Буклет способы разрешения конфликтов

Буклет-памятка «Подростковые конфликты и способы их решения»

Подростковые конфликты и способы их решения

Буклет –памятка для учителей, детей и родителей.

Цель – помочь детям, учителям и родителям находить общий язык в процессе общения, научить правилам толерантного отношения друг к другу, показать пути решения конфликтов.

Разработала: Равицкая Т.Г., учитель технологии МАОУ лицея №21 г. Иваново.

Конфлитные ситуации неизбежны,

но умный ищет выход из них, а дурак — вход.

3 типа подростковых конфликтов и способы их преодоления

1 тип. Конфликты с родителями

Юношество – это сложный период в жизни каждого человека. В этом возрасте ребенок прощается с детством и учится строить взрослые взаимоотношения. Не все получается сразу и проходит гладко и без проблем. Чаще всего это очень болезненный процесс, который сопровождается взаимным непониманием между взрослыми и ребенком. Дети грубят, резко реагируют на замечания родителей, часто их критикуют. Родители теряют свой авторитет. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что «предки» — отсталые люди, живущие прошлым. Близкие становятся только средством достижения каких-либо благ. Дети считают, что их свободу ограничивают и всеми силами протестуют против этого. В результате теряется контакт и уважение.

Кто же должен сделать первый шаг к примирению?

Психологи считают, что это в большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение.

· Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание .

· Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к

самому себе. Уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего

в вас недостает.

· Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это

сплачивает семью, укрепляет ее.

· Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет

обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок

выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

2 тип. Конфликты с учителями

Подобные конфликты часто между учителями и неуспевающими учениками, особенно если учитель предъявляет завышенные требования к подросткам и использует отметки, как орудие наказания за незнание материала или поведение на уроке. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Учитель, как родитель в сознании подростков. Он распоряжается властью, раздает наказания и поощрения; авторитет, дающий знания. По мнению детей, он должен быть примером для подражания, понимающим другом, мудрым наставником.

Хороший результат может дать диалог учителя с учеником.

5 основных правил:

· Первое — это спокойствие.

· Второе — анализ ситуации.

· Третье — открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника,

спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

· Четвертое — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

· Пятое — выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

3 тип. Конфликты со сверстниками

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни.

Причины конфликтов между учениками:

· борьба за авторитет

· симпатия без взаимности

· личная неприязнь к человеку

· борьба за девочку (мальчика)

Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого .

· Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

· Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.

· Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами.

Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что взрослые ему действительно

сопереживают («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история»,

«Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как

можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над

разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм

решения этой задачи.

Самостоятельное конструктивное решение конфликта добавит в копилку опыта ребенка социальные

навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему

и во взрослой жизни.

Толерантность в разрешении конфликтов

Толерантность ( лат. tolerantia ) означает терпимость.

Такое понимание закреплено в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной

ЮНЕСКО 16 ноября 1995г.

Быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко

всему, кроме попирания общечеловеческих и моральных устоев.

· отказ от агрессии;

· спокойное восприятие мира;

· философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Виды социологической толерантности

· гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;

· расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;

· национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;

· по отношению к инвалидам;

· религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;

· политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;

· образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием ;

· межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

В конфликтной ситуации толерантность позволяет осознанно и объективно отнестись к ситуации, а затем предпринимать обоснованные действия. Нужно помнить, что каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть терпимым в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.

Правила толерантного общения:

· Старайся понять то, о чем говорят другие.

· Отстаивай свое мнение тактично.

· Ищи лучшие аргументы.

· Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

· Стремись учитывать интересы других.

Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов.

Эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Школьные медиаторы лицея № 21 г. Иваново:

Зимнякова Ирина Ювенальевна, психолог , каб. 112

Консультации для детей и родителей: Пятница 8.30

Люстрова Татьяна Владимировна, уполномоченный по правам ребенка , каб. 417

Консультация для детей и родителей: Понедельник 15.00

Источник

Буклет на тему: «Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Предотвращение и разрешение конфликтов в классном коллективе» Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ Как разрешить конфликт? Важно уяснить себе, чего необходимо достичь (например, понимания детьми недопустимости их поведения; серьезного отношения родителей к конфликту; готовности выслушать друг друга; окончания конфликта) в результате разбора конфликта. Для успешного разбора конфликта очень важно, кто в нем принимает участие. Кроме участников конфликта могут присутствовать свидетели или целый класс, коллеги, представители школьного руководства или родители. Однако «соотношение сил» должно быть сбалансированным. Может быть, одной из сторон понадобится поддержка. Это играет особую роль в тех случаях, когда одна из сторон обладает меньшим авторитетом или меньшими полномочиями. В чем заключается роль ведущего в разборе конфликта? Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так как это было бы нечестно по отношению к противоположной стороне. Решающее значение имеет также то, принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой несправедливости, вы можете и даже должны стать на его сторону. Полезно в начале беседы установить определенные правила, обязательные для всех, например: не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свою речь; говорить только правду; не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение. Обсуждать нужно следующее: Что произошло? Что привело к конфликту? Почему это произошло? (Выяснить причины.) Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (Определить назвать чувства.) Как быть в этой ситуации? (Найти решение.) Кто принимает участие в разборе конфликта?

Существуют ряд игровых упражнений, способствующих профилактике конфликтов. “Толкание”. Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене. “Хлопнуть руками”. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним. Правило – конфликт легче предупредить, чем завершить! Человека просят свернуться в “упругий мяч”; кто-то из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие “развернуть” его. Профилактика конфликтов представляет собой комплекс педагогических мер. К самым известным из них и доказавшим свою эффективность можно отнести: Игровые упражнения. Метод игрового моделирования проблемных ситуаций. Ролевые и деловые игры (упражнения на групповую сплоченность). Тренинги. Найти решение Первый шаг в этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения. Лучше всего это сделать в форме «мозгового штурма», т. е. записывать все предложения по решению конфликта независимо от того, насколько они могут быть смехотворны и нереальны. Это может облегчить поиск решения. Второй шаг — выяснение, с какими предложениями были бы согласны обе стороны. Это можно сделать, читая список всех предложений и вычеркивая те из них, с которыми не согласна та или иная сторона. Третий шаг — принять одно или несколько предложений, удовлетворяющих обе стороны. Вы должны следить за тем, чтобы решение было реалистично и сбалансировано. Если кто-то из участников конфликта пострадал (физически, морально или материально), решение должно предусматривать некую компенсацию в той или иной форме. Спросите обе стороны: «Вас это устраивает?», «Вы согласны с таким решением?»

Источник

Как разрешить конфликт (буклет)

Когда ты раздражен, разгневан…

-дай себе минуту на размышление и чтобы не произошло, не бросайся сразу в бой;

-сосчитай до 10 и сконцентрируй внимание на своем дыхании;

-попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут;

-если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой.

Правила эффективного поведения в конфликте.

1.Остановись, не торопись реагировать

2.Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию.

3.Откажись от установки «Победа-любой ценой!»

4.Подумай о последствиях выбора!

Как завершится конфликтная ситуация зависит только от ВАС и выбранной ВАМИ тактики!

Консультация психолога, логопеда

Ждем вас по адресу: г.Козельск ул.Б. Советская д.68

Телефон: 8(48442) 2-42-05

E — mail : krzdik @ yandex . ru

Сайт: http : // krzdik . ucoz . net /

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Районный центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

г.Козельск Калужской области

г. Козельск, 2019 г.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали. С одной стороны, это плохо, а с другой — наличие нескольких точек зрения на ситуацию позволяет оценить ее с разных сторон и найти самое оптимальное решение возникшей проблемы или задачи. Как это ни парадоксально, но правильное разрешение конфликта способно даже укрепить и улучшить отношения между людьми.

Американский психолог Кеннет Томас выделил следующие способы регулирования конфликтов:

• соперничество <конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

• приспособление у означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека;

• компромисс, т. е. взаимные уступки;

• избегание, для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;

• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

«Как вести себя при конфликтной ситуации»

Критически оценивать оппонента.

Приписывать ему низменные или заведомо негативные намерения.

Демонстрировать собственное превосходство.

Обвинять и приписывать ответственность только оппоненту. Игнорировать его интересы.

Видеть все только со своей позиции.

Преувеличивать свои заслуги и преуменьшать заслуги партнера в разрешении конфликтной ситуации.

Раздражаться, кричать, нападать на оппонента.

Задевать «болевые точки» и уязвимые места оппонента.

5 шагов к успешному разрешению конфликтов!

1. Проанализируйте, что происходит

Первое, что нужно сделать, если вы оказались в конфликтной ситуации — это попытаться успокоиться и глубоко вдохнуть.

Импульсные действия принесут вам больше вреда, чем пользы, поэтому важно стремиться избегать их. Иногда мы просто неправильно интерпретируем человека.

2. Начать разговор

Обдумайте фразу или несколько важных предложений, которые могут превратиться в ключевой элемент разговора. Не позволяйте себе комментировать личные качества противоположной стороны — это грубо и показывает слабость.

Если мы не скажем окружающим нас людям, чего мы хотим, они не могут этого узнать.

Говорите спокойно, твердо, без каких-либо требований или колебаний.

4. Обратите внимание на последствия

Объясните, что произойдет, если вы добьетесь успеха или не сможете разрешить конфликт мирным путем.

Дайте выбор. Не угрожайте!

5. Будьте готовы к переговорам

Слушайте точку зрения вашего оппонента.

Мы слушаем не от хорошего воспитания, а для того, чтобы попытаться услышать и действительно понять. Способность поставить себя на место другого помогает в разрешении любых споров. Всегда есть вероятность, что мы можем ошибиться на свой счет. Так что будьте готовы даже извиниться!

Источник

Читайте также:  Укажите словосочетание со способом связи согласование с новым знакомым
Оцените статью
Разные способы