Чем отличается способ от технологии

Технология, метод, форма

Существует ряд определений, которые сводятся к тому, что к технологиям относят совокупность методов, приемов, средств, форм. Действительно, ряд методов, форм можно представить технологично. Однако есть принципиальное отличие технологии от форм и методов.

Метод в педагогической литературе трактуется как способ, основной путь достижения цели обучения и воспитания. Наряду с общей трактовкой метод рассматривается как способ взаимодействия учителя и ученика (воспитателя и воспитанника), в рамках которого решаются задачи обучения (воспитания); некоторые авторы еще больше конкретизируют данное понятие и определяют метод как совокупность (систему) приемов (конкретных действий), реализация которых позволяет педагогу решать образовательные и воспитательные задачи.

Форма (от лат. forma – внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель) в педагогической теории и практике определяется как внешнее выражение содержания обучения и воспитания, совокупность методов и приемов, определяющих последовательность действий педагога в процессе реализации образовательных и воспитательных задач.

В определениях понятий «метод» и «форма» отсутствует важнейший признак, характерный для технологии, – алгоритмичность последовательных действий педагога и детей. Кроме того, каждая форма неповторима, а технология тиражируема.

В то же время очевидна взаимосвязь рассматриваемых понятий, которую можно представить в нескольких аспектах.

1. Технология реализуется с помощью различных форм и методов. Например, технология целеполагания и планирования предполагает проведение собрания по коллективному целеполаганию и планированию, которое является формой воспитательной работы. В рамках собрания могут быть реализованы методы примера или создания воспитывающих ситуаций, приемы «мозговой штурм», «защита проектов». Технология проектной деятельности, используемая на уроках, в качестве одного из начальных этапов предусматривает проведение учебного занятия в определенной форме – «Запуск проекта», на котором используются методы «беседа», «упражнение», приемы «заключение договора», «создание проблемной ситуации». Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» на одном из этапов предлагает использование формы «дискуссия», технология «Педагогические мастерские» – реализацию метода «этический рассказ». Таких примеров сочетания в рамках одной технологии различных форм и методов можно привести много. По сути, в рамках технологии методы и формы могут рассматриваться как эффективные способы реализации одного или нескольких этапов алгоритма совместной деятельности учителя и ученика (воспитателя и воспитанника).

2. Форма реализуется с использованием различных технологий. Например, урок может быть построен на основе поисково-исследовательской технологии или предполагать сочетание технологий проблемного обучения и учебной дискуссии. При подготовке классного часа педагог может выбрать в качестве базовой технологию «Педагогические мастерские», используя сочетание игровых и дискуссионных технологий на разных этапах реализации данной формы.

3. Метод или форму можно представить технологично. Например, всем известна технология организации учебной дискуссии, технология проведения этической беседы, организации экскурсии и т.д. Проведение любого классного собрания включает ряд последовательных действий, если педагог стремится к тому, чтобы выработать коллективное решение, которое должно быть присвоено всеми участниками собрания. Технология использования метода необходима для того, чтобы педагог имел четкое представление об алгоритме, который должен помочь ему максимально эффективно организовать процесс взаимодействия с учеником (воспитанником) с учетом индивидуальных и личностных особенностей последнего и специфики педагогической ситуации.

Таким образом, технология в педагогической практике в разных аспектах взаимодействует с формами и методами. Она может рассматриваться в качестве педагогического средства, объединяющего определенные формы и методы, так и составлять основу реализации конкретной формы или метода обучения и воспитания. При этом педагогическая технология может включать известные методы, но предполагает определенную, точно заданную их инструментовку, то есть могут использоваться традиционные методы и формы, но определенным образом выстроенные и технологично реализуемые.

Источник

Разница между методикой и технологией

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Читайте также:  Словообразование способы словообразования ответы

Определение

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Сравнение

Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.

Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.

Источник

Чем технология отличается от метода: описание и отличия

Такие понятия, как «технология» и «метод» встречаются во многих сферах деятельности. Часто многие делают ошибку, когда полагают, что одно понятие можно равноценно заменить другим. Эти две категории обозначают способ реализации поставленной задачи. Тот факт, будет ли реализован поставленный проект, какие нюансы при этом учитываются, как раз и составляет основу различий двух терминологий.

Метод

Под методом можно понимать набор основных приемов, которые применяются при реализации исследовательских или производственных проектов. Метод должен включать в себя следующие параметры:

  • Четкость. Основные этапы решения задачи должны быть официально изложены и не вызывать базовые вопросы у человека, занимающимся проектом.
  • Обоснованность. Непосредственно касается первого пункта. Все основные этапы должны включать теоретическую обоснованность и априори не вызывать обсуждений.
  • Продуктивность. Решение поставленной задачи должно привести к желаемому результату. В некоторых случаях (чаще всего прикладного характера) перспектива получить требуемый продукт не может быть гарантирована на 100%, но вероятность должна быть близка к максимальной.

Технология

Если брать конкретный пример, то технология может базироваться даже на базе одного метода. В этом случае требуется его детализация, уточнение мелких нюансов, связь и последовательное взаимодействие при реализации основных этапов. После того, как такой метод был отработан на практике, он переходит в разряд «технологии». Однако более распространенным примером технологического процесса является набор минимум двух методов и продуманных связей между ними.

Что общего в методе и технологии?

Исходя из определений двух терминологий, будет несложно выделить общие аспекты:

  1. Наличие итогового результата. Любая последовательность действий при технологическом процессе или поэтапной методике приводит к появлению продукта — материального, информационного, социального и т.д.
  2. Решение задачи. Оба термина подразумевают наличие определенных действий, которые призваны решить ту или иную проблему.

Несмотря на то, что два понятия действительно очень часто являются синонимами по отношению друг к другу, при детальном анализе в них можно найти куда больше отличающих, чем общих факторов.

Чем отличаются метод и технология?

Чтобы определить различия между двумя понятиями, достаточно попытаться разобрать одну фразу: «некий металл плавится при некой температуре». В данном случае это метод. А теперь можно задать ряд вопросов: «в вакууме или нет плавится металл, могут ли быть в нем примеси или нет». Детальная проработка таких вещей приводит к появлению технологии и выявлению основных различий в двух терминологиях:

  • Содержание вопроса. В случае метода рассматривается решение одного, очень часто неделимого вопроса. Технология же учитывает все аспекты, что могут возникнуть в реализуемом проекте.
  • Технология — набор «аспектов», которые ведут к получению результата. Метод и есть этим «аспектом», который является неотделимой частью всего технологического процесса. Только в редких случаях технология может состоять только из одного аспекта.
  • Наличие результата. Даст тот или иной метод результат не всегда очевидно, так как очень часто он может не получить практического подтверждения. Технология же гарантированно ведет к результату, поскольку ранее было подтверждено, что совокупность методов в разработанной последовательности с применением нужных связей приводит к нужному продукту.
Читайте также:  Зигомицеты по способу питания

Можно сделать итоговый вывод, что два понятия неразрывно связаны друг с другом. Лишь метод может существовать раздельно. В свою очередь, технология полностью зависит от методик, формирующих ее, и не может существовать сама по себе.

Источник

Соотношение понятий педагогическая технология, методы, приемы, методики обучения и воспитания

Проблема соотношения понятий «технология» и «методика» обучения является дискуссионной и до конца не выясненной, хотя существуют различные трактовки и версии разграничения данных категорий.

Н.И. Запрудский отмечает, что развести эти понятия очень важно, но сложно. Он предлагает следующие различия понятий методика и технология обучения:

  • в методиках прописывается деятельность учителя на уроке, а в технологиях, как правило, деятельность учащихся;
  • методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии жестко предписывают определенную последовательность действий, отступление от которых разрушает целостность и не способствует достижению запланированного результата;
  • возможности тиражирования методики ограниченные, а технология предоставляет возможность ее воспроизведения любым учителем;
  • если методики строятся на традиции, интуиции, личностных качествах учителя, то технологии – на научных основаниях.

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа.

Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат (А. Кушнир).

Среди авторов, исследующих проблемы дидактики нет единого подхода при ответе на вопрос: какое понятие шире – технология или методика?

Методика отвечает на три важнейшие вопроса: зачем, чему и как учить? Технология же отвечает на вопрос как учить?

Другая точка зрения на соотношение понятий методика и технология характеризует технологию как более широкое понятие по отношению к методике.

Методика не обсуждает содержание, основы наук для нее являются главным компонентом содержания образования, тогда как образовательная технология указывает, что учебной информации нужно столько, сколько необходимо для усвоения других компонентов (формирования предметных и общеучебных способов деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка, приобщение к базовым образцам культуры и т.д.).

Технологический подход к образованию позволяет рассматривать рефлексивно-деятельностное содержание образования.

Отмечается двойственность технологического отношения к педагогической деятельности. С одной стороны, проектируется будущее учебное взаимодействие, задается абстрактная технологическая схема, содержащая возможности для конкретизации в зависимости от уникальных условий учебной ситуации (настроения учащихся, их самовыражения, познавательной активности и т.д.).

С другой стороны, технология становится многослойной (со слоями абстрактного проекта и конкретизированных, подвижных по содержанию проектов деятельности всех субъектов учебного процесса).

Внеситуативная часть технологии обучения и воспитания выражается в текстах для передачи способности строить аналогичное педагогическое взаимодействие другим (О.С. Анисимов).

О.С. Анисимов характеризует метод как абстрактный образ деятельности, требующий конкретизации на уровне методики. Методика выступает конкретизацией метода при определенных условиях.

Любая педагогическая задача может быть успешно решена с помощью адекватной технологии, которую профессионально использует квалифицированный преподаватель, и в этом, с нашей точки зрения, актуальность решения проблемы образовательных технологий.

Источник

Сравнительный анализ понятий «метод», «методика», «технология».

Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.

Метод всегда имеет структуру, адекватно которой выполняются действия, поэтому именно он является инструментальным генезисом появления технологии (тренинг, модерация, игра, диалог и т.д.). Важно понимать структуру метода, которая задает логику отбора и порядка действий, определяет форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой технологии для целей обучения, общения, развития и т.д.

Читайте также:  Простейший способ вязания мочалок

Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности. Она описывается без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели. Появлением новой методики чаще всего является опыт. Зачастую методическое описание принимается на веру, на основании авторитета создателей, без научного обоснования.

Технология– форма реализации методики. На основе одной технологии могут быть построены разные методики. Технология самостоятельна. Технология — система действий; — алгоритм действий; — набор приемов; — конструирование и оценка образовательных процессов; — главное – запланированный результат; — возможность воспроизводить (тиражировать); — возможность коррекции.

Метод, методика и технология обладают свойствами системности. Вопрос о соотношении метода, методики и технологии в настоящее время дискуссионный.

Требования к педагогических технологиям (критерии технологичности).

Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:- цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся; — должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;- обучающий цикл должен быть воспроизводим любым учителем;- технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений обучающихся.Педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:Концептуальностьпедагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:- логикой процесса;- взаимосвязью его частей, целостностью.Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.Воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Уровни применения педагогических технологий.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется в трех соподчиненных уровнях:

— Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризуется как целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В данном случае в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения.

— Частнометодический уровень: частнометодическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета.

— Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней полностью перекрывается понятиями методик обучения; разница между ними лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компонента; в методиках — целевая, количественная и расчетная компонента.

28. Структурные компоненты педагогических технологий.

1. концептуальная основа — опора на определенную научную концепцию, систему идей, которые служат теоретическим обоснованием данной технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологи способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования);

2. содержательная часть обучения — включает цели и задачи учебно-воспитательного процесса, а также краткое содержание учебного материала (цели обучения — общие и конкретные объем и характер содержания учебного материала; ориентация на личностные структуры (ЗУН);

3. процессуальный компонент — сам технологический процесс, его ход, организация: методы, формы, средства деятельности педагога и деятельности учащихся; контроль и руководство познавательной деятельностью учащихся;

4. контрольно-оценочный— оценка качества учебного процесса, деятельности педагога и учащихся, диагностика полученных результатов, их соотнесение с выдвинутой целью и задачами.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2020 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы