Чем отличается научное познание от других способов познания

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ –(от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
  • Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция —(от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование –(от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия –(от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация– (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Читайте также:  Способ готовки яиц пашот

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

  • Эмпирический закон –форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема —(от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза-(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория –(от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция —(от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Отличие научного знания от других видов познания.

Научное познаниеэто объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека.

Читайте также:  Виды музыкальных произведений по способу исполнения

Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания:

1) мифология – донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание – использующее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки;

3) антинаучное познание – намеренно искажающее действительность;

4) обыденное познание – включающее повседневный практический (эмпирический) опыт человека.

Наука отличается от обыденного познанияи других видов познания тем, что:

— создает теоретическое обобщение фактов;

— изучает процессы и явления со стороны закономерностей и причин;

— включает в себя взаимосвязь и системность научных знаний;

— имеет особый объект изучения;

— имеет особые методы и орудия исследовательской деятельности;

— использует специальный (научный) язык – научные понятия и термины;

— имеет особые цели, обусловленные поиском истины.

Структура научного познания:

1) эмпирический уровень – связан с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта;

2) теоретический уровень – формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов.

Каждый их этих уровней содержит набор методов познания.

Классификация наук

Наука в целом – это сложная система, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы.

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.

Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

Наука дифференцирована (разделена на ряд отраслей) (этот процесс усилился с ХХ в.). В рамках «фундаментальных (базовых)» наук появлялись и появляются новые знания, которые сначала обособлялись в отдельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в новую науку со своим предметом изучения (часто и методом).

Современная наука дифференцирована (насчитывает около 15 тыс. дисциплин), подразделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания.

Классификация наук.Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Прежде всего, все науки можно поделить на:

1) фундаментальные (базовые или основные) – это науки, имеющие своей целью создание теоре­тических концепций и моделей, отражают основную направленность науки, исследование первопричинных, основных законов явлений и процессов (например: философия, математика, психология и др.);

2) прикладные — которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач (например: социальная психология, психология общения, информатика и др.).

Также все науки можно поделить на:

1) гуманитарные наукиизучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изучают человека, их довольно много (психология, антропология, педагогика и др.) и те, которые изучают общество (социология, история и др.).

Наук изучающих общество, также довольно много, их часто называют – общественные или социальные науки.

К гуманитарным наукам относятся: социология, психология, антропология, педагогика, этнография, культурология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция и др.

Читайте также:  Способ приготовления закрытых бутербродов

В свою очередь каждая из наук также имеет множество отдельных отраслей (например, психология имеет более 200 отраслей – социальная психология, психология общения, управленческая психология и др.);

2) естественны наукиисследуют явления материального мира.

К естественным наукам относятся: физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей;

3) технические наукинепосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процессов производства.

К техническим наукам относятся: материаловедение, электроника, информатика и др. Эти науки также имеют множество отдельных отраслей.

В то же время дифференциация научного знания сочетается с интеграцией (объединением), т.е. для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциациииинтеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований (таблица 1).

Источник

Отличительные особенности научной и ненаучной методик познания

В современном мире очень важно развивать инновационный потенциал молодого поколения. Человечество на своем пути к совершенству достигло уже многого, но потребности современного человека постоянно растут. Поэтому очень важно содействие развитию научного сотрудничества на мировом уровне, поскольку именно таким путем можно обеспечить внедрение научных достижений и передового опыта в массовую практику.

В настоящее время существует много сервисов, в том числе и interactive-plus, которые предлагают независимую платформу для исследователей самого разного уровня. С их помощью можно разместить свои научные труды и обсудить с коллегами актуальные вопросы и проблемы современного научного сообщества.

Каждое исследование в своей основе может содержать научный, либо ненаучный метод познания, то есть использовать определенные источники для объяснения тех или иных процессов. Научное познание призвано базироваться на рациональном подходе, а ненаучное исходит из ряда норм или причинно-следственных взаимосвязей. Если говорить на примерах, то к формам научного познания относится химия и астрономия, к не научным – алхимия и астрология.

Источником научного познания являются знания, приобретенные опытным путем. То есть те, которые основываются на определенной теории, которые после формируют законы и гипотезы. Источниками второго вида познания являются мифы, народная мудрость, чувство, подсознательная вера, результат практического опыта и здравый смысл.

Основным отличием научного познания от ненаучного является видимая объективность первого и субъективность второго. Для тех, кто отстаивает научные взгляды, каждый процесс описывается определённым алгоритмом или взаимосвязями, поэтому все события подчинены законам, вне зависимости от желаний человечества. Так же стоит отметить, что научное познание направлено на долгосрочную перспективу, потому не всегда результат может быть мгновенным.

Для того чтобы доказать правдивость определённой теории или объективность определенных явлений, иногда необходимо время. Человек устроен таким образом, что он склонен отрицать то, что для него неприемлемо, пугающе и непонятно, даже если это соответствует действительности. Тому примером могут служить открытия минувших лет, которые обрели свое признание спустя большое количество лет.

Два вида познания находятся в вечном противоборстве, но оба они ведомы желанием человека сделать мир лучше и проще, найти понимание определенных процессов, чтобы указать человечеству правильный путь в его развитии.

Источник

Оцените статью
Разные способы