Частично автоматизированный способ выполнения действия
Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля.
Определение. Приемы деятельности — способы исполнения контроля и регулирования.
К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения.
1. Навыки. Важнейшим приемом деятельности является навык.
Определение. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В результате происходит количественное и качественное преобразование действий. Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.
Различают несколько видов навыков : перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.
Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Формирование навыков может осуществляться двумя методами:
1) методом «проб и ошибок»;
2) через систему сознательных процедур.
Метод «проб и ошибок» малоэффективен, поскольку он требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его надежного закрепления. Высокоэффективной считается выработка навыка через систему сознательных процедур.
Метод сознательных процедур основывается на понимании. В выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа :
1) предварительное ознакомление , осмысливание действий, которые выполняются некачественно;
2) подготовительный этап , на котором действие совершается сознательно, но неумело;
3) стандартизирующий этап , на котором происходит частичная автоматизация действий;
4) варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях в автоматическом режиме.
2. Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка.
Определение. Привычка — это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.
Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но отличается от него. Навык — это возможность выполнения действия, которое в себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает побуждение производить данное действие.
3. Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением.
Определение. Умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умение — основа мастерства. В отличие от привычки, оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации.
Источник
Активность. Поведение. Деятельность
В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других — являются результатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках.
— это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.
Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.
— это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.
Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.
Навык — это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.
Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у су .
Профессиональные цели студентов
Данная тема выбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи, очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались. Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, один .
Методы лечения нервных расстройств питания
Процесс выздоровления сложен и болезненен. В первую очередь необходимо перешагнуть через страх и неуверенность в поисках помощи. Бороться в одиночку намного сложнее. Советы американских специалистов: 1. Ешьте цельные продукты, в частнос .
Источник
Частично автоматизированный способ выполнения действия
Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных автоматизмов, сложившихся в результате предшествующего филогенетического развития. Вместе с тем всякое сколько-нибудь сложное человеческое действие в процессе своего выполнения и порождает новые, более сложные и лабильные автоматизмы.
Эти образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека и являются навыками в специфическом смысле слова. Сначала, когда, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия уже сложившимися способами, ему приходится сознательно определять и контролировать не только действие, направленное на цель, которую он себе ставит, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет.
В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, не ставя себе специальной целью сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова. Навыки, таким образом, это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.
Ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач. При этом навыки, будучи по своим внешним результатам действиями или более или менее сложными системами действий, по своей психологической структуре являются не столько действиями, т. е. актами, направленными на их результат как на осознаваемую субъектом цель его деятельности, сколько операциями, или способами, посредством которых осуществляется действие, направленное на осознанную цель. Если они сначала и были действиями, становясь в результате автоматизации навыками, они, давая объективно тот же эффект, перестают по своей психологической природе быть действиями — если под действиями разуметь акты, направленные на осознаваемую цель; они становятся частичными операциями, составными частями какого-то действия, автоматизированными способами его выполнения. Для исторически сложившихся видов деятельности человека в общественной практике вырабатываются соответствующие общественные способы действия, которые осваиваются индивидом в процессе обучения.
Источник
Основы общей психологии. Часть I.
Рощина Н.А.
Томск-2000
№ 1
Ниже приведены различные отрасли психологии. Выделите те отрасли, для которых основанием является характер деятельности.
• педагогическая психология;
психология дошкольника;
социальная психология;
• военная психология;
зоопсихология;
• психология спорта;
• психология торговли;
сурдопсихология;
возрастная психология;
психология аномального развития;
патопсихология;
• юридическая психология.
№ 2
В каком положении содержится требование, характерное для экспериментальных методов:
• исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений.
№ 3
• в основе научного метода лежит проверка гипотез;
• экспериментальная интроспекция — научный метод, главный недостаток которого в его субъективности.
№ 4
Научный метод:
• состоит главным образом в проверке гипотез.
№ 5
Основные принципы психологического исследования:
• объективность;
• статистическая достоверность;
• качественный анализ.
№ 6, 10
Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование.
• Тест.
№ 7
Какой метод применен в приведенном примере: Для изучения устойчивости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель).
• Эксперимент.
№ 8
Для каких методов психологического исследования характерны следующие особенности:
А) изучение психики проводится в естественных для испытуемого условиях — естественный эксперимент;
Б) испытуемые отвечают письменно на вопросы поставленные перед ними — анкета;
В) психолог не вмешивается в протекание изучаемого психического явления — наблюдение.
№ 9
Определите какой метод психологического исследования описан в приведенном отрывке. Главное достоинство данного метода заключается в возможности “активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого: Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в желательном направлении, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения”.
• Лабораторный эксперимент.
№ 11
Житейское наблюдение отличается от научного наблюдения прежде всего:
• случайностью;
• неорганизованностью;
• бесплановостью.
№ 12
Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
• наблюдение.
№ 13
Метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого:
• беседа.
№ 14
Стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попыка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом:
• тест.
№ 15
На основании описания определить, какой участок коры мозга был удален при операции. После того как на операции был удален один из участков коры мозга, больной узнавал окружающих, врачей и сестер, но резко изменил отношение к ним: стал агрессивен, бесконтролен, иногда импульсивно выполнял бессмысленные действия (пел), порой становился вялым, инертным. Предлагаемые задания выполнял замедленно, со значительными паузами. В заданиях на пересказывание у него появилась полная невозможность самостоятельно развивать сюжет.
• Лобные доли.
№ 16
Центральная нервная система состоит из:
• спинного и головного мозга.
№ 17
Третий блок головного мозга
• вырабатывает программы поведения.
№ 19
Инстинктивные формы поведения
• запрограммированы от рождения.
№ 20
Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию:
• к различным средам.
№ 21
Какой показатель характеризует работоспособность нервных клеток и в целом нервной системы?
• сила.
№ 22
Известно, что нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и переферического. Перечислите, что входит в центральный раздел нервной системы человека?
• головной мозг;
• промежуточный мозг;
• спинной мозг.
№ 23
Дарвин создал свою теорию эволюции:
• чтобы объяснить разнообразие существующих видов.
№ 24
Какая деятельность: сознательная или бессознательная проявляется в приведенном примере. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено “украсть” бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы — умыться, взять книгу и т.д. — выполнял.
• Бессознательная.
№ 25
Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей.
• Бессознательная деятельность.
№ 26
Признаки инстинктивного поведения:
• унаследованность, неосознанность, относительное постоянство и последовательность, объективная целесообразность действий в условиях, типичных для данного вида животных, приспособленность действий к ограниченному кругу условий среды.
№ 27
Признаки поведения, основанного на научении:
• приобретенность действий в течение жизни животного, значительная упрощенность их в результате многократного повторения, приспособленность действий к ограниченному кругу условий существования.
№ 28
Теория эволюции в широком смысле
• принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;
• представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;
• обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.
№ 29
К какой форме поведения животных следует отнести следующий факт. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к “работе” ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян ученые используют при сборе гербариев в тропиках.
• Научение.
№ 30
Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум, может вызвать подобную реакцию у гусенка. Если человек передвигается и разговаривает в присутствии такого маленького гусенка, он начинает следовать за человеком, как обычно следует за метерью (по К. Лоренцу).
• Инстинкт.
№ 31
Структура сознания включает в себя (по А.В.Петровскому):
• совокупность знаний о мире;
• различие субъекта и объекта, отношение субъекта к объекту;
• возможность целеполагающей деятельности.
№ 32
Высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельность людей называется . .
• сознание
№ 33
Какие из утверждений, выражают идеалистическое понимание психики?
• психическая деятельность не зависит от внешних причин;
• психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения.
№ 34
Кто является автором приведенного высказывания. “. относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому как воск воспринимает отпечаток перстня без железа или золота”.
• Аристотель.
№ 35
“. все, что только имеет место в объекте идеи, составляющей человеческую душу, все это должно быть воспринимаемым человеческой душой, иными словами, в душе необходимо будет существовать идея этого, т.е., если объектом идеи, составляющей человеческую душу служит тело, то в теле не может быть ничего, что не воспринималось бы душою”.
• Спиноза.
№ 36
Идеалистическая философия:
• рассматривает идею “абсолютного духа”, “мировой воли”.
№ 37
Генетическая психология Жана Пиаже:
• изучает структуру человеческого интеллекта.
№ 38
Когнитивная психология:
• дает представление о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений, переработкой информации.
№ 40
Направление, предметом изучения которого является поведение:
• Бихевиоризм.
№ 41
Направление, предметом которого являются механизмы познания:
• Когнитивная психология.
№ 42
Назовите предмет изучения советской психологии.
• Психика.
№ 43
Известно, что рационализм исходил из идеи естественного порядка — бесконечной цепи причинно-следственных связей, пронизывающих весь мир. Эталоном научного познания мира рационализм полагал математику и естествознание. Перечислите каким критериям отвечали знания в рационализме?
• объективность;
• всеобщность;
• необходимость.
№ 44
Назовите направление в психологии, где предметом является сознание, как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека. Задача психологии этого направления состоит в анализе структуры, морфологии сознания, в разложении его на элементарные процессы. В качестве элементарных процессов сознания здесь выступили ощущения, а само сознание предстало как их совокупность, “мозаика”. Э. Титченер, автор этого направления настаивал также на исследовании “чистого содержания сознания” методом аналитической интроспекции.
• Структурная психология.
№ 45
Сознательно усвоенный способ выполнения действий, который обеспечивается совокупностью знаний и навыков :
• умения.
№ 46
Частично автоматизированные действия, полученные в результате упражнений, — это:
• навык.
№ 47
Привычка —
• действие или элемент действия, выполнение которого стало потребностью.
№ 48
Признаки, которые характеризуют всякую деятельность:
• способ отношения к условиям своей жизни, как деяние, как совокупность результатов и процесс самоизменения субъекта;
• внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью;
• активность субъекта, направленная на усвоение способов выполнения действий.
№ 49
Признаки, которые характеризуют только учение:
• активность, направленная на усвоение и применение понятий.
№ 50
Процесс перехода от внешнего действия к внутреннему, идеальному?
• интериоризация.
№ 51
В чем состоит моторная функция осуществления деятельности?
• исполнение.
№ 52
Как называется частичная автоматизация выполнения движений?
• навык.
№ 53
Как называется многократное выполнение определенных действий?
• упражнение.
№ 54
Назовите двигательный компонент выполнения действия.
• моторный.
№ 55
Как называется деятельность по освоению определенной информации, форм поведения?
• учение.
№ 56
Как называется процесс формирования навыков, при сходных условиях и различных действиях?
• интерференция.
№ 57
Признаки, которые характеризуют только игру.
• деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;
• деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.
№ 58
Признаки, которые характеризуют только труд.
• деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности люднй.
№ 59
Сереже предложили проехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке Сережа держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, въехал на мостик, когда правая педаль была наверху. При второй попытке он держал руки у середины руля, сидел низко наклонившись, при въезде на мостик верхней была левая педаль. Это:
• движение.
№ 60
“Он (О. Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: “Ты видел этого человека, пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам: А та, женщина, которая поправляла прядь волос движением указательного пальца : наверняка славная особа”. Это:
• действие.
№ 61
В каком случае мы говорим о навыках?
• способ выполнения действий, ставших в результате упражнений автоматизированным.
№ 62
В каком случае мы говорим о привычках?
• действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
№ 63
При обучении на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка. Это:
• операция.
Источник