Бригадный способ выполнения работ
Кедыш Н.А., Лукиянец З.О.
Бригадная форма организации труда и эффективность ее использования
Полесский государственный университет, Беларусь
Бригадная форма организации труда и эффективность ее использования
Во многих отраслях народного хозяйства все большее развитие получает бригадная форма организации труда, вошедшая в практику отечественного строительства достаточно прочно от самых ее истоков.
Это прогрессивная форма организации труда, отвечающая современным требованиям производства, его научной организации, возросшему образовательному и культурному уровню трудящихся.
Суть бригадной формы организации труда заключается в том, что плановый объем работы распределяется не на отдельных работников, а на коллектив бригады, который гарантирует выполнение работы независимо от сложившихся обстоятельств.
Бригада – это первичная, относительно самостоятельная организационная единица, в рамках которой осуществляется кооперация труда рабочих. В коллектив бригады могут входить рабочие одноименных профессий и специальностей (например, каменщики или штукатуры в строительстве), а также рабочие различных профессий, специальностей и разного уровня квалификации.
Все виды бригад можно квалифицировать по однородным признакам.
· Специализированные бригады. Формируются из рабочих одной и той же профессии и специальности и создаются для выполнения массовых, однородных работ;
· Комплексные бригады. Объединяют рабочих различных профессий. Они создаются или для выполнения разнородных, но технологически взаимосвязанных работ по производству готовой продукции.
2. По кооперации труда во времени:
· Сменные. Создаются в тех производствах, где осуществляются прерывные однородные процессы продолжительностью не более одной смены;
· Сквозные. Обслуживают непрерывные процессы при условии однородности выполняемых работ.
Опыт показывает, что сквозные бригады, особенно комплексные имеют экономические преимущества перед сменными, так как они позволяют улучшить использование рабочего времени и оборудования за счет уменьшения его потерь и сокращение времени на выполнение подготовительно-заключительных и вспомогательных операций. В них создаются лучшие условия для планирования и учета объема выполняемых работ, уменьшение незавершенного производства, сокращение производственного цикла, повышение качества продукции.
Иногда в основу классификации закладываются профессиональные или возрастные признаки (например, бригады плотников или маляров, молодежные бригады).
Бригадная форма организации труда способствует повышению эффективности работы, рациональному использованию рабочего времени, развитию заинтересованности в успешной работе всего коллектива, создает условия для интенсификации производства, ускорения темпов роста производительности труда, улучшения использования рабочего времени и оборудования, способствует экономному расходованию трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Основной тенденцией развития бригадной формы организации труда является переход от бригад без хозрасчета к хозрасчетным и подрядным бригадам.
Наиболее прогрессивными являются хозрасчетные или подрядные комплексные сквозные бригады. В таких бригадах создаются благоприятные условия для рационального использования трудовых и материальных ресурсов, оборудования и производственных площадей, значительно сокращаются объем незавершенного производства и длительность технологического цикла, радикально повышаются производительность труда и качество продукции. Одной из особенностей подрядных бригад является их специализация не по технологическому, а по предметному признаку – выпуску конечного продукта.
Также подрядным бригадам и участкам передаются функции управления ресурсами и затратами, которые раньше осуществлялись администрацией цеха.
Подрядные и арендные коллективы, создаваемые в цехах и на участках, — это совершенно новое самостоятельное звено в системе управления производством. Организация таких коллективов дает возможность полностью реализовать все принципы хозрасчета, усилить материальную заинтересованность специалистов и служащих в улучшении конечных результатов работы этих подразделений, внедрять перспективное планирование и укрупненное нормирование.
Преимуществами бригадной формы организации труда являются:
· возможность создания более благоприятных условий трудовой деятельности;
· снижение монотонности труда,
· повышения его содержательности, разнообразия, обеспечения перемены труда;
· расширения профессионального профиля работников и повышения их квалификации;
· усиления заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива за конечные результаты труда;
· развития самоуправления и самоорганизации и прочее.
Таким образом, использование бригадной формы организации труда приводит к повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции, улучшению качества производимых работ, экономному использованию оборудования и рабочего времени.
1. Кибанова, А.Я. Экономика и социология труда под редакцией / – Москва, ИНФРА-М, 2009г.
2. Андросова Л.А. Экономика труда: Учебное пособие. — Пенза, 2005.
Источник
Планирование и организация ремонтных работ
Большую роль в организации ремонтных и монтажных работ электрооборудования играют научная организация труда (НОТ) и социалистическое соревнование.
Основой НОТ при ремонте электрооборудования в распределительных устройствах и подстанциях является разработка линейных и сетевых графиков выполнения работ, рациональная расстановка ремонтного персонала, внедрение передовых приемов и методов работ, высокий уровень организации труда, повышение квалификации кадров, усовершенствованное материально-техническое обеспечение и ряд других технических и организационных мероприятий.
Сетевой график по ремонту электрооборудования может быть общим и локальным. Общий сетевой график предусматривает все виды работ по ремонту определенного комплекса электрооборудования, например электрооборудования всей подстанции, а локальный — определяет ремонт части подстанции, например, ремонт распределительного устройства, включая работы по ремонту строительной части, кровли, вентиляции и т. д.
Сетевой график позволяет устанавливать взаимосвязь планируемых работ и получаемых результатов, более точно планировать конкретную работу, своевременно осуществлять его корректировку. Сетевое планирование как результат анализа многих факторов предусматривает определенную очередность производства ремонтных работ:
- расчленение всего комплекса работ на отдельные последовательные этапы, каждый из которых выполняет бригада в соответствии с ведомственными нормативами затрат труда;
- выявление и описание всех событий (результат работы, необходимый для начала другой работы);
- определение всех работ с учетом нормативов времени и фактических затрат времени, необходимого для достижения конечного результата ремонта; построение сетевого графика;
- определение времени выполнения каждой работы по графику на основе системы оценок;
- расчет критического пути, т. е. пути наиболее продолжительного времени выполнения всей работы; определение резервов времени;
- анализ и оптимизация графика и разработка мероприятий по сокращению времени критического пути;
- управление ходом работ с помощью сетевого графика.
Рис. 4. Сетевой график ремонта электрооборудования
Сетевой график (рис. 4), таким образом, представляет собой схему выполнения отдельных операций и элементов работ по ремонту оборудования, а также осуществления связей между ними, порядка, технологической последовательности выполнения и контроля за выполнением работ. На нем наносят работы и события. Каждое событие характеризует завершение или начало работы. Работа означает действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от предшествующего события к последующему. Работа на графике обозначается стрелкой, показывающей связь между событиями, изображенными кружками.
Работа должна быть конкретной, четко описанной и иметь ответственного исполнителя; продолжительность ее определяется в часах или днях.
Важный элемент разработки сетевого графика — определение продолжительности критического пути. На графике эти пути представлены линиями, образуемыми стрелками взаимосвязанных работ, концы которых указывают на начальные и конечные события.
Началом работ А—6, Б—8 и Р—2 является событие 1, а результатами этих работ — события 7, 2 и 3, которые сами являются началом работ К—17, С—20 и Д—16 соответственно и т. д.
В сетевых графиках различают входные и выходные работы. Так, для события 2 работа Б—8 будет входной, а С—20 — выходной. Буквы над стрелками указывают индекс работы, а цифры — ее продолжительность.
В сетевом графике ремонта четко видны те отдельные работы по ремонту распределительных устройств (ремонт масляного выключателя, кабельных и шинных разъединителей, трансформаторов, вентиляции и т. д.), от которых зависит общий срок завершения всего комплекса работ. Этот срок определяется последовательностью выполнения ремонтных работ с наибольшей продолжительностью от исходного до завершающего события. Эта последовательность и определяет критический путь на сетевом графике (обозначен жирной чертой).
Критический путь представляет собой основу для выбора оптимального плана и организации контроля за ходом работ. Отношение продолжительности любого пути к продолжительности критического пути характеризует степень напряженности плана. Если критический путь от начального до конечного события является наиболее продолжительным по времени, то все другие события и работы должны лежать на более коротких путях.
В ходе ремонта оборудования может производиться так называемая оптимизация сетевого графика по времени. Ее проводят с целью сокращения сроков ремонта в первую очередь по критическому пути. Для этого составляются мероприятия, в которых предусматривают:
- начало производства отдельных видов работ раньше полного окончания предыдущих (например, ремонт масляного выключателя не окончен, но можно начать ремонт разъединителей);
- увеличение численности бригад;
- временную приостановку работ, не лежащих на критическом пути, и переброску людей на работы, лежащие на критическом пути.
Сетевое планирование имеет большое организующее значение, направленное на четкое выполнение работ и повышение производительности труда рабочих.
Для организации обслуживания, а также досрочного и качественного выполнения ремонтных работ развивают социалистическое соревнование между участками, отделениями, бригадами.
Бригадный метод работы
Бригадный метод работы — это прогрессивная форма организации и стимулирования труда, сочетающая в себе хозяйственный расчет и социалистическое соревнование за эффективность и качество работы в бригаде.
Система организации производства и управления с учетом бригадного метода предусматривает:
- специализацию производства на всех уровнях до бригады включительно;
- закрепление за бригадой коллективного рабочего места, оборудования, оснастки по ее специализации;
- месячное номенклатурное планирование труда бригады; оплату труда бригады по единому наряду за конечный результат ее работы;
- оценку индивидуального вклада в результаты коллективного груда самой бригады путем распределения бригадной зарплаты с учетом коэффициента трудового участия (КТУ);
- централизацию внутризаводского планирования работ всех участков и служб;
- организацию подготовки производства и социалистического соревнования применительно к бригадной форме организации труда.
В настоящее время форма бригадного метода работы получила развитие на предприятиях многих отраслей. Находят применение все более совершенные формы управления бригадой. Интерес представляет бригадная организация работ на Волжском автомобильном заводе (ВАЗе). ВАЗовская система комплексного соревнования с наибольшей полнотой отражает реальный вклад каждого работника за достижение конечного результата производства. Эта система требует точности нормирования труда, синхронизации технологических операций, эффективного использования рабочего времени, высокой специализации и взаимозаменяемости работающих. Отсюда высока роль бригад, способных обеспечить не только личную, но и коллективную ответственность за конечный результат. Организация работы направлена на снижение трудоемкости операций, повышение производительности труда, улучшение качества продукции и других показателей, определяющих конечную эффективность производства в целом.
Соревнование тесно увязывается с системой выдачи бригадам нормированных заданий и ориентируется на строгое соблюдение часовых и суточных графиков изготовления продукции по всей технологической цепочке. Комплексность Вазовской системы заключается в том, что она предусматривает систему материального и морального стимулирования участников работы. Основные показатели премирования в соревновании — снижение трудоемкости и уровень качества продукции. Премии начисляются общей суммой на бригаду, а мастер, бригадир и совет бригады распределяют их в зависимости от личного вклада каждого работника.
Бригадный метод создает новые благоприятные предпосылки для развития соревнования между коллективами. В них лучше поставлено наставничество, распространяется передовой опыт, осваиваются смежные профессии, принимаются более напряженные планы. В этих бригадах достигается значительная экономия времени, крепче дисциплина, выше производительность труда, быстрее учатся мастерству молодые рабочие и выше заработки.
Бригадный метод организации труда в своей основе является крупным резервом развития культуры производства, улучшения качества выпускаемой продукции и увеличения производительности труда.
Источник
Бригадный метод работы как разновидность технологии сотрудничества
Бригадный метод работы как разновидность технологии сотрудничества
Иванов Василий Геннадьевич,
учитель технологии, ГБОУ школа-интернат № 20
Петроградского района Санкт-Петербурга
« Дети — завтрашние судьи наши, это критики наших деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу — строительство новых форм жизни. » М. Горький
Перемены, произошедшие в мире за последние десятилетия, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей и системы организации работы школы молодым людям сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность. Это не только личность ученика, но и учителя, так как педагог способствует самоопределению и самореализации учащегося, создает необходимые условия для самостоятельного принятия решений ученика и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. В современной школе учитель должен владеть и применять в своей работе различные педагогические технологии. Слово «технология» — наука о мастерстве. Понятие технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике. В наши дни педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это совокупность форм, методов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Сам факт внедрения технологических подходов в педагогическую практику обусловлен не только и не столько наличием технических средств, сколько всем ходом развития прогресса.
Обучение в сотрудничестве.
В своей работе учителя нашей школы применяют различные педагогические технологии, но их неотъемлемой частью является обучение в сотрудничестве. Эта педагогическая технология особенно актуальна в нашем образовательном учреждении, так как я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Педагогика сотрудничества — это одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах:
— взаимозависимость членов группы
— личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы
— совместная учебно-познавательная деятельность в группе
— общая оценка работы группы.
Существуют несколько вариантов коллективной работы учащихся.
В этом варианте успех бригады может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена бригады в постоянном взаимодействии с другими членами этой же бригады при работе над темой, объектом труда. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а чтобы каждый член бригады овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся бригада знала, чего достиг каждый ученик. Вся бригада заинтересована в усвоении учебной информации, учебного навыка каждым ее членом, поскольку успех бригады зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед бригадой задачи. Бригады не соревнуются друг с другом, так как все бригады имеют разную «планку» и разное время на ее достижение. Но каждая бригада получает одну на всех оценку своего труда. Это может быть балльная оценка, какое-то поощрение, похвала, знак отличия. Так как я работаю в школе-интернате, то очень эффективно привлекать к оценке труда родителей, классных руководителей, воспитателей. Равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся вносит свой вклад в решение поставленной задачи и улучшает свои собственные результаты. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Этот вариант обучения в сотрудничестве хорошо подходит для выполнения проектной работы по предмету. Детям предоставляется свобода выбора партнеров для работы. Они не ограниченны во времени. Эффективен вариант, когда детям не известно, кто из них будет представлять проект на конечном этапе. В этом случае каждый чувствует ответственность за успех бригады.
Каждая бригада получает одно задание, являющееся частью какого-либо большого проекта, над которым работает весь класс. В результате работы каждой бригады и всех бригад в целом достигается усвоение всего материала. На учителя ложится ответственность за комплектацию бригад с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена бригады. Необходимо учитывать интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти учащихся, а так же разработку задач для каждой конкретной бригады. Внутри бригады учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Учитель контролирует активность каждого члена бригады в решении общей задачи, а также культуру общения внутри бригады. И то и другое одинаково значимо. Таким образом, учитель работает со всем классом: сообщает новый материал, объясняет, показывает, тренирует и т. д. и индивидуально: управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д. Учащиеся работают совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя. Достигнутые успехи влияют на результат групповой и коллективной работы. Все вбирают в себя итоги работы других членов группы и всего коллектива.
Методы технологии сотрудничества учат:
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться в коллективе;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
осознавать, что совместная работа — это серьезный и ответственный труд.
Источник