- Зачем нужен бюджет денежных потоков и как его разработать
- Что включает бюджет денежных потоков
- Откуда брать данные для составления бюджета
- Рассказывает практик
- Как составить бюджет движения денежных средств
- Что собой представляет БДДС
- Задачи и функции БДДС
- Для чего требуется составлять БДДС
- Основные этапы составления БДДС
- Этап №1. Определение остатка денег
- Этап №2. Установление доходной части
- Этап №3. Установление расходной части
- Этап №4. Установление размера чистого потока денег
- Этап №5. Корректировка значений
- Особенности составления бюджета
- Отличие БДДС от БДР
Зачем нужен бюджет денежных потоков и как его разработать
На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
- Чем бюджет денежных потоков помогает Генеральному Директору
- Что включает этот бюджет
- На каких данных должны основываться бюджеты на краткосрочные и долгосрочные периоды
Также Вы прочитаете
- Как спрогнозировать поступление и расходование денежных средств: советы финансового директора
Считается, что самую полную оценку эффективности работы компании дает отчет о прибылях и убытках. Однако потребностям руководителя предприятия он не отвечает: ведь этот отчет составляют по принципу начисления — расходы в нем фиксируются лишь после списания в бухучете, а не тогда, когда их нужно осуществлять. А значит, даже идеально подготовленный отчет отразит не те платежи, которые компания совершила или намерена совершить, а условные экономические результаты. Чтобы у Вас перед глазами была ясная картина финансовой деятельности предприятия, Вам нужна отчетность:
— демонстрирующая, насколько компания обеспечена денежными средствами в любой момент времени;
— свободная ото всякого влияния законодательных и учетных требований (то есть предназначенная только для главы предприятия);
— охватывающая по возможности все аспекты работы компании.
Лучше всего этим условиям соответствует бюджет денежных потоков (или cash flow). Вот как он составляется.
Что включает бюджет денежных потоков
Бюджет денежных потоков — это таблица, отражающая поступления и расходования денежных средств Вашей компании. Составить ее можно на любой период — от нескольких недель до нескольких лет. Есть два распространенных метода подготовки этого документа: прямой и косвенный. При использовании прямого метода операционные денежные потоки распределяются по статьям доходов и расходов (например, поступления от продаж, зарплата, налоги). Косвенный метод предполагает, что операционные потоки определяются на основании чистой прибыли с поправкой на амортизацию и изменения оборотного капитала.
Использовать косвенный метод в ряде случаев проще, однако бюджет, составленный с его использованием, неудобен для анализа. Поэтому cash flow почти всегда рассчитывают прямым методом.
Итак, бюджет денежных средств состоит из трех блоков (см. также таблицу):
— «Операционная деятельность» (здесь отражается все, что связано с текущей деятельностью компании);
— «Инвестиционная деятельность» (фиксируются вложения в основные средства и другие долгосрочные инвестиции, а также доходы от продажи активов);
— «Финансовая деятельность» (учитываются поступления и выплаты, связанные с финансированием, кроме процентов по кредитам, которые традиционно относят к операционным потокам).
Какие выводы можно сделать из данных таблицы? В мае бюджет сбалансирован, а остатки денежных средств увеличиваются, обеспечивая либо запас ликвидности, либо средства для оплаты ожидаемых расходов. Также эта таблица поможет Вам уяснить общую структуру расходов компании. Однако для принятия серьезных управленческих решений Вам потребуются более подробные сведения. Поэтому стандартную структуру нужно детализировать. Например, поступления от продаж Вы можете отразить с разбивкой по направлениям бизнеса, группам продуктов (услуг) или даже отдельным продуктам. Также следует выделить пять-десять самых весомых статей текущих затрат и постоянно следить за объемами соответствующих расходов. А инвестиции нужно отразить, распределив их либо по видам основных средств, либо по участкам бизнеса или проектам.
Практика показывает, что чем выше детализация отчета, чем чаще возникают проблемы с его анализом. С какого-то момента числа в каждой строке становятся недостаточно стабильными и величина отклонений все растет. Такая модель становится статистически недостоверной, и на ее основе нельзя прогнозировать деятельность. Кроме того, слишком детальные модели очень сложно поддерживать в рабочем состоянии; также непросто сопоставлять их данные с показателями бухгалтерской отчетности. Вы обнаружите, что работа с этой моделью неудобна, а ее регулярное обновление — дорогое удовольствие.
Таблица. Пример бюджета денежных потоков на май 2011 года
Сумма, руб.
Операционная деятельность
Поступления от продаж
Затраты на материалы и комплектующие
Зарплата
Общие затраты
Выплата процентов по кредитам
Прирост чистого оборотного капитала
Итого денежные потоки от операционной деятельности
Инвестиционная деятельность
Инвестиции в землю, здания и сооружения
Инвестиции в оборудование и прочие активы
Инвестиции в нематериальные активы
Выручка от реализации активов
Итого денежные потоки от инвестиционной деятельности
Финансовая деятельность
Поступления собственного капитала
Поступления кредитов
Возврат кредитов
Лизинговые платежи
Выплата дивидендов
Итого денежные потоки от финансовой деятельности
Суммарный денежный поток за период
Денежные средства на начало периода
Денежные средства на конец периода
Откуда брать данные для составления бюджета
Бюджет с фактическими данными лучше основывать на управленческой отчетности. Однако не стоит пренебрегать и данными бухгалтерской отчетности — ведь она содержит самые полные и актуальные сведения обо всех операциях компании. Поэтому перед разработкой бюджета денежных потоков Вам нужно определить, насколько точно данные этого документа должны соответствовать информации бухгалтерской отчетности. Можно, например, следовать таким правилам.
1. Бюджет cash flow будет опираться на данные бухучета, но точно учитывать все сведения бухучета не обязательно. Этот бюджет не должен быть таким детальным, как документ бухучета.
2. При обработке бухгалтерских данных нужно стремиться передать экономическую суть финансовых операций, пренебрегая несущественными деталями (например, нюансами, касающимися разнесения затрат).
3. Нужно добиваться совпадения итоговых цифр с оборотами на расчетном счете Вашей компании. И вот здесь важны даже мелочи: знание деталей позволит Вам контролировать правильность составления бюджета, вовремя обращая внимание на ошибки.
Прогнозирование оборотного капитала. Принцип описания оборотного капитала должен определяться горизонтом планирования, для которого используется бюджет.
— Для краткосрочных прогнозов (несколько недель, один-два месяца) лучше использовать прямое описание платежей, указывая применительно к любым доходам и затратам компании как суммы платежей, так и их графики. Это достигается учетом каждой сделки с описанием ожидаемого графика платежей по контракту и параметров отгрузки или выполнения работ.
— Для долгосрочных прогнозов (например, для построения пятилетнего плана развития компании) график платежей нужно составлять приблизительно, с учетом ожидаемых параметров оборачиваемости.
— При подготовке годового бюджета можно использовать смешанный подход, когда некоторые статьи прогнозируются полностью (прямой метод), а основная масса платежей рассчитывается на основе оборачиваемости (косвенный метод).
Это главный принцип составления бюджета. Чем на больший срок готовится прогноз, тем меньше он должен опираться на конкретные цифры, предоставляемые финансистами, и тем больше основываться на приблизительных расчетах.
Планирование налоговых платежей. В тех случаях, когда ожидаемые налоги известны (а это бывает при горизонте планирования в один-два месяца или при оценке прошлых результатов), лучше указывать в бюджете их точные суммы. При планировании же налоговых отчислений на более длительный период Вам придется перейти к примерным оценкам сумм платежей, рассчитывая их по приблизительным бухгалтерским показателям. Например, готовясь к открытию нового подразделения, не пытайтесь вычислить точную сумму налогов с зарплаты каждого сотрудника — тем более что их сумма будет меняться в течение года (так как социальные налоги снижаются после достижения накопленной суммы выплат); достаточно использовать эффективную ставку, которая позволит оценить примерную величину платежей. Таким же образом надо поступать, планируя выплаты и по другим налогам.
Рассказывает практик
Екатерина Каликина Финансовый директор компании «Грант Торнтон»
Прогноз денежных потоков от операционной деятельности чаще всего составляют исходя из планируемого объема реализации продукции (хотя возможен и вариант расчета из планируемой чистой прибыли). Вот какие вычисления нужно произвести.
Поступления денег. Определить размер денежных поступлений Вы можете двумя способами.
1. На основе планового коэффициента погашения дебиторской задолженности. Плановая сумма поступлений рассчитывается так: ПДСп = ОРпн + (ОРпк × КИ) + НОпр +Ав, где
ПДСп — планируемая сумма поступления денежных средств от реализации продукции в плановом периоде;
ОРпн — плановый объем реализации продукции за наличный расчет;
ОРпк — объем реализации продукции в кредит в плановом периоде;
КИ — коэффициент погашения дебиторской задолженности;
НОпр — сумма ранее непогашенного остатка дебиторской задолженности, подлежащего оплате в плановом порядке;
Ав — плановая сумма поступлений денежных средств в виде авансов от покупателей.
2. На основе оборачиваемости дебиторской задолженности. Сначала нужно определить планируемую дебиторскую задолженность на конец планового периода по формуле ДБкг = 2 × СрОбДБ : 365 дней в году × OP − ДБнг, где
ДБкг — планируемая дебиторская задолженность на конец планового периода;
СрОбДБ — среднегодовая оборачиваемость дебиторской задолженности;
ОР — плановый объем реализации продукции;
ДБнг — дебиторская задолженность на конец планового года.
Затем следует вычислить плановую сумму поступления денежных средств по операционной деятельности: ПДСп = ДБнг + ОРпн +ОРпк — ДБкг + НОпр +Ав.
Помните, что объем денежных поступлений компании от операционной деятельности непосредственно зависит от условий предоставления товарного кредита покупателем. Поэтому при прогнозировании денежных поступлений нужно учитывать мероприятия по изменению кредитной политики предприятия.
Расходы. Определить сумму расходов денежных средств Вы можете по формуле РДСп = ОЗп + НДд + НПп − АОп, где
РДСп — плановая сумма расходов денежных средств в рамках операционной деятельности в периоде;
ОЗп — плановая сумма операционных затрат на производство и реализацию продукции;
НДд — плановая сумма налогов и сборов, уплачиваемых за счет дохода;
НПп — плановая сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
АОп — плановая сумма амортизационных отчислений от основных средств и нематериальных активов.
Первый показатель (ОЗп) рассчитывается так: ОЗп = ∑(ПЗni + ОПЗni) × ОПni + ∑(ЗРni × OPni)+ ОХЗn, где
ОЗп — плановая сумма операционных затрат на производство и реализацию продукции;
ПЗni — плановая сумма прямых затрат на производство единицы продукции;
ОПЗni — плановая сумма общепроизводственных затрат на производство единицы продукции;
ОПni — планируемый объем производства конкретных видов продукции в натуральном выражении;
ЗРni — плановая сумма затрат на реализацию единицы продукции;
ОРni — планируемый объем реализации конкретных видов продукции в натуральном выражении;
ОХЗn — плановая сумма общехозяйственных затрат предприятия (административно-управленческих расходов на предприятии в целом).
Расчет второго показателя (НДд) производится исходя из планируемого объема реализации отдельных видов продукции и соответствующих ставок НДС, акцизного и других аналогичных сборов. График выплат составляется на основе установленных сроков уплаты налоговых отчислений.
Третий показатель (НПп) можно вычислить таким образом: НПп = (ВПп × НП) + ПНПп, где
НПп — плановая сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
ВПп — плановая сумма валовой прибыли предприятия, которую обеспечивает операционная деятельность;
НП — ставка налога на прибыль (в %);
ПНПп — сумма прочих налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Источник
Как составить бюджет движения денежных средств
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Бюджет движения денежных средств (БДДС) – это инструмент по управлению финансами. Он нужен для оптимизации финансовых потоков. С ним будет проще обеспечить экономическую устойчивость компании.
Что собой представляет БДДС
Бюджет ДДС представляет собой документ, из которого можно сделать вывод о движении финансов и состоянии расчетного счета. Это ключевой элемент системы бюджета фирмы. Формирование БДДС – приоритетное действие в рамках управления организацией. Документ имеет важное значение при обеспечении устойчивости компании. Последняя, в свою очередь, является определяющим фактором в успехе фирмы.
Устойчивость компании предполагает ее независимость от внешних обстоятельств, партнеров, кризисов. Это один из факторов повышения прибыли, так как устойчивое предприятие более привлекательно для инвесторов.
Устойчивость фирмы практически напрямую связана с ДДС и управлением финансовым потоком. А бюджет как раз позволяет контролировать денежные потоки. Как правило, за его составление отвечает финансовый менеджер.
Задачи и функции БДДС
БДДС нужно для решения этих задач:
- Предотвращение «кассовых разрывов».
- Обеспечение экономической устойчивости.
- Управление прибыльностью фирмы.
В бюджете фиксируются эти аспекты деятельности:
- Поступления денег, которые можно прогнозировать.
- Снятие денег для совершения хозяйственных операций.
- Предоплата за поставляемый товар.
- Авансы.
- Задержки в поступлении оплаты за отгруженную продукцию.
То есть в бюджете отражаются все факты движения денег в организации.
Для чего требуется составлять БДДС
ВАЖНО! Макет структуры БДДС от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Успешное существование фирмы определяется ее финансовой устойчивостью. Устойчивое положение позволяет фирме стабильно расти, пользоваться средствами инвесторов.
Обеспечение устойчивости фирмы складывается из этих двух факторов:
- Правильное управление финансами.
- Правильное оформление всех отчетов.
Финансовый менеджер должен предупреждать «кассовые разрывы» и вести финансовые отчеты. Для этих целей применяется БДДС. Этот документ явно отражает эти аспекты деятельности:
- Куда были направлены финансы.
- Сколько денег было отпущено на те или иные цели.
- Сколько финансов было получено от тех или иных источников.
В бюджете отражается предоплата за товар, авансы, задержки выплат. Из БДДС можно своевременно выявить потребность в займе. Из документа становится ясна картина движения денег. Бюджет нужен для обеспечения финансовой устойчивости. То есть с помощью него можно исключить растраты.
Основные этапы составления БДДС
Формирование БДДС – важнейший фактор в рамках управления работой организацией. Составляется документ с разной периодичностью. Как правило, используется детализация по каждому месяцу.
Бюджет – это документ с гибкой формой. Но помесячный план считается наиболее удобным. Рассматриваемая форма предполагает разбивку по дням. БДДС формируется в завершении каждого месяца. Желательно, чтобы над созданием бюджета работали все подразделения фирмы, работа которых связана с планированием и тратой денег. Рассмотрим все этапы составления БДДС.
Этап №1. Определение остатка денег
Первый шаг – определение минимального остатка денег, достаточного для деятельности организации. Размер этого остатка зависит от направления деятельности компании, рисков, возникающих в процессе работы. Специалистам нужно определить конечное сальдо.
Этап №2. Установление доходной части
Доходная часть определяется на основании бюджета продаж и поступлений от инвесторов. Нужные данные можно собирать двумя способами:
- Снизу-вверх. Этот метод актуален тогда, когда план поступлений формируется на основании данных из разных подразделений. Потом сведения объединяются в единый отчет.
- Сверху-вниз. Этот метод актуален тогда, когда документы утверждаются главным офисом, и только после этого с ними работают руководители подразделений.
Этап №3. Установление расходной части
Расходная часть устанавливается на основании прямых трат. К ним относятся траты на ЗП, сырье, расходы на производственные и накладные нужды. Прямыми тратами считаются и расходы на инвестиции, выплаты процентов.
Этап №4. Установление размера чистого потока денег
Чистый поток средств – это показатель, который можно получить путем извлечения разницы между положительным и отрицательным балансом. Для расчетов берется определенный период. Чистый денежный поток позволяет установить нынешний экономический статус фирмы, а также определить ее перспективы.
Если расходы превышают доходы, образуется «кассовый разрыв». Заключительное сальдо приобретает отрицательное значение. Это довольно плохо для компании. А потому сотрудники фирмы должны предпринять меры по устранению отрицательного значений. Для этого можно урезать расходы или задействовать займы, резервные деньги.
Если отрицательные показатели убрать не получится, это симптом высокого риска банкротства. В этом случае возникают различные проблемы:
- Задержка ЗП.
- Невыплата задолженностей.
- Прибыли не покрывают актуальных трат.
То есть превышение расходов над тратами – это очень негативное явление для компании.
Этап №5. Корректировка значений
Окончательный этап – корректировка БДДС для приведения документа в соответствие с нынешними финансовыми реалиями. Следующий шаг – утверждение бюджета руководителями фирмы.
Утвержденный БДДС представляет собой документ, наделенный юридической силой. С бюджетом постоянно взаимодействуют руководители компании, а также ее персонал.
Особенности составления бюджета
Компания может существовать нормально и стабильно только в том случае, если баланс является положительным. Ключевую роль в обеспечении положительного баланса играет правильное планирование БДДС. В рамках планирования изучается движение финансов. Оформление БДДС рекомендуется разбить на этапы.
Отличие БДДС от БДР
Помимо БДДС есть БДР. Это документ, отражающий доходы и расходы фирмы. Представляет собой простую таблицу. В ней фиксируются все хозяйственные операции, которые ведут к доходам/расходам.
БДДС и БДР – документы, которые очень похожи между собой. У начинающих специалистов может сложиться впечатление, что эти формы практически идентичны. Для компании важен и тот, и другой документ. На основании форм можно установить размер общей прибыли, расходов предприятия.
Но между БДДС и БДР есть отличия, которые нужно учитывать:
- БДР заполняется на основании балансового отчета, а БДДС – на базе отчета движения денег.
- БДР является документом, в котором содержится расширенный перечень статей. В БДДС содержится только расчет финансов. Запись идет денежными статьями.
- Бюджет ДДС отображает движение финансов. БДР требуется для расчета прибыли организации.
- БДР нужен для планирования прибыли следующих периодов. БДДС нужен для контроля всех денежных потоков.
Документы различаются по фиксируемым в них статьям. Формы включают в себя разный перечень сведений. Рассмотрим разницу в виде таблицы:
Операция | БДР | БДДС |
---|---|---|
Начисление амортизации | Присутствует | Отсутствует |
Переоценка ТМЦ | Присутствует | Отсутствует |
Недостача активов | Присутствует | Отсутствует |
Брак, полученный на производстве | Присутствует | Отсутствует |
Кредиты и займы | Отсутствует | Присутствует |
Покупка ОС | Отсутствует | Присутствует |
НДС | Присутствует | Присутствует |
Цели формирования документа также отличаются:
- БДР нужен для контроля прибыли, полученной за заданные периоды.
- БДДС нужен для ведения отчетов по финансовым операциям, в результате которых получаются прибыль или убытки.
Посредством этих документов можно извлечь разные показатели по одной и той же операции.
Источник