Человек осваивает среду двумя способами инструментальным

Основные способы освоения мира человеком

Освоение мира человеком происходит по трем направлениям:

1. Практическое (человек преобразует мир).

2. Духовно-теоретическое (человек познает мир).

3. Практически-духовное (человек оценивает мир).

Эти типы отношения человека к миру мы выделяем в абстракции, потому что в реальной жизни они тесно переплетаются. Даже, казалось бы, чисто теоретическая деятельность ученого основана, в конечном счете, на опыте, эксперименте, и самые удаленные от повседневной жизни абстракции не свободны от мировоззренческих влияний и предпочтений.

Итак, практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования. В процессе предметно-практического изменения объекта изменяется и сам человек – субъект деятельности.

1. Материальная производственная деятельность.

2. Общественно-историческая, или социальная практика.

3. Научный эксперимент и техническая деятельность.

Рассмотрим эти разновидности практики поподробнее.

8.2.1. Материальное производство – основа общественного развития.

Материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни.

Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много?

Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма.

8.2.2.Социальная практика – формирование и развитие общественных отношений.

Деятельность людей, объединенных в общество, осуществляется в форме общественных отношений. В философии и науке Нового времени существовала теория «общественного договора», согласно которой сначала из природы выделились изолированные индивиды и только затем они объединились в общество (из-за врожденного дружелюбия, как считал Д. Локк, или из-за опасения истребить друг друга в «войне всех против всех», как полагал Т. Гоббс). Современные ученые с этим не согласны: человек изначально является общественным существом, вне общества невозможно формирование и существование отдельного человека.

Читайте также:  Доска пола способы крепления

Человек, рождаясь, застает определенные общественные отношения и включается в обусловленные ими виды деятельности. Общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Но это не значит, что человек – только игрушка в руках неких безличных общественных сил. Эти общественные силы и есть результирующая разнонаправленной деятельности больших групп людей, объединенных общими интересами. Люди могут тормозить прогресс общества и даже разрушать социальную материю (при этом чаще всего действуя с самыми благими намерениями), а могут ускорять его. Как совместить объективные условия и факторы человеческой жизни с разумными и сознательными действиями людей – большая теоретическая и практическая проблема.

Насколько это важно давайте посмотрим на примере нашей российской действительности. Не сумев построить «передовое социалистическое общество», мы стремимся догнать развитые страны на пути рыночной экономики. Но, оказывается, сами по себе рыночные механизмы и передовая техника не работают, автоматически создавая процветающее и более-менее гуманное общество. В наших условиях возник дикий грабительский мафиозный капитализм, где меньшинство беззастенчиво обогащается, распродавая богатства страны, а большинство нищает. Капитализм возник не на пустом месте по воле каких-либо мыслителей, он результат длительного исторического развития, в ходе которого сложились необходимые предпосылки: уважение к труду, частной собственности, закону, человеческой личности. Капиталистическое производство базируется на свободном, ответственном, заинтересованном в результатах своего труда работнике.

Означает ли это, что наше общество обречено на вечное отставание, или при существующих исторических обстоятельствах есть возможность преобразования общественных отношений в нашей стране в нужную сторону?

Источник

3 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 36, 37, 38, 39

Ответы к страницам 36, 37, 38 и 39

Из чего состоит всё

1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду и обведите её. Объясните (устно) свой выбор.

В верхнем ряду лишняя кружка, т.к. это предмет, созданный человеком, а всё остальное – объекты живой природы.
В нижнем ряду лишняя синичка, т.к. это объект живой природы, а всё остальное – предметы, созданные человеком.

2. Приведи примеры природных объектов (по 3—4 в каждом ряду).
Объекты неживой природы: скала, вода, песок, ветер .
Объекты живой природы: дерево, бабочка, рыба, кошка .

3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу. Можешь дополнить её своими примерами.
Твёрдые тела, жидкости и газы

Твёрдые тела Жидкости Газы
Камень, тарелка, карандаш, книга, дом, компьютер. Вода, молоко, бензин, нефть, сок, масло. Кислород, водород, углекислый газ.
Читайте также:  Способ прокладки кабельных линий электропередач

4. Узнай по описанию вещества и впиши их названия в клеточки.
Это вещество входит в состав любого живого организма, тело человека на 2/3 состоит из этого вещества. ( ВОДА )

Это вещество встречается в виде камня под землей, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встретить и в каждом доме на кухне. ( СОЛЬ )

Это вещество добавляют во многие продукты – конфеты, пирожные, торты. В природе оно содержится в растениях. ( САХАР )

Это вещество – наш помощник на кухне, потому что но хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по всей квартире, а это очень опасно. ( ПРИРОДНЫЙ ГАЗ )

Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий. ( ПЛАСТМАССЫ )

5. Подчеркни синим карандашом названия твёрдых тел, а зелёным — названия веществ.
Соль , гвоздь , железо , подкова , алюминий , проволока , медь , канистра для бензина , пластмасса , бензин , сосулька , вода , льдина , конфета , сахар , солонка .

6. Практическая работа (опыт) «Вода — растворитель».
Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
1. Предложите план (порядок) проведения опыта.
Налить в стакан воды; положить туда вещество; размешать; наблюдать, растворится ли оно или нет.

2. Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое вам понадобится для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.

3. Выполните действия по инструкции.
Воду из колбы разлейте в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпьте сахар, в стакан № 2 — соль, в стакан № 3 — измельчённый мел (мел измельчите в ступке), в стакан № 4 — глину. Размешайте все вещества стеклянной палочкой.
Что наблюдаете? Опишите устно.

4. Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак » в соответствующие графы таблицы.
Вода — растворитель

Название вещества Вода растворяет Вода не растворяет
1. Сахар +
2. Соль +
3. Мел +
4. Глина +

5. Сделайте вывод. Проверьте себя по Приложению.
Соль и сахар хорошо растворились в воде, а мел и глина – не растворились.

Источник

Культурно-биологическая (универсальная) природа человека.

На земле существуют два способа жизнедеятельности:

Фундаментальную роль в возниконовении и формировании культуры играют способы человеческой жизнедеятельности.

В частности, человек порождает различные знаково-символические системы, и стереотипы поведения задаются культурными образцами.

Мы можем говорить об особом способе поведения человека и его жизнедеятельности.

Человек создал особое окружение, или «вторую природу» — культуру.

Таким образом, на основе двух типов жизнедеятельности выделяются особенности культурного и биологического способов жизнедеятельности.

На основе сопоставления двух способом можно определить природу человека.

Когда говорят о двух способах, говорят о двух способах:

1. Инстинктивно-биологический способ
При этом типе жизни доминируют врождённые стереотипы поведения. Характер деятельности животного определяется анатомо-физиологическими особенностями его организма.

Строение организма так же предопределяет животное к существованию на определённой территории и в определённом климатическом поясе.
В действиях животных решающую роль играют инстинкты.
Инстинкт – наследственно закреплённые реакции на внешние события.
Они обеспечивают выживание и сохранение популяции.

Читайте также:  Способы обновления основных производственных фондов

Принципиальная особенность заключается в том, что условия окружающего мира постоянно меняются, особенно в результате человеческой деятельности. Для того, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, животное изменяет свой организм.

Обычно, деятельность животного описывается по принципу
Стимул -> Реакция.
Мы не можем расценивать инстинктивно-биологический тип жизни как низший, по сравнению с культурным.
«Многие животные виды прошли более длительный путь эволюции, чем человек».

Пример выживания и адаптации из мира животных:
Летучие мыши при охоте на бабочек используют ультразвуковую эхолокацию. Исследования привели к тому, что у бабочек были обнаружены способности улавливать и ускользать от ультразвуковых сигналов, либо создавать помехи для сонара летучей мыши.

В рамках биологического типа жизни начали формироваться предпосылки для формирования человеческого типа жизни.

Например, особенности группового поведения и организации коллективного взаимодействия.

2. Культурно-целесообразный (человеческий)
Исследователи отмечают, что анатомо-физиологическое строение организма человека не предопределяет его к одному виду деятельности.
Человек может осваивать самые различные способы деятельности. Он может проживать на самых различных территориях и в различных климатических поясах. Человек даже способен выходить в космос.

Отсюда говоря, человек есть существо универсальное по своей природе.

Человек становится человеком только при наличии культурного окружения и в процессе общения с другими людьми. При отсуствии этих факторов у человека может не реализоваться даже его биологическая (генетическая) программа.

На протяжении культурной истории человека, (от 40 000 лет), человек остаётся органически неизменным. То есть новых видов человека не возникло.

Приспосабливаясь к окружающему миру, человек изменяет не своё биологическое тело, а свою «вторую природу», культуру.

Человек создал многообразие способов деятельности, которое нашли воплощение в культуре.

Специфические черты человеческой деятельности:
1. Деятельность человека опосредована. Т.е. предполагает наличие ряда посредников.
Человек Природа: человек создаёт посредников: орудия труда, оружие, одежда, жилище, сельское хозяйство.
Человек Человек: речь, слова, культурные навыки, образы.
Сам мир культуры может быть представлен как совокупность культурных институтов. (Человек Культура).

2. Деятельность человека не подчиняется модели «Стимул à Реация». Вся деятельность человека опосредована мышлением.

Мышление – сознательное действие сообразно цели.
Цель формируется идеальным образом в виде замысла, намерения, чертежа, плана.

Сеченов определял мышление как «Заторможенный рефлекс».

Именно идеально-планирующий характер деятельности определяет возможность существования культуры.

Условия возможности существования культуры:

«Опредметчивание» — человеческиий замысел может быть воплощен в материальном предмете.
Подтверждённая гипотеза учёного может стать теорией.

«Распредметчивание» — способность читать символы, осмысливать результаты человеческой деятельности.

Вывод: культурный тип деятельности каждый раз самопорождается при вхождении человека в культуру. Иначе говоря, человек рождается дважды: первый раз – физически, второй раз – духовно.

Культурный тип деятельности это основа существования духовной кульутры в целом: искусства, науки и т. д.

Источник

Оцените статью
Разные способы