Бухгалтерский баланс это способ обобщенного отражения

Какие виды бухгалтерских балансов существуют

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Баланс – основа отчетности. Нужен для анализа финансовых показателей. Баланс обеспечивает отслеживание динамики значений, помогает сформировать краткосрочный и долгосрочный прогнозы и оценить экономическую деятельность фирмы. Существует много разновидностей бухгалтерских балансов (ББ), подразделяющихся на категории в зависимости от разных признаков.

Сущность баланса

ББ представляет собой особый документ, предназначающийся для обобщенной фиксации и группировки финансов по их структуре, источникам и целевым назначениям. Статья ББ – это автономная строка, содержащая сведения о деньгах предприятия. Перечень однородных статей формирует разделы и подразделы.

Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу?

ББ подразделяется на две части:

  • Активы. Здесь содержатся сведения о средствах, источник появления которых – различные хозяйственные операции.
  • Пассивы. Здесь фиксируется информация о собственном капитале организации, обязательствах.

КСТАТИ! Одни и те же средства могут фигурировать и в правой, и в левой колонке. Это означает, что активы равны пассивам.

Виды балансов в зависимости от пользователя

Структура баланса может различаться между собой в зависимости от того, для какого именно субъекта составляется документ:

    Для коммерческих фирм. Это наиболее используемая форма ББ. Отличается универсальностью. Актуален для организаций с любыми формами собственности. Предприятие может также заниматься различными формами экономической деятельности. Специфика экономической деятельности субъекта влияет преимущественно на состав актива. Если это торговая компания, большая часть ее финансов будет сосредоточена в товарных запасах.

  • Для страховых организаций. Большая часть актива – дебиторские долги, образованные в результате страховых операций. Большая часть пассива – страховые резервы, кредиторские долги.
  • Банки и кредитные субъекты. В активах нет производственных запасов и готовой продукции, так как учреждения работают с финансами, а не с продукцией. Вместо товаров в активах фигурируют драгметаллы, деньги, кредиты, предоставленные клиентам, деньги, находящиеся в других финансовых учреждениях. В пассиве отражаются средства ЦБ, государственные кредиты, деньги клиентов и банковских учреждений. Баланс кредитных организаций отражает особенности оборота средств в них.
  • Для бюджетных учреждений. В балансе этих субъектов фигурируют три направления: снабжение, финансирование и потребление. Большая часть пассива – это финансирование, сопутствующие расчеты.
  • Вопрос: Какой срок должен быть у выписки из бухгалтерского баланса?
    Посмотреть ответ

    Балансы различаются между собой в зависимости от специфики деятельности. А потому различают виды ББ в зависимости от того, для какого учреждения составляется документ.

    Классификация бухгалтерского баланса

    ББ классифицируются по признакам. Рассмотрим эти признаки и вид документа:

    • По методу формирования. Это сальдовый ББ, который формируется исходя из остатков по счетам. Это также оборотно-сальдовый ББ, который включает в себя сведения о движении денег за отчетное время.
    • По периодичности создания. ББ могут создаваться с различной периодичностью: раз в год, в месяц, квартал. Вступительный документ оформляется после регистрации фирмы, заключительный – является отчетом за конкретный отрезок времени. Годовой ББ является базой для создания счетов в новом году. Промежуточный документ является сжатой формой годового ББ. Санируемый баланс нужен при наличии угрозы банкротства. Ликвидационный ББ нужен при завершении деятельности ЮЛ.
    • По степени готовности. Предварительный документ формируется заранее. При этом учитываются прогнозируемые корректировки. Заключительный ББ формируется исходя из реальных сведений.
    • По степени консолидации. Индивидуальный ББ фиксирует итоги хозяйственной деятельности одной фирмы. Сводный документ объединяет значения, возникшие через суммирование статей баланса нескольких учреждений. Консолидированный ББ нужен для объединения балансов самостоятельных фирм, которые связаны между собой. Разделительный ББ создается при разделении одной организации на несколько ЮЛ.
    • По источникам. ББ подразделяются на виды в зависимости от того, на основании каких источников они составлены. Есть инвентарные балансы, оформляемые на базе сведений об инвентаризации имущества. Есть также книжные ББ, оформляемые на базе бухучета.
    • По включению в документ регулирующих статей. В баланс-брутто входят статьи, регулирующие значения других статей. К примеру, это амортизация НМА. Это также баланс-нетто, создаваемый на базе сведений баланса-брутто. Его главное отличие – отсутствие регулирующих статей.

    ББ – это довольно широкое понятие. Под балансом могут пониматься самые разные документы.

    Разновидности бухгалтерских балансов

    Рассмотрим все виды балансов с кратким описанием документа:

    • Баланс доходов и трат. Представляет собой документ финансового характера, который создается на год или квартал. Цель его формирования – согласованность движения средств, возможность составления прогноза о развитии компании. С помощью этого документа можно отследить денежные взаимоотношения фирмы с ее кредиторами. Он включает в себя расчет доходов и трат, налоговых платежей, создания фондов.
    • Баланс брутто. Этот документ отличается наличием регулирующих статей. Он нужен для проведения научных исследований, улучшения функций баланса.
    • Нетто. В этом документе нет регулирующих статей. Подобный баланс нужен для установления реальной стоимости собственности компании.
    • Вступительный ББ. Этот баланс формируется сразу после регистрации фирмы. В документе фиксируется минимум информации, так как компания только начинает работать. В активах указывается состав имеющегося имущества. Пассив служит для отражения источников формирования капитала и имущества. Как правило, перед созданием такого ББ нужно выполнить инвентаризацию.
    • Завершающий ББ. Представляет собой отчетную бумагу о финансовой работе компании за конкретный период. Оформляется на базе сведений бухучета, которые были предварительно проверены.
    • Консолидированный ББ. Представляет собой сводную отчетность о работе и финансовых итогах материнских и дочерних субъектов. Это общая отчетность для нескольких организаций, связанных между собой. В ББ подобного типа не входит взаимный оборот дочерних субъектов.
    • Ликвидационный ББ. Это отчетный ББ, из которого можно получить сведения об имущественном состоянии фирмы на дату завершения ее деятельности. Отображает размер и источники средств, статус расчетов после завершения периода ликвидации.
    • Оборотный ББ. В этом документе изложены сведения о движении собственности за определенное время. В нем есть информация по оборотам за отчетное время, остатки средств. Подобный ББ – это промежуточная бумага, используемая при формировании начального, ликвидационного и завершающего баланса.
    • Предварительный ББ. Документ оформляется заранее на завершение отчетного времени с учетом прогнозируемых коррекций. В составлении участвуют уже существующие и прогнозируемые сведения об операциях.
    • Пробный ББ. Нужен для проверки верности учета денег.
    • Промежуточный. Формируется до окончания года.
    • Промежуточный ликвидационный. Бумага включает в себя данные о структуре имущества ЮЛ, которое ликвидируется. В нем указываются требования от кредиторов, итоги их удовлетворения. Оформляется комиссией.
    • Разделительный. На основании этой бумаги происходит разделение ЮЛ. Баланс фиксирует факт того, что права одного ЮЛ распределяются по нескольким субъектам. В документе содержатся сведения о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого ЮЛ.
    • Сальдовый. Документ фиксирует имущество фирмы, источники его появления на заданную дату. Формируется на основании подсчета остатков по счетам.
    • Сводно-консолидированный. Оформляется через объединение ББ лиц, которые связаны. Такие документы создаются обычно холдинговыми фирмами.
    • Сводный. Оформляется через объединение разных завершающих балансов. Такие балансы составляются министерствами и ведомостями.
    Читайте также:  Все способы вывязывания проймы

    На данный момент коммерческие фирмы используют преимущественно сальдовые балансы-нетто.

    Источник

    Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов и двойная запись

    Цель: раскрыть экономическое содержание бухгалтерского баланса, назначение счетов и изложить суть двойной записи.

    Задачи:

    • Дать понятие бухгалтерского баланса и рассмотреть его структуру и содержание.
    • Раскрыть назначение счетов бухгалтерского учета и их строение.
    • Рассмотреть суть двойной записи, ее экономическое и контрольное значение. Дать понятие бухгалтерской проводке.
    • Рассмотреть порядок обобщения записей на счетах.

    Оглавление

    2.1. Балансовый метод отражение информации

    Информация об имуществе и капитале организации отражается в бухгалтерском учете методом балансового обобщения.

    Бухгалтерский баланс — система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).

    Бухгалтерский баланс является главной формой отчетности предприятия. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов: актива и пассива.

    В активе баланса отражаются средства предприятия по их видам и назначениям, а в пассиве — средства предприятия по источникам их формирования. Каждому показателю актива и пассива присвоен свой код.

    Актив баланса состоит из двух разделов:

    I – внеоборотные активы;

    II – оборотные активы.

    Пассив баланса состоит из трех разделов:

    III – капитал и резервы;

    IV – долгосрочные обязательства;

    V – краткосрочные обязательства

    Баланс составляется на две смежные даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

    Различают следующие виды балансов: вступительный, промежуточный (текущий), заключительный, сводный, разделительный и ликвидационный.

    2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

    Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы (процесс снабжения, производства и реализации) состоят из конкретных хозяйственных операций.

    Каждая хозяйственная операция влечет за собой изменения средств и источников.

    По отношению к бухгалтерскому балансу хозяйственные операции делятся на четыре типа.

    К первому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в активе баланса. При этом одна активная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

    Например, выдано из кассы организации в подотчет на хозяйственные расходы — 10 000 р.

    Статья «касса» и статья «расчеты с дебиторами» (подотчетными лицами) обе находятся в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств в кассе стало на 10 000 р. меньше, а задолженность подотчетных лиц увеличилась на 10 000р.

    В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

    Ко второму типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в пассиве баланса. При этом одна пассивная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

    Например, по решению собрания акционеров часть прибыли присоединена к уставному капиталу — 20 000 р.

    Статья «прибыль» и статья «уставный капитал» обе находятся в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции прибыль организации уменьшилась на 20 000 р., а статья уставный капитал увеличилась ровно настолько же. В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

    Читайте также:  Фактурная штукатурка морской бриз способ нанесения

    К третьему типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой увеличение валюты баланса. При этом одна активная статья увеличивается и ровно настолько же увеличивается статья в пассиве. Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса увеличивается.

    Например, зачислены на расчетный счет краткосрочные кредиты банка — 100 000 р.

    Статья «расчетный счет» отражается в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств на расчетном счете стало больше на 100 000 р.

    Статья «краткосрочные кредиты» банка находятся в пассиве баланса и в результате хозяйственной операции увеличились ровно настолько же.

    При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса увеличилась на 100 000 р.

    К четвертому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой уменьшение валюты баланса. При этом на сколько уменьшается статья в активе баланса, ровно на столько уменьшается статья и в пассиве баланса.

    Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса уменьшается.

    Например, выдана из кассы заработная плата работникам организации — 70 000 р.

    В результате хозяйственной операции статья «касса» в активе баланса уменьшилась на 70 000 р., и ровно на столько же уменьшилась статья в пассиве баланса «задолженность по оплате труда».

    При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса уменьшилась на 70 000 р.

    Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс представлены в табл. 2.1.

    Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

    2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение

    Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном и натуральном измерителях.

    Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета.

    Графически счет представляет собой Т-образную двустороннюю таблицу. Левая сторона называется «Дебет» и обозначается буквой «Д», а правая сторона называется «Кредит» и обозначается буквой «К». Эти термины зародились в Италии. «Дебет» означает «он должен», «кредит» — «он доверяет».

    Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо» также итальянского происхождения. Этот термин означает «расчет», поскольку сальдо определяется посредством расчета.

    Запись на счетах начинают с указания начального сальдо. В зависимости от типа счета, сальдо отражается по дебету или по кредиту счета.

    Различают активные и пассивные счета.

    Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств. В активных счетах сальдо начальное отражается по «Д» счета; увеличение хозяйственных средств отражают по дебету, а уменьшение — по кредиту.

    Суммы операций, записанные на счетах, называют оборотами.

    Сумма, сформированная по дебету счета, является дебетовым оборотом, по кредиту — кредитовым.

    Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое или равно 0 и определяется по следующей формуле

    где: С к – сальдо конечное;

    С н – сальдо начальное;

    О бД – оборот по дебету счета;

    О бК – оборот по кредиту счета.

    Структура активного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.1.

    Рис. 2.1. Структура активного бухгалтерского счета

    Пассивными счета предназначены для учета движения источников образования средств.

    В пассивном счете сальдо начальное указывается по кредиту счета. Увеличение источника отражается по кредиту, а уменьшение — по дебету. Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:

    где: С к – сальдо конечное;

    С н – сальдо начальное;

    О бК – оборот по кредиту счета;

    О бД – оборот по дебету счета.

    Остаток на пассивных счетах может быть только кредитовым или равным 0.

    Структура пассивного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.2.

    Рис. 2.2. Структура пассивного счета

    В бухгалтерском учете могут иметь место так называемые активно-пассивные счета.

    Счета открываются по данным баланса и в ряде случаев имеют то же название, что и статья. Открыть счет – это значит дать ему название и по соответствующей стороне записать сальдо начальное.

    На активные статьи баланса открываются активные счета, а на пассивные — пассивные счета.

    Активно-пассивные счета, как правило, отражаются в балансе развернуто.

    2.4. Двойная запись и ее сущность

    Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы состоят из конкретных хозяйственных операций. Хозяйственная операция — это факт финансово-хозяйственной деятельности (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние имущества, капитала и обязательств организации.

    Каждая хозяйственная операция, оформленная документально, находит отражение на двух взаимосвязанных счетах посредством метода двойной записи.

    Модель отражения хозяйственных операций на счетах приведена на рис. 2.3.

    Рис. 2.3. Отражение операций на счетах методом двойной записи

    Данный порядок записей на счетах предложил в 1494 г. Лука Пачели. Такой порядок получил название двойной записи.

    Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.

    Связь, возникающая при этом между счетами, называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими.

    При ведении записей на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами:

    • сумма сальдо на начало месяца по дебету счетов равна сумме сальдо на начало месяца по кредиту счетов;
    • сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов по всем счетам;
    • сумма сальдо на конец месяца по дебету всех счетов равна сумме сальдо на конец месяца по кредиту всех счетов.
    Читайте также:  Эссенция каламанси способ применения

    Процесс определения и записи корреспондирующих счетов называется контировкой.

    Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.

    Простой бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а другой ровно на столько же кредитуется.

    Сложной бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько – кредитуются.

    Виды бухгалтерских проводок представлены на рис. 2.4.

    Рис. 2.4. Виды бухгалтерских проводок

    При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.

    Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета называется систематической записью.

    Бухгалтерский учет носит сплошной характер. Хозяйственные операции отражаются на счетах в хронологической последовательности их совершений, т. е. методом хронологической записи. Для контроля полноты учета хозяйственных операций в хронологической последовательности их совершения ведут журнал регистрации операций.

    Структура и порядок записи операций в журнале регистрации операций приведена в табл. 2.2.

    Журнал регистрации операции

    Регистром систематического учета является Главная книга счетов, форма которой приведена в табл. 2.3.

    Структура счета в Главной книге счетов

    На малых предприятиях широкое распространение получил регистр, в котором систематическая запись совмещена с хронологической.

    2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета

    По степени обобщения учитываемых объектов счета бухгалтерского учета подразделяют на синтетические (от греч. synthetikos – сводный, обобщенный) и аналитические (от греч. analytikos — разложение). Синтетические счета – это счета, на которых хозяйственные средства, их источники и процессы отражаются в обобщенном виде. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, ведется только в стоимостном выражении.

    Для оперативного управления данных в обобщенном виде явно недостаточно. Для получения детальных сведений об объектах бухгалтерского учета применяют счета аналитического учета.

    Счета аналитического учета раскрывают, детализируют содержание синтетического счета, к которому они открыты.

    Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь, которая состоит в следующем:

    • Сальдо на начало месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на начало месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
    • Оборот по дебету данного синтетического счета равен сумме записей по дебету всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
    • Оборот по кредиту данного синтетического счета равен сумме записей по кредиту всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
    • Сальдо на конец месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на конец месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

    Связь между синтетическими и аналитическими счетами представлена на рис. 2.5.

    Как следует из приведенного примера сальдо начальное по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» равно сумме сальдо начальных по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

    Аналитические счета — счета, раскрывающие содержание данного синтетического счета

    Счет «Расчеты с подотчетными лицами»

    1. Главный инженер Галкин И. И.

    2. Зав. канцелярией Иванова Л. С.

    3. Зав. хозяйством Соколов И. И.

    • Сн — 300 р.

    Рис. 2.5. Связь между синтетическими и аналитическими счетами

    Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме и соответственно по дебету или кредиту аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету.

    Рассмотрим следующий пример:

    На начало месяца за подотчетными лицами Ивановым И. И. числится задолженность 300 р., за Сидоровым С.В. — 450 р., за Петровым К.П. — 250 р. Остаток средств в кассе — 1 000 р., запасы материалов на складе составляет 15 000 р.

    В течение месяца произошли следующие хозяйственные операции:

    1. Поступили на склад материалы, оплаченные Ивановым И. М. из подотчетных сумм на сумму 200 р.
    2. Сдан в кассу Ивановым ИИ. остаток неизрасходованного аванса на сумму 100 р.
    3. Согласно авансовому отчету Сидорова С. В. оприходованы на склад оплаченные им из подотчетной суммы материалы на сумму 450 р.
    4. Выдан из кассы аванс подотчетным лицам: Иванову И. И. — 200 р., Сидорову С. В. — 350 р.

    На счетах синтетического и аналитического учета необходимо произвести следующие записи.

    Счета, которые не требуют ведения аналитического учета, называются простыми.

    Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.

    Счета синтетического учета бывают первого и второго порядка.

    Счета синтетического учета второго порядка называются субсчетами. К субсчетам открывают аналитические счета.

    Номенклатура, состав и количество счетов аналитического учета определяется предприятием самостоятельно. Синтетические счета ведутся в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцией по его применению, утвержденный Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

    С целью обобщения записей на счетах и составления бухгалтерского баланса составляются оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

    Оборотная ведомость по счетам синтетического учета – представляет собой свод итоговых данных — оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Обобщение записей по счетам аналитического учета производится путем составления оборотных ведомостей по счетам аналитического учета. Данные ведомости составляют ежемесячно — одну по всем синтетическим счетам и отдельно по каждой группе аналитических счетов, объединяемых одним синтетическим счетом. Структура оборотной ведомости приведена в табл. 2.4.

    Оборотная ведомость по счетам синтетического учета

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы
    Синтетические счета — счета, дающие обобщенную характеристику учитываемого объекта