- Отличительные особенности научной и ненаучной методик познания
- Наука и другие способы познания
- 5.7 знание и Научное познание — Философия для бакалавров
- В чем отличие научного знания от любого другого?
- ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание
- Особенности научного познания
- Уровни научного познания
- Эмпирические методы научного познания
- Теоретические методы научного познания
- Формы научного познания
Отличительные особенности научной и ненаучной методик познания
В современном мире очень важно развивать инновационный потенциал молодого поколения. Человечество на своем пути к совершенству достигло уже многого, но потребности современного человека постоянно растут. Поэтому очень важно содействие развитию научного сотрудничества на мировом уровне, поскольку именно таким путем можно обеспечить внедрение научных достижений и передового опыта в массовую практику.
В настоящее время существует много сервисов, в том числе и interactive-plus, которые предлагают независимую платформу для исследователей самого разного уровня. С их помощью можно разместить свои научные труды и обсудить с коллегами актуальные вопросы и проблемы современного научного сообщества.
Каждое исследование в своей основе может содержать научный, либо ненаучный метод познания, то есть использовать определенные источники для объяснения тех или иных процессов. Научное познание призвано базироваться на рациональном подходе, а ненаучное исходит из ряда норм или причинно-следственных взаимосвязей. Если говорить на примерах, то к формам научного познания относится химия и астрономия, к не научным – алхимия и астрология.
Источником научного познания являются знания, приобретенные опытным путем. То есть те, которые основываются на определенной теории, которые после формируют законы и гипотезы. Источниками второго вида познания являются мифы, народная мудрость, чувство, подсознательная вера, результат практического опыта и здравый смысл.
Основным отличием научного познания от ненаучного является видимая объективность первого и субъективность второго. Для тех, кто отстаивает научные взгляды, каждый процесс описывается определённым алгоритмом или взаимосвязями, поэтому все события подчинены законам, вне зависимости от желаний человечества. Так же стоит отметить, что научное познание направлено на долгосрочную перспективу, потому не всегда результат может быть мгновенным.
Для того чтобы доказать правдивость определённой теории или объективность определенных явлений, иногда необходимо время. Человек устроен таким образом, что он склонен отрицать то, что для него неприемлемо, пугающе и непонятно, даже если это соответствует действительности. Тому примером могут служить открытия минувших лет, которые обрели свое признание спустя большое количество лет.
Два вида познания находятся в вечном противоборстве, но оба они ведомы желанием человека сделать мир лучше и проще, найти понимание определенных процессов, чтобы указать человечеству правильный путь в его развитии.
Источник
Наука и другие способы познания
Наука имеет значительные отличия от вторых форм публичного сознания — мастерства, философии, религии. От эстетического (художественного) метода освоения действительности, носителем которого есть мастерство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщенному объективному знанию, тогда как в мастерстве результаты художественной деятельности неотделимы от лично-неповторимого личностного элемента. Мастерство возможно выяснить как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях». Первое развивает в основном чувственно-образную сторону творческой методности человека, вторая — интеллектуально-понятийную сторону.
Наука, ориентированная на критерии разума, по собственной сути антагонистична религии, в базе которой лежит вера. В случае если наука изучает действительность исходя из нее самой и требует рационального практического подтверждения и обоснования взятых знаний, то основаниями религии являются религиозные догматы, откровения, непререкаемость авторитета канонических текстов. Отметим кроме этого философии и сложные отношения науки, разные направления которой по-различному относятся к науке и принятым ею методам построения знания. Самый близок к науке диалектический материализм, что, по сути, связывает себя с наукой, с ее методом и предметом.
направляться отличать научное знание не только от вторых форм публичного сознания, но и от ненаучного (обыденного) знания. Запрещено признать научными знания, каковые приобретает человек только на базе несложного наблюдения. Эти знания играются в жизни людей ключевую роль, но они не раскрывают сущности явлении, их взаимосвязи и причины между ними. Они не разрешают растолковать, из-за чего данное явление протекает в той либо другой форме, каковы его источники, направления и движущие силы предстоящего развития.
Так, наука выступает как один из видов познания, владеющий собственной спецификой. Очевидно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать безотносительными. Законы формулируются в рамках определенных теорий; теории же представляют собой попытки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и появляются на базе догадок, другими словами догадок довольно свойств и этих связей. Строго говоря, догадки неспециализированного замысла, претендующие на объяснения универсального характера, фактически нереально подтвердить совсем; кроме того в случае если целый обозримый опыт человечества подтверждает правомерность догадки, это не свидетельствует ее универсальной достоверности — неизменно имеется возможность появления новых данных, ей противоречащих, и тогда догадка должна быть пересмотрена. То же и с теорией; она представляет собой систематизированное описание, предсказание и объяснение явлений в определенной области на базе обширно подтверждаемой базисной догадки, она существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории впредь до отказа от нее. Фактически, развитие науки по большей части и воображает развитие и смену теорий; честный ученый (либо группа исследователей), создающий теорию, постоянно осознает ее вероятностный, «неабсолютный» темперамент. Вместе с тем новые теории охватывают все большее количество явлений и все более надежно помогают практике; это разрешает сказать о возрастающей достоверности знания, чем и определяется прогресс в науке. (Наряду с этим достаточно нередки ситуации «возвращения» ветхих и уже как словно бы отвергнутых теорий — они переосмысливаются на новом уровне и раскрываются новыми, дотоле возможностями и потаёнными сторонами.) Но не нужно думать, что наука ограничивается «чистым теоретизированием». Развитие научного знания свидетельствует выход на их области соотнесение и новые явлений с исходными представлениями, другими словами новые сотрудничества с миром. Невозможность растолковать данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное несоответствие, составляющее проблему (в большинстве случаев она формулируется в виде вопроса); потом формулируется догадка, другими словами предположительный ответ на данный вопрос, обоснованный в рамках исходной теории; для проверки догадки организуется получение эмпирических (другими словами умелых) данных, в будущем обрабатываемых и трактуемых. Обозначенные пункты (постановка неприятности, формулирование догадки, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация) являются главные этапы научного изучения, в рамках которого реализуются способы изучения, другими словами обоснованные нормированные методы его осуществления. Совершенствованию способов изучения в науке уделяется особое внимание, поскольку для продвижения в познании нужна уверенность в достоверности взятых данных, соответственно, в оптимальности метода их получения.
До сих пор мы говорили о науке по большому счету; это нам пригодилось, дабы выяснить особенности научного способа познания в его сходстве и отличии с другими и тем самым выяснить подход к экономике как к науке. Термином «наука» обозначаются кроме этого отдельные отрасли научного знания (одной из них выступает экономика), отличающиеся друг от друга по последовательности значительных черт. Чтобы в будущем выяснить место экономики в совокупности наук, разглядим это подробнее. В первую очередь, науки различаются по собственному объекту. Под объектом той либо другой науки понимается та сторона действительности, на изучение которой эта наука направлена. Довольно часто объект фиксируется в самом заглавии науки.
К примеру, геология — наука о Земле, биология — наука о живой природе и др./Написать другие примеры/
Вместе с тем ни одна наука не в состоянии обрисовать собственный объект во всей полноте в силу разных обстоятельств: познание вечно, как нескончаем мир, и ни один объект не может быть обрисован во всех отношениях; вследствие этого конкретная наука вынужденно ограничивает сферу собственных заинтересованностей, в другом случае она выясняется в опасности «растечься» на области, каковые не в состоянии охватить. Помимо этого, каждая наука ограничена в собственном подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, что в ней сложился, теми средствами эмпирического исследования и анализа, каковые в ней господствуют, и направляться. д. (Вынужденная специализация наук воображает значительную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения; вследствие этого громадную роль играются «пограничные науки»). Вследствие этого от объекта науки отличают ее предмет, другими словами то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. В случае если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее совокупности категорий. В определенном отношении возможно заявить, что развитие науки имеется развитие ее предмета. Неприятность предмета науки и соотношения объекта — одна из спорных. В литературе возможно встретить вывод, что предмет — это та часть объекта, которая выделяется наукой как своеобразная для себя.
5.7 знание и Научное познание — Философия для бакалавров
Источник
В чем отличие научного знания от любого другого?
Научное знание обладает рядом признаков, которые его, собственно, научным и делают:
- доказуемость — научное знание должно быть доказано по факту и логически;
- воспроизводимость — полученное, понятое, сделанное одним должно точно так же получаться, пониматься и делаться у любого другого;
- объективность — наука занимается изучением того, что находится вне личности научного работника и существует независимо от его собственных взглядов, убеждений и т.д.
- системность — никакое научное знание не существует само по себе, вне связи с другими областями; химия тесно связана с физикой, биология — с химией, социология — с психологией, психология — с биологией, в истории и геологии используются методы датировки, разработанные физиками и никакая наука не обойдётся без математики и философии;
- преемственность — новое научное знание всегда основано на предыдущем, никакие теории не исчезают полностью, что-то да остаётся, пусть даже в изменённом и уточнённом виде, всё-таки в основе химии лежит алхимия, а в основе астрономии — астрология, и хотя сами концепции алхимии и астрологии оказались ошибочными, однако методология осталась и позволила развиться уже новой науке, а геометрия Евклида до сих пор в школах преподаётся в почти неизменном виде;
- ну и, благодаря Попперу, имеем ещё признак фальсифицируемости — если знание научное, то можно поставить, хотя бы мысленно, эксперимент, который может его опровергнуть, т.е. если я утверждаю, что Луна сделана из сыра — так можно полететь и проверить, из чего она сделана, а вот если я говорю, что существуют невидимые и неосязаемые феи из параллельного мира, которые общаются только со мной — тут уже не проверишь.
Источник
ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания
- Объективность знаний о природе, человеке и обществе
- Непротиворечивость, доказательность, системность
- Проверяемость
- Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
- Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
- Высокий уровень обобщения полученных знаний
- Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
- Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
- Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
- Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
Уровни научного познания
- Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
- Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)
Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
- Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
- Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
- Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
- Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Пояснение.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретические методы научного познания
- Анализ –(от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
- Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
- Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
- Дедукция —(от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
- Абстрагирование –(от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
- Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
- Аналогия –(от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
- Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
- Классификация– (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
- Формализация– (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.
Формы научного познания
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
- Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
- Эмпирический закон –форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
- Проблема —(от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
- Гипотеза-(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
- Теория –(от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
- Концепция —(от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник