- Основные методы бухгалтерского учета
- Элементы методов
- Методы бухучета
- Калькулирование
- Метод начисления
- Кассовый метод
- Методы амортизации
- Методы группировки сведений
- Особенности использования методов
- Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов и двойная запись
- Оглавление
- 2.1. Балансовый метод отражение информации
- 2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс
- 2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение
- 2.4. Двойная запись и ее сущность
- 2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета
Основные методы бухгалтерского учета
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.
Элементы методов
Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:
- Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
- Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
- Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.
Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.
Методы бухучета
При ведении учета используются следующие методы:
- Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
- Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
- Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.
К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.
Калькулирование
Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.
Метод начисления
Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.
Кассовый метод
Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.
Методы амортизации
Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:
- Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
- Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
- Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
- Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.
Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.
Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.
Методы группировки сведений
Существуют различные методы обобщения учетных сведений:
- Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
- Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
- Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
- Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.
Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.
Особенности использования методов
Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:
- Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
- Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
- Повышение эффективности бизнес-модели.
- Простой анализ деятельности компании.
Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.
Источник
Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов и двойная запись
Цель: раскрыть экономическое содержание бухгалтерского баланса, назначение счетов и изложить суть двойной записи.
Задачи:
- Дать понятие бухгалтерского баланса и рассмотреть его структуру и содержание.
- Раскрыть назначение счетов бухгалтерского учета и их строение.
- Рассмотреть суть двойной записи, ее экономическое и контрольное значение. Дать понятие бухгалтерской проводке.
- Рассмотреть порядок обобщения записей на счетах.
Оглавление
2.1. Балансовый метод отражение информации
Информация об имуществе и капитале организации отражается в бухгалтерском учете методом балансового обобщения.
Бухгалтерский баланс — система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).
Бухгалтерский баланс является главной формой отчетности предприятия. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов: актива и пассива.
В активе баланса отражаются средства предприятия по их видам и назначениям, а в пассиве — средства предприятия по источникам их формирования. Каждому показателю актива и пассива присвоен свой код.
Актив баланса состоит из двух разделов:
I – внеоборотные активы;
II – оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
III – капитал и резервы;
IV – долгосрочные обязательства;
V – краткосрочные обязательства
Баланс составляется на две смежные даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.
Различают следующие виды балансов: вступительный, промежуточный (текущий), заключительный, сводный, разделительный и ликвидационный.
2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс
Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы (процесс снабжения, производства и реализации) состоят из конкретных хозяйственных операций.
Каждая хозяйственная операция влечет за собой изменения средств и источников.
По отношению к бухгалтерскому балансу хозяйственные операции делятся на четыре типа.
К первому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в активе баланса. При этом одна активная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.
Например, выдано из кассы организации в подотчет на хозяйственные расходы — 10 000 р.
Статья «касса» и статья «расчеты с дебиторами» (подотчетными лицами) обе находятся в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств в кассе стало на 10 000 р. меньше, а задолженность подотчетных лиц увеличилась на 10 000р.
В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.
Ко второму типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в пассиве баланса. При этом одна пассивная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.
Например, по решению собрания акционеров часть прибыли присоединена к уставному капиталу — 20 000 р.
Статья «прибыль» и статья «уставный капитал» обе находятся в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции прибыль организации уменьшилась на 20 000 р., а статья уставный капитал увеличилась ровно настолько же. В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.
К третьему типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой увеличение валюты баланса. При этом одна активная статья увеличивается и ровно настолько же увеличивается статья в пассиве. Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса увеличивается.
Например, зачислены на расчетный счет краткосрочные кредиты банка — 100 000 р.
Статья «расчетный счет» отражается в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств на расчетном счете стало больше на 100 000 р.
Статья «краткосрочные кредиты» банка находятся в пассиве баланса и в результате хозяйственной операции увеличились ровно настолько же.
При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса увеличилась на 100 000 р.
К четвертому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой уменьшение валюты баланса. При этом на сколько уменьшается статья в активе баланса, ровно на столько уменьшается статья и в пассиве баланса.
Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса уменьшается.
Например, выдана из кассы заработная плата работникам организации — 70 000 р.
В результате хозяйственной операции статья «касса» в активе баланса уменьшилась на 70 000 р., и ровно на столько же уменьшилась статья в пассиве баланса «задолженность по оплате труда».
При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса уменьшилась на 70 000 р.
Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс представлены в табл. 2.1.
Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс
2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение
Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном и натуральном измерителях.
Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета.
Графически счет представляет собой Т-образную двустороннюю таблицу. Левая сторона называется «Дебет» и обозначается буквой «Д», а правая сторона называется «Кредит» и обозначается буквой «К». Эти термины зародились в Италии. «Дебет» означает «он должен», «кредит» — «он доверяет».
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо» также итальянского происхождения. Этот термин означает «расчет», поскольку сальдо определяется посредством расчета.
Запись на счетах начинают с указания начального сальдо. В зависимости от типа счета, сальдо отражается по дебету или по кредиту счета.
Различают активные и пассивные счета.
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств. В активных счетах сальдо начальное отражается по «Д» счета; увеличение хозяйственных средств отражают по дебету, а уменьшение — по кредиту.
Суммы операций, записанные на счетах, называют оборотами.
Сумма, сформированная по дебету счета, является дебетовым оборотом, по кредиту — кредитовым.
Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое или равно 0 и определяется по следующей формуле
где: С к – сальдо конечное;
С н – сальдо начальное;
О бД – оборот по дебету счета;
О бК – оборот по кредиту счета.
Структура активного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура активного бухгалтерского счета
Пассивными счета предназначены для учета движения источников образования средств.
В пассивном счете сальдо начальное указывается по кредиту счета. Увеличение источника отражается по кредиту, а уменьшение — по дебету. Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:
где: С к – сальдо конечное;
С н – сальдо начальное;
О бК – оборот по кредиту счета;
О бД – оборот по дебету счета.
Остаток на пассивных счетах может быть только кредитовым или равным 0.
Структура пассивного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Структура пассивного счета
В бухгалтерском учете могут иметь место так называемые активно-пассивные счета.
Счета открываются по данным баланса и в ряде случаев имеют то же название, что и статья. Открыть счет – это значит дать ему название и по соответствующей стороне записать сальдо начальное.
На активные статьи баланса открываются активные счета, а на пассивные — пассивные счета.
Активно-пассивные счета, как правило, отражаются в балансе развернуто.
2.4. Двойная запись и ее сущность
Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы состоят из конкретных хозяйственных операций. Хозяйственная операция — это факт финансово-хозяйственной деятельности (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние имущества, капитала и обязательств организации.
Каждая хозяйственная операция, оформленная документально, находит отражение на двух взаимосвязанных счетах посредством метода двойной записи.
Модель отражения хозяйственных операций на счетах приведена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Отражение операций на счетах методом двойной записи
Данный порядок записей на счетах предложил в 1494 г. Лука Пачели. Такой порядок получил название двойной записи.
Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.
Связь, возникающая при этом между счетами, называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими.
При ведении записей на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами:
- сумма сальдо на начало месяца по дебету счетов равна сумме сальдо на начало месяца по кредиту счетов;
- сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов по всем счетам;
- сумма сальдо на конец месяца по дебету всех счетов равна сумме сальдо на конец месяца по кредиту всех счетов.
Процесс определения и записи корреспондирующих счетов называется контировкой.
Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.
Простой бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а другой ровно на столько же кредитуется.
Сложной бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько – кредитуются.
Виды бухгалтерских проводок представлены на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Виды бухгалтерских проводок
При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета называется систематической записью.
Бухгалтерский учет носит сплошной характер. Хозяйственные операции отражаются на счетах в хронологической последовательности их совершений, т. е. методом хронологической записи. Для контроля полноты учета хозяйственных операций в хронологической последовательности их совершения ведут журнал регистрации операций.
Структура и порядок записи операций в журнале регистрации операций приведена в табл. 2.2.
Журнал регистрации операции
Регистром систематического учета является Главная книга счетов, форма которой приведена в табл. 2.3.
Структура счета в Главной книге счетов
На малых предприятиях широкое распространение получил регистр, в котором систематическая запись совмещена с хронологической.
2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета
По степени обобщения учитываемых объектов счета бухгалтерского учета подразделяют на синтетические (от греч. synthetikos – сводный, обобщенный) и аналитические (от греч. analytikos — разложение). Синтетические счета – это счета, на которых хозяйственные средства, их источники и процессы отражаются в обобщенном виде. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, ведется только в стоимостном выражении.
Для оперативного управления данных в обобщенном виде явно недостаточно. Для получения детальных сведений об объектах бухгалтерского учета применяют счета аналитического учета.
Счета аналитического учета раскрывают, детализируют содержание синтетического счета, к которому они открыты.
Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь, которая состоит в следующем:
- Сальдо на начало месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на начало месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
- Оборот по дебету данного синтетического счета равен сумме записей по дебету всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
- Оборот по кредиту данного синтетического счета равен сумме записей по кредиту всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
- Сальдо на конец месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на конец месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
Связь между синтетическими и аналитическими счетами представлена на рис. 2.5.
Как следует из приведенного примера сальдо начальное по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» равно сумме сальдо начальных по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
Синтетические счета — счета, дающие обобщенную характеристику учитываемого объекта |