- 8 способов воздействия управляющей организации на должников за ЖКУ
- Способ 1: Экономическое обоснование тарифов и цен
- Способ 2: Размещение информации на квитанциях и игра с цветом
- Способ 3: Использование наклейки-«клейма»
- Способ 4: Организация акций с подарками
- Способ 5: Создание «конструкций позора»
- Способ 6: Использование рекламных щитов
- Способ 7: Применение креативного подхода
- Способ 8: Использование методов «на грани фола»
- Заключение
- Методы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги
- Разберитесь, почему накопилась задолженность
- Информационно-разъяснительная работа
- Ограничение или приостановление предоставления КУ
- Претензионно-исковая работа
8 способов воздействия управляющей организации на должников за ЖКУ
Долги за ЖКУ – проблема УО и ТСЖ на все времена. Ведение УО претензионно-исковой работы с неплательщиками – требование ПП РФ № 416. Но УО, ТСЖ и РСО нередко прибегают и к иным, нетрадиционным способам воздействия на должников. Читайте о них в нашей статье.
Способ 1: Экономическое обоснование тарифов и цен
Все управляющие организации должны вести претензионно-исковую работу в соответствии с требованиями пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 416. Сюда включаются такие «официальные» способы работы с неплательщиками, как направление претензий, уведомлений, введение частичного или полного ограничения потребления коммунальных ресурсов, судебное взыскание долгов за ЖКУ.
При этом управляющие организации, РСО и ТСЖ нередко применяют и нестандартные пути воздействия на неплательщиков при досудебном взыскании задолженности. Арсенал таких способов постоянно пополняется.
Как отметил один из читателей портала «РосКвартал», одним из самых эффективных способов работы с должниками является разъяснение жителям многоквартирных домов, из чего состоит тариф или размер платы, из чего он складывается. Открытое экономическое обоснование размера платы работает в тех случаях, когда потребители услуг не платят не из-за отсутствия денег, а из-за непонимания этого вопроса.
Если данная мера не действует, то пора прибегнуть к другим способам, обзор которых мы представляем ниже.
Способ 2: Размещение информации на квитанциях и игра с цветом
Недорого и просто УО воздействовать на жителей МКД, накопивших долги за ЖКУ, с помощью собственных квитанций, которые она выставляет ежемесячно в адрес своих клиентов. В таком случае в ход могут идти картинки, разные цвета шрифта и бумаги. При этом цвет квитанции может зависеть от размера долга. Обычно используются яркие краски: красный и оранжевый.
Так, в подмосковном городе Кашире ЕРЦ использует особые бланки для печати квитанций должникам. Если потребитель коммунальных услуг не платит за ЖКУ более двух месяцев, а сумма долга превышает 8000 рублей, должник получает счёт с красной рамкой и диагональной полосой.
Креативные поставщики жилищно-коммунальных услуг в борьбе с долгами прибегают к положительному влиянию поэзии: на квитанциях размещаются стихи, прочтение которых должно разбудить совесть неплательщиков и побудить их погасить задолженность. Сюда же можно отнести печать на квитанциях примет, связанных с долгами: вдруг кто из должников испугается? Если не удастся вспомнить – придумайте.
Способ 3: Использование наклейки-«клейма»
Популярен среди УО и такой способ борьбы с должниками, как использование наклеек и плакатов, организация «щитов гласности» с суммами задолженности по квартирам. Надписи на наклейках и плакатах при этом могут быть самыми разными: от «здесь живёт неплательщик» до «позор должнику». Это зависит от фантазии авторов.
При этом УО нужно быть аккуратными в этом случае и помнить о защите персональных данных и фото человека. Также нанесение наклеек и плакатов на дверях квартир может потянуть и на порчу имущества собственника.
Способ 4: Организация акций с подарками
Достаточно популярны у УО и РСО маркетинговые акции, которые помогают привлечь внимание клиентов и снизить задолженность жителей домов за ЖКУ. В рамках акций неплательщикам обещают подарки, призы и бонусы, если они в определённые сроки оплатят долг.
Маркетинговыми акциями пользуются поставщики ЖКУ по всей стране, особенно в преддверии окончания квартала или года. Можно выделить две группы акций:
- для поощрения дисциплинированных плательщиков, с целью призвать должников оплатить долги и получить шанс выиграть призы;
- для поощрения должников, которые пришли погасить долг: «оплати долг до даты и получи подарок», «оплати долги до даты и прими участие в розыгрыше приза»;
- списание пеней при оплате долга.
Способ 5: Создание «конструкций позора»
Выше мы рассказали о наиболее стандартных и распространённых методах досудебной работы с должниками за ЖКУ. Но сегодня исполнители ЖКУ не останавливаются на простых решениях и придумывают необычные, даже неожиданные способы воздействия на неплательщиков.
Каменная пирамида с надписью о том, что рядом проживает должник за ЖКУ, ставится под окнами неплательщика. Весит она несколько тонн, поэтому убрать её достаточно проблематично. Пирамида подходит для воздействия на жителей частных домов, но можно попробовать разместить её и под окнами квартир на первом этаже.
2. Лёгкая пирамида.
По конструкции – та же пирамида «позора», но сделана из лёгких материалов, и потому её можно подвесить над окнами или балконом жителя многоквартирного дома, который не оплачивает ЖКУ. Подобный опыт уже был в Самаре. Управляющая организация, подводя итоги акции, отметила, что благодаря пирамиде должники оплатили счета почти на 1 млн рублей.
3. Деревянный туалет.
В Иркутске управляющая организация пошла ещё дальше: вместо пирамиды возле дома, где живут должники, установила деревянный туалет с надписями-напоминаниями: за неоплату ЖКУ УО имеет право поставить заглушку на канализацию в их квартирах.
Способ 6: Использование рекламных щитов
Щиты для размещения рекламы, как оказалось, можно использовать и с пользой для исполнителей жилищно-коммунальных услуг. Дорого, зато, как показала практика, весьма действенно.
Так, в Магадане судебные приставы разместили на улицах города баннеры с фотографиями должников. По сообщению УФССП Магадана, такая практика законна: в отношении должников, которые скрываются от приставов, можно разглашать персональные данные. Один из должников, увидев себя на билборде, оплатил долг в 200 тыс. рублей.
УО размещать данные о своих клиентах-должниках на билбордах не стоит, если она не хочет быть привлечена к ответственности за нарушение законодательства в сфере защита персональных данных. Но у УО или ТСЖ есть выход: они могут разместить на щите сведения о ненастоящих должниках, несуществующих на самом деле людях.
Способ 7: Применение креативного подхода
Творчески подошли к досудебной работе с должниками за ЖКУ работники РСО Амурского края. Они сняли клип-обращение к должникам в стиле хип-хоп. Клип заканчивается словами: «Пойми, наконец, ты живёшь комфортно просто потому, что я сегодня добрый».
В Троицке коммунальщики воздействовали на неплательщиком не только музыкой, но и театром: под окнами должников специально нанятые актёры изображают сценки о борьбе добра и зла под похоронные марши. Представления устраивались у домов, где проживает большое количество должников.
В Сахалинской области одна из управляющих организаций предложила гражданам мыть и красить подъезды в счёт долга за ЖКУ: то есть вы нам, мы – вам. Гражданам, которые обратились в УО, чтобы отработать свои долги, предлагают мыть или красить подъезды, зимой – убирать снег на придомовой территории. В Воронеже должникам предлагают в счёт погашения долгов за ЖКУ работать дворниками.
Способ 8: Использование методов «на грани фола»
Есть ещё несколько способов напомнить жителям многоквартирного дома о необходимости оплаты долгов за жилищно-коммунальные услуги. Но они в определённых обстоятельствах могут стать причиной жалоб собственников на действия УО в органы ГЖН и прокуратуру.
Например, вопрос правомерности использования общего имущества дома возникает при размещении на фасаде МКД плакатов разной тематики: с указанием общей суммы долга дома или долга по квартирам, изображения ветхого дома как примера иллюстрации, каким будет МКД, если за его обслуживание не платить. Поэтому прежде, чем что-то вешать на фасад, УО следует убедиться, что она имеет на это право.
Нарушением покоя жителей дома и интересов дисциплинированных плательщиков может стать и использование лазеров, с помощью которых на фасаде дома указываются данные о долгах его жителей. Лазер может попасть в окна квартир, а свет от него – мешать жителям других домов. Использование в подъездах громкоговорителей, которые будут напоминать о долгах, также вряд ли понравится жителям МКД.
Чтобы житель дома не забывал, что за ним числится задолженность за ЖКУ, управляющие организации нередко прибегают к такому методу воздействия, как телефонные обзвоны, в том числе в автоматическом режиме (пп. «е(3)» п. 32 ПП РФ № 354).
При этом УО может звонить должнику только в том случае, если от него получено письменное согласие на использование номера телефона. Стремление «зазвонить должника до смерти» или получение номера телефона без согласия клиента может закончиться жалобой в прокуратуру.
Заключение
Методы досудебного воздействия на должников, которые являются изобретением фантазии работников сферы ЖКХ, разнообразны и многочисленны. Главное, чтобы их применение не приводило к нарушениям прав и интересов граждан, разглашению персональных данных и причинению ущерба имуществу собственников многоквартирного дома.
Исполнители ЖКУ постоянно работают над изобретением новых, более действенных способов воздействия на жителей МКД, накопивших долги. Мы будем следить за новостями и дополнять наш перечень новыми методами убеждения неплательщиков оплатить задолженность.
А какими нестандартными действенными методами работы с должниками пользуетесь вы? Поделитесь в комментариях.
Источник
Методы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги
Один из показателей эффективной работы управляющей организации – собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. У собственников помещений всегда найдутся причины накопления задолженности. Узнайте, какие методы взыскания долгов существуют, и в каких ситуациях их можно применить.
Разберитесь, почему накопилась задолженность
Своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность собственников помещений (ст. 153 ЖК РФ). Такая обязанность возникает с момента регистрации права собственности на помещение.
Собственники квартир и нежилых помещений не всегда ответственно относятся к обязанности по оплате ЖКУ. Причины неоплаты счётов могут быть разными. Часть собственников накапливает кратковременную задолженность по причине того, что временно отсутствовали в помещении и не получали платёжные документы. Например, были в командировке или проходили лечение в медицинском учреждении.
Другие жители не платят по счетам систематически, накапливают огромные суммы задолженности. Кто-то считает, что управляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, другие считают, что природные ресурсы принадлежат всем гражданам на равных правах.
В зависимости от того, к какой группе относится должник, управляющая организация может выбрать механизм взыскания задолженности: информационно-разъяснительную, претензионно-исковую работу, ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг. Обсудим основные приёмы каждого из механизмов взыскания долгов.
Информационно-разъяснительная работа
Распространённый способ мотивировать жителя к оплате квитанций – начисление пени. Письменно уведомите должника, что за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг вы вынуждены начислять ему пени. Разъясните, что плату за жилое помещение нужно вносить не позднее даты, установленной в договоре управления или определённой решением общего собрания собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Если договор управления или ОСС не определили дату внесения платы за ЖКУ, то последним днём срока внесения платы считается десятое число месяца (ст. 190-192 ГК РФ). Оплата будет считаться просроченной с одиннадцатого числа в соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22.
Есть жители, которые не понимают, как рассчитана сумма в квитанции, поэтому не оплачивают счета. В этом случае должнику можно позвонить и пригласить на приём к руководителю управляющей организации или главному бухгалтеру. В ходе беседы расскажите собственнику, что неоплата счетов приводит к начислению пени, непередача показаний приборов учёта – к начислению сумм в квитанциях по нормативам.
Ещё один вариант мирно решить проблему – заключить с должником соглашение о погашении задолженности. Так потребитель сможет избежать ограничения и приостановки коммунальных услуг и погасить долг в удобном для него порядке.
Расскажите должнику об условиях, на которых вы предлагаете заключить соглашение о погашении задолженности. Укажите в соглашении:
- срок действия,
- последствия при нарушении обязательств,
- реквизиты сторон.
Предложите потребителю выбрать порядок оплаты долга: единовременно или в рассрочку. Если собственник готов погасить долг одним платежом, включите в соглашение сумму долга, период его образования и предполагаемую дату выплаты.
Не самый распространённый способ работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги – предложить собственнику отработать долг. Отработка долга вместо оплаты ЖКУ считается изменением способа оплаты, предусмотренного ст. 409 ГК РФ. Самым удобным в таком случае считается договор взаимозачёта, заключённый в письменной форме в соответствии со ст. 161 ГК РФ.
Ограничение или приостановление предоставления КУ
Если задолженность собственника превышает сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных из нормативов её потребления, управляющая организация вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
За долги можно ограничить подачу горячего водоснабжения, электроэнергии, газоснабжения или услугу водоотведения.
Об ограничении или приостановлении коммунальной услуги управляющая организация должна сообщить должнику, отправив ему письменное уведомление. Предоставление КУ может быть ограничено в течение 20 дней с момента получения собственником такого уведомления.
В то же время управляющей организации нужно помнить, что ограничение или приостановка предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (разд. 11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Технические особенности дома не всегда позволяют приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в одном помещении.
Претензионно-исковая работа
Бывает так, что информационная работа по взысканию задолженности не приносит результатов и управляющая организация вынуждена обратиться в суд. Задолженность по жилому помещению взыскивается в суде общей юрисдикции.
У управляющей организации не всегда получается выиграть дело о взыскании задолженности, так как существуют уважительные причины неоплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг:
- длительные задержки заработной платы, пенсии;
- тяжелое материальное положения собственника или нанимателя;
- болезнь собственника помещения или членов его семьи;
- наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и других недееспособных граждан.
Такие случаи рассматриваются отдельно и требуют документального подтверждения.
Если суд встанет на сторону управляющей организации, ей выдадут судебное решение или приказ. К судебному решению прилагается исполнительный лист. Как только УО получит эти документы, она может приступить к взысканию долгов.
Требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг включено в перечень требований, по которым выдаётся судебный приказ (ст. 122 ГК РФ). Воспользоваться судебным приказом можно для взыскания долга по обязательным платежам и взносам с членов ТСЖ, ЖК, ЖСК.
Взыскать в суде общей юрисдикции можно сумму, которая не превышает 500 000 рублей.
Исполнить судебное решение можно двумя способами: взыскать сумму через банк или обратиться к судебным приставам. Работать через банк проще и быстрее. Для этого нужно подать исполнительный лист в банк, где у должника открыт счёт (ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Если вы не знаете, в каком банке обслуживается должник, отнесите исполнительный лист в службу судебных приставов. Судебный пристав может направить исполнительный документ в бухгалтерию по месту работы должника или наложить арест на его имущество.
Также судебный пристав вправе наложить запрет на выезд должника заграницу, если сумма задолженности превышает 30 000 рублей. Такая мера эффективна при работе с неплательщиками, у которых есть средства на оплату жилищно-коммунальных услуг, но нет желания платить.
Источник