Частный метод это способ достижения

Что такое метод

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Узнавать каждый день что-то новое – это прерогатива «человека разумного».

Вот и сегодня «забросим» новую порцию информации в копилку наших знаний. Узнаем, что такое «метод», разберем, какие виды методов бывают.

Метод – это …

В переводе с древнегреческого «метод» (methodos) – это «путь познания».

Допустим, есть цель, которую нужно достигнуть (познать ее). Можно идти к ней напролом, результат в итоге трудного и долгого пути все равно будет достигнут, но ценой «проб и ошибок». Следовательно, ценой напрасно потраченных усилий и времени.

Как минимизировать потери и оптимизировать свои усилия? Правильно, придумать способ, которым можно с минимальными затратами достичь цели, т.е. создать выверенный алгоритм, наметить правильный путь. Еще проще – воспользоваться способом, который кто-то уже придумал и опробовал.

Вывод: метод – это способ достижения поставленной цели.

Пример: мне нужно решить задачку: «2 + 2». Как это лучше сделать? У меня есть 2 варианта:

  1. 2 + 2 = 2 + (1 + 1) = 4;
  2. 2 + 2 = 2 х 2 = 4.

Следовательно, я нашла 2 метода (алгоритма) решения этой задачки.

Еще один пример: цель – поужинать. Методы достижения: приготовить ужин самостоятельно, заказать доставку еды на дом, пойти в гости к друзьям, зайти к друзьям и там заказать доставку.

Вывод: для достижения какой-либо цели существует один или несколько методов, либо комбинация этих методов.

Виды методов научного и ненаучного познания

Методы, применяемые в различных сферах деятельности человека или в научных исследованиях, имеют различную природу и алгоритм. В той или иной области возможно использование методов как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.

Разберем, в чем суть некоторых из них.

  1. Научный – это самый эффективный и результативный метод исследований на пути достижения поставленных целей. Научный метод заключается в последовательном выполнении следующего алгоритма:
    1. сбор информации об объекте исследования с помощью наблюдений, измерений, экспериментов;
    2. систематизация полученных данных;
    3. выдвижение гипотез (непроверенных научных утверждений);
    4. построение теорий на основе проанализированной информации;
    5. проверка теорий посредством проведения экспериментов;
    6. выведение законов на базе проверенных теорий.

    Говоря простым языком, научный метод – это следующая цепочка этапов: наблюдение за фактами → обнаружение закономерности → построение гипотезы → проверка, может ли выстроенная гипотеза предсказать новые факты → если гипотеза соответствует новым фактам, то она истинна, если нет – гипотеза ложна.

  2. Диалектический – основан на законах диалектики, которые формулируются так:
    1. единство и борьба противоположностей;
    2. переход количества в качество;
    3. отрицание отрицания.

    Применительно к методам исследования это означает, что объект исследования рассматривается в процессе изменения, развития, в единстве и разнообразии.

    При этом основными принципами диалектического метода являются:

    1. объективность, т.е. независимость характеристик объекта от их субъективного восприятия исследователем;
    2. системность – проведение исследований частного, как составляющей единой системы (структуры);
    3. диалектическая противоречивость.
  3. Интуитивный. Основной стратегией интуитивного метода является последовательное выдвижение разнообразных гипотез и их доказательство. Доказанные гипотезы становятся базисом для проведения дальнейших исследований.
  4. Экспериментальный метод является наиболее точным методом исследования. Суть заключается в том, что в исследуемый процесс вносятся различные корректировки и выявляются произошедшие в результате этого количественные и качественные изменения.

Группы методов исследования

Все многочисленные методы исследования можно сгруппировать в зависимости от способов их обоснования, т.е. от тех факторов, на основе которые эти методы были разработаны:

  1. эмпирические методы – те, которые основаны на результатах экспериментов, опытов. К этой группе относятся общенаучные методы;
  2. теоретические – данная группа содержит обобщенные методы, которые позволяют систематизировать собранную информацию. К таковым относятся:
    1. анализ – основан на разделении полученных данных на составляющие и изучение каждой из них по отдельности,
    2. синтез – основан на противоположном принципе, т.е. на объединении (обобщении) разрозненной информации в единую конструкцию для получения общего представления об объекте исследования,
    3. моделирование – создание модели изучаемого явления,
    4. классификация – дифференцирование информации по каким-либо определяющим признакам,
    5. дедукция – метод основан на принципе «от общего → к частному»,
    6. индукция – в основе этого метода лежит принцип «от частного → к общему»;
  3. количественные методы позволяют проводить анализ исследуемого объекта исходя из количественных показателей.
  4. качественные методы основаны на анализе качественных характеристик объекта.

Вместо резюме

Часто при достижении какой-либо цели мы начинаем «изобретать велосипед». Очевидно, что мы его рано или поздно изобретем, но сколько драгоценного времени, усилий и нервных клеток будет потеряно!

Так не проще ли воспользоваться тем, что уже придумано, и, благодаря этому, двигаться вперед и ставить перед собой еще более грандиозные цели.

Всем удачи, терпения и здоровья!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Интересно, а метод интуитивного познания, он научный или нет? Наука признает интуицию?

Источник

Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям

Как известно, само качество метода (и конкретной методики) определяется тем, насколько они адекватны поставленным целям и задачам. Даже общепризнанная «хорошая» методика, если она используется неадекватно поставленным задачам (например, отличный клинический опросник используется в целях профконсультирования) может оказаться не только не эффективной, но и вредной (например, результаты клинического опросника могут «шокировать» и даже дезориентировать клиента и самого психолога, ведь для интерпретации результатов таких методик нужна специальная подготовка). Поэтому есть смысл хотя бы кратко обозначить возможные задачи, чтобы на их фоне, стал более понятным смысл предлагаемых в данном пособии авторских методик.

Условно можно выделить следующие цели и соответствующие методы, реально используемые в профориентации:

1. Традиционные методы:

1) Научно-практические, которые условно можно разделить на: информационно-справочные, диагностические (методы обследования клиентов, включая и методы для обработки результатов и их интерпретации), активизирующие (для стимулирования и обучения клиентов для самостоятельного решения ими своих проблем), методы морально-эмоциональной поддержки клиента (для создания благоприятных внутренних условий решения профконсультационных задач), методы принятия профконсультационного решения и организационные (для создания благоприятных внешних условий консультирования).

2) Научно-исследовательские, которые условно подразделяются на: проектировочные методы (для разработки новых методов и моделей изучаемого объекта), методы сбора информации (для получения нового знания), методы обработки результатов, методы интерпретации полученных результатов, методы построения умозаключений и выводов.

2. Коммерческие цели (главное – получение высоких гонораров), которые условно можно разбить на следующие группы:

1) Методы, используемые в индивидуальных профконсультациях (часто происходит подмена цели: не помощь клиенту, а его «очаровывание» сложными методиками и, уже на этой основе, – получение с него больших гонораров, хотя иногда сам факт платности услуг может дополнительно стимулировать клиента и заставить его работать более ответственно).

2) Методы, используемые в работе с богатыми «заказчиками» — представителями солидных фирм и организаций (главная цель – «очаровать» заказчика предстоящей сложной работой, для чего на презентациях обычно используются достаточно громоздкие и непонятные для заказчика методы, заставляющие его «восторгаться» компетентностью исполнителя).

3) Методы, используемые при выполнении некоторых научно-исследовательских работ (НИР). Главная цель – написать «правильный» отчет, который понравился бы начальству и принимающим инстанциям (если это внешний договор или грант). Здесь обычно используются общепринятые методы, которые ни у кого не вызывают сомнений, но часто эти методы являются давно уже морально и интеллектуально устаревшими (зато «узнаваемыми» и «проходными»). Соответственно, часто получаемые с помощью этих методов результаты достаточно банальны, не имеют серьезной научной ценности. Спасает «исследователей» то, что обычно эти отчеты никто толком не читает и не использует на практике. А оправдывает «исследователей» необходимость участвовать в подобных НИРовских разработках (из-за дополнительного заработка или по причине «плановости» этих работ в рамках учреждения, где они работают). Заметим, что эти же исследователи могут выполнять другие работы, где используют совсем иные (более совершенные и адекватные) методы.

3. Методы, используемые для ущемления прав клиентов и сотрудников (часто используются в кадровых службах и психологических подразделениях «солидных» фирм), которые также можно подразделить на несколько видов:

1) Методы, используемые в ходе профотбора (часто для «научного обоснования» отказа в приеме на работу сомнительным, а иногда и слишком порядочным, честным людям).

2) Методы обследования персонала (часто главная цель – «научно» обосновать результаты, которые понравились бы начальству, а то и просто – получить результаты, фактически «заказываемые» начальством).

3. Методы, используемые психологом-профконсультантом для самоутверждения в глазах клиентов, которые также можно представить несколькими разновидностями:

1) Манипулятивные методы (обычно это сложные опросники, которые совершенно не понятны клиенту, но позволяют консультанту по-своему интерпретировать результаты, но так, чтобы «ошарашенный» клиент всецело доверял психологу и следовал его рекомендациям).

2) Методы, предполагающие псевдо-взаимодействие (обычно это внешне привлекательные методики, например, рисуночные тесты, не имеющие никакого отношения к профориентации, использование которых позволяет выстроить «приятные» отношения с клиентом и также осуществлять более скрытые манипуляции с ним).

4. «Дилетанские методы» (их обычно используют люди, либо не имеющие вообще психологического образования, либо получившие сомнительное образование). Правда, иногда хороший «здравый смысл», основанный на «житейской психологии» все-таки позволяет при их использовании решать определенные задачи клиентов. Эти методы также можно представить несколькими группами:

1) Методы убеждения и внушения, основанные на артистических способностях «консультанта» и призванные навязать клиенту предлагаемое ему решение.

2) Методы «забалтывания» клиента, которые часто используются вместе с какой-нибудь сложной известной методикой (например, с цветовым тестом Люшера), что позволяет на фоне этой известной методики выходить на обсуждение самых разнообразные вопросов будущей карьеры клиента. Еще раз заметим, что если психолог-дилетант обладает хорошим жизненным опытом, то эти разговоры могут оказаться весьма продуктивными, в плане реального решения проблем клиента. Но главное сомнение обычно возникает в связи с тем, что «болтает» больше сам психолог, не давая возможность полноценно рассуждать клиенту, т.е. лишая его права на само-определение.

3) Методы, близкие к различным мистическим процедурам, например, использование астрологических прогнозов и т.п., вплоть до гадания на кофейной гуще и даже иглоукалывания (ранее мы сталкивались и с такими примерами). В большинстве случаев эти не имеет никакого отношения к профкоснультированию, и часто используется увлеченными псевдо-психологами для пропаганды своих увлечений, а то и для вербовки «единомышленников». Обычно на фоне этих процедур псевдо-консультант, опираясь на здравый смысл (естественно, если он у него имеется), может давать дельные советы по выбору профессии и планированию карьеры. Но и здесь главное сомнение в том, что клиент лишь «слушает», что говорит ему более «посвященный» консультант, фактически лишаясь полноценной возможности само-определяться.

Источник

Метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия

Назва Метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия
Дата 26.04.2013
Розмір 136.6 Kb.
Тип Документи

метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия

В современной науке и практике очень часто можно встретить такие понятия как «метод», «способ», «методика» и «технология». При этом довольно часто одно из этих понятий стараются определить через другое. Так, например, можно встретить следующее определение метода деятельности: «Метод  … прием, способ или образ действия» [1, с.315]. Или же: «Метод  … способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» [2, с.205]. В свою очередь понятие «способ» словарь С.И. Ожегова определяет следую­щим образом: «Способ  действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [4, с.697]. Из этих определений совершенно неясно какое из этих двух понятий шире, а какое уже, и как они соотносятся друг с другом. Аналогичная картина, как мы увидим далее, наблюдается и в отношении понятий «методика» и «технология», а ведь все вышеупомянутые понятия являются основными и в дидактике, и в теории воспитания. Таким образом можно констатировать наличие проблемы неоднозначности трактовки основных, базовых понятий педагогической науки и практики. Поскольку в нашем случае необходимо определить не одно понятие, а сформировать организованную систему понятий, закрепленную в терминах, мы обратимся в положению логики о том, что «организованная терминологическая система предусматривает соотношение «один термин — одно понятие» [3]. При этом в данной системе предусматривается возможность выражения одного понятия через другое, или же другие понятия. Основываясь на данных положениях логики, постараемся решить следующие задачи: определить вышеназванные понятия в педагогическом контексте; установить, по возможности, их соотношение.

Проанализируем различные дефиниции понятий «способ», «метод», «методика» и «технология», сведя в таблицу различные их определения в трактовке разных авторов.

Наиболее часто встречающиеся определения понятий «способ», «метод», «методика» и «технология»

© В асильев И.Б.
^ Понятие

(термин)

Определение

(дефиниция)

1. Способ  это действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [4, с.697].
2. Метод — это … прием, способ или образ действия» [1, с.315].
способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» [2, с.205].

Продолжение таблицы

способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» [4, с.320].
способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» [5, с.800].
3.Методика — это совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения» [4, с.320].
4.Технология — это а) совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [4, с.732].
б) 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства… 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [1, с.507].
в) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства [6, с.469].
г) системный метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективных форм образования [определение ЮНЕСКО, цит. по 7, с.264].
д) искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [7, с.264].
е) культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека [7, с.264].
ж) интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей [7, с.264].
з) совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов [7, с.264].
и) организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс [7, с.264].
к) содержательная техника реализации учебного процесса [7, с.264].
л) средство гарантированного достижения целей обучения [7, с.264].
м) описание процесса достижения планируемых результатов обучения [7, с.264].
н) проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [7, с.264].

Продолжение таблицы

п) минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании [7, с.264].

Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos» и буквально переводится как «путь к чему-либо». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении  это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [8, с.278].

Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.

Из первой части следует, что метод  это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ  это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод  это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.

В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».

Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.

Способ деятельности  это совокупность средств, методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).

Графически это можно изобразить так.

Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.

Средства деятельности  это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.

Метод  это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.

При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos» и буквальный его перевод: «путь к чему-либо». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод — это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».

Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.

Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности  напильник определенной формы и назначения; метод деятельности  возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности  индивидуальная ручная обработка металла.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.

На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же  совокупность способов данной деятельности.

Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» [2, с.206]. Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.

Методика деятельности  это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.

В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.

Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.

Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?

Во-первых, если совокупность методов  это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов  это, соответственно, «способика», а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.

Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.

Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.

Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».

Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в [4, с.320]), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.

Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?

В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.

Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.

Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий)  в сфере образования в частности.

С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.

Технология  система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.

На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической) можно заключить следующее.

1. Технология в сфере образования  это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.

2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.

3. Технология в образовании  это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.

4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология  наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология  на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [9, с.5].

Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.

^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией.

Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.

Словарь иностранных слов.  7-е изд., перераб.  М.: Русский язык, 1979.  624 с.
2. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с. 3. Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. — К., 1999. — 336 с. 4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 10-е изд., стереотип. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. — 846 с. 5. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. — Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. — 1991. — 863 с. 6. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. — Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. — 1991. — 768 с. 7. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. — 512 с. 8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с. 9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989 — 192 с.

Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия

Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.

Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття

Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв’язок.

Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts

In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author’s treatment of such concepts as «method», «process», «technique» and «technology» with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.

Источник

Читайте также:  Золотое мумие способ применения
Оцените статью
Разные способы