Бухгалтерская отчетность малых предприятий применяющих упрощенные способы

Бухгалтерская отчетность малых предприятий применяющих упрощенные способы

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае среднесписочная численность работников организации превышает 100 человек, поэтому такая организация не может признаваться малым предприятием и является субъектом среднего предпринимательства. Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут только субъекты малого предпринимательства. Для субъектов среднего предпринимательства такой возможности не установлено. Поэтому в данном случае организация не имеет права вести бухгалтерский учет упрощенными способами и оформлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ)*(2).
Из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
— микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн. рублей;
— малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей;
— средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд. рублей.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае среднесписочная численность работников организации превышает 100 человек, соответственно, такая организация не может признаваться малым предприятием и является субъектом среднего предпринимательства.
Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
Как мы выяснили выше, понятия «субъект малого предпринимательства» и «субъект МСП» не тождественны, это следует из норм Закона N 209-ФЗ и подтверждается положениями Закона N 402-ФЗ. Так, например, о том, что в целях применения положений Закона N 402-ФЗ понятия субъектов малого предпринимательства и субъектов среднего предпринимательства не идентичны, свидетельствует ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, где, в частности, указано: Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с Законом N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация — субъект среднего предпринимательства применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не вправе.
Также обращаем внимание, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ)*(3).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Поэтому, если, например, по итогам 2017, 2018 и 2019 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, а превышение произошло только в 2020 году, то организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2021 и в 2022 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2023 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.

Читайте также:  Особый способ организации речи характеризующийся ритмом

К сведению:
Следует иметь ввиду, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
Сказанное означает, что если по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, к примеру, превысит 2 млрд. рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в августе 2021 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — п.п. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (пп. 1.2, п. 2 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Обращаем внимание, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, и другие экономические субъекты, поименованные в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
*(2) Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
*(3) Исключение — вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таком юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Читайте также:  Способы приготовления хинкали жареные

Источник

Упрощенная отчетность малого бизнеса

Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

Условия отнесения предприятий к категории малого бизнеса установлены ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

1. 25% предельно допустимая доля участия в уставном капитале организации:

  • РФ, субъекта или муниципального образования РФ;
  • общественных и религиозных организаций или объединений;
  • благотворительных или иных фондов.

Исключение составляют активы инвестиционных фондов.

2. Общая доля участия иностранного капитала и одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49%. Исключения составляют:

  • хозяйствующие субъекты, применяющие или внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы ЭВМ, баз данных, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, ноу-хау), права на которые принадлежат учредителям, являющимся бюджетными или автономными учреждениями:
    • научными учреждениями;
    • образовательными организациями высшего профессионального образования;
  • юридические лица, участники которых относятся к организациям, получающим государственную поддержку инновационной деятельности согласно перечню Правительства РФ в формах, установленных законом «О науке и государственной научной политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

3. Среднесписочная численность работников — не более 100 человек за предшествующий календарный год.

4. Доход от реализации не превышает 800 млн руб. без НДС за предшествующий календарный год (п. 1 постановления Правительства от 04.04.2016 № 265).

Какие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и какие это способы, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

О том, что отличает бухучет, организуемый на предприятиях, относимых к малым, читайте в материале «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Упрощение состава отчетности

Упрощение состава отчетности выражается в сокращении числа обязательных к представлению форм. Для субъектов малого бизнеса обязательными являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.

Читайте также:  Отглагольные существительные образованные бессуффиксным способом

Скачать актуальные бланки бухотчетности для малого предприятия можно здесь.

Дополнительные формы отчетности — отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств — представляются при необходимости пояснения дополнительных сведений для проведения детальной оценки финансового положения и результатов деятельности компании (информация Минфина России № ПЗ-3/2012, письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).

О правилах заполнения дополнительных форм читайте в статье «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

Образец Пояснительной записки к упрощенной бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства вы можете скачать в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить оформить бесплатно.

Упрощение отчетности по объему информации

Упрощается и порядок детализации данных:

  • Баланс и отчет о финансовых результатах могут включать объединенные показатели; постатейная детализация необязательна (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н).
  • Малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» имеют право на применение особых (менее детальных) форм отчетности, утвержденных приказом № 66н (п. 6.1 приказа № 66н, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).
  • Для предоставления отчетности в электронном виде используется формат, утвержденный письмом ФНС от 16.07.2018 №ПА-4-6/13687@.
  • Если организации необходимо предоставить дополнительные формы отчетности (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств), то она вправе включить в них только существенную информацию, важную для оценки ее финансового состояния (подп. «б» п. 6 приказа № 66н).
  • Для полного понимания особенностей формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах в приложении необходимо раскрыть положения учетной политики организации (информация Минфина России № ПЗ-3/2012).

В то же время за малыми предприятиями закреплено право принимать решение о выборе формы отчетности для сдачи: упрощенной либо обычной, составляемой в общеустановленном порядке (п. 6 приказа № 66н). Решение должно быть принято руководством организации.

Об особенностях составления бухотчетности для малых предприятий читайте в материалах:

Итоги

Некоторые юрлица имеют право выбора формы (полной или упрощенной) для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговый орган. К числу таких лиц относятся малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». Упрощение отчетности происходит не только за счет сокращения числа отчетов, но и путем укрупнения их показателей.

Источник

Оцените статью
Разные способы