Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент Российской Федерации как глава государства.
Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств — плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и др.), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Деятельность этих не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти органов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.
Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации.
Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина.
Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55).
Законодательные органы путем определенных в Конституции Российской Федерации процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств.
Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
Наряду с механизмом правового регулирования и закрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере.
На основании статьи 52 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Должностные лица несут ответственность за их нарушение, в частности за неисполнение судебных решений, указывающих на конкретные нарушения индивидуальных или коллективных конституционных прав и свобод.
Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, судебной власти, которая, согласно статьи 118 Конституции Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.
Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию.
Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия законов и других нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Осуществляя эти функции, Конституционный Суд Российской Федерации оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.
Следует отметить также, что одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура Российской Федерации, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности — надзора от имени государства за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов.
В деятельности прокуратуры Российской Федерации уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.
Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Закрепление в Конституции РФ права человека самостоятельно защищать свои права, которое в отечественной юридической науке определяется как право на самозащиту, стимулировало появление дополнительных способов законной правозащитной деятельности.
Характерно, что, реализуя свое конституционное право на самозащиту, граждане Российской Федерации при обращении в российские суды все чаще ссылаются на международные нормы, а также обращаются в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека признается Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждый, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, имеет право обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы.
Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и т.д..
Россия является участницей целого ряда таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) и, соответственно, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы.
Это означает, что каждый, кто считает свои права нарушенными российским государством, при соблюдении необходимых условий может прибегнуть к соответствующим международным процедурам.
Перечень таких процедур после присоединения России к Совету Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод пополнился обращением в Европейский суд по правам человека. Россия признала как юрисдикцию Суда, так и право каждого на индивидуальные обращения в этот международный орган. Это означает, что каждый, находящийся на территории Российской Федерации, может без предварительного разрешения государства обращаться в Европейский суд, если посчитает, что его права, закрепленные в Конвенции, не защищены должным образом внутригосударственными механизмами.
Международные стандарты защиты прав человека предполагают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, как правило, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека эти органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут игнорировать.
Согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим Российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата Российской Федерации.
Совет при Президенте Российской Федерации ведет свою историю с 1 ноября 1993 года, когда Указом первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Нормативную правовую основу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». Согласно этому нормативному правовому акту Совет образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции Российской Федерации, назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.
Согласно Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.
Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности закреплены в Законе Республики Алтай от 24.11.2006 № 94-РЗ «Об уполномоченном по правам человека в Республике Алтай».
Частью 2 статьи 2 названного выше республиканского закона установлено, что при осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также с уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается.
Общественная палата Российской Федерации проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, Президент Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, судебные, административные органы, другие, учреждаемые государством органы и организации, а также институты гражданского общества совместно обеспечивают конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Источник
Порядок реализации прав граждан
Порядок реализации прав граждан
Правовой статус гражданина России есть установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами, права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов.
Правовой статус гражданина включает в себя:
— комплекс прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами;
— гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.
Права граждан подразделяют на виды по различным основаниям.
В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:
абсолютные (безусловные) права — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на обращение, трудоустройство и т. п.);
относительные права — права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:
• общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
• специальные права — права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).
По содержанию выделяют следующие группы прав:
• право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);
• право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);
• право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).
Что такое реализация норм права и каковы ее формы? Реализация норм права — это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
К формам реализации права относятся: 1) соблюдение норм права; 2) исполнение норм права; 3) использование норм права; 4) применение норм права.
Стадии применения права: 1) Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела; 2) выбор правовых норм, подлежащих применению; 3) толкование норм; 4) применение решения; 5) контроль за реализацией принятого решения.
Правовая процедура есть законодательно установленные способы реализации нор права, обеспечивающие достижение целей правового регулирования в какой-либо сфере общественных отношений. Процедурно-процессуальные формы являются правовыми средствами перевода моделей, установленных юридическими предписаниями, с фактическою упорядоченностью общественных отношений и определяет оптимальный порядок достижения результатов “запрограммированных” в нормах материального права. Устанавливающие их правовые предписания (процедурно-процессуальные нормы) регламентируют способы реализации гражданами и организациями прав, свобод, обязанностей, осуществления государственными органами закрепленных за ними полномочий, рассмотрения юридических дел, исполнения принятых по ним решений и тем самым обеспечивают претворение в жизнь норм материального права.
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без механизма их реализации.
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (организаций, должностных лиц, общественных органов и граждан).
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом — это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно — нарушает.
Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъектов в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям. 2) формой внешнего проявления правомерного поведения.
В литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.
По субъектному составу выделяют индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность — оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Использование норм права — когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы).
Граждане не являющиеся субъектами применения права, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.
Следовательно, применить норму права — это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.
“Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. — такова задача субъектов правоприменения».
Субъект правоприменения — это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
В-четвертых, правоприменительная осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
В-пятых, применение права — это не однократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.
Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и т.д.).
При этом, права и свободы граждан обеспечиваются социально-экономическими и политическими условиями в стране. В Российской Федерации существует определенная система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.
Экономические гарантии — материальные условия для фактической реализации прав гражданами, которые основываются на экономической системе, в основе которой лежат государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.
Политические гарантии — законодательно провозглашенная принадлежность государственной власти народу, соблюдение и защита прав и свобод человека государством, возможности для участия граждан в управлении государством.
Организационные гарантии заключаются в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, организационные гарантии состоят и в том, что в деятельности государственных органов и прежде всего правоохранительных, практически претворяются в жизнь права и свободы граждан.
Юридические гарантии — система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав граждан, а также средства их охраны и защиты. Одно из ведущих мест в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права: обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество; на возмещение государственного ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Правовая охрана прав граждан регламентируется нормами законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и т.п. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.
Наряду с наличием правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним можно отнести: право вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль за работой нижестоящих органов, в частности за право реализации гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).
Важная роль в защите и обеспечении соблюдения прав и свобод граждан принадлежит правоохранительным органам: суду, прокуратуре, органам юстиции, органам внутренних дел.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.
Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану социально-экономических, политических, личных прав граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами от всяких посягательств. Так, например, действуя в порядке надзора за законностью актов установления, прокуроры обязаны опротестовывать, отменять те акты, которые нарушают права и свободы граждан.
Помимо перечисленных, значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам и другим общественным формированиям.
Реализация гражданами своих прав, как правило, осуществляется в рамках определенных процедурно-правовых форм. Эти формы устанавливаются законодательными актами, закрепляющими порядок реализации прав человека. Тогда, когда предусмотренная законом процедура совершенна и действует эффективно, можно ожидать от ее действия положительных результатов.
628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru
Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18
Источник