- Способы выражения подлежащего
- Таблица
- Выражение подлежащего в простом предложении
- Выражение подлежащего инфинитивом
- Выражение подлежащего словосочетанием
- Подлежащее выражено фразеологизмом
- Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
- Изучение синтаксиса русского языка: методика, типы и структура занятий
- Тема 5. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения
- СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРОШУ ПОМОГИТЕ КТО ЗНАЕТ. нужно срочно
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура . |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; | Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство . |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа . |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
К упаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Осознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
Незаметно подошла середина квартала .
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Источник
Изучение синтаксиса русского языка: методика, типы и структура занятий
Тема 5. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения
Цель: повторение и обобщение сведений о подлежащем, полученных ранее, в школе.
Задачи
– обобщить знания о способах выражения подлежащего; типах сказуемого и способах его выражения.
– закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым;
– развивать логическое мышление через постановку проблемных вопросов, требующих элементов анализа и синтеза;
– развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т. е. совершенствование коммуникативных умений.
– способствовать выявлению лидерских качеств;
– способствовать развитию интереса к предмету русского языка
Ход занятия
1. Проверка домашнего задания.
1) Домашнее задание: а) § 19, б) таблицы ОСП, в) чтение 3 видов ОСП.
II. Актуализация знаний.
1. Упражнение «Знакомство». Всем участникам роздано по 1-ому клейкому листочку, на котором они должны написать свое имя и жизненный девиз (стих, пословица, крылатое выражение и т. д.). Через один минуту каждый участник озвучивает то, что записал, прикрепляя листочек на флипчарт с надписью «Знакомство».
2. Игра «Данетка».
• 1. Подлежащее – главный член предложения.
• 2. Сказуемое – второстепенный член предложения.
• 3. Грамматическая основа предложения – это дополнение и сказуемое.
• 4. Сказуемое говорит, что делает предмет.
• 5. Подлежащее чаще всего выражается существительным.
• 6. В предложении может быть только два главных члена предложения.
• 7. Подлежащее отвечает на вопрос ЧТО.
• 8. Подлежащее и сказуемое связаны по смыслу и грамматически.
• 9. Сказуемое в предложении чаще всего выражено глаголом.
• 10. Подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
• Ответы: да, нет, нет, да, да, да, нет, да, да, да.
• За каждый правильный ответ – 1 балл.
3. Беседа.
1. Какую тему мы завершили изучать?
2. На доске изображены схемы:
– О чём они вам говорят? Что делает предложение предложением?
3. Что даёт нам изучение главных членов предложения?
– Мы должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое, ставить тире между подлежащим и сказуемым.
3. Изучение нового материала.
1) Игра «Что? Где? Когда?».
Мы сегодня играем все, то есть вся группа против преподавателей русского языка.
Представляю капитана команды, жюри – наблюдатели (будут вести учет участия каждого игрока, вклад в общую игру и индивидуальный), результаты вы будете наблюдать на экране. Каждый вопрос тоже будет высвечиваться на экране и иметь свою «цену». Капитан команды должен следить за версиями, которые высказывают игроки, и назначает ответственного за ответ. Старайтесь быть активными все. Начинаем игру.
Сектор О (зеро) Блиц.
1. Назовите синонимы к термину грамматическая основа предложения (главные члены предложения, подлежащее и сказуемое)
2. Что такое подлежащее?
3. Дайте определение сказуемому.
Сектор 1.
1. Назовите способы выражения подлежащего (сущ., местоим., инф., числит., другие части речи в значении сущ., синтаксически целое с с)
Сектор 2. Каждому достаётся индивидуальная карточка. Задание: подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем оно выражено.
1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
2. Нюанс – оттенок, тонкое различие в чём-нибудь.
3. Отрицать – значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего-нибудь.
4. Шли два приятеля вечернею порою.
5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.
6. Никто не отвечал мне.
7. Далече грянуло ура.
8. Бывалые и старые поучали молодых.
9. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
10. Октябрь уж наступил.
11. Я помню чудное мгновенье.
12. Приезд отца явился полной неожиданностью.
13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.
Сектор 3.
Согласуйте подлежащее со сказуемым (карточки каждому)
1. Все, кто видел эту картину, хвалил (и) игру актёров
2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера.
3. Большинство студентов отлично справилось(лись) с заданием.
4. Все три всадника ехали (о) молча.
5. В ряду стояли(о) тысяча книг.
6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку.
7. Три книги лежало(и) на полках.
8. Несколько женщин ходило(и) по площади.
9. Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные спят(ит).
10. Большинство приобретают(ет) несколько специальностей.
11. Молодежь едут(ет) на новостройки.
12. Майора сопровождало(и) несколько командиров.
13. Семеро одного не ждет(ут).
Сектор 4.
Назовите типы сказуемых.
(Простое глагольное и составные: сост. глаг. и сост. именн.)
Сектор 5.
Что обозначает термин простое глагольное сказуемое?
Сектор 6.
Какие типы сказуемых представлены в данном отрывке из сказки А. С Пушкина:
Источник
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРОШУ ПОМОГИТЕ КТО ЗНАЕТ. нужно срочно
Самой распространенной формой выражения подлежащего является именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро стали (П.) .
Для выражения подлежащего широко используются также местоимения-существительные:
а) личные местоимения: Он едва удостоил бедную девушку беглым и равнодушным взглядом (Т.) ;
б) вопросительные: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (Жук.) ;
в) относительные: Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гонч.) ;
г) неопределенные: Жил некто человек безродный, одинокий (Кр.) ;
д) отрицательные: С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной (Т.) .
В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употребленная в значении имени существительного, например: Сытый голодного не разумеет (посл.) ; Прошлое страстно глядится в грядущее, нет настоящего. Жалкого — нет. (Бл.) ; Окружавшие молчали (Фурм.) ; Первые будут последними (посл.) ; Что волки жадны — всякий знает (Кр.) ; Иных уж нет, а те далече.. . (П.) ; Наше сегодня полно чудесных свершений, наше завтра будет еще лучше (ср. : наш сегодняшний день, наш завтрашний день) ; Но — противительный союз (ср. : Слово но — противительный союз) ; По лесу разносилось громкое ау .
Подлежащее может быть выражено именем числительным, например: Пятнадцать — нечетное число; Семеро одного не ждут (погов. ) (в последнем примере числительное субстантивировано) .
Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию названия действия-состояния, также может выступать в роли подлежащего, например: Расчудесное это занятие — снегирей ловить (М. Г. ) (ср. : Ловля снегирей — расчудесное занятие) . Эту роль выполняет так называемый независимый инфинитив, т. е. инфинитив, не зависящий от других членов предложения. Ср. : Ходить ночью по горам опасно (предложение интонационно членится на две части, перед сказуемым опасно делается пауза; предложение это двусоставное, подлежащее в нем выражено инфинитивом) . — Опасно ходить ночью по горам (при измененном порядке слов инфинитив стал зависимым и образует часть сложного сказуемого опасно ходить в односоставном безличном предложении) .
Неопределенная форма вспомогательного глагола может иметь при себе тесно связанное с ней по смыслу управляемое слово, и тогда все сочетание выступает в роли составного подлежащего, например: Стать учителем — его постоянная мечта.
Источник