Чем по фрейду определяется внутренний конфликт личности существуют ли способы его преодоления

«Проблема внутри личностного конфликта во взглядах З. Фрейда».

Актуальность проблематики конфликта на сегодня, обусловлена тем, что изучение природы конфликта, требует комплексного подхода, связанного с различными взглядами на природу личности и соответственно самого конфликта. В настоящее время, пока ещё нет единого теоретического взгляда со стороны различных концепций психологии на оценку личности человека и её аспектов[2]. Соответственно, в настоящее время, конфликт, его природа и проявления, будет рассматриваться, и оцениваться по-разному.

В работе, будет представлен теоретический взгляд на природу человека и внутри личностного конфликта, с точки зрения основателя психоанализа – австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда.

Скачать:

Вложение Размер
«Проблема внутри личностного конфликта во взглядах З. Фрейда». 74 КБ

Предварительный просмотр:

Альтгаузен Дмитрий Борисович

«Проблема внутри личностного конфликта во взглядах З. Фрейда»

ГЛАВА I. ЗИГМУНД ФРЕЙД: ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………..

1.1 Структурная теория личности З. Фрейда……………………………….

1.2 Концепция внутри личностного конфликта в теории З. Фрейда…….

1.3 Значение внутри личностного конфликта в теории З. Фрейда………..

Актуальность проблемы. В жизни людей нередко возникают ситуации противостояния, которые проявляются в конфликтах разного уровня и содержания. На вопросы генезиса, сущности и динамики конфликтов отвечает относительно молодая наука Конфликтология [1].

Конфликтология является междисциплинарной наукой и базируется на различных дисциплинах, в том числе на социологии, истории, политологии, психологии и других. Подобная интеграция в конфликтологии разных наук, обеспечивает более глубокий и всесторонний анализ такого фундаментального феномена, как конфликт. Поэтому, наиболее значимые результаты будут получены на стыке наук.

Актуальность проблематики конфликта на сегодня, обусловлена тем, что изучение природы конфликта, требует комплексного подхода, связанного с различными взглядами на природу личности и соответственно самого конфликта. В настоящее время, пока ещё нет единого теоретического взгляда со стороны различных концепций психологии на оценку личности человека и её аспектов[2]. Соответственно, в настоящее время, конфликт, его природа и проявления, будет рассматриваться, и оцениваться по-разному.

В моей работе, будет представлен теоретический взгляд на природу человека и внутри личностного конфликта, с точки зрения основателя психоанализа – австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда.

ГЛАВА I. ЗИГМУНД ФРЕЙД: ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.

Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют, или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда.

Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.

  1. Структурная теория личности З. Фрейда

В концепции З. Фрейда личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения, которых обусловливают уникальность личности.

«Оно» — главенствующая сфера личности, но находящаяся в самом низу иерархии. Представляет собой вместилище бессознательных, иррациональных импульсов и реакций, биологических по природе и психобиологических по проявлению.

«Оно» – это замкнутая в себе и неорганизованная сфера личности, которая все же способна проявлять себя в качестве единой психоличностной силы по отношению к другим сферам личности — «Я» и «Сверх-Я», поскольку внутренние и внешние проявления «Оно» регулируются и контролируются единым принципом – принципом удовольствия (наслаждения). «Оно» является самой активной сферой личности. В «Оно» ведётся бескомпромиссная борьба противоположных влечений: эроса — комплекса влечений, включающего инстинкты: сексуальность и самосохранения и влечения к смерти – агрессии

Таким образом, сущность этой сферы обусловливает конфликт между Эросом и Танатосом [3].

«Я» – вторая сфера личности, происходящая от комплекса Эдипа и обособившаяся от «Оно». Сформировавшись, «Я» сохраняет способность к трансформации на протяжении всей жизни, особенно при изменениях условий существования или под воздействием угрозы.

« Я» может быть охарактеризовано философскими категориями, как разум и рассудок, проявляется как организованное начало личности, опирается на представления о реальности, руководствуется принципами рационального мышления, прагматизма, здравого смысла. «Я» обеспечивает устойчивость и последовательность поведения, реализуя концепцию «Я»

Субъективно «Я» воспринимается как собственно личность, которая осуществляет контроль над всеми психическими процессами. Опора на объективные представления о реальности позволяет «Я» в большей или меньшей степени контролировать хаотичные, иррациональные импульсы и бессознательные желания «Оно», в той или иной степени приводя их в соответствие с требованиями внешнего мира[3].

И наконец, «Сверх-Я» — третья сфера личности, возникающая на основе «Я» и выступающая как продукт культуры. Представляет собой комплекс, состоящий из моральных, правовых, социальных, религиозных норм, совести, родительского авторитета, идеалов и запретов, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему образцы для подражания, обеспечивают регуляцию поведения в контексте высших социальных чувств.

З. Фрейд считал, что основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родительские стандарты, а впоследствии его содержание дополняется вне пределов семьи путем усвоения норм и ценностей социальных институтов и отдельных социальных групп.

Признаком сформированного «Сверх-Я» является замена внешнего – родительского контроля на внутренний самоконтроль. В структуре личности «Сверх-Я» осуществляет функции надзора, осуждения, ограничения или запрещения деятельности «Оно» и «Я». Именно «Сверх-Я» проявляет себя как моральные нормы, которыми руководствуется личность[3].

  1. Концепция внутри личностного конфликта в теории

В процессе клинической практики З. Фрейд неоднократно наблюдал у пациентов внутри личностные конфликты, вызванные противоречиями между влечениями[4]. В рамках второй дуалистической теории влечений (после 1920 г.) З. Фрейд указывал, что человек конфликтен по своей природе – в нем от рождения борются два определяющих поведение противоположных влечения: Эрос — комплекс влечений, включающий инстинкты: сексуальный и самосохранения и Танатос — влечение к смерти (агрессии). Конфликт влечений впервые возникает в детстве и продолжается в течение всей жизни человека.

Внутри личностный конфликт рассматривается как следствие столкновения между Эросом и влечением к смерти Танатосом, что выражается в амбивалентности человеческих чувств, которая усиливается противоречивостью социальной жизни и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

З. Фрейд также указывал, что внутри личностный конфликт может быть обусловлен противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного («Оно») и усвоенными (интериоризированными) в процессе социального взаимодействия требованиями внешней среды, а также ограничением биологических побуждений социально детерминированными запретами [4, 5, 6].

Существует ещё один тип внутри личностного конфликта , который может быть выражен формулой: столкновение между «Я» и «Сверх-Я». «Супер — Эго» пытается «убедить» сознание «Я» о превосходстве идеалистических целей по отношению к прагматическим. По мере развития психоанализа внутри личностный конфликт продолжал привлекать внимание исследователей , что нашло отражение в концепции психоаналитического конфликта – столкновения противоречивых требований в психике субъекта. Конфликт может быть открытым (например, противоречие между желанием и моральными нормами или между двумя взаимоисключающими требованиями) или скрытым (в этом случае противоречие искаженно выражается в симптоматике неврозов и неврозоподобных расстройств, расстройствах поведения, трудностях социальной адаптации).

«Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желанием и защитой, конфликт между различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не, только взаимное столкновение желаний, но также и их столкновение с запретом»[7, 8].

1.3 Значение внутри личностного конфликта в теории З. Фрейда

Обращая внимание на изначальную конфликтность отношений сфер личности, З. Фрейд акцентировал внимание на динамических аспектах функционирования личности, которая рассматривалась не как статическое образование, а как развивающаяся саморегулирующаяся структура. Внутри личностный конфликт, в котором главенствующую роль играют силы находящегося в бессознательном «Оно», может формировать мотивацию творческой деятельности[9].

Понимание внутри личностного конфликта как источника творчества обусловлено подходом к рассмотрению процесса создания новых духовных или материальных ценностей как одного из способов разрядки психического напряжения, вызванного внутри личностным конфликтом.

Функциональное преобразование психического напряжения обеспечивается одним из вторичных защитных механизмов – сублимацией.

В результате преобразования психического напряжения в сублимацию, неудовлетворенные и вытесненные в бессознательное сексуально окрашенные влечения получают свое выражение в разнообразных творческих актах.

Следует отметить, что исследование З. Фрейдом связи творчества и невроза позволило установить сходность природы этих состояний, а также показать значение творческой деятельности как эффективного средства психологической коррекции и психотерапии[9].

Структурная теория личности З. Фрейда и дополняющие ее концепции фрейдизма и классического психоанализа, несмотря на наличие в них догматической психосексуализации, позволяют обозначить психологические механизмы функционирования личностных структур в нормативном, пограничном и патологическом состояниях.

Важным достоинством концепции З. Фрейда является рассмотрение структуры личности как динамического образования, имеющего внутренние противоречия.

З. Фрейд концентрировал внимание на философско-социологических проблемах культуры, религии, межличностных отношений, конфликтного бытия человека в системе цивилизации. З. Фрейд указывал, что интегрируясь в социум и систему культурных отношений, человек вынужден отказываться от эротических влечений, руководствующихся принципом удовольствия.

Так как человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а социум подавляет эти устремления, отказ от биологических побуждений неизбежно вызывает враждебное отношение к социуму и культуре. Именно поэтому в концепции Фрейда социум и культура изначально предстают как чуждые и враждебные человеку внешние силы, мирное сосуществование с которыми представляет для личности исключительные трудности.

Согласно концепции З. Фрейда, конфликт личности с культурой проявляется преимущественно в форме психосексуального конфликта, обнаруживающегося, в сфере морали и находящего реальное выражение в сновидениях, клинических проявлениях: психосоматические расстройства, неврозы и т. д.[10]. Структурная теория личности в концепции фрейдизма и классического психоанализа может быть эффектно презентована в произведениях культуры и искусства.

1. Д. В. Кареев. Типология конфликтов как исследовательская проблема // Статья в журнале: Личность, культура, общество. М.: АНО независимый институт гражданского общества. № 4. 2004. С. 41 – 54.

2. Л. Хьелл., Д. Зиглер. Теории личности. СПб.: Питер. 2003. 608 с.

3. А. Б. Чернов. История и теория психоанализа // учебное пособие. Ставрополь.: РИО ИДНК. 2014. С. 115 – 119.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции // Ч. 2. Сновидения. М.: Наука. 1989. С. 50–153.

5. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики // З. Фрейд; сост. В. Николаев; пер. В. Николаев, А. Боковиков. М.: Когито — Центр. 2007. 544 с.

6. Л. И. Шелехов., Е. В. Гребенникова. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как системному структурно-уровневому феномену// Томск.: Вестник Томского госуниверситета. № 9. 2015. С. 95.

7. Л. Фистингер. Теория когнитивного диссонанса // СПб.: Ювента. 1999. 317 с.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. Ч. 2. Сновидения. М.: Наука. 1989. С. 50–153.

9. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики // З. Фрейд; сост. В. Николаев; пер. В. Николаев, А. Боковиков. М.: Когито — Центр/ 2007. 544 с.

10. И. Л. Шелехов., Г. В. Белозёрова., А. И. Мартынова. Концепции З. Фрейда и К. Юнга как методологический базис исследования образов, символов и сюжетного содержания сновидений // Томск.: Томский госуниверситет. № 3. 2015. С. 137 – 149.

Источник

Три системы психической структуры и зоны их конфликтов по Фрейду

Практикующий психолог в области семейных и детско-родительских отношений. .

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Человек постоянно сталкивается как с внутренними, так и с внешними конфликтами, ищет эффективные стратегии их разрешения. Но порой причины этих столкновений находятся внутри нас – это системы в структуре нашей личности, непонимание механизма работы которых, может привести к возникновению постоянных проблем в жизни.

Три системы в структуре личности

Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, психика человека представляет из себя сложную структуру, в которой есть три элемента, влияющие на наше поведение, мысли, мировоззрение, а также на внутренние и внешние конфликты.

К таким элементам З. Фрейд относил:

  • «Оно» – это наше бессознательное, которое включает в себя инстинкты, вытесненные мотивы, тайные желания и потребности, врожденные эмоции, влечения, агрессию. «Оно» невозможно осознать, оно проявляется в сновидениях, оговорках, «случайных» поступках, и существует на протяжении всей жизни. «Оно» – это всегда хаотичный поток импульсов и энергии;
  • «Я» – та часть личности, которая определяет человека, его индивидуальность, наиболее активно взаимодействует с реальностью. Эта часть включает в себя логическое мышление, самоосознание, отвечает за осознанное принятие решений и волевые акты;
  • «Сверх-Я» – это совокупность социальных, этических и моральных норм, которые формируются в процессе взаимодействия личности с обществом и культурой. «Сверх-Я» отвечает за наши принципы, идеалы, является нашей совестью и способно вызывать чувство вины. Оно определяет такие понятия, как добро и зло, правильно и неправильно, а также наш идеальный образ, к которому человек должен стремиться. «Сверх-Я» генерирует идеи, основанные на черно-белом мышлении.

Их влияние на наше поведение часто даже не осознается нами, действует незаметно. И, конечно же, ни один из этих элементов не может завладеть человеком полностью. Они всегда воздействуют на личность, друг на друга. Весь вопрос в том, кто из них доминирует.

Эти три системы определенным образом взаимодействуют друг с другом, и представляют индивидуальность личности. Согласно психоаналитической теории, взаимодействие «Я», «Оно» и «Сверх-Я» порождает большинство психологических конфликтов.

Зона внутренних конфликтов личности

Основным «полем» для психологических конфликтов является взаимодействие «Оно» и «Сверх-Я». «Оно» всегда стремиться к получению удовольствия и избеганию неудовольствия, все его порывы и желания обусловлены лишь словом «хочу». Тогда как «Сверх-Я» отвечает за нравственность, диктует личности что правильно, а что нет, говорит как она «должна» поступать. Из-за этого противоречия происходит большинство внутриличностных конфликтов, с которыми ты сталкиваешься каждый день.

Теория Фрейда: Ид, Супер-Эго и Эго

Проснувшись утром в понедельник, «Оно» диктует тебе желание спасть, есть, наслаждаться жизнью. «Сверх-Я» выступает как строгий надзиратель, который показывает на часы и говорит, что ты должна встать и пойти на работу, у тебя есть обязанности. Когда поздно вечером ты видишь в холодильнике торт, «Оно» требует немедленно его съесть, причем весь. «Сверх-Я» снова «качает головой» и читает тебе лекцию о вреде сладкого.

Бывают и более серьезные внутренние конфликты. Например, человек, не имеющий денег, стоит у прилавка в магазине и смотрит на еду. «Оно» требует немедленно ее украсть, а «Сверх-Я» говорит, что он должен быть хорошим человеком и не поступать бесчестно.

Чтобы разрешать эти внутренние противоречия у нас есть «Я», которое выступает как рефери, третейский судья, то есть посредник в переговорах между «Оно» и «Сверх-Я». Именно «Я» – наша сознательная структура личности, которая отвечает за принятые решения, волевые акты. «Я» ищет компромисс между желаниями «Оно» и требованиями «Сверх-Я», то есть выбирает наиболее продуктивный способ поведения, которое не нарушит законы нравственности, но и удовлетворит личностные потребности.

«Я» решает, что надо идти на работу, при этом, чтобы успокоить «Оно», съедает перед выходом кусочек торта, отложенный вчера вечером.

Если «Я» не обладает достаточной властью, личность живет в постоянном конфликте между «Оно» и «Сверх-Я», которые просто не способны договориться друг с другом, каждый пытается взять верх. Когда побеждает «Оно», мы хватаемся за торт в три часа ночи.

Удовлетворив эту потребность, «Оно» немного успокаивается, но на смену приходит осуждение со стороны «Сверх-Я», появляется чувство вины и желание себя «наказать», например, объесться еще больше, или провести лишний час на пробежке.

Снова подключается «Оно», которое пытается избежать неудовольствия от изнурительной активности, вынуждая человека ленится, пока он вновь не начнет себя за это корить. В таком замкнутом круге живет личность, пока не сделает «Я» более сильным, способным находить компромиссы между «хочу» и «надо».

Важно понимать, что «Я» противостоит не только «Оно», но излишним требованиям «Сверх-Я», которое включает в себя нормы, которые были восприняты в детстве, но являются на данный момент непродуктивными. Такие идеи, как «ты всегда должна получать хорошие отметки», «быть хорошей девочкой», «не думать о себе», «не лениться», при слабом контроле со стороны «Я», могут привести к трудоголизму, нездоровому перфекционизму, постоянной самокритике и прочему.

Зона внешних конфликтов

Когда мы оказываемся в конфликтной ситуации с другим человеком, то ищем действенные стратегии разрешения противоречий, но выбирать их нужно исходя из того, с какой частью личности другого мы ведем диалог.

Чтобы это понять, приглядись к своему оппоненту. С точки зрения какой из трех структур его личности он ведет с тобой переговоры? «Оно», «Я» или «Сверх-Я»? От этого будет зависеть, как тебе с ним себя вести и какую стратегию он выберет для достижения желаемого результата.

  • если оппонент эмоционален, не контролирует себя, кричит, машет руками, говорит только о своих желаниях, то лучшим способом поведения будет стратегия ухода из конфликта, или попытка снизить эмоциональность человека. Ведь в таком состоянии с ним практически невозможно договориться;
  • если человек говорит о нравственности, моральных, религиозных или этических нормах, говорит свысока, поучает тебя, взывает к совести, осуждает, пытается вызвать чувство вины, то он находится во власти «Сверх-Я», и с ним можно найти компромисс, если начать говорить на его языке;
  • по сути, продуктивно вести переговоры способно только «Я», готовое к диалогу, к учету как своих, так и твоих интересов, желающее найти конструктивные способы выхода из конфликта.

Когда ты находишься в ситуации внешнего конфликта, важно уметь отслеживать насколько сильно в тебе выражена та или иная структура, с позиции которой ты сейчас говоришь. Иначе будет трудно выйти из конфликта, добиться желаемого, договориться со своим оппонентом.

Источник

Читайте также:  Симбиотический способ питания у кого
Оцените статью
Разные способы