Учебник Математика 1 класс Дорофеев Миракова Бука часть 1
l/|v 1 Г 1 / / . L L ^ 1 1 У, о 7 1 Q Заполни пропуски такими числами, чтобы получились верные записи. сЗГ) 1 + 1 = П 2 + 1 = П 1 + 2 = П 2-1 = П 3-1 = П 3-2 = П в Сколько маленьких зелёных полосок нужно взять. чтобы они полностью накрыли жёлтую полоску? щ Сколько квадратов нарисовано в каждом ряду? в каждом столбце? Какого цвета квадраты? Посчитай, сколько квадратов каждого цвета в каждом ряду. V Сколько точек отмечено на прямой? Покажи точку А, точку Б, точку В, точку Г. Назови числа, написанные под этими точками. Сколько точек отмечено на прямой справа от точки Г? ^слева от точки Г? Какая точка лежит между точками Б и Г? А Б В Г 12 3 4 Какой буквой можно обозначить точку, следующую за точкой Г, если считать слева направо? А следующую за ней точку? Какими монетами можно заплатить 4 рубля, если у тебя такие монеты: N 3 Обведи в тетради 4 клетки разными способами. Придумай свои фигуры из четырёх клеток. Прочитай числа в каждом ряду. Каких чисел не хватает? Объясни почему. 1, □, 3, 4 4, 3, □, 1 1, 2, □, 4 4, 3, 2, □ □, 2, 3, 4 4, □, 2, 1 0 Поставь вместо кружка знак + или —, чтобы получилась верная запись. 101=2 201=3 301=4 202=4 201=1 301=2 401=3 402=2 I Сколько точек можно нарисовать в пустых кружках? Стрелка направлена от кружка с меньшим количеством точек к кружку с большим количеством точек. Объясни свой ответ и закончи рисунок. 0-(Z>-0-0 □ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК. ПРЯМОУГОЛЬНИК вершина в сторона угол Это четырёхугольники. Красной линией выделены прямоугольники. У четырёхугольника 4 вершины, 4 стороны, 4 угла. Четырёхугольник обозначается указанием его вершин. При этом обозначения вершин нужно называть по порядку так, словно мы обводим этот четырёхугольник взглядом. Например, четырёхугольник АБВГ, или БВГА. Но нельзя обозначить его АГБВ! Как ты думаешь, почему? Как ещё можно назвать этот четырёхугольник? Поставь в тетради 4 точки так, как показано на рисунках. Соедини точки отрезками так, чтобы получились четырёхугольники МКПР и АСДВ. Какой из них является прямоугольником? пг п II ii -О м Р п А В А С Длина прямоугольника АОДЕ составляет 4 клетки. Ширина прямоугольника АОДЕ составляет 3 клетки. fd X S о. длина Назови обозначение каждого прямоугольника. Сосчитай, сколько клеток составляет его длина; его ширина. —L _Е Г «Е г К 1) Возьми из Приложения 2 одинаковые полоски и 2 другие — разные: длинную и короткую. Сложи из них четырёхугольник. Сделай так: 2) Возьми из Приложения 4 полоски разной длины. Сложи из них четырёхугольник. Сделай так: 3) Возьми из Приложения 2 одинаковые длинные полоски и 2 одинаковые короткие. Сложи из них четырёхугольник с помощью клеток в тетради. Сделай так: Как ещё можно назвать эту фигуру? 4) Возьми из Приложения 4 одинаковые полоски. Сложи из них четырёхугольник с помощью клеток в тетради. Вот так: Можно ли эту фигуру назвать прямоугольником? У неё есть ещё одно название — квадрат. 3 3 д н JD ^ —- j 3 J ^ t СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ Сравнить два числа — это значит узнать, какое из них больше, а какое — меньше. При сравнении чисел используют знаки > (больше) и 1 .□ Два больше одного 3 1. Сколько зонтиков? Сколько сумок? Запиши: 2 , — — — — — — i г > 1 > i & 5 ^SISISUL пять 1 2 3 4 5 Посмотри на рисунки и найди на них цифру 5. Где ещё можно увидеть цифру 5? Сколько точек отмечено на прямой? Покажи точки А, Б, В, Г, Д. Назови числа, написанные под этими точками. ^Какое число следует за числом 4? Какое число стоит перед числом 5? Какие числа расположены между числами 1 и 5? А Б В Г Д 1 2 3 4 5 можно обозначить точку, следующую за точкой д, если считать слева направо? А следующую за ней точку? Какими монетами можно заплатить 5 рублей, если у тебя такие монеты; & 3 Обведи в тетради 5 клеток разными способами. Придумай свои фигуры из пяти клеток. Сравни на каждом рисунке количество точек внутри и вне круга. Восстанови записи. □ □ 5 > □ 3 Заполни пропуски такими числами, чтобы получились верные записи. 4+1 5- 1 =□ 3 + 2 = П 2 + 3 = П 4- 1 =□ 4-3 = П Найди одинаковые пирамидки. Назови их номера. ^2 Аз ^4 А ш & о G о о о о Сколько точек отмечено на прямой справа от точки А? Назови эти точки и числа, написанные под ними. Какое число следует за числом 5? Какое число стоит перед числом 4? Какие числа расположены между числами 1 и 6? А Б В Г Д Е 1 2 3 4 5 6 Какой буквой можно обозначить точку, следующую за точкой Е, если считать слева направо? А следующую |3а ней точку? Какими монетами можно заплатить 6 рублей, если у тебя такие монеты: Заполни пропуски такими числами, чтобы получились верные записи. & ■■■ t- -.f. Обведи в тетради 6 клеток разными способами. Придумай свои фигуры из шести клеток. Маша и Ваня отправились на поиски пропавшего щенка — каждый по своему маршруту. Узнай, кто нашёл щенка. м • в •х 0 U V V V V V ш о ЗАМКНУТЫЕ И НЕЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ (Ё) Это замкнутые линии. Это незамкнутые линии. На рисунке кривыми линиями изображены заборы в двух огородах, за которыми растёт капуста. Один забор синего цвета, а другой — оранжевого. В каком огороде зайчик сможет добраться до капусты, а в каком нет? Какая линия на рисунке замкнутая: синяя или оранжевая? Как называется другая линия? Найди на рисунке замкнутые и незамкнутые линии. Покажи место пересечения двух дорог. rlr (5^ V у -.N»‘ ■ ‘ ‘.: j>Y-H ^ Cl Ha рисунках изображены участки дорог. Догадайся, что отметил художник синим цветом. е 3 Составь рассказы по рисункам. Восстанови записи. В Сравни. 1 О 2 403 В + 5 о б 302 40 1 3 0 5 Гб 136J1 ч = 3 2 0 5 б О 4 \1 ^ 6 f 35 ш СЛОЖЕНИЕ В математике изучают четыре арифметических действия. Первое арифметическое действие — это сложение. Знак сложения — плюс (+). Число, полученное в результате сложения, называется суммой. Пример 4+1 = 5 можно читать так: «Четыре плюс один равно пяти», или «Сумма четырёх и одного равна пяти», или «К четырём прибавить один, получится пять». © Составь по рисункам два рассказа. Объясни, почему надо сложить. Вычисли сумму и запиши ответ. Было. Пришла. Стало. Было. Подошли. Стало. Найди сумму. Какое действие было выполнено? 2+1 = П 2 + 3 = П 1 + 5 = П 4+1 = П 1 + 3 = П • 4 + 2 = П 3 + 3 = П 2 + 2 = П Догадайся, сколько точек надо нарисовать в каждом прямоугольнике. 3 1) Возьми 5 одинаковых палочек. Сложи из них такую фигуру, как на рисунке. Это пятиугольник. 2) Попробуй из шести одинаковых палочек сложить шестиугольник. Вот так: Объясни, почему эти фигуры так называются. Q Блокнот стоит 6 рублей. Хватит ли Маше денег, если у нее такие монеты: 3 Сколько отрезков осталось провести на каждом чертеже, чтобы получилась пятиконечная звезда? В В собачьих бегах участвовали Рекс, Дружок и Шарик. Шарик прибежал к финишу быстрее Дружка, а Дружок — быстрее Рекса. Узнай, кто какое место занял. ВЫЧИТАНИЕ Второе арифметическое действие — это вычитание. Знак вычитания — минус (—). Число, полученное в результате вычитания, называется разностью. Пример 7—1=6 можно читать так: «Семь минус один равно шести», или «Разность семи и одного равна шести», или «Из семи вычесть один, получится шесть». Составь по рисункам два рассказа. Объясни, почему надо вычесть. Найди разность и запиши ответ. Было. Убежали. Осталось. 4-2 = П Было. Упала. Осталось. 5-1=П Найди разность. Какое действие было выполнено? 2- 1 = П 5-3 = П 4-3 = П 4-1 = П 3- 2 = П 6-1 = П 5-2 = П 6-2 = П В Сравни ответы примеров каждого столбика. В каком примере ответ больше? Почему? 2-1 = П 2 + 1 = П 3-1 = П 3+1 = П 4-1=П 4+1 = П 5-1 = П 5 + 1 = П 3 Сравни количество элементов в множествах каждой пары. Г л й й V J □ □ □ На рисунке можно выделить 4 множества фигур. Дай название каждому множеству. На какие ещё части можно разбить это множество? ш и /1 Ш 0 0 0 0 0 0 0 у тебя 7 семечек. Разложи их в две тарелочки разными способами. Составь по рисункам примеры. с с ^ с ^ с ^ с • :> с > с > с ^ с ^ с
> & Назови по порядку обозначения точек на прямой. Назови числа, написанные под ними. Сколько точек отмечено на прямой справа от точки Ё? слева от точки Ё? Какие числа расположены между числами ♦’1 и 7? А Б В Г Д Е Ё 1 2 3 4 5 6 7 Какой буквой можно обозначить точку, следующую за точкой Ё, если считать слева направо? А следующую за ней точку? Какими монетами можно заплатить 7 рублей, если у тебя такие монеты: Обведи в тетради 7 клеток разными способами. Придумай свои фигуры из семи клеток. Сколько дней в неделе? Назови их. Какой день сегодня? Какой день был вчера? Какой день будет завтра? В какие дни ты учишься? В какие дни ты отдыхаешь? 1 Понедельник 2 Вторник 3 Среда 4 Четверг 5 Пятница 6 Суббота 7 Воскресенье 0 Напиши числа по порядку сначала от самого маленького до самого большого, а потом от самого большого до самого маленького: 4; 1; 5; 6; 3. В какой точке прямой окажется каждая фишка, если её передвинуть по заданному стрелками маршруту? Я Я 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 ДЛИНА ОТРЕЗКА Так руками показывают длину предмета. Покажи руками размеры вашего телевизора, ширину стола. Измерь счётной палочкой длину и ширину тетради, учебника. Возможно, называя результат, тебе придётся сказать слово почти. Измерь шагами ширину класса, коридора, длину своей комнаты. Почему у разных людей результаты этих измерений могут различаться? 3 Определи на глаз, какой отрезок длиннее, какой короче. Проверь с помощью нити или полоски бумаги. Д к Измерь в клетках длину каждого отрезка. Запиши полученные числа в тетрадь. Есть ли на чертеже отрезки одинаковой длины? X , \ Е J К- WL Q Начерти в тетради отрезки длиной 3 клетки, 5 клеток. Обозначь их. Какой отрезок длиннее? il ЩМ V j Выполни вычисления. 6 + 1 = П 7-1 = П 5 + 2 = П 7-2 = П 4 + 3 = П 7-3 = П 0 Составь рассказы по рисунку и примерам. 0 В какой точке прямой окажется каждая фишка, если её передвинуть по заданному стрелками маршруту? Я К 1 : 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 F —► —► —► ■М— — — — —► — —► —► НУЛЬ /Г 1-1=0 0+1 = 1 1-0=1 0 7 + 1 = 8 EH + СИ — 8 EH + EH — 8 □ + □ = 8 , 4 01 23456789 Число б расположено правее, чем число 4. Значит, число б больше, чем число 4. Число 4 расположено левее, чем число б. Значит, число 4 меньше, чем число б. 4 + 3 = 7 г V т ; 3 4 5 б 7 8 9 10 8-2 = 6 123456789 10 Какие числа нужно записать в окошки на числовом отрезке? & 0 1П34ПП7П9 10 Сравни числа 3 и 4, 7 и 9, 6 и 6, используя числовой отрезок. о 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 Назови множество чисел, которые лежат между числами 2 и 7, между числами 5 и 10. 3 Вычисли, используя числовой отрезок. 5 + 2 = П 6-4 = П 3-3 = П 8 + 0 = П Составь два рассказа по рисункам, используя числа 3, 2 и 5. 0 На рисунке показан состав числа 5. Какие числа пропущены? Ш©П 11©2 5) 3 ш©п Расположи числа по порядку от самого маленького до самого большого и прочитай зашифрованное слово. 0 П579 296 8 10 ^ 9753/ /3579 10 8 69 2 29 6 810 Ш ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ 1 Рядом с числом 6 на числовом отрезке стоят числа 5 и 7. t у т I t г г 1 t 1 t 0 1 234(5)6(7)8 9 10 Говорят, что 5 — это предыдущее число для числа б, а 7 — число, следующее за числом 6. Для каждого из чисел 3, 8, 5, 2, 9, 4 назови предыдущее число и следующее за ним число. И Смотри на рисунок и вычисляй. 1 + 1 = □ 2 + 1 = □ 3 + 1 = □ 4 + 1 = □ 5 + 1 = □ 6 + 1 = □ 7 + 1 = □ ‘F 8 + 1 = □ 9 + 1 = □ 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-9- = □ = □ = □ = □ = □ = □ = □ =п 10-1 = П Расскажи по рисункам и примерам о способах прибав-ления и вычитания 1. + 1 а -1 0123456789 10 0123456789 10 6+1=7 7-1=6 Прибавить 1 — это значит получить следующее число. Вычесть 1 — это значит получить предыдущее число. & Выполни вычисления. 2 + ^ = П 5-1=П 7 + 1 = П 8-1 = П 4+1 = П 6-1 = П 9+1=П 3-1 = П 6 + 1 = П 7-1 = П 9- 1 = П 3 + 1 = П 10- 1 = П 4-1 = П 5 + 1 = П 8+1 = П Составь два рассказа по рисункам. Сделай записи. В В какой точке числового отрезка окажется каждая фишка, если её передвинуть по указанному маршруту? • • я я • • 01 23456789 10 К Какая фишка будет правее на числовом отрезке: оранжевая или зелёная? Какая фишка будет находиться между точками 5 и 7? РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ □ + 1 П-1 Заполни пропуски, выполнив вычисления. Для каждого рисунка найди подходящую запись. Сэ^СЬ 3 + 2 4 + 2 4 + 2 + 1 4+1 Как расставить точки в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: стрелка направлена от кружка с большим количеством точек к кружку с меньшим количеством точек? • • & 3 На лепестках одного цвета в каждом цветке показан состав числа, помещённого в его серединке. Какие числа пропущены? В какой точке числового отрезка окажется каждая фишка, если её передвинуть по указанному маршруту? Я Я Я я » • • • ♦ • • • • 01 23456789 10 Какая фишка будет левее: оранжевая или синяя? Какая фишка останется на месте? Q Выполни задание в тетради по образцу. 5 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 8 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Какая фигура лишняя? Назови её номер. I ПРИМЕРЫ В НЕСКОЛЬКО ДЕЙСТВИЙ С помощью числового отрезка можно решать примеры в несколько действий. 3+1+1=5 3 + 2 = П » ^ ^ + 1 +1 . , . 1 i i . 01 23456789 10 ^ —^ 1 -1 i i— 01 23456789 10 Выполни вычисления с помощью числового отрезка. Заполни пропуски такими числами, чтобы получились верные записи. б+1 + 1 = П 3-1-2 = П 7-1-1-1=П 6 + 2 = П 3-3 = П 7-П = 4 В Составь примеры по рисункам и реши их. Ответь на вопросы. +1 +1 +1 i i Q 01 23456789 10 Сколько всего прибавили? -1 -1 -1-1-1 Т \V * f 01 23456789 10 Сколько всего вычли? 3 Составь рассказы по рисунку и примерам. 4+ 1 2-1 4 + 2 3+1 + 1 Вырежи из Приложения части квадрата. Сложи из них такие фигуры: б) 0 На рисунках показан состав чисел 3, 4, 5. Какими числами нужно заполнить пропуски? ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ 2 Выполни вычисления. Ответь, сколько всего прибавили, сколько всего вычли. 2+1 + 1 = П 5+1 + 1 = П 6-1-1 = П 3 + 1 + 1 = П 3-1-1 = П 8-1-1 = П Рассмотри рисунки и примеры. Запомни правила. + 1 +1 01 23456789 10 б+1+1=8 Прибавить 2 — это значит прибавить сначала 1, а потом ещё 1. -1 -1 01 23456789 10 7-1-1=5 Вычесть 2 — это значит вычесть сначала 1, а потом ещё 1. Смотри на рисунок и вычисляй. 1 + 2 = П 2 + 2 = П 3 + 2 = П 4 + 2 = П 5 + 2 = П 6 + 2 = П 7 + 2 = П 8 + 2 = П 3- 2 = П 4- 2 = П 5- 2 = П 6- 2 = П 7- 2 = П 8- 2 = П 9- 2 = П 10- 2 = П & Составь рассказ по рисунку и примеру в каждой рамке. А * 3+1 + 1 * 0 Объясни по рисунку в каждой рамке, как с помощью числового отрезка лягушка и бабочка решают примеры. Чей способ лучше? 3 + 2 = П SJU2. +1+1 ^ > — 5-3 = П ^ f f f
] 0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6 . . , Г*- _ 14 1 23456 V > 0 1 2 3 4 5 6 / Заполни пропуски такими числами, чтобы получились верные записи. — Л ^ т J 0 12 3 4 5 6 6-П = □ J На каждом рисунке сравни количество точек, отмеченных на прямой и вне прямой. Восстанови записи. © РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ + 2 -2 Заполни пропуски, выполнив вычисления. Для каждого рисунка найди подходящую запись. 6-1 5-2 3 + 2 2 + 4 Поставь вместо кружка знак > или ПГ7
X 0123456789 10 0123456789 10 6+2+1=9 7-2-1=4 , или , , 4 8+ 1 = 10 6- 1 = 5 9-К9 1 + 6 = 7 10-1 = 9 5+К7 В Белоснежка потеряла кольцо. Какой гномик его найдёт? Что найдёт другой гномик? / к Th 1 1 ^ — к к — * — 1 — 1 к t Составь по чертежам примеры и реши их. + 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + 2 Г 0 i 2 3 4 5 6 7 8 9 10 г 1 6 i 2 3 4 5 б 7 8 9 10 В Мама испекла , а пирожков — но 2 больше. Сколько пирожков испекла мама? Для детского сада купили i®i тш а плюшевых медведей но 3 меньше. Сколько плюшевых медведей купили для детского сада? 3 Зелёную фишку передвинули по числовому отрезку вправо на 4 деления, а красную — на 3 деления дальше. 2о 1 23456789 10 На сколько делений передвинули красную фишку? Какая фишка будет расположена правее: зелёная или красная? Увеличь. 7 на 2 9 на 1 В Уменьши. 4 на 2 10 на 3 4 на 3 5 на 4 6 на 4 8 на 2 6 на 3 5 на 1 7 на 4 8 на 3 Поставь вместо кружка знак >,
Источник