- Словосочетание 1. Практикум. Ответы. ОГЭ. Задание 7
- Контрольная работа по русскому языку 1 вариант А1. Найдите и отметьте словосочетание. а) тёмный от загара б) более высокий в) у дороги г) пришла зима А2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в словосочетании приехал на поезде? а) окончанием б) предлогом и окончанием в) только по смыслу А3. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым. а) Сердце у него сильно стучало. б) Без собаки я не нашёл бы тропу. в) Мало-помалу деревья начали редеть. г) Бабушка больна гриппом. А4. Какое приложение пишется через дефис? а) (тренер) Сёмин б) (балет) «Жизель» в) (студент) математик г) (умница) дочка А5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё? 1. каблуч…к, ж…лтый, медвеж…нок 2. обж…ра, еж…вый, пауч…к 3. реш…нный, ш…пот, волч…нок 4. прич…ска, заж…г, лиш…нный А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. пр…бежать, пр…лететь, пр…пятствие 2. пр…бой, пр…мер, пр…скучный 3. пр…морский, пр…старелый, пр…вокзальный 4. пр…красный, пр…кратить, пр…ступник А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1. Стояла какая-то серенькая, (не)взрачная погода. 2. Все эти покупки обошлись (не)дешево. 3. С утра дедушке (не)здоровилось. 4. Надо было наконец приступить к этому далеко (не)лёгкому делу. А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется НН? 1. медле…ая ходьба, газирова…ая вода 2. статьи прочита…ы, письмо написа…о 3. ледя…ая горка, письме…ый стол А9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 1. в бродяч…й трупп…, с бичующ…й ирони…й 2. на состоявш…мся представлении…, в выцветш…й футболк… 3. в неуклюж…м поведени…, с домашн…м воспитани…м 4. о малейш…й возможност…, о пропавш…м плать… А10. Какое из сочетаний слов является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ? 1. продать дачу урок 3. пронести мимо рта 4. метко выстрелить А11. В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка? 1. Назначение каждого человека – развивать в себе всё человеческое, общее и наслаждаться им. 2. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. 3. Голова без ума – что фонарь без света. 4. Площадь Земли – 150 миллионов квадратных километров.
- Ответы 10
- Бронз вый от загара способ связи
Словосочетание 1. Практикум. Ответы. ОГЭ. Задание 7
1. Определить способы связи слов в словосочетании:
1. вековые традиции — традиции (какие?) вековые – согласование
2. участвовать в походе — участвовать (в чём?) в походе – управление
3. второй из участников — второй (из кого?) из участников – управление
4. достойный уважения — достойный (чего?) уважения – управление
5. крайне застенчивый — застенчивый (в какой мере?) крайне — примыкание
6. очень темно — темно (в какой степени?) очень – примыкание
7. полезно для здоровья — полезный (для чего?) для здоровья – управление
8. блестящий успех — успех (какой?) блестящий – согласование
9. наши соотечественники — соотечественники (чьи?) наши – согласование
10. рано утром — утром (когда?) рано – примыкание
11. по-летнему жаркий — жаркий (как?) по-летнему – примыкание
12. объяснять не торопясь — объяснять (как?) не торопясь – примыкание
13. этим летом — летом (каким?) этим — согласование
14. поворот на площадь — поворот (на что?) на площадь – управление
15. уехать зимой — уехать (когда?) зимой — примыкание
16. лодка с мотором — лодка (с чем?) с мотором – управление
17. жить в деревне — жить (в чём?) в деревне – управление
18. красный от смущения — красный (от чего?) от смущения – управление
19. приказать вернуться — приказать (что сделать?) вернуться – примыкание
20. встретивший друга — встретивший (кого?) друга – управление
21. двадцать первый поезд — поезд (какой?) двадцать первый – согласование
22. их сумка, портфель, молоко — сумка (чья?), портфель (чей?), молоко (чьё?) их – примыкание
23. комната, проулок пошире — комната (какая?), проулок (какой?) пошире – примыкание
2. Заменить синонимичным словосочетанием с другим способом связи:
1. лесной запах – согласование — запах (чего?) леса — управление
2. мраморный памятник – согласование — памятник (из чего?) из мрамора – управление
3. бронзовая статуя – согласование — статуя (из чего?) из бронзы – управление
4. бассейн для плавания – управление — бассейн (какой?) плавательный – согласование
5. костюм для тренировки – управление — костюм (какой?) тренировочный – согласование
6. рассказывать с увлечением – управление — рассказывать (как?) увлечённо – примыкание
7. держаться с достоинством – управление — держаться (как?) достойно – примыкание
8. парк при море – управление — парк (какой?) приморский – согласование
9. гостиница при вокзале – управление — гостиница (какая?) привокзальная – согласование
10. шарф в клетку – управление — шарф (какой?) клетчатый – согласование
11. горный воздух – согласование — воздух (чего?) гор – управление
12. ветер с севера – управление — ветер (какой?) северный – согласование
3. Найти в предложении все словосочетания со способом связи согласование.
Их разноязыкие голоса, усиленные репродукторами, зазвенели в промытой буйной зелени, и к ним прислушивались пёстрые праздничные толпы людей и в самом Святогорском, около могилы поэта, и в Михайловском, на широком лугу у входа в усадьбу.
4. Найти в предложении все словосочетания со способом связи управление.
Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.
5. Найти в предложении все словосочетания со способом связи примыкание.
Медленно, но с нарастающим ускорением рассеивается, тает ночная мгла, всё полнее раскрывается даль, отчётливее проступают окружающие предметы, постепенно обретая свои цвета и формы, осторожно меркнут звёзды, и небеса становятся ослепительно синими.
рассеивается (как?) медленно
раскрывается (как?) полнее
проступают (как?) отчётливее
обретая (как?) постепенно
меркнут (как?) осторожно
синими (в какой степени?) ослепительно
6. Выбрать из предложения все словосочетания (сочинительные и подчинительные), определить способ связи в подчинительных словосочетаниях.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
собака (чья?) моя — согласование
приближалась (как?) медленно — примыкание
приближалась (к кому?) к нему — управление
воробей (какой?) старый — согласование
воробей (какой?) черногрудый — согласование
упал (как?) вдруг — примыкание
упал (как?) сорвавшись — примыкание
сорвавшись (с чего?) с дерева — управление
с дерева (какого?) близкого — согласование
упал (как? чем?) камнем — управление
упал (перед чем?) перед мордой — управление
перед мордой (чьей?) её — согласование
перед мордой (какой?) самой — согласование
взъерошенный (в какой степени?) весь — согласование
искажённый (в какой степени?) весь — согласование
прыгнул (с чем?) с отчаянием — управление
прыгнул (с чем?) с писком — управление
с писком (каким?) жалким — согласование
прыгнул (сколько раз?) два раза — управление
прыгнул (в чём?) в направлении — управление
в направлении (чего?) пасти — управление
пасти (какой?) зубастой — согласование
пасти (какой?) раскрытой — согласование
Источник
Контрольная работа по русскому языку 1 вариант
А1. Найдите и отметьте словосочетание.
а) тёмный от загара
б) более высокий
в) у дороги
г) пришла зима
А2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в словосочетании приехал на поезде?
а) окончанием
б) предлогом и окончанием
в) только по смыслу
А3. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Сердце у него сильно стучало.
б) Без собаки я не нашёл бы тропу.
в) Мало-помалу деревья начали редеть.
г) Бабушка больна гриппом.
А4. Какое приложение пишется через дефис?
а) (тренер) Сёмин
б) (балет) «Жизель»
в) (студент) математик
г) (умница) дочка
А5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?
1. каблуч…к, ж…лтый, медвеж…нок
2. обж…ра, еж…вый, пауч…к
3. реш…нный, ш…пот, волч…нок
4. прич…ска, заж…г, лиш…нный
А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. пр…бежать, пр…лететь, пр…пятствие
2. пр…бой, пр…мер, пр…скучный
3. пр…морский, пр…старелый, пр…вокзальный
4. пр…красный, пр…кратить, пр…ступник
А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Стояла какая-то серенькая, (не)взрачная погода.
2. Все эти покупки обошлись (не)дешево.
3. С утра дедушке (не)здоровилось.
4. Надо было наконец приступить к этому далеко (не)лёгкому делу.
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется НН?
1. медле…ая ходьба, газирова…ая вода
2. статьи прочита…ы, письмо написа…о
3. ледя…ая горка, письме…ый стол
А9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1. в бродяч…й трупп…, с бичующ…й ирони…й
2. на состоявш…мся представлении…, в выцветш…й футболк…
3. в неуклюж…м поведени…, с домашн…м воспитани…м
4. о малейш…й возможност…, о пропавш…м плать…
А10. Какое из сочетаний слов является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ?
1. продать дачу урок
3. пронести мимо рта
4. метко выстрелить
А11. В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка?
1. Назначение каждого человека – развивать в себе всё человеческое, общее и наслаждаться им.
2. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.
3. Голова без ума – что фонарь без света.
4. Площадь Земли – 150 миллионов квадратных километров.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В голосе его была (1) и неподдельная глубокая страсть (2) и молодость (3) и сила (4) и сладость (5) и какая-то увлекательно-бесконечная (6) грустная скорбь.
1. 2,3,4,5
2. 1,2,3,4,5,6
3. 2,4,5,6
4. 2,3,4,5,6
А13. В каком из предложений выделенная конструкция не обособляется?
1. Усталая и сонная она не ответила.
2. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой наполненной хорошим квасом.
3. Лопахин вошел в непролазно заросший бурьяном двор.
4. Вот грянул гром, и тучи охваченные синим огнем дрогнули.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За фабрикой (1) почти окружая её гнилым кольцом (2) тянулось обширное болото (3) поросшее ельником и березой.
1. 1
2. 1,2
3. 2,3
4. 1,2,3
А15. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.
1. Сияют, переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зеленым.
2. Мальчик не мог согласиться с другом.
3. Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.
4. Я готов с вами согласиться.
А16. Какое из предложений является односоставным?
1. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.
2. Сырая земля упруга под ногами.
3. Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.
4. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.
А17. Укажите номер назывного предложения.
1. Не уходи, побудь со мною!
2. Недвижный камыш.
3. И сердцу так грустно.
4. Вечер свеж.
Ответы 10
1. 4) метко выстрелить
2. 1) умница-дочка, 2) Самара-городок
3. 3) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива (выделил составное именное сказуемое жирным шрифтом, да, оно большое)
4. 2) Что стоишь, качаясь, тонка рябина?
5. 4) Напишут наши имена.
6. 4) Моё правило — говорить правду.
8. 1) Облака, дымчатые, лёгкие, неслись высоко в ярком небе.
3) Вечерняя заря, далёкая неведомая красавица, алмазно светит с неба.
9. 2) Я считаю долгом, как старший товарищ, предостеречь вас.
3) Дельфины, посапывая, кувыркались у самого берега.
10. 2) Натура горячая, страстная, он жестоко подавлял в себе порыва гнева или чрезмерного восторга.
11. 3) Лопахин вошёл в непролазно заросший бурьяном двор.
12. 2) Начальник был тучен и кажется строг. (Кажется — вводное слово, поэтому должно обособляться запятыми)
Источник
Бронз вый от загара способ связи
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Встретился впервые
2) Любовь родилась
3) Пышных облаков
4) Самые вершины
(1) Любовь к лесу родилась у меня еще в детстве. (2)Когда я был гимназистом четвертого или пятого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах. (3)Раньше они назывались Дебрянскими, — от слова «дебри», непроходимые лесные чащи.
(4)Я никогда не забуду тот летний вечер, когда я впервые ехал на телеге с маленького полустанка в глубину этих лесов. (5)Мне все казалось, что в лесной тьме, вот здесь, в нескольких шагах от дороги, прячутся в овраге разбойники, а меж стволов тускло блестят озера с покосившимися сторожками на берегах. (6)Мне казалось, что со дна этих озер долетает едва слышный колокольный гул, пока я не догадался, что это шумят сосны.
(7)Любимым занятием нас всех, мальчишек, было лазание на вековые сосны. (8)Мы забирались на самые вершины. (9)Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до пышных летних облаков. (10)Там сильно, до одури, пахло нагретой смолой и во все стороны простирался великий неведомый лес.
(11)В Брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много вещей, показавшихся мне невероятными.
(12)С тех пор я понял великое значение леса для жизни человека, для жизни земли. (13)Леса оздоровляют землю. (14)Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. (15)Они поглощают из воздуха пыль и ядовитые газы. (16)Достаточно того, что в воздухе городов в несколько тысяч раз больше микробов, чем в воздухе лесов.
(17)Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров, — смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои, трав и цветов. (18)Поэтому в нашей стране так берегут леса вокруг больших городов и справедливо называют их «легкими города».
Источник