Отличие научного знания от других видов познания.
Научное познание – это объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека.
Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания:
1) мифология – донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;
2) лженаучное познание – использующее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки;
3) антинаучное познание – намеренно искажающее действительность;
4) обыденное познание – включающее повседневный практический (эмпирический) опыт человека.
Наука отличается от обыденного познанияи других видов познания тем, что:
— создает теоретическое обобщение фактов;
— изучает процессы и явления со стороны закономерностей и причин;
— включает в себя взаимосвязь и системность научных знаний;
— имеет особый объект изучения;
— имеет особые методы и орудия исследовательской деятельности;
— использует специальный (научный) язык – научные понятия и термины;
— имеет особые цели, обусловленные поиском истины.
Структура научного познания:
1) эмпирический уровень – связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта;
2) теоретический уровень – формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов.
Каждый их этих уровней содержит набор методов познания.
Классификация наук
Наука в целом – это сложная система, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы.
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.
Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.
Наука дифференцирована (разделена на ряд отраслей) (этот процесс усилился с ХХ в.). В рамках «фундаментальных (базовых)» наук появлялись и появляются новые знания, которые сначала обособлялись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в новую науку со своим предметом изучения (часто и методом).
Современная наука дифференцирована (насчитывает около 15 тыс. дисциплин), подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания.
Классификация наук.Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.
Прежде всего, все науки можно поделить на:
1) фундаментальные (базовые или основные) – это науки, имеющие своей целью создание теоретических концепций и моделей, отражают основную направленность науки, исследование первопричинных, основных законов явлений и процессов (например: философия, математика, психология и др.);
2) прикладные — которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач (например: социальная психология, психология общения, информатика и др.).
Также все науки можно поделить на:
1) гуманитарные науки – изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.
Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изучают человека, их довольно много (психология, антропология, педагогика и др.) и те, которые изучают общество (социология, история и др.).
Наук изучающих общество, также довольно много, их часто называют – общественные или социальные науки.
К гуманитарным наукам относятся: социология, психология, антропология, педагогика, этнография, культурология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция и др.
В свою очередь каждая из наук также имеет множество отдельных отраслей (например, психология имеет более 200 отраслей – социальная психология, психология общения, управленческая психология и др.);
2) естественны науки – исследуют явления материального мира.
К естественным наукам относятся: физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей;
3) технические науки – непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процессов производства.
К техническим наукам относятся: материаловедение, электроника, информатика и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей.
В то же время дифференциация научного знания сочетается с интеграцией (объединением), т.е. для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциациииинтеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований (таблица 1).
Источник
Наука и другие способы познания
Из сказанного могло создаться впечатление, что наука — это некоторый изолированный от других способ познания мира, обеспечивающий при этом наибольшую достоверность и эффективность познания.
Это так лишь до определенной степени; во многих отношениях наука связана с другими формами познания; что же касается достоверности, то в ряде случаев наука — в сложившейся традиции подхода к ней — вынуждена признать их приоритет.
Рассмотрим это подробнее.
Помимо научного способа освоения действительности, принято выделять обыденное познание, художественное познание и религиозное познание.
Обыденное познание — это познание, осуществляемое нами в повседневной жизненной практике. Американский психолог Д. Келли вообще полагал возможным уподобить любого человека ученому: чтобы жить, мы должны опираться на определенные выявленные нами закономерности жизни; при взаимодействии с чём-то новым мы опираемся — хотя и не всегда их формулируем — на определенные гипотезы.
Например, при встрече с новым человеком бессознательно можем исходить из того, что он добр или, напротив, хочет нам навредить.
Эти гипотезы мы проверяем практикой, при неподтверждении меняем их и действуем соответственно. Действительно, сходство есть; более того, иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл».
Есть, однако, и существенные различия. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения,то есть на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения,опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов (тех самых гипотез обобщающего характера, о которых мы говорили).
Несколько огрубляя ситуацию, можно привести такой пример: кит и акула для нас ближе, чем кит и дикобраз, хотя в зоологической систематике, основанной не на внешних признаках (форма тела, наличие плавников) или общности среды обитания, а на теории происхождения видов, это не так.
Следующее отличие: житейский опыт по преимуществу индивидуален, наука же стремится к универсальности знания.
Далее, житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере (особенно это касается так называемой «чистой» науки) ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.
Наконец, в жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания; в науке же это, как уже говорилось, принципиально.
Сказанное не означает жесткого противопоставления; мы обозначили лишь общие тенденции, хотя можно найти примеры, в которых это различие весьма условно.
От искусства(художественного метода) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя оговорим сразу, что в психологии это не всегда так), тогда как для искусства основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видение мира — именно это чаще всего составляет основной интерес художественного творения.
Кроме того, принято подчеркивать рационализм, интеллектуализм науки в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества.
Вместе с тем и эти несомненные различия во многих случаях достаточно условны. Многие ученые (например, А. Эйнштейн) подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе совершения научных открытий и построения теорий. В том же, что касается наук о человеке, искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям (не случайно, например, экзистенциализм формировался во многом как художественная литература), равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира (например, психоанализ, о котором речь пойдет ниже, повлиял на таких классиков искусства, как писатель Г. Гессе, художник С. Дали, кинорежиссер Ф. Феллини).
От религии науку отличает, прежде всего, готовность (не всегда, впрочем, реализуемая) к самоопровержению — вплоть до базовых принципов, в то время как религиозное знание — в рамках той или иной конфессии обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры. Вместе с тем на практике это противопоставление не всегда очевидно: в основе научных представлений всегда лежат некоторые постулаты — положения, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые, и часто ученые явно или неявно отстаивают их, защищая свои теории от критики так, как если бы истинность этих положений была бесспорна.
Важно и другое противопоставление: в религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, в то время как в науке он рассматривается — даже при условии религиозности ученого — как относительно самостоятельная реальность, которую возможно обсуждать как таковую (наиболее очевидно это проявляется, разумеется, в материалистической науке).
Отметим, однако, что в отношении наук о человеке, в частности, психологии, религиозные искания имеют особое значение и часто оказываются глубже и тоньше, нежели традиционно-научный подход (достаточно вспомнить таких религиозных мыслителей, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лососий и др.). Укажем и на то, что проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны для ряда крупнейших психологов мира не только в плане их личного существования, но и в построении психологических теорий и психотерапевтических систем <У. Джеймс, К. Г. Юнг, К. Роджерс, В. Франкл и др.).
Таким образом, наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. В дальнейшем о психологии мы будем говорить в рамках представлений о научном методе познания, хотя часто нам придется делать при этом многочисленные оговорки: грани между психологией и искусством, психологией и религией иногда настолько условны, что при обсуждении некоторых психологических концепций «уход» от научной строгости неизбежен.
Разумеется, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Законы формулируются в рамках определенных теорий;теории же представляют собой попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и возникают на базе гипотез,то есть предположений относительно этих связей и свойств. Строго говоря, гипотезы общего плана, претендующие на объяснения универсального характера, практически невозможно подтвердить окончательно; даже если весь обозримый опыт человечества подтверждает правомерность гипотезы, это не означает ее универсальной достоверности — всегда есть вероятность появления новых данных,
ей противоречащих, и тогда гипотеза должна быть пересмотрена. То же и с теорией; она представляет собой систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определенной области на базе широко подтверждаемой базовой гипотезы, она существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории вплоть до отказа от нее. Собственно, развитие науки в основном и представляет развитие и смену теорий; честный ученый (или группа ученых), создающий теорию, всегда осознает ее вероятностный, «неабсолютный» характер. Вместе с тем новые теории охватывают все большее количество явлений и все более надежно служат практике; это позволяет говорить о возрастающей достоверности знания, чем и определяется прогресс в науке. (При этом достаточно часты ситуации «возвращения» старых и уже как будто отвергнутых теорий — они переосмысливаются на новом уровне и открываются новыми, дотоле потаенными сторонами и возможностями.)
Не следует думать, что наука ограничивается «чистым теоретизированием». Развитие научного знания означает выход на новые области явлений и их соотнесение с исходными представлениями, то есть новые взаимодействия с миром.
Невозможность объяснить данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное противоречие, составляющее проблему (обычно она формулируется в виде вопроса); далее формулируется гипотеза,то есть предположительный ответ на этот вопрос, обоснованный в рамках исходной теории; для проверки гипотезы организуется получение эмпирических(то есть опытных) данных,в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых. Обозначенные пункты (постановка проблемы, формулирование гипотезы, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация) представляют собой основные этапы научного исследования,в рамках которого реализуются методы исследования, то есть обоснованные нормированные способы его осуществления. Совершенствованию методов исследования в науке уделяется специальное внимание, так как для продвижения в познании необходима уверенность в достоверности полученных данных, а значит, в оптимальности способа их получения.
Источник
Наука и другие способы познания
Наука имеет значительные отличия от вторых форм публичного сознания — мастерства, философии, религии. От эстетического (художественного) метода освоения действительности, носителем которого есть мастерство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщенному объективному знанию, тогда как в мастерстве результаты художественной деятельности неотделимы от лично-неповторимого личностного элемента. Мастерство возможно выяснить как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях». Первое развивает в основном чувственно-образную сторону творческой методности человека, вторая — интеллектуально-понятийную сторону.
Наука, ориентированная на критерии разума, по собственной сути антагонистична религии, в базе которой лежит вера. В случае если наука изучает действительность исходя из нее самой и требует рационального практического подтверждения и обоснования взятых знаний, то основаниями религии являются религиозные догматы, откровения, непререкаемость авторитета канонических текстов. Отметим кроме этого философии и сложные отношения науки, разные направления которой по-различному относятся к науке и принятым ею методам построения знания. Самый близок к науке диалектический материализм, что, по сути, связывает себя с наукой, с ее методом и предметом.
направляться отличать научное знание не только от вторых форм публичного сознания, но и от ненаучного (обыденного) знания. Запрещено признать научными знания, каковые приобретает человек только на базе несложного наблюдения. Эти знания играются в жизни людей ключевую роль, но они не раскрывают сущности явлении, их взаимосвязи и причины между ними. Они не разрешают растолковать, из-за чего данное явление протекает в той либо другой форме, каковы его источники, направления и движущие силы предстоящего развития.
Так, наука выступает как один из видов познания, владеющий собственной спецификой. Очевидно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать безотносительными. Законы формулируются в рамках определенных теорий; теории же представляют собой попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и появляются на базе догадок, другими словами догадок довольно свойств и этих связей. Строго говоря, догадки неспециализированного замысла, претендующие на объяснения универсального характера, фактически нереально подтвердить совсем; кроме того в случае если целый обозримый опыт человечества подтверждает правомерность догадки, это не свидетельствует ее универсальной достоверности — неизменно имеется возможность появления новых данных, ей противоречащих, и тогда догадка должна быть пересмотрена. То же и с теорией; она представляет собой систематизированное описание, предсказание и объяснение явлений в определенной области на базе обширно подтверждаемой базисной догадки, она существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории впредь до отказа от нее. Фактически, развитие науки по большей части и воображает развитие и смену теорий; честный ученый (либо группа исследователей), создающий теорию, постоянно осознает ее вероятностный, «неабсолютный» темперамент. Вместе с тем новые теории охватывают все большее количество явлений и все более надежно помогают практике; это разрешает сказать о возрастающей достоверности знания, чем и определяется прогресс в науке. (Наряду с этим достаточно нередки ситуации «возвращения» ветхих и уже как словно бы отвергнутых теорий — они переосмысливаются на новом уровне и раскрываются новыми, дотоле возможностями и потаёнными сторонами.) Но не нужно думать, что наука ограничивается «чистым теоретизированием». Развитие научного знания свидетельствует выход на их области соотнесение и новые явлений с исходными представлениями, другими словами новые сотрудничества с миром. Невозможность растолковать данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное несоответствие, составляющее проблему (в большинстве случаев она формулируется в виде вопроса); потом формулируется догадка, другими словами предположительный ответ на данный вопрос, обоснованный в рамках исходной теории; для проверки догадки организуется получение эмпирических (другими словами умелых) данных, в будущем обрабатываемых и трактуемых. Обозначенные пункты (постановка неприятности, формулирование догадки, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация) являются главные этапы научного изучения, в рамках которого реализуются способы изучения, другими словами обоснованные нормированные методы его осуществления. Совершенствованию способов изучения в науке уделяется особое внимание, поскольку для продвижения в познании нужна уверенность в достоверности взятых данных, соответственно, в оптимальности метода их получения.
До сих пор мы говорили о науке по большому счету; это нам пригодилось, дабы выяснить особенности научного способа познания в его сходстве и отличии с другими и тем самым выяснить подход к экономике как к науке. Термином «наука» обозначаются кроме этого отдельные отрасли научного знания (одной из них выступает экономика), отличающиеся друг от друга по последовательности значительных черт. Чтобы в будущем выяснить место экономики в совокупности наук, разглядим это подробнее. В первую очередь, науки различаются по собственному объекту. Под объектом той либо другой науки понимается та сторона действительности, на изучение которой эта наука направлена. Довольно часто объект фиксируется в самом заглавии науки.
К примеру, геология — наука о Земле, биология — наука о живой природе и др./Написать другие примеры/
Вместе с тем ни одна наука не в состоянии обрисовать собственный объект во всей полноте в силу разных обстоятельств: познание вечно, как нескончаем мир, и ни один объект не может быть обрисован во всех отношениях; вследствие этого конкретная наука вынужденно ограничивает сферу собственных заинтересованностей, в другом случае она выясняется в опасности «растечься» на области, каковые не в состоянии охватить. Помимо этого, каждая наука ограничена в собственном подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, что в ней сложился, теми средствами эмпирического исследования и анализа, каковые в ней господствуют, и направляться. д. (Вынужденная специализация наук воображает значительную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения; вследствие этого громадную роль играются «пограничные науки»). Вследствие этого от объекта науки отличают ее предмет, другими словами то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. В случае если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее совокупности категорий. В определенном отношении возможно заявить, что развитие науки имеется развитие ее предмета. Неприятность предмета науки и соотношения объекта — одна из спорных. В литературе возможно встретить вывод, что предмет — это та часть объекта, которая выделяется наукой как своеобразная для себя.
5.7 знание и Научное познание — Философия для бакалавров

Источник