«Бюджет семьи»
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Данный урок является уроком №4 из раздела «Домашняя экономика» 8 класс. Данная разработка включает в себя конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no4_byudzhet_semi.rar | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Будова Лидия Викторовна
программа В.Д.Симоненко для 8 класса
Тема раздела: «Домашняя экономика». Урок № 4.
Тема урока: «Бюджет семьи».
Тип урока: Объяснение нового материала.
— образовательная: способствовать формированию представления о
структуре семейного бюджета;
— воспитательная: способствовать воспитанию и развитию таких качеств
как бережливость, экономность, предприимчивость;
— развивающая: способствовать формированию и развитию умения
коллективно обсуждать планируемые расходы,
отстаивать свое мнение.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.
Методы проведения урока: словесный, наглядный, практическая работа.
— контроль готовности учащихся;
II. Сообщение темы и цели урока:
— учебно-познавателтная цель — ознакомление учащихся с видами бюджета семьи, его структуре;
— практическая цель — применение полученных знаний на практике.
1. На какие группы делятся потребности?
2. Как влияет уровень благосостояния на потребности членов семьи?
1.Срочные и необходимые
А . Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена
Б. Вещи, которые следует купить немедленно. Срочность определяется отсутствием необходимого для жизни или внезапностью нужды Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена
3.Желательные, но не обязательные
В . Эксклюзивные вещи
Г . Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.
IV. Изложение нового материала.
( Слайд №2). Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).
( Слайд № 3). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую либо другую деятельность.
(Слайд № 4). Все полученные средства составляют совокупный доход .
( Слайд№5-8) .Доходная часть семейного бюджета складывается из разных источников: заработная плата, пенсии, стипендии, льготы, доходы от личного подсобного хозяйства и другие.
Слайд № 9). Расходы – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
( Слайд №10 – 14). Основными источниками расходов являются:
непродовольственные товары (одежда, мебель, бытовая техника, транспортные средства); питание, культурные потребности (театр, музей, кино, изобразительное искусство); обязательные платежи (налоги, взносы в общественные организации, погашение банковских ссуд и кредитов, оплата коммунальных услуг, транспортные расходы, плата за образование, оплата услуг детского сада и другие); накопления, сбережения.
Расходы семьи можно разделить на несколько групп:
( Слайд №15). Постоянные – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (питание, кв. плата, подписка на газеты и журналы, предметы личной гигиены и другие)
( Слайд № 16). Переменные – это расходы, которые включают в себя: циклические (расходы, связанные с покупкой предметов различного срока пользования (мебель, бытовая техника и т.д.);
сезонные (расходы, связанные с определенными явлениями — заготовка ягод, овощей, закупка семян и удобрений).
( Слайд №17). Непредвиденные – это расходы, которые включают в себя покупки, связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники, ремонт автомобиля).
Единовременные – это приобретение произведений искусства, автомобиля, дорогостоящих украшений и т.д. Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы:
— налоги и другие обязательные платежи;
— денежные накопления и сбережения.
Весь семейный бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем все доходы семьи, а на другую расходы.
( Слайд № 18). Если весы находятся в равновесии, т.е. доходы равны расходам, такой бюджет – сбалансированный.
( Слайд № 19). Когда доходы превышают расходы, бюджет называется избыточный.
( Слайд № 20). Если же складывается ситуация, при которой доходы меньше расходов, то бюджет называется дефицитный.
V . Практическая работа.
Деловая игра « Бюджет семьи». Класс делиться на три группы-семьи, в которой каждый участник выбирает для себя роль одного из членов семьи: муж, жена,
дети, бабушка, дедушка и т.д. Каждая группа-семья получает задание:
Отделить доходы от расходов, определить вид бюджета и заполнить таблицу:
Источник
Открытый урок «Бюджет семьи и его потребности»
МИНИСТЕРСТВО БРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРЕНОВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ »
Директор ГБПОУ КК КАТ
открытого урока по теме:
«Бюджет семьи и ее потребности»
Место проведения: кабинет№13
Швыдкая Ирина Викторовна
«Бюджет семьи и ее потребности»
Тема: Бюджет семьи и ее потребности.
Цель: Учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для
ориентации и социальной адаптации учащихся.
Задачи: Дидактические: Обеспечить усвоение основных понятий и знаний
входящих в содержание темы урока. Формировать умения постановки и
решения учебных задач урока. Формировать умения решения
проблемных ситуаций на уроке. Формировать умения выполнения
продуктивных (творческих) заданий на уроке.
Воспитательная. Воспитывать нравственность, бережливость, экономное отношение к ведению домашнего хозяйства.
Развивающая. Развивать у школьников познавательные способности,
способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития;
способности открыто выражать свое мнение.
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Технико- Возможные источники доходов студентов. Потребность.
технологические Виды потребностей. Бюджет семьи. Расходы и доходы
сведения: семьи.
Наглядность и Диагностические карты, инструкции для определения
оборудование: целей учения, учебный текст, для самоизучения.
Межпредметные Русский язык – специфическая терминология.
связи: Экономика «Основы домашней экономики»
Составление структуры семейного бюджета.
2. Оформление бухгалтерской книги.
Методы и формы источник передачи :
диалог; беседа; инструктаж,
обучения: объяснение;
самост. мышления: репродуктивные, продуктивный;
передача восприятия: дедуктивный метод;
по степени управления:
самостоятельная работа – работа с учебным текстом;
мотивация к учению: убеждение в значимости учения;
методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль.
Словарная потребности, бюджет, расходы, доходы, дефицит бюджета,
работа: избыточный бюджет, сбалансированный бюджет.
Ход занятия.
I. Организационный момент .
• Отметить отсутствующих.
• Подготовить и раздать раздаточный материал: инструкции по определению целей урока, карточки-задания для диагностики, учебны текст.
• Создание положительного эмоционального настроя:
Учитель: Посмотрите вокруг себя на учащихся группы, а теперь посмотрите на свою соседку по парте и попытайтесь ответить на вопрос «Почему я с ней си-жу?».
Ответы учащихся:
— мне с ней интересно общаться;
— она очень умная, добрая и отзывчивая;
— мы дружим с ней еще с первого класса и т. д.
Учитель подводит итог: И так, с вами рядом, оказывается, сидит близкий вам человек. Вы провожаете и встречаете, друг друга на остановке, вы проводите время вместе не только в школе: помогаете, друг другу с уроками при выполнении домашних заданий, вместе посещаете спортивные секции, кружки по интересам. С ней вы делитесь своими радостями и неудачами, ей вы доверяете порой самое сокровенное. Значит рядом с вами сидит подруга? Как здорово, что у вас есть подруга! Вы вместе! Улыбнитесь друг другу!
Вы вместе пришли поучаствовать в учебном процессе, вместе хотите почерп-нуть определенные знания, ну а я буду направлять вас и оказывать вам помощь, если у вас возникнут какие либо затруднения.
Вводный инструктаж. (2 мин)
Учитель: А теперь нам нужно сосредоточить свое внимание на уроке. Давайте проверим, на сколько, вы внимательны?
Диагностика внимания:
Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержит все лепестки этой розы (см. рис.)?
Сообщение учителем темы урока.
Учитель побуждает учащихся к формулированию задач урока, задавая наводящие вопросы:
— Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока?
— Какие умения вы можете, приобрети?
— Чему хотели бы научиться?
ИНСТРУКЦИЯ
Определение целей учения на занятии
Познавательные цели:
Сегодня на уроке я хочу:
Узнать…
Уточнить…
Понять…
Выяснить…
Раскрыть понятия…
Учебные цели:
Сегодня на уроке я хочу:
Ставить вопросы…
Изображать…
Составлять…
Производить расчет…
Находить …
Объяснять…
Изготавливать…
Учитель подводит итог и формулирует учащимися учебные задачи урока:
— ознакомиться с понятиями доходов и расходов, бюджет семьи;
— ознакомиться с возможными доходами и расходами семьи;
— научиться, правильно планировать доход семьи;
Повторение пройденного материала. (5 мин )
1. Что такое домашняя экономика?
2. Перечислите задачи домашней экономики.
3. Расскажите об основных функциях семьи.
4. Расскажите об экономических функциях семьи.
III. Текущий инструктаж. (13 мин)
Учитель:
У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам.
1. Учитель побуждает учащихся к диалогу
Учитель — Для чего работают ваши родители?
Ученица — Для того, чтобы содержать семью
Учитель — А кто в этом им помогает?
Ученица – Им в этом помогают старшие братья и сестры.
Учитель — А как ты думаешь, много ли денежных средств расходуется лично на тебя?
Ученица – Расходы на меня занимают значительное место в семейном бюд-жете.
Учитель — На что конкретно расходуются деньги?
Ученица – Это расходы на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции) и различные увлечения.
Учитель — Конечно затраты на твое содержание — это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и умениями.
Еще недавно единственным источником доходов в семье были доходы родителей. Сейчас многие школьники в состоянии иметь свой личный заработок не в ущерб учебе.
Доходы школьников могут складываться из разных источников. Давайте выясним, что же это за источники? Например, от:
Полилог:
Отвечают разные учащиеся, сами ученики проводят коррекцию ответов других учащихся. Ответы записываются на доске в форме: , списка, кластера, таблицы, схемы (по выбору учащихся).
• родителей (деньги на карманные расходы;
• индивидуальной трудовой деятельности (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт видео-радиоаппаратуры ит.д.);
• коммерческой деятельности (продажа пирожков, газет и журналов, мороженого);
• работа по найму (на государственном – курьером или семейном предприятии – торговым агентом);
• оказание услуг (присмотр за ребенком, покупка продуктов пенсионерам и инвалидам уборка их квартир);
• другие источники.
Диалог ведут сами учащиеся:
На уроках технологии мы можем приготовить различные полезные вещи для семьи, что сэкономило бы расходы семейного бюджета и было бы полезно для домашнего хозяйства (игольница, прихватки, кухонный фартук, вязаные вещи и т.д.).
2. Самостоятельная работа с учебным текстом
Задание:
1) прочитать текст учебный текст
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменятся карточками с партнёром;
7) ответить на вопросы партнёра (устно);
8) оценить работу партнёра.
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.
При составлении списка потребностей семьи и установления очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо работать и хорошо зарабатывать. У каждого должна быть потребность самоограничения, соотношения своего личного с общественным.
Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потребление в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.
Следует различать материальные и духовные потребности. К материаль-ным относят: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве.
3. Объяснение учителя .
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупность доходов.
Расход – затраты, издержки, потребление чего либо для определения целей.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещают доходы семьи, на другую расходы.
Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – тогда говорят, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.
4. Ролевая игра.
Учитель приглашает одного учащегося поучаствовать в импровизированной игре, где ученик будет одним из родителей, а учитель – ребенком.
Сюжет игры: ребенок просит маму или папу купить очередной модный, дорогой сотовый телефон. Родитель должен отказывать в просьбе ребенка обоснованно аргументируя свой отказ.
IV. Практическая работа (10 мин)
Практическая работа №1.
Составьте структуру вашего семейного бюджета. Определите доходы и расходы вашей семьи. Задание можно выполнить в любой приемлемой для вас форме: в виде списка, схемы, кластера, таблицы.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела каждый из ваших родителей (чаще мама) является домашним бухгалтером.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.
Формы ведения:
1. Число и месяц, графы расходов и доходов. (графа расходов может быть дополнительная, если вы к примеру хотите отучить папу или брата курить. Эта сумма является веским аргументом в борьбе с курением.
2. Записи ведутся ежедневно, сразу после покупок – для людей любящих сравнивать и анализировать.
Практическая работа №2.
• Придумайте оригинальное название своей бухгалтерской книге.
• Придумайте и зарисуйте эмблему на книге.
В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы: проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся.
Закрепление материала:
Зарисуй цветок и напиши в каждом лепестке, с какими новыми словами или терминами мы сегодня познакомились. Дай им определение. Оцени себя.
V. Заключительный инструктаж.
— оценка работы и деятельности учащихся.
Рефлексия:
• Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке?
• Какие знания ты отметил для себя как важные.
• Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее?
• Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему?
• Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил?
— Домашнее задание: (2 мин)
Разработайте проект на выбор:
А) Как увеличить доход вашей семьи.
Б) Как снизить расходы вашей семьи.
Литература:
1. Учебник технология Е.В.Ермилова, И.А.Товченик, Алматы «Мектеп» 2008г.
2. Учебник технология для учащихся 8 кл. Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф» 2000 год.
3. Учебный экономический словарь Б.Райсбер, Л.Лозовой, Москва «РОЛЬФ» 2000 год.
4. «Я познаю мир» — детская энциклопедическая экономика. Москва «Аст-рель» 2003 год.
Источник