Человеческий способ овладения действительностью посредством достижения

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЭВОЛЮЦИОННОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССАХ. ПСИХИКА И МОЗГ – НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений

§ 1. Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика — это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда — как буква В. Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.

Читайте также:  Под способом возбуждения машин постоянного тока подразумевается

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2).

Рис. 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы «видим» даже несуществующие грани треугольников.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность — значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безoбразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты — индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание — высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

Читайте также:  Накладные при хоз способе

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное — она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Источник

Понятие о психике. Развитие психики (по Выготскому Л.С.).

Происхождение и развитие психики

Психикасвойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объектив­ного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суж­дений о природе и механизмах проявления психики:

1. Психикаэто свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфически­ми органами, обусловливающими возможность существова­ния психики.

2. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Следовательно, высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психи­ческого, т. е. субъективного по своей природе и идеалисти­ческого (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материаль­ных объектов реального мира.

3. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями, от­личающимися друг от друга по уровню развития психических свойств.

Выделяют четыре основных уровня развития психикижи­вых организмов:

1. Раздражимость — свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне она выражается в проявлении вынужден­ной активности живого организма. Чем выше уровень разви­тия организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например так называемый «тропизм» — вынуж­денное движение. Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реакция по своему характеру реактив­на, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

2. Чувствительность (ощущения), характеризующая общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, по­явление чувствительности у животных может служить объек­тивным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной особенностью чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощу­щений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших предста­вителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биоло­гически значимые факторы среды.

3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение) — сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа в зависимости от уровня психического раз­вития обладают поведением различной сложности (чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение). Самое сложное поведение наблюдается у челове­ка, который в отличие от животных обладает не только спо­собностью реагировать на внезапные изменения условий внеш­ней среды, но и формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

4. Сознание человека (само детерминированное поведение) — высший уровень психического отражения и регуляции, при­сущий только человеку как общественно-историческому су­ществу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Читайте также:  Алкоклин способ применения порошок

Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наибо­лее развитых животных, таких как собака, лошадь, дельфин. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятель­ность, а механизмы ее протекания, которые зародились в про­цессе социального развития человека.

Данные механизмы и особенности оперирования ими обус­ловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, фор­мирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действи­тельности и своем месте в обществе.

Благодаря сознанию чело­век обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение.В свою оче­редь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только чело­век.

Но человек не рождается с развитым сознанием. Формиро­вание и эволюция сознания происходят в процессе физиологи­ческого и социального развития конкретного индивида (онтоге­неза).

Поэтому процесс формирования сознания строго индиви­дуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Психика человека формируется и проявляется в его дея­тельности.

Деятельность— человеческий способ овладения действитель­ностью посредством достижения сознательно поставленных це­лей на основе общечеловеческого опыта.

Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психическо­го развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чув­ственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объекта­ми, предвидеть результаты своих действий.

Научная трактовка психики сводится к следующим ­положениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития ма­терии — стадии появления животных организмов и пред­ставляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного раз­вития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивиду­альное научение.

2. Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — это те же закономер­ности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, поскольку обусловлена соци­окультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Существует несколько различных точек зрения в отношении происхождения психики:

• во-первых, идеалистическая,считающая, что психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение;

• во-вторых, дуалистическая,предполагающая, что у чело­века существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развивают­ся параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом;

• в-третьих, материалистическая,определяющая феномен психики эволюцией живой природы и рассматривающая ее как свойство высокоразвитой материи.

Дата добавления: 2015-10-26 ; просмотров: 4694 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Разные способы