Человек осваивает среду двумя способами символическими

Культурно-биологическая (универсальная) природа человека.

На земле существуют два способа жизнедеятельности:

Фундаментальную роль в возниконовении и формировании культуры играют способы человеческой жизнедеятельности.

В частности, человек порождает различные знаково-символические системы, и стереотипы поведения задаются культурными образцами.

Мы можем говорить об особом способе поведения человека и его жизнедеятельности.

Человек создал особое окружение, или «вторую природу» — культуру.

Таким образом, на основе двух типов жизнедеятельности выделяются особенности культурного и биологического способов жизнедеятельности.

На основе сопоставления двух способом можно определить природу человека.

Когда говорят о двух способах, говорят о двух способах:

1. Инстинктивно-биологический способ
При этом типе жизни доминируют врождённые стереотипы поведения. Характер деятельности животного определяется анатомо-физиологическими особенностями его организма.

Строение организма так же предопределяет животное к существованию на определённой территории и в определённом климатическом поясе.
В действиях животных решающую роль играют инстинкты.
Инстинкт – наследственно закреплённые реакции на внешние события.
Они обеспечивают выживание и сохранение популяции.

Принципиальная особенность заключается в том, что условия окружающего мира постоянно меняются, особенно в результате человеческой деятельности. Для того, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, животное изменяет свой организм.

Обычно, деятельность животного описывается по принципу
Стимул -> Реакция.
Мы не можем расценивать инстинктивно-биологический тип жизни как низший, по сравнению с культурным.
«Многие животные виды прошли более длительный путь эволюции, чем человек».

Пример выживания и адаптации из мира животных:
Летучие мыши при охоте на бабочек используют ультразвуковую эхолокацию. Исследования привели к тому, что у бабочек были обнаружены способности улавливать и ускользать от ультразвуковых сигналов, либо создавать помехи для сонара летучей мыши.

В рамках биологического типа жизни начали формироваться предпосылки для формирования человеческого типа жизни.

Например, особенности группового поведения и организации коллективного взаимодействия.

2. Культурно-целесообразный (человеческий)
Исследователи отмечают, что анатомо-физиологическое строение организма человека не предопределяет его к одному виду деятельности.
Человек может осваивать самые различные способы деятельности. Он может проживать на самых различных территориях и в различных климатических поясах. Человек даже способен выходить в космос.

Отсюда говоря, человек есть существо универсальное по своей природе.

Человек становится человеком только при наличии культурного окружения и в процессе общения с другими людьми. При отсуствии этих факторов у человека может не реализоваться даже его биологическая (генетическая) программа.

На протяжении культурной истории человека, (от 40 000 лет), человек остаётся органически неизменным. То есть новых видов человека не возникло.

Приспосабливаясь к окружающему миру, человек изменяет не своё биологическое тело, а свою «вторую природу», культуру.

Человек создал многообразие способов деятельности, которое нашли воплощение в культуре.

Специфические черты человеческой деятельности:
1. Деятельность человека опосредована. Т.е. предполагает наличие ряда посредников.
Человек Природа: человек создаёт посредников: орудия труда, оружие, одежда, жилище, сельское хозяйство.
Человек Человек: речь, слова, культурные навыки, образы.
Сам мир культуры может быть представлен как совокупность культурных институтов. (Человек Культура).

2. Деятельность человека не подчиняется модели «Стимул à Реация». Вся деятельность человека опосредована мышлением.

Мышление – сознательное действие сообразно цели.
Цель формируется идеальным образом в виде замысла, намерения, чертежа, плана.

Сеченов определял мышление как «Заторможенный рефлекс».

Именно идеально-планирующий характер деятельности определяет возможность существования культуры.

Условия возможности существования культуры:

«Опредметчивание» — человеческиий замысел может быть воплощен в материальном предмете.
Подтверждённая гипотеза учёного может стать теорией.

«Распредметчивание» — способность читать символы, осмысливать результаты человеческой деятельности.

Вывод: культурный тип деятельности каждый раз самопорождается при вхождении человека в культуру. Иначе говоря, человек рождается дважды: первый раз – физически, второй раз – духовно.

Культурный тип деятельности это основа существования духовной кульутры в целом: искусства, науки и т. д.

Источник

Проект по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

«Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир»

Читайте также:  Дозволительно учредительный способ создания субъекта предпринимательской деятельности пример

учитель начальных классов «СОШ№5»

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий средствами предмета «Окружающий мир»……………… 5

Понятие «познавательных учебных действий», его сущность

1.2 Формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………. 17

Глава 2. Практика формирования познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающего мира………………………… .24

2.1 Анализ практической деятельности учителей начальных классов по формированию познавательных УУД в процессе обучения предмету «Окружающий мир»……………………………………………………………. .24

2.2 Комплекс заданий по формированию познавательных УУД в процессе обучения окружающего мира…………………………………………………. 29

Список используемых источников………………………………………………36

Актуальность. Задачей образования на современном этапе становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с современным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий.

Проблема. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения познавательными универсальными учебными действиями. И в тоже время перед учителями стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Учитывая актуальность, практическую потребность и значимость была определена тема проекта: «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир»

Цель: научно обосновать и теоретически разработать комплекс упражнений по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир.

1. Изучение теоретического, научно-методического материала по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир.

2. Анализ практики формирования познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир.

3. Разработка комплекса упражнений по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами предмета окружающий мир.

Исследование опирается на труды следующих учёных: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова и других.

Методы исследования: теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, моделирование, обобщение), эмпирические (беседа, наблюдение). Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогического факультета.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий средствами предмета «Окружающий мир»

1.1. Понятие «познавательных учебных действий», его сущность и особенности

В современной системе образования развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, выступающих инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Учащиеся, овладевшие универсальными учебными действиями, получают возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умение учиться.

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова много внимания уделяют изучению подходов к формированию универсальных учебных действий учащихся .

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».

Универсальные учебные действия обеспечивают возможности учащегося, самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Овладение ими позволяет достичь личностных и метапредметных результатов, устанавливаемых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Читайте также:  Способы прокладки трубопроводов через железную дорогу

В связи с этим универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм и технологий обучения как необходимых компонентов целостного учебно-воспитательного процесса .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования основан на системно — деятельностном подходе. Поэтому в настоящее время предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований, умений, способностей, личностных качеств, возможно лишь в деятельности. При этом формирование любых умений, в том числе и УУД, проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Выделяют четыре блока универсальных учебных действий:

личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях);

регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности);

познавательные (система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации),

коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

Планируемые результаты формирования познавательных универсальных учебных действий можно классифицировать следующим образом:

познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира;

познавательные УУД, формирующие умственные операции;

познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность.

Однако на разных этапах обучения в начальной школе существуют определенные различия в наполнении познавательных универсальных учебных действий. Прежде всего, они связаны с возрастными особенностями обучающихся, поэтому по мере взросления школьников возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Это следует учитывать, разрабатывая систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, в основу которой должен быть положен принцип преемственности.

Для того, чтобы указанные результаты были получены, учитель должен иметь целый арсенал разнообразных средств. «Средства — педагогические материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [3,с. 21].

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Н.В.Дорохова характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [6,с.22]. На уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок «добывает» знание в процессе своего труда.

Проектная и исследовательская деятельности — необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий, в том числе и познавательных (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, задействуют как внутрипредметные, так и межпредметные связи.

Читайте также:  Мастофит таблетки способ применения

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя -он становится организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. В качестве форм организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях можно использовать такие, как урок изобретательства, урок открытых мыслей, урок — исследование, урок — лаборатория, урок — творческий отчёт, урок — защита исследовательских проектов и др.

Рассматривая вопрос о технологиях формирования познавательных УУД, необходимо обратить на модельное учебное действие для системы познавательных действий, или общий прием решения задач. Он включает: знание этапов решения (процесса), методов (способов решения), а так же владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

Компонентами общего приема являются: анализ текста задачи, перевод текста на язык предмета с помощью вербальных и невербальных средств, установление отношений между данными и вопросом, составление и осуществление плана решения, проверка и оценка решения задачи.

В качестве перспективной технологии обучения, обеспечивающей развитие познавательных УУД следует рассматривать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. На формирование логических универсальных действий положительное влияние оказывает применение таких приемов, как кластер, «Верные — неверные утверждения», синквейн, эссе, зигзаг; общеучебных — инсерт и чтение с остановками, знаково-символических — кластер, постановки и решения проблемы — «Знаю — хочу знать — узнал», «Толстые и тонкие вопросы».

Также интересным представляется прием составления граф-схемы. Граф-схема — это способ моделирования логической структуры изучаемого материала. Выделяют два вида граф-схемы — линейную и разветвленную. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Указанные выше приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций. Развивается умение воспринимать информацию, способность к рефлексии. Например: прием «Знаю – хочу, узнать — узнал». Этап «Знаю» предполагает фиксирование известной информации по теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные — неверные утверждения», «Прогнозирование». При использовании приема «Верные — неверные утверждения», ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаются к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать на уроках по предмету «Окружающий мир». Учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие последствия негативного влияния человека на окружающую среду.

Таким образом, даже указанные выше приемы, формы и технологии обучения служат доказательством того, что существует достаточно много средств, обеспечивающих эффективное формирование познавательных учебных действий. Однако успешное решение данной проблемы возможно лишь при системном подходе. Необходимо помнить, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Познавательные универсальные учебные действия — один из четырех блоков, входящих в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и составляющих функциональную грамотность учащихся. Для учителя важно понимать, что их формирование зависит от структурных компонентов, которые для простоты восприятия структурируем.

Таблица 1 — Классификация составных частей познавательных УУД

Источник

Оцените статью
Разные способы