Бондаренко т н утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Марина Бондарева
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Не случайно утреннему сбору детей в ДОУ педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.

Основными задачами утреннего сбора являются:

1. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

2. Развитие самостоятельности, самоорганизации.

Утренний сбор для дошкольников — это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважния и доброты.

Сигналом утреннего сбора может быть колокольчик.

Этапы утреннего сбора:

1 этап: приветствие

Используются самые разнообразные формы: стихотворные, песенные приветствия; можно здороваться ладошками, плечиками, дарить разнообразные пожелания, комплименты, т. е. игры, которые создают эмоционально — положительный настрой на весь день.

2 этап: обмен информаций

Основной темой могут являться «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни.

(Пальчиковые игры, словесные, игры-цепочки, игры-фантазии и т. д. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.)

4 этап: ежедневные новости

Завершение утреннего сбора -настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное.В ходе этого этапа сообщается информация: о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменений погоды);плане деятельности на текущий день (проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня); особом событии (день рождения и т. д.).

Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувств, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Источник

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Елена Неклюдова
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Одной из форм организации образовательного процесса, где ребёнок может проявлять свою речевую активность, является общение входе утреннего сбора как важного режимного момента.

Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребёнка. Конечно, в такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребёнок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребёнок скорее предпочтёт общение с другими детьми. С учётом этого основными задачами утреннего сбора являются:

Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

Развитие самостоятельности, самоорганизации.

В ходе свободного общения дети могут высказывать и выслушивать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживания друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Утренний сбор для дошкольников – это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь.

Педагогом утренний сбор даёт возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований к педагогам – это умение руководить межличностным общением детей, решать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сопереживания по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.

Читайте также:  Способ отражения расходов лизингового платежа

*типичные (здравствуйте, доброе утро, привет, салют и т. д.);

*приветствия с действиями (с добрым утром – просто стоя лицом друг к другу; с обниманием, с похлопыванием по плечу и т. д.)

*стихотворные приветствия (Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный круг)

*приветствия от имени героев;

*приветствия с перекидыванием мяча и т. д.

Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из детей сообщил,какое доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесели их в парке. Затем педагог организует обсуждение.

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводится игра. Групповой сбор должен проводиться быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры – фантазии, игры- шутки. Хорошо использовать элементы тренинга (психогимнастику).

Варианты игр: я превращаюсь; как …; интервью; снежный ком ; Кто я (Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой – либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями. *Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла; *Я стакан воды. Меня сейчас выпьют. * Я прекрасный цветок. На меня села пчела и т. д.)

Роль ребёнка в групповом сборе.

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяет ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжать начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать. Ребёнку не запрещается включаться в групповой сбор с опозданием.

Роль воспитателя в групповом сборе.

Роль воспитателя заключается в том,чтобы:

*обеспечить комфортное и конструктивно – деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

*установить и удержать культурную рамку (культуру ведения диалога и монолога);

*стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем содержания, материалов, форм и способов действий;

*помогать ребятам выбирать и планировать работу.

Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное.В ходе этого этапа сообщает воспитанникам информацию:

* о календарных событиях (времени года, дате, изменениях погоды);

* плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);

* особом событии – дне рождения одного из воспитанников.

И ещё каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами – неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями на групповом сборе – время легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. Запретных тем не существует.Итак: * новости не регламентируются, у одного ребёнка их может быть несколько; * не подвергаются селекции (только хорошие новости); * не вытягивать насильно (Серёжа, мы ещё не слышали твоих новостей) и т. д.

В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность (общаться, эмпатия (сопереживание, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Доклад из опыта работы «Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых» Свое выступление хотелось бы начать со слов К. Д. Ушинского: «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить.

Читайте также:  Способ снятия напряжения путем попеременного сокращения расслабления мышц это

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми. Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Утренний «Круг общения» на тему «Дружба» Тема «Дружба» — средняя группаI. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Пальчиковая гимнастика «Дружные.

Утренний «Круг общения» на тему «Мир природы» Тема «Мир природы» — младшая группаI. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Пальчиковая гимнастика. «Дикие.

Утренний «Круг общения» на тему «Зимушка-зима» Тема «Зимушка — зима» — младшая группа. I. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Приветствие. -Давайте улыбнемся.

Утренний «Круг общения» в младшей группе «Весна шагает по планете» I. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Приветствие. -Здравствуйте, мальчики (мальчики отвечают) -Здравствуйте,.

Утренний «Круг общения» в средней группе. «Быть здоровыми хотим» I. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Психогимнастика «Шалтай-Болтай»Шалтай-Болтай сидел на стене,.

Утренний «Круг общения» в средней группе. «Волшебница вода» I. Позывной для сбора. Колокольчик наш звенит, Быть внимательным велит. II. Пальчиковая гимнастика «Стирка»Постираю чисто, с толком Рубашку,.

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования,.

Источник

Доклад «Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей»

МБДОУ Бакалинский детский сад «Радуга»

на тему: Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организационная образовательная деятельность, направленное на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связной речи, грамматического строя и т.д.

Особое внимание для развития речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут оставаться у дошкольников в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело -сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

В последние годы много говорят об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество здоровых сверстников в ДОУ. Именно интегрированное образование дошкольников с речевыми нарушениями представляет больше возможностей для их активного речевого общения с нормально развивающими сверстниками. Такое общение может быть одним из самых эффективных средств удовлетворения данной потребности.

В ходе организации режима пребывания детей в интегрированной группе дошкольного учреждения педагог должен использовать разнообразные методы и формы включения все детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».

На практике педагоги отмечают, что детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым дошкольникам трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личный диалог воспитателя и воспитанника, это живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленный на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка с речевыми нарушениями.

Одной из форм организации образовательного процесса с детьми интегрированной группы, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.

Читайте также:  Способы для проверки контроля качества

Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребенка. Конечно, к такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочтет общение с другими детьми. С учетом этого основными задачами утреннего сбора является:

— установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

— развитие самостоятельности, самоорганизации.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получать удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у дошкольников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога, в т.ч. интегрированной группы, — это умение руководить личностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи и сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств. Например: «Даша, ты так вчера хорошо отдежурила по столовой, ты такая трудолюбивая»; «Дима, ты очень смелый и добрый, ты защищаешь слабых»; «Настенька, у тебя сегодня такая красивая прическа».

Сигналом утреннего сбора является колокольчик. Дети усаживаются в круг, взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева, и приветствует: «Доброе утро, Лиза! Я рада, что ты сегодня с нами». Лиза, повернувшись к своему соседу

Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого является «Добрые дела». Дети рассказывают, какие интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Количество детей, которые принимают в нем участие, т.е. задают вопросы и комментируют услышанное, ограничивается. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом, по данному выступлению задается 3 вопроса, и звучит столько же комментариев.

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводится игра «скажи по-другому». Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: ваза из хрусталя, шляпа из соломы, а дети соответственно отвечают: хрустальная, соломенная и т.д. При этом из рук в руки предается мягкая игрушки, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. На этом же этапе используется другая игра – «Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок…», которая проводится аналогичным образом.

Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивать детей на активное общение между собой, как вербальное, так и не вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

— о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

— плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т.д.);

— особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словесный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на целый день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Источник

Оцените статью
Разные способы