- Методическая разработка для преподавателей по разделу здоровый ребёнок :»Период новорожденности.Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок.»
- Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за ним
- Общая информация
- Краткое описание
- Автоматизация клиники: быстро и недорого!
- Автоматизация клиники: быстро и недорого!
- Подключено 300 клиник из 4 стран 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц
- Классификация
- Лечение
Методическая разработка для преподавателей по разделу здоровый ребёнок :»Период новорожденности.Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок.»
ГПБОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Методическая разработка практического занятия для преподавателей
по теме : Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребенок.
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий
Для специальности «Сестринское дело» 34.02.01
Рассмотрена и одобрена на заседании
ЦМК «Сестринское дело»
Протокол № _______ от 2016
Председатель ЦМК Андреева Е.В.
Зам. директора по МР
Разработчик Савельева Е.Г.
Рецензент Купершмидт И.С.
Методическая разработка занятия по теме « Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок » по МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» предназначена для проведения практического занятия у обучающихся по специальностям «Сестринское дело» 34.02.01. В данной разработке раскрываются основные способы и средства проведения практического занятия на деятельностной основе, а также организации самостоятельной работы студентов на занятии.
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» 34.02.01
Тема занятия « Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок » соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» и рабочей программе.
Данная тема содержит важный материал, связанный с умением соотносить полученные показатели физического и нервно-психического развития ребёнка периода новорожденности с возрастной нормой. Актуальность проблемы обусловлена тем, что медицинская сестра по роду профессии должна знать особенности развития, питания и ухода за ребёнком неонатального возраста . Изучение темы базируется на системе знаний, умений, полученных студентами при изучении таких тем, как «Антенатальный период», «Периоды детского возраста» и связано с последующими темами МДК 01.01. Базовые знания и умения, сформированные при изучении вышеперечисленных тем, проходят через весь курс данного модуля и применяются при изучении последующих МДК ПМ 01. В последующих темах обучающиеся будут углублять свои знания и умения по разделу «Здоровый ребёнок».
Тема изучается на основе современных нормативных документов с применением активных методов обучения, таких как анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, обучающие и тренирующие задачи.
Владение знаниями темы для обучающихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков обучающихся по уходу за ребёнком грудного возраста, но и навыков самостоятельной работы с литературой для дальнейшего самообразования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
к практическому занятию по теме «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок»
1.Дидактическая: приобретение умений по оценке состояния ребёнка неонатального возраста и знаний по организации вскармливания, режима дня и ухода за ребёнком первого месяца жизни. А также целью является формирование следующих профессиональных компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Задача – усвоить характеристики неонатального периода, АФО новорожденного а также особенности ухода и вскармливания доношенных и недоношенных детей до 28 дней жизни.
2. Развивающая: развитие у студентов логического мышления, познавательных процессов, формирование общих компетенции.
ОК 2. Организовывать свою собственную деятельность. Выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
продолжать развивать умения анализировать патронажную ситуацию и делать выводы;
способствовать развитию профессионального мышления,
продолжать развивать умения работы в коллективе;
развивать самостоятельность суждений студентов, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, способствовать их самореализации и креативности.
3. Воспитательная: продолжение формирования позитивных качеств личности и общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
продолжать стимулировать интерес к избранной профессии,
стимулировать потребность в социальной коммуникации, адекватной само- и взаимооценке,
воспитание аккуратности, внимательности, точности.
Требования к уровню усвоения учебного материала:
В результате изучения темы студент должен
Иметь опыт проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
оценивать параметры физиологического развития человека в период новорожденности;
выявлять проблемы человека в период новорожденности, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
обучать родителей особенностям сохранения и укрепления здоровья пациентов детского возраста в период новорожденности;
осуществлять мероприятия по уходу и вскармливанию детей первых 28 дней жизни.
содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
основные факторы риска развития болезней в неонатальном периоде;
периоды жизнедеятельности человека;
анатомо-физиологические и психологические особенности ребёнка в неонатальном периоде;
основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития детей в неонатальном периоде;
универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
значение семьи в жизни человека.
Место проведения: доклиника, ЛПУ.
Время проведения: 270 мин.
Межпредметные связи: ПМ 02 «Анатомия и физиология», ПМ 02 Внутрипредметные связи:
предыдущие темы: «Анатомо-физиологические особенности ребёнка грудного возраста», «Антенатальный период»,
последующие темы: «Физическое и НПР ребёнка грудного возраста», «Дошкольный возраст», «Школьный период».
Оснащение: УМК по теме, фантомы, ростомер вертикальный, учебный материал по теме, медицинская документация.
Используемые технические средства обучения : проектор, ноутбук.
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Ежова Н.В. Педиатрия: Учебник / Н.В.Ежова, Е.М.Русакова. — М.: Оникс, 2010.-592с.
Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 304 с.: ил.
Петрухин, А.С. Детская неврология [Текст]: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. / А.С. Петрухин. -М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2009.- Т.1. 272 с.; Т.2.-560с.
Шабалов, Н.П. Педиатрия: учебник для студентов мед.вузов / Н. П. Шабалов. — М.: СпецЛит,2010.- 935 с.
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Отметка отсутствующих, объявление темы занятия. Совместно со студентами определение связи с предыдущими и последующими темами МДК. Обоснование актуальности темы « Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок »: тема важна по причине того, что в 2012 году появился приказ о необходимости выхаживания детей, родившихся на сроке беременности от 22 недель и более, с массой более 500 грамм, что сделало актуальными знания о выхаживании детей, родившихся преждевременно, в условиях стационара и детской поликлиники.
Совместно со студентами осуществляется целеполагание и выявление конечных результатов обучения, связь с формируемыми профессиональными компетенциями при изучении темы « Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок. »
3.Мотивация изучения новой темы
Совместное выявление значения темы « Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок ». Данная тема является значимой, поскольку правильный уход за новорожденным ребёнком прямо влияет на его развитие и степень подверженности другим заболеваниям в периоды: грудной, преддошкольный, школьный, юношеский
4.Контроль исходного уровня знаний необходимых для изучения темы
Решение тестовых заданий по теме « Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок » и устный опрос с целью определения уровня подготовки к занятию
5.Изучение нового материала
Педагогический рассказ, показ манипуляций «Утренний туалет новорожденного», «Пеленание», «Подмывание», «Проведение гигиенической ванны грудному ребёнку».Демонстрация фильма на тему: «Уход за новорожденным ребёнком», «Осмотр новорожденного» Решение обучающих задач по данной теме.
6. Самостоятельная практическая работа
Студенты делятся на пары и проговаривают друг другу алгоритм манипуляций: «Утренний туалет новорожденного», «Пеленание», «Подмывание», «Проведение гигиенической ванны грудному ребёнку», затем отрабатывают умения по уходу за ребёнком самостоятельно с помощью имитационных упражнений.
7. Самостоятельная работа студентов по заданиям преподавателя
Решение контролирующих задач, заполнение таблицы сравнительных характеристик доношенного и недоношенного ребёнка. Проверка заданий проводится в виде совместного разбора заданий.
8.Контроль конечного уровня знаний
Решение тестовых заданий конечного уровня по данной теме.
9.Подведение итогов занятия
Оценка студентами степени достижения целей занятия, самоанализ, самооценка. Итоговая оценка знаний и умений студентов
10. Задание для внеаудиторной работы
Обучающие задания для внеаудиторной работы студентов по теме проведённого занятия, задания для обеспечения исходного уровня знаний по следующей теме. Заключительное слово преподавателя.
Источник
Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за ним
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)
Общая информация
Краткое описание
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии
Основные клинические протоколы и приказы МЗ РК
по акушерству и неонаталогии
Здоровый новорожденный — ребенок, который после рождения не нуждается в медицинской помощи и процессы его адаптации не нарушены (ВОЗ, 2002 г.).
— становление самостоятельного дыхания;
— изменения в системе кровообращения (становление легочного кровообращения и закрытие фетальных коммуникаций);
— раннее начало грудного вскармливания;
— контакт с окружающей средой;
— формирование психо-эмоциональной связи с семьей.
Протокол «Оценка новорожденного ребенка сразу после рождения и принципы ухода за ним»
Уровень оказания медицинской помощи: родовспомогательные организации I-го, II-го, III-го уровней.
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
— 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN — 1 рабочее место в месяц
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
- Подключено 300 клиник из 4 стран
- 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Классификация: здоровый новорожденный.
Лечение
При уходе за новорожденным необходимо строго соблюдать правила мытья рук и других универсальных мер предосторожности.
Принципы ухода за новорожденным: п одготовить помещение для родов.
1. Обсушить ребенка.
2. Оценить его состояние.
3. Классифицировать и при необходимости принять соответствующие меры.
4. Передать ребенка матери в контакт «кожа к коже».
5. Очистить дыхательные пути (при необходимости).
6. Пережать/пересечь пуповину.
7. Начать грудное вскармливание.
8. Провести профилактические процедуры.
9. Не оставлять мать и ребенка одних.
10. Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка.
12. Обеспечить круглосуточное совместное пребывание с матерью.
Шаг 1 — Подготовка помещения.
Рождение ребенка должно происходить в помещении, которое отвечает следующим критериям:
— теплое (температура воздуха 25°С и выше);
— обстановка приближена к «домашней», ориентирована на семью;
— наличие оснащения для свободного выбора позиции в родах;
— присутствие обученного персонала.
Оборудование, необходимое для каждого новорожденного:
— чистый пеленальный стол с источником лучистого тепла;
— теплые полотенца/пеленки для обсушивания новорожденного;
— теплые шапочка, носочки, фланелевые пеленки и одеяло;
— настенные часы с секундной стрелкой;
— оборудование для санации верхних дыхательных путей;
— набор для перевязки/перерезания пуповины;
— оборудование для реанимации новорожденного;
— термометр (лучше электронный);
— основные препараты (медикаменты, применяемые при реанимации, витамин К, глазная мазь);
— инкубатор или кроватка с подогревом (для внутренней транспортировки).
Шаг 2 осуществляется в первые 60 секунд после рождения
Шаг 2 — Обсушивание новорожденного:
1. Сразу после рождения новорожденного принимают в чистую мягкую, предварительно согретую пеленку или теплое махровое полотенце и тщательно обсушивают, после чего мокрая пеленка убирается.
2. Затем акушерка выкладывает ребенка на грудь матери и продолжает тщательное его обсушивание сухой теплой пеленкой.
3. Влажную пеленку надо быстро заменить на сухие и теплые.
4. Голова ребенка покрывается шапочкой или пеленкой, на ножки нужно надеть носочки.
5. Мать и ребенка вместе накрывают теплым одеялом и оставляют в контакте «кожа к коже».
Шаг 3 — Оценка новорожденного
Оценка новорожденного начинается сразу после рождения, как только акушерка принимает его в теплую пеленку и проводит обсушивание, определяя: есть дыхание (плач) и хороший ли мышечный тонус.
Оценка новорожденного проводится для выявления:
— новорожденных, нуждающихся в специальном уходе (например, в реанимации, или в немедленной помощи);
— здоровых новорожденных, которые могут оставаться на груди матери.
Если ребенок после рождения дышит или кричит, у него хороший мышечный тонус и частота сердечных сокращений более 100 ударов в 1 минуту, ему обеспечивается обычный уход.
Шаг 4 — Классификация
Классификация проводится для определения дальнейшей тактики ведения родившегося ребенка, которая позволяет отнести новорожденного в одну из следующих групп:
1. Адекватное дыхание, срок гестации 37 недель и более, масса тела при рождении 2500 г и более, отсутствуют пороки развития, травмы — уход за здоровым новорожденным ребенком.
2. Неадекватное или отсутствие самостоятельного дыхания — немедленно начать реанимацию.
3. Адекватное дыхание, срок гестации менее 37 недель, масса тела при рождении менее 2500 г, отсутствие пороков/травм — специальный уход за маловесным ребенком.
4. Адекватное дыхание, наличие врожденных пороков/родовой травмы — уход за ребенком с врожденным пороком/родовой травмой.
Шаг 5 — Передать ребенка матери для контакта «кожа к коже»
Здоровому новорожденному обеспечить контакт «кожа к коже» на груди матери для обеспечения:
— колонизации материнской микрофлорой;
— раннего начала грудного вскармливания;
— психо-эмоционального контакта матери и ребенка;
— формирования родственных связей.
Шаг 6 — Очистить дыхательные пути (при необходимости)
Нет необходимости проводить отсасывание содержимого полости рта и носа, если ребенок хорошо дышит. Рутинное отсасывание содержимого полости рта и носа может привести к апноэ и брадикардии у ребенка. Эта процедура проводится только при наличии показаний (например, меконий в околоплодных водах и новорожденный не активен). Отсасывание проводить не глубоко и не чрезмерно энергично.
Шаг 7 — Пережать/пересечь пуповину
Рекомендуется пережать пуповину не ранее 30 секунд после рождения:
— пуповину пересекают стерильными лезвием или ножницами, рассекая ее между двумя зажимами;
— при рассечении пуповину накрывают стерильной марлевой салфеткой, для предупреждения разбрызгивания крови;
— следует положить свою руку между ребенком и режущим инструментом, чтобы не поранить младенца;
— после пережатия пуповины щипцами и ее перерезания, пуповину перетягивают резиновым жгутом с помощью щипцов;
— или используют пластиковый зажим — дорогое приспособление, которое нельзя использовать повторно.
Шаг 8 — Начать грудное вскармливание
При появлении признаков готовности предоставить новорожденному возможность самостоятельно начать грудное вскармливание. Помогите ребенку хорошо присосаться к груди матери, придав ему правильное положение.
Шаг 9 — провести профилактические процедуры:
1. Для профилактики геморрагической болезни новорожденного ввести витамин К в/м 1 мг однократно (возможно пероральное применение препарата согласно инструкции).
2. Для профилактики конъюнктивита одинаково эффективно использование 1% тетрациклиновой мази и 0,5% эритромициновой мази (в конце первого часа после контакта глазами матери и ребенка).
3. В первый день проводится прививка от гепатита В.
4. Прививка БЦЖ производится всем новорожденным до выписки из родильного дома (от 0 до 4 дней жизни); единственным противопоказанием является симптоматическое ВИЧ-инфицирование.
Шаг 10 — Не оставлять мать и ребенка после родов без присмотра (наблюдать за ребенком)
Через 15 минут вновь оценить дыхание, а затем — через каждые 30 минут:
— считать частоту дыхания (норма 30-60 в 1 мин.);
— определить, нет ли стона на выдохе (экспираторный стон);
— проверять цвет кожных покровов через 15 минут, а затем — через каждые 30 минут;
— температура воздуха в родильной палате всегда должна быть в пределах 25-27°С;
— через 30 минут после рождения и через 2 часа следует измерить температуру тела ребенка (не раскрывать ребенка и не нарушать его контакт с мамой и грудное вскармливание). В норме температура тела новорожденного 36,5°С-37,5°С.
Шаг 11 — Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка
Через 2 часа после рождения провести полный медицинский осмотр новорожденного, взвесить, измерить и обработать пуповину.
Шаг 12 — Обеспечить круглосуточное совместное пребывание с матерью
Первые несколько часов после рождения — это очень «тонкий» и «чувствительный» период становления уз между матерью и ребенком. Разделение матери и ребенка даже на ночь, может нарушить этот чувствительный процесс, и будет иметь негативное влияние на грудное вскармливание, установление связи между матерью и ребенком.
Не разделять мать и ребенка без показаний. В случае необходимости их разделения, например, если ребенок болен, необходимо как можно быстрее организовать неограниченные посещения матерью отделения новорожденных, чтобы она смогла, как можно раньше, начать ухаживать за больным ребенком.
Поощрять контакт матери и ребенка с семьей.
В случае кесарева сечения ребенка можно положить на грудь отца на 2 часа, чтобы обеспечить тепловую защиту, колонизацию домашней микрофлорой и становление семейных уз. После кесарева сечения необходимо обеспечить как можно более раннее начало грудного вскармливания, для чего ребенка необходимо принести к матери, как только она проснется от наркоза.
Не следует применять тугое пеленание ребенка по следующим причинам:
— ограничение движений диафрагмы снижает вентиляцию легких;
— снижается кровоток в различных частях тела;
— тонкая воздушная прослойка между телом ребенка и пеленками не позволяет удерживать тепло;
— ограничение движений конечностей препятствует развитию нервно-мышечной координации;
— тугое пеленание вместе с головой ребенка затрудняет его грудное вскармливание, так как он не может достаточно широко открывать рот, чтобы правильно приложиться к груди;
— укутанные дети больше спят и меньше просят грудь. Предпочтительнее одевать ребенка свободно в хлопчатобумажную одежду, или пеленать только нижнюю часть тела, одев на верхнюю часть тонкую и теплую распашонки, оставляя руки и голову (в шапочке) свободными для движений.
Соблюдать тепловую цепочку во время пребывания матери и ребенка в родильном доме!
— культю пуповины содержать сухой и чистой, ничем не прикрывать и ничего не накладывать;
— нет необходимости в обработке пуповины антисептическими средствами;
— обеспечить чистоту одежды и предохранять попадание мочи, кала и других загрязнителей на культю пуповины;
— эти правила должны соблюдаться как в родильном доме, так и дома.
Если поверхность тела ребенка сильно загрязнена кровью или меконием, его можно искупать через 6 часов при условии:
— температура воздуха в палате не ниже 27°С;
— температура воды в ванночке 37,5°С;
— сразу после купания завернуть ребенка в теплое сухое полотенце и тщательно обсушить его с головы до пяток;
— быстро запеленать ребенка, не забыв надеть на голову шапочку;
— положить ребенка к матери и приложить к груди.
При смене пеленок необходимо следить за тем, чтобы ребенок не охлаждался, выполнять все процедуры быстро.
Вскармливание ребенка: исключительно грудное вскармливание по требованию младенца, так часто и так долго как он хочет, днем и ночью, не менее 8 раз в сутки, предпочтительнее чаще.
Во время пребывания матери и ребенка в родильной палате провести консультирование матери по уходу за новорожденным.
Источник