш, в свою очередь, имеет право на свое мнение, имеет право требовать внимания и помощи, имеет право быть не идеальным и иметь свои маленькие тайны. Каждому ребенку Корчак позволял немного побыть «маленьким взрослым», напоминая родителям о том, что готовить подрастающее поколение нужно к реальной, а не вымышленной сказочной жизни, осознавая при этом, что педагогика – это наука о человеке, пусть и маленьком.
Свою жизнь Корчак посвятил спасению и обучению детей, оставшихся без родителей, основав в 1911 году Дом сирот. Они заменили Янушу семью (родных детей у великого учителя не было). Со своими ребятами Корчак оставался до конца. Когда в 1940 году педагог вместе с воспитанниками оказался перемещен в Варшавское гетто, многие его почитатели среди влиятельных людей хотели поспособствовать побегу Корчака, замене документов и фамилии на «нееврейские». Соратник Корчака вспоминал реакцию друга на предложение бежать: «Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»
6 августа 1942 августа Януш Корчак, возглавив колонну из своих воспитанников, шагнул в пасть газовой камеры концентрационного лагеря Треблинка.
Василий Сухомлинский
Выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский, как и Антон Семенович Макаренко, начал преподавать в юном возрасте (с 17 лет) и также с успехом окончил Полтавский педагогический институт. Учителями стали и трое его братьев, воспитанных вместе с Василием в небогатой крестьянской семье.
В 1941 году Василий Александрович добровольцем уходит на фронт и лишь чудом выживает после тяжелого ранения в боях при Москве. В его груди навсегда остается осколок снаряда. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы, и этот пост занимает до самой своей смерти.
Василий Александрович Сухомлинский является автором сорока монографий и брошюр. Его перу принадлежат более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском.
Педагогическая система, созданная Сухомлинским, основывается на принципах гуманизма и признании ценности личности ребенка. Процесс обучения по Сухомлинскому сегодня можно определить как радостный труд, воспитание гордости труженика, важности создания полезного для общества. Свои успехи ребенок должен ощущать, переживать, осознавать себя как личность, понимать ответственность перед родителями, товарищами, социумом. Важная роль в обучении была отведена и творческой составляющей: сочинению вместе с детьми сказок, стихов, чтению книг.
Недостаточный уровень интеллектуального и культурного развития Василий Александрович называл одной из основных причин подростковой преступности.
«Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой. Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг. Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки»
В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Джон Дьюи
«Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него» — такова основная идея педагогического учения Джона Дьюи, американского психолога, социолога и философа. Именно его идеи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу.
Джон Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь, для чего школьную жизнь необходимо было максимально приблизить к повседневной.
Содействие к развитию ребенка стало главнейшим принципом системы образования по Дьюи. Если в рядовом учебном заведении ребенок обзаводится знаниям, а потом учится применять их в жизни, то у Дьюи ученик, получает нужные навыки и знания непосредственно в процессе решения проблемы.
Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.
Редакция «Объявлений Крыма» поздравляет своих читателей с новым учебным годом и желает всем, кто отправился в учебные заведения в статусе учеников и студентов успехов в постижении науки, приобретения новых знаний и полезного опыта!
Уважайте и цените труд педагогов, и помните, что только при взаимном уважении возможно должное течение образовательного процесса и получение важных жизненных уроков.
Источник