Человек осваивает среду двумя способами творческим

Создание творческой среды как условие эффективного развития и саморазвития учащихся

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (318 кБ)

Одна из задач современной школы — формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В.А.Сухомлинский считал, что «основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Поэтому наша задача — поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем.

Успешно реализовывать себя в условиях современного общества способен человек действующий, творческий. Поэтому одним из приоритетных направлений моей деятельности как учителя является развитие творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей требует специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

В организации современного процесса обучения учащихся в общеобразовательных средних школах развитию творческого потенциала уделяется недостаточное количество времени. Предлагаю вашему вниманию опыт по созданию условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия, достижения поставленной цели во внеурочное время. Эта работа не прерывается в течение семи лет (с 5 по 11 классы). Я делю её на четыре этапа:

  1. Занятия в кружке «Лингвистический» (5-6 классы).
  2. Занятия по программе элективного курса «Речевой этикет» (7-8 классы).
  3. Занятия по программе элективного курса литературного краеведения «Отсюда шло мое начало» (9 класс).
  4. Занятия по программе элективного курса литературного краеведения «Оставляю свой след» (10-11 классы).

Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Поэтому для учащихся 5-6 классов я предлагаю Программу, адаптированную для применения в условиях нашей школы, которая рассчитана на 2 года обучения.

Так как развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций, то в процессе обучения мною используется исследовательская технология.

Обращение к исследовательской технологии обучения позволяет повысить уровень творческой активности учащихся, приобрести новые знания.

Эффективность знакомства с исследовательской деятельностью в среднем звене выражается не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.

Цель исследовательской деятельности — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Свою деятельность начинаю с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью, всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников.

Использую при этом следующие методы: наблюдение, анкетирование, собеседование. Лишь после этого обучаю школьников специальным знаниям, а также развиваю у них исследовательские умения:

задавать вопросы; умение наблюдать, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Приступая к организации исследовательской работы школьников, мы формулируем этапы работы, цели и задачи, содержание занятий.

На предварительном этапе ориентируемся в сфере личных интересов учащегося. Для этого используются устные и письменные задания. Затем формируем общие представления об исследовательской работе. Учащимися выполняются упражнения, моделирующие исследование. Так как детям в дальнейшем предстоит выполнить самостоятельное исследование, то учитель знакомит их с основными требованиями к нему.

Чтобы заинтересовать ребят, стараюсь привлечь яркий, необычный дидактический материал, нестандартные задания, так как их отличительный признак — связь с творческой деятельностью.

Задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

Например, применяю такой вид заданий, как «Перевод с русского на русский». Он предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Например, «переводим» отрывок из текста Л.Петрушевской «Пуськи бятые», написанный на несуществующем языке Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

«Лингвистические угадайки» обогащают словарный запас учащихся, развивают и совершенствуют чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

К заданиям группы «Лингвистические почемучки» относятся вопросы проблемного характера. Отвечая на них, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

Микроисследования предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

Нестандартный подход к Заданиям «на засыпку» касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц.

Уже здесь, в среднем звене, рождается жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Удовлетворяя интерес, ребята работают со словарями, со специальной литературой, создают собственные творения.

На протяжении всех занятий идёт отслеживание продвижения в развитии индивидуальных качеств ребёнка. Работа ведётся в тесном сотрудничестве с психологом. Ребята, почувствовав вкус к интеллектуальному труду, имеют и в дальнейшем необходимость в исследовательской деятельности.

Продолжаем создавать творческую среду, работая по программе элективного курса «Речевой этикет» в 7-8 классах. Этот курс направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Читайте также:  Димексид способ его применения

Формы организации работы носят преимущественно деятельный характер. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно из условий успешного развития творческих способностей: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность. Также на занятиях я использую задания, основывающиеся на воображении учеников. Например, ученикам необходимо представить себя в различных речевых ситуациях и в зависимости от этого правильно употребить устойчивые формулы речевого этикета. Или ребятам даётся задание сочинить сказку с грамматическим заданием. Или прошу попытаться создать образ того, что лежит в основе идеи произведения (отрывка), который мы анализируем.

Для 9 класса мною разработана программа элективного курса литературного краеведения «Отсюда шло мое начало», в которой учитываются индивидуальные запросы и интересы детей. Учащиеся пытаются реализовать свои творческие способности на занятиях этого курса.

На старшей ступени наиболее способные учащиеся, которым свойственно стремление к познанию, исследованию, готовы к занятиям по программе элективного курса для 10-11 класса «Оставляю свой след» (Формирование духовно-нравственных начал личности в курсе литературного краеведения), в которой учебная деятельность детей организована также на основе исследовательского подхода.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Самарской области к использованию в образовательных учреждениях области.

Она используется в школе в качестве элективного курса, который способствует формированию духовно-нравственных ценностей учащихся и предполагает развитие в детях творческих способностей.

Чтобы сегодня ученики почувствовали связь со своими «корнями», мы обращаемся к местному литературному материалу. Он доступнее, ближе, роднее.

Программа предоставляет ребенку условия и среду активного усвоения действительности, пробы себя и своих сил.

Практически на каждом занятии, где ребят учу ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты, развиваются творческие способности учащихся.

Каждый ребёнок пытается создать собственное творение. Здесь идёт ориентация на интеллектуальную инициативу, когда ребёнок проявляет самостоятельность, стремится найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней.

Индивидуальные формы творческой деятельности сочетаю с коллективными. На аналитическом этапе ребята чаще всего работают в группах. Они распределяют работу внутри групп, выбирают организаторов.

Одним из важных условий развития творческих способностей учащихся является самостоятельная работа. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом. Наши ученики слишком много времени на уроках находятся в позиции слушающих. Надо ставить их в позиции говорящих, делающих.

Так как навык самостоятельной работы в группе у детей уже сформирован, то работа в группах для учеников трудностей не вызывает и не требует каких-либо разъяснений.

Итак, учащиеся создали текст, теперь его необходимо представить. Совместная работа учащихся и преподавателей по созданию презентаций также позволяет развить творческие способности.

Результатом кропотливой многолетней работы стало участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах творческих и исследовательских работ.

Количество призеров научно-практических конференций школьников, конкурсов творческих работ учащихся
уровень 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч.год
муниципальный 2 2 1 2
окружной 1 1 1 1
региональный 1 2 1 1
всероссийский 2 1 1 2

Полученные знания, умения, навыки наши учащиеся успешно применяют в студенческой жизни. Им не составляет большого труда выполнить курсовые работы. А практика выступления на конференциях позволяет достойно защитить своё творение.

Таким образом, создавая творческую среду для развития учащихся, формируя устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности, развивая детскую самостоятельность, мы обеспечиваем их более эффективное развитие и саморазвитие.

Литература.

  1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. — С.53-56.
  2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. — 2001. — № 6. — С. 21-25.
  3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. — 1998. — № 4. — С. 18-37.
  4. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. — С. 99-101.
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.,1974. — С. 12-16.
  6. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. — 1996. — № 4. — С. 35-40.
  7. Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967, — 264 с.
  8. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. — М.: Наука, 1991. — 181 с.
  9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  10. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., Просвещение, 1980.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. — пед. ин — т. — Свердловск, 1990. — 160 с.

Источник

Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Александрова
Особенности творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности творческой деятельности у детей страшего дошкольного возраста

Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку. Только человек творит, приводя в движение мышление, память, чувства, создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь. Чем глубже развиты творческие способности человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.

Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для любой созидательной человеческой деятельности. Он включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению явлений жизни, созданию новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей, трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к творчеству.

Читайте также:  Способ приготовления щавелевого супа

К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, нешаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т. п.

Исследование педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что творческая деятельность возникает у детей на втором году жизни.

Однако в страшем дошкольном возрасте зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным.

Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д.

Дошкольный возрастпредставляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [6].

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л. С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [11].

Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

Творчество в старшем дошкольном возрасте определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность.Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка — это не произведение искусства.

Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования.

Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования, ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Этот показатель — своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослого заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.

К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче, гибкость (вариативность способов).

Большинство из названных показателей проявляется в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным, так как детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте деятельности. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности необходимо и возможно с опорой на показатели творчества, характеризующие продукции детской художественной деятельности, выделенные Г. Г.Григорьевой:

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно — выразительных средств для воплощения образа.

Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, без которого нет подлинно творческой деятельности.

2. Индивидуальный “почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Чтобы применить данные показатели необходимо учитывать специфику творческой деятельности детей.

Читайте также:  Маринад для засолки грибов горячим способом

Так, например, освоение изобразительной деятельностью ребенком старшего дошкольного возрастаозначает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями.

В творческой деятельности ребенка следует выделять 3 основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй — процесс создания изображения.

Третий — анализ результатов.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса.

Григорьева Г. Г. отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла — это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени — это проявление игровой тенденции в развитии деятельности.

Смысл рисования для ребенка — рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат — только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.

Г. Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г. Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

В ходе теоретического анализа литературы нами было выявлено, что детское творчество может развиваться при наличии определенных условий. Такие условия Г. Г. Григорьева выделила в своих работах. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к проблеме. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение, эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общение и т. д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т. д.

Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продуктов, процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно.

Результатом творческой деятельности ребенка, является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Также важно помнить, что педагогу необходимо обеспечивать наличие необходимых условий для развития детского творчества.

Доклад «Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста» Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая.

Конспект музыкально-творческой деятельности с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста ДОУ. Цель: раскрыть музыкальный потенциал одарённого ребёнка. Задачи: -создание условий для развития и реализации музыкально-творческих способностей.

Консультация «Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ. Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано.

Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но.

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей.

Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности Изучением проблемы развития художественно-творческой деятельности дошкольников занимались многие ученые (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л.

Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (фотоотчет) Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (фотоотчет) «При знакомстве с искусством,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования,.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности у детей старшего дошкольного возраста ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Передерей Е. П. Модернизация.

Источник

Оцените статью
Разные способы