- Раздел 3. Роль государства в экономике
- Тема 2. Государственное регулирование экономики
- Практическая работа 1
- Оглавление
- Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга
- Задача 5
- Задача 6
- Задачи на расчет налоговых мультипликаторов
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Вариант 15: Задачи 7 шт (кроме 6 и 9)+ тесты (3,6,8)
- Допинг для экономики: как финансировать дефицит бюджета в кризис
Раздел 3. Роль государства в экономике
Тема 2. Государственное регулирование экономики
Практическая работа 1
Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.
Задачами практикума являются:
- во-первых, усвоение формулы расчета бюджетного дефицита (профицита);
- во-вторых, выявление взаимосвязи бюджетного дефицита и государственного долга;
- в-третьих, усвоение формул расчета налоговых мультипликаторов;
- в-четвертых, выявление влияния государственного долга на показатели экономического развития.
Оглавление
Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)
Задача 1
Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.
Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.
Ответ: бюджет сбалансирован.
Задача 2
Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.
Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.
Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.
Задача 3
Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.
Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:
500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.
Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.
Задача 4
Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.
Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:
Структурный дефицит определяется по формуле
, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:
Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.
Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.
Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга
Задача 5
Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.
Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.
Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.
Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.
Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.
Задача 6
Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?
Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:
400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.
Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.
Задачи на расчет налоговых мультипликаторов
Задача 7
Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?
Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:
Задача 8
Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.
Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;
0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,
потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;
налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:
. Подставим значения в формулу
mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.
Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.
Задача 9
Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.
Источник
Вариант 15: Задачи 7 шт (кроме 6 и 9)+ тесты (3,6,8)
Задача 1 3
Задача 2 4
Задача 3 6
Задача 4 7
Задача 5 7
Задача 7 10
Задача 8 11
Тестовые задания 12
Список использованных источников 14
Постройте график спроса на Парацетамол на основании следующих данных:
Цена за уп.,руб. 10 15 20 25 30 40
Величина спроса, уп. 120 90 80 70 60 40
Покажите на графике, как изменится спрос:
1) При снижении цены с 25 руб. до 18 руб.
1) При эпидемии гриппа.
Задача 2
Заполните таблицу, опишите порядок расчетов
Задача 3
Известно, что еженедельно на рынке продается 120 ед. товара по цене Р = 12 долл./ед. При условии равновесия на рынке снижение цены на 1% повышает объем спроса на товар на 0,6%. Определите функцию спроса на данный товар, предполагая, что она линейная.
Задача 4
Нарисуйте кривые спроса и предложения, предполагая, что максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар, меньше минимальной цены, по которой он может быть продан фирмой.
Задача 5
Внутренний рынок малой страны описывается следующими кривыми спроса и предложения: Qs = Р — 50; Qd = -Р+ 100. Мировая цена Р = 50.
Определите объем потерь и выгод внутренних производителей и потребителей при условии свободной конкуренции на мировом и внутреннем рынке.
Задача 7
Бюджетный дефицит составил 15 млрд. руб. и был полностью профинансирован долговым способом. В дальнейшем треть общего объема облигаций была выкуплена у коммерческих банков Центральным банком. Как при этом могло максимально измениться предложение денег, если известно, что 2% суммы, полученной от продажи облигаций, коммерческие банки сохранили в виде избыточных резервов. А норма обязательных резервов была равна 7%?
Задача 8
Средний продукт труда равен 30, затраты труда составляют 15.
Определите:
• чему равен выпуск;
• во сколько раз возрастет выпуск, если затраты труда возросли вдвое, а производительность осталась неизменной;
• при изменении количества затраченного труда до 16 предельный продукт труда составляет 20. Чему будет равен выпуск?
Тестовые задания
3. Явные издержки — это:
а) сумма расходов фирмы на оплату факторов производства
б) стоимость ресурсов, находящихся в собственности фирмы
в) часть альтернативных издержек, за которые фирма не несет ответственности
г) часть издержек экономической деятельности, которая форми¬руется теми, кто создает эту деятельность
д) сумма частных и внешних издержек деятельности
6. Увеличение предложения при постоянном спросе приводит:
а) к росту равновесной цены и равновесного количества товара
б) к росту цены
в) к уменьшению цены и росту количества товара
г) к уменьшению и цены и уменьшению количества товара
д) к росту спроса
8. В течение двух последних лег объем национального ВВП увеличился с 500 млрд. долл. до 560 млрд. долл. Дефлятор ВВП за эти два года изменился со 125 до 140%. Это означает, что реальный ВВП:
а) не изменился
б) увеличился
в) уменьшился
г) информации недостаточно
Не нашли подходящих материалов? Обратитесь к нам – наши тьюторы Вам помогут. Отправьте заявку прямо сейчас.
Источник
Допинг для экономики: как финансировать дефицит бюджета в кризис
Новый глобальный кризис 2020 года многие страны встретили с низкой инфляцией и низкими ключевыми ставками. В такой ситуации правительствам становится удобно решать текущие проблемы экономики за счет роста госрасходов, покрывая возникающий дефицит бюджета с помощью заимствований. Когда же найти покупателей госдолга в нужном количестве и на приемлемых условиях не получается — к выкупу подключают ЦБ. Причем ставшие уже привычными механизмы «количественного смягчения» дополняют методы, близкие к финансированию дефицита с помощью простой денежной эмиссии. Примерно так в начале июля произошло в Индонезии, где регулятор объявил о прямой покупке облигаций правительства на $28 млрд под 0%.
Низкая инфляция в развитых странах действительно остается одной из больших загадок последних десятилетий. Даже огромные вливания денег в экономику во время острой фазы кризиса 2008 года не разрушили ценовую стабильность. Не произошло этого и весной 2020-го, хотя все крупнейшие страны сильно увеличили бюджетные расходы, государственный долг и денежную массу.
До 2008 года подобные действия вызывали всплеск инфляции и девальвации. Сейчас же этого не происходит. Почему? Надежного теоретического объяснения этого феномена пока нет. Но для политиков сама возможность решить проблемы за счет наращивания госрасходов (безотносительно отдаленных последствий такого выбора) выглядит очень привлекательно. Особенно, если рост инфляции и ослабление валюты происходят потом и уже не ассоциируются с «раздавшим деньги народу» лидером.
В истории много раз повторялись попытки разыграть подобный сценарий. Первым прецедентом, пожалуй, можно считать крах финансовой системы Джона Ло во Франции в 1720 году. В России яркий пример — кризис и дефолт 1998 года, когда с 1995 года началось «строительство» пирамиды ГКО (государственных краткосрочных облигаций) для финансирования расходов бюджета.
Сама идея независимости ЦБ как раз и призвана снизить вероятность такого рода событий. Но давление на регулятора очень велико даже в США, а в развивающихся странах соблазн денежных стимулов усиливается примером ФРС, ЕЦБ и Народным банком Китая. Их вливания в экономику в 2008 году не вызвали немедленных отрицательных последствий. Да, были искажения на рынке капитала и раздувание пузырей на рынках акций и недвижимости, но это можно посчитать допустимыми издержками.
Не спугнуть инвесторов
Проблема в том, что безболезненно накачать экономику деньгами смогли страны, чьи валюты входят в число резервных. Причин тому много, часть из них — предмет для острых дискуссий, но факт в том, что именно эмитенты резервных валют могут себе позволить сильный рост госдолга, денежной массы и даже дефицита бюджета без риска инфляции и девальвации. А вот всем остальным стоит помнить латинский афоризм: «что позволено Юпитеру — не позволено быку».
Странам, еще недавно жившим в условиях высокой инфляции, стоит быть очень осторожными во всем, что касается сбалансированности бюджета и уровня госдолга. Низкая текущая инфляция и ставка заимствования не должны вводить в заблуждение относительно долгосрочной возможности безнаказанного наращивания долгового бремени. Пока инвесторы доверяют профессионализму монетарных властей, они спокойно воспринимают любую негативную информацию, но стоит им усомниться в способности регуляторов контролировать курс национальной валюты и уровень инфляции, тут же начнется бегство в твердые валюты, чаще всего в доллар.
Быстрый эффект от денежных стимулов в сочетании с отложенными негативными последствиями этих стимулов формируют сильнейшее давление политиков на монетарные власти. К сожалению, политики часто побеждают. Но как только мировую финансовую систему потрясает волна сильного негатива (вспышка коронавируса, дефолт крупной компании или банка, снижение кредитного рейтинга одной из стран G20), срабатывает эффект домино. И первые кандидаты на роль жертв среди инвесторов — развивающиеся страны. От Индонезии и Турции до Бразилии и России.
Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика
Источник