Бухгалтерские счета
Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Структура
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
- синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
- субсчета – используются для получения детализированных данных.
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
- активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
- пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
- активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.
Забалансовые счета
Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.
Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.
Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:
- 001 — арендованные основные средства (ОС);
- 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
- 003 — материалы, принятые в переработку;
- 004 — товары, принятые на комиссию;
- 005 — оборудование, принятое для монтажа;
- 006 — бланки строгой отчетности;
- 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
- 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
- 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
- 010 — износ ОС;
- 011 — ОС, сданные в аренду;
- 012 — земельные угодья.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:
- получить базовые сведения о методологических принципах бухучета;
- ознакомиться с краткой характеристикой синтетических и субсчетов;
- разобраться в порядке учета типовых операций.
Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Таблица счетов бухучета
Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.
Счет бухучета | Наименование счета |
---|---|
01. | Основные средства |
02. | Амортизация основных средств |
03. | Доходные вложения в материальные ценности |
04. | Нематериальные активы |
05. | Амортизация нематериальных активов |
07. | Оборудование к установке |
08. | Вложения во внеоборотные активы |
09. | Отложенные налоговые активы |
10. | Материалы |
11. | Животные на выращивании и откорме |
14. | Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
15. | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
16. | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
19. | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
20. | Основное производство |
21. | Полуфабрикаты собственного производства |
23. | Вспомогательные производства |
25. | Общепроизводственные расходы |
26. | Общехозяйственные расходы |
28. | Брак в производстве |
29. | Обслуживающие производства и хозяйства |
40. | Выпуск продукции (работ, услуг) |
41. | Товары |
42. | Торговая наценка |
43. | Готовая продукция |
44. | Расходы на продажу |
45. | Товары отгруженные |
46. | Выполненные этапы по незавершенным работам |
50. | Касса |
51. | Расчетные счета |
52. | Валютные счета |
55. | Специальные счета в банках |
57. | Переводы в пути |
58. | Финансовые вложения |
59. | Резервы под обесценение финансовых вложений |
60. | Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
62. | Расчеты с покупателями и заказчиками |
63. | Резервы по сомнительным долгам |
66. | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
67. | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
68. | Расчеты по налогам и сборам |
69. | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
70. | Расчеты с персоналом по оплате труда |
71. | Расчеты с подотчетными лицами |
73. | Расчеты с персоналом по прочим операциям |
75. | Расчеты с учредителями |
76. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
77. | Отложенные налоговые обязательства |
79. | Внутрихозяйственные расчеты |
80. | Уставный капитал |
81. | Собственные акции (доли) |
82. | Резервный капитал |
83. | Добавочный капитал |
84. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
86. | Целевое финансирование |
90. | Продажи |
91. | Прочие доходы и расходы |
94. | Недостачи и потери от порчи ценностей |
96. | Резервы предстоящих расходов |
97. | Расходы будущих периодов |
98. | Доходы будущих периодов |
99. | Прибыли и убытки |
Скачать таблицу с планом счетов бухгалтерского учета можно здесь.
Источник
Бухгалтерские счета являются способом
1.2. План счетов бухгалтерского учета и его характеристика
Производственная деятельность любого предприятия находит свое отражение в показателях движения средств этой организации.
Получение сведений о движении средств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.
Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.
Графически счет представляет собой таблицу Т-образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой «Д», а правая — кредит и обозначается буквой «К».
Дебет (лат.) — «он должен».
Кредит (лат.) — «ссуда, долг».
Открыть счет — это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное и обозначается на счетах как Сн. Остатки, увеличение и уменьшение учитываемых объектов отражаются на разных сторонах счета в зависимости от того, что учитывается на счете — средства или источники.
Сальдо (лат.) — «расчет, остаток».
Состояние учитываемого объекта на конец месяца называется сальдо конечное и обозначается на счетах как Ск.
Сумма всех записей, сделанных за период (месяц) по дебету и по кредиту счета, называется соответственно дебетовым и кредитовым оборотами и обозначается на счетах соответственно Доб и Коб.
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
На активных счетах отражается учет хозяйственных средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и др.) — это то, во что предприятие вложило средства.
Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а сумма расходных операций — в кредите. Сальдо активного счета расположено в дебете.
Структура активного счета:
1. Остаток на начало периода
2. Операции, вызывающие увеличение (+)
4. Остаток на конец периода (дебетовое сальдо) (1 + 2 — 3)
3. Операции, вызывающие уменьшение (-)
Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое и рассчитывается как:
Ск (активного счета) = Сн + Доб — Коб
На пассивных счетах отражается движение источников хозяйственных средств предприятия (уставный капитал, прибыль, ссуда банка и др.).
Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций — в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите.
Структура пассивного счета:
3. Операции, вызывающие уменьшение (-)
1. Остаток на начало периода (кредитовое сальдо)
2. Операции, вызывающие увеличение (+)
4. Остаток на конец периода (1 + 2 — 3)
Сальдо конечное пассивного счета всегда кредитовое и рассчитывается как:
Ск (пассивного счета) = Сн + Коб — Доб
Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Они носят название активно-пассивных счетов.
Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данного предприятия с другими предприятиями, организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем и наоборот. На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца отражается в активно-пассивном счете развернуто — по дебету и по кредиту счета. При составлении баланса дебетовые остатки по активно-пассивным счетам отражают в активе, кредитовые — в пассиве.
Активно-пассивные счета бывают двух видов:
с односторонним сальдо — дебетовое либо кредитовое сальдо (например, счет 99 «Прибыли и убытки»);
с двусторонним сальдо — дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Пример структуры активно-пассивного счета:
Счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
1. Сальдо — задолженность дебиторов
3. Погашение задолженности кредиторам, увеличение задолженности дебиторов
Сальдо — задолженность кредиторов (если 3 > 2 + 4); задолженность дебиторов (если 4 3); задолженность дебиторам (если 4 > 1 + 3)
Важнейшим правилом ведения учета при помощи счетов является метод двойной записи.
Метод двойной записи состоит в том, что всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды: в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.
Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.
Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой — сумма операции как бы проводится от счета к счету.
Бухгалтерская проводка составляется только на основании финансовых документов.
Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:
— определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;
— по «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.
Процедура определения номеров счетов, дебет и кредит которых затрагиваются данной операцией, называется корреспонденцией счетов. Такие счета называются корреспондирующими.
Балансовые счета — счета, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию, а также привлеченных им в оборот. Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двухзначный шифр в плане счетов бухгалтерского учета.
Предприятия и организации могут пользоваться арендованными средствами, т.е. средствами, не принадлежащими предприятию. Для отражения и контроля за этими средствами применяются забалансовые счета.
Забалансовые счета — счета, предназначенные для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся у него в ограниченном пользовании, а также средств, взятых предприятием на ответственное хранение. Средства, учитываемые на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом. Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.
Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения экономически однородных групп средств предприятия и их источников, а также совершаемых процессов в обобщенном виде. Синтетические счета — счета первого порядка.
Синтетические счета ведутся только в денежном выражении. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
К счетам синтетического учета, имеющим несколько групп аналитических счетов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных показателей для анализа и составления баланса. Субсчет — это счет второго порядка, который является промежуточным звеном между синтетическим и открытыми к нему аналитическими счетами.
Например, на синтетическом счете 10 «Материалы» предусмотрено иметь девять субсчетов (см. глава «Учет сырья и материалов»).
На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.
Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми («Касса», «Расчетный счет» и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными («Материалы», «Вложения во внеоборотные активы», «Товары» и др.).
Аналитические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам.
Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организуется на карточках или в книгах.
Связь между синтетическими и аналитическими счетами можно выразить следующими равенствами:
— остаток синтетического счета = сумме остатков аналитических счетов по данному синтетическому счету;
— обороты по дебету синтетического счета = сумме оборотов по дебету аналитических счетов данного синтетического счета;
— обороты по кредиту синтетического счета = сумме оборотов по кредиту аналитических счетов данного синтетического счета.
Осуществление принципа тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца реализуется посредством составления оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета. На практике оборотные ведомости позволяют проверить правильность и взаимоувязку хронологических и систематических записей синтетического и аналитического учета.
Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.
Для удобства контроля за счетами, проверки правильности записей на них и обобщения учетной информации используют оборотные ведомости.
Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую записывают наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетового или кредитового), суммы оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо (дебетовое или кредитовое). Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.
Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет форму:
Источник