Болезнь как способ решения семейных проблем

Болезнь как способ решения семейных проблем

СЕМЬЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ
психологические проблемы
и пути их решения

2-е издание, переработанное

Цапенко А.И., Шанаева Д.М.

Ц17 Семья и психическая болезнь: психологические проблемы и пути их решения / Под ред. В.С. Ястребова. – 2-е изд. перераб. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 64 с.
ISBN 978-5-317-02343-0

Предлагаемая читателям работа является очередным популярным пособием, издаваемым под эгидой Общественного совета по вопро-сам психического здоровья. Тема публикуемого Пособия своевремен-на и особо актуальна по двум причинам. В отечественной научно-популярной литературе вопросы психологических проблем, которые возникали в семьях психически больных, ранее практически не обсу-ждались. Кроме того, при организации лечения лиц с психическими расстройствами отечественная наука и практика исходили из приори-тета медикаментозных методов лечения с последующим вовлечением этих лиц в круг реабилитационных мероприятий. Семья пациента с ее многочисленными психологическими проблемами оставалась вне этих мероприятий. Как показывает зарубежный опыт и отечественная практика последнего времени, сегодня ситуация кардинально измени-лась. Авторы пособия в доступной форме описывают круг основных психологических проблем, которые возникают в семьях психически больных. Отличительной особенностью данной работы от аналогич-ных изданий является то, что ее авторы анализируют не только осо-бенности взаимоотношений членов семьи с их больным родственни-ком, предлагают пути решения возникающих проблем, но и дают ква-лифицированную оценку отношений родителей и детей в обычных семьях, предлагают рекомендации по нормализации этих отношений. Из сказанного следует, что пособие рассчитано не только на семьи так называемых пользователей помощи, к которым принято относить больных и их родственников, но и на многие другие семьи, в которых требуется установление гармоничных отношений между их членами. Многие положения Пособия могут быть использованы и в практиче-ской деятельности работников психиатрических служб.
УДК 616.89-08
ББК 88.4+56.14

Пособие издано при поддержке фармацевтической компании
ЭЛИ ЛИЛЛИ ВОСТОК С.А.

ISBN 978-5-317-02343-0 © А.И. Цапенко, Д.М. Шанаева, 2007
© РБОО «Семья и психическое здоровье», 2007
© А.И. Цапенко, Д.М. Шанаева, 2008, с изменениями
© РБОО «Семья и психическое здоровье», 2008,
с изменениями

ЦАПЕНКО Анна Игоревна
ШАНАЕВА Дина Муратовна

СЕМЬЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ
психологические проблемы
и пути их решения

Подготовка оригинал-макета:
Издательство «МАКС Пресс»

Издательство ООО “МАКС Пресс”
Лицензия ИД N 00510 от 01.12.99 г.
Подписано к печати 04.05.2008 г.
Формат 60х90 1/16. Усл.печ.л. 4,0. Тираж 500 экз. Заказ 224.

119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова,
2-й учебный корпус, 627 к.
Тел. 939-3890, 939-3891. Тел./Факс 939-3891.

Источник

Семья и болезнь

Автор: Цветкова Людмила Вячеславовна

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;

Семья и болезнь (психологические аспекты работы медицинских работников с пациентом и его семьей)

Разделенная радость — двойная радость,

разделенное горе — половина горя.

Психологическая обстановка и общий психологический фон является непременным условием в развитии заболеваний. Данной областью занимается психосоматика. Однако важным аспектом в развитии заболеваний является ближайшее окружение человека: его семья. Отпечаток накладывает воспитание, семейные традиции, устои, распределение ролей в семье.

Очень важным является принятые в семье способы и методы выражения чувств и эмоций. Особенно неблагоприятным фактором в развитии заболеваний является подавление эмоций.

Ниже приведены примеры, по-видимому, отрицательных чувств и их действие на организм.

Читайте также:  Чувственные способы познания окружающего мира

Серьезная болезнь одного из членов семьи оказывает влияние не только на самого больного. Она нарушает привычный ход жизни всех членов семьи, вносит ограничения (экономические, сексуальные и т.д.), требует создания особого режима для больного, перераспределения обязанностей, заставляет менять планы на будущее, испытывать чувство страха, неопределенности, беспомощности, которые охватывают больного и его близких. Чаще всего здоровье определяется не отсутствием болезней, а способностью успешно их преодолевать.

Семейная консультация и семейная терапия представляют собой самые многообещающие подходы в лечении психосоматических заболеваний. Медработник, общаясь с семьей, решает вопросы отношения к проблемам здоровья, болезни, лечения и профилактики. Медик должен помочь семье не только приспособиться к уходу за больным и его лечению, но и активно направлять и корректировать реабилитацию, как физическую, так и психологическую.

Сотрудничество с семьей медицинскому работнику необходимо всегда, даже если он не является семейным врачом или семейной медсестрой. Чем тяжелее и опаснее для жизни проявления симптомы болезни, чем сильнее нарушается жизнь семьи, тем более выражена реакция на заболевание у родственников больного.

Медработнику при общении с семьей необходимо всегда помнить, что в эмоциональной поддержке, психотерапии нуждается не только больной член семьи, но и его окружение.

Если семья находится в состоянии кризиса, то заболевшему члену семьи не всегда бывает оказана необходимая ему поддержка. Болезнь может усугублять, или, наоборот, сглаживать конфликт между супругами.

Отношение детей к болезни в значительной степени определяется отношением к ней родителей. Родителям больного ребенка бывает трудно справиться со своей болью, вызванной страхом за ребенка. В этом случае их состояние будет ухудшать и без того нарушенное состояние здоровья ребенка. Чтобы оказать ребенку необходимую поддержку, родители сами должны адаптироваться к новой ситуации в семье (особенно, если заболевание ребенка хроническое).

Замечено, что в семьях хронически больных детей имеется более высокий риск супружеских конфликтов и разводов. Группу риска в семьях больных детей при этом составляют не только сами родители, но их братья и сестры. Родители, озабоченные проблемами больного ребенка, не успевают вникнуть в проблемы здорового.

Напротив, болезнь родителей может заставить ребенка принять на себя несвойственную ему взрослую роль. При этом как это отразится на самом ребенке, зависит от его возраста и психологической зрелости.

Замечено, что в семьях, где хронической болезнью страдает хотя бы один из родителей, у детей больше эмоциональных проблем.

Особое значение имеет работа с пожилыми людьми, которые гораздо чаще болеют и нуждаются в большей заботе. При этом надо донести до близких информацию о состоянии пожилого пациента и возможном течении болезни и быть снисходительными к капризам пациента, учитывая его возраст.

Та же проблема стоит в тех семьях, где находятся пожилые люди, которые считают, что они прожили очень большую жизнь. Особенно много проблем возникает, если речь идет о тех заболеваниях, которыми пациент болеет давно (в случае, если пожилой человек болеет сам), или уже переболел раньше (если болеет кто-то другой). Такие люди могут вносить свои предложения и коррективы, считая их более важными и безвредными. Иногда даже вмешиваются в процесс лечения, что может привести к нежелательным последствиям. В таких случаях медработнику необходимо запастись терпением и временем, для того, чтобы объяснить и убедить пожилого пациента в том, что квалифицированная помощь более функциональна при данной болезни. Возможно объяснение пациенту, что отступление от рекомендуемого профессионалом лечения может привести к непредсказуемым последствиям.

Читайте также:  Способы защиты прав человека реферат

Медработник должен помочь членам семьи не закрывать глаза на болезнь, а объяснить роль каждого в сложившейся ситуации, ответить на все интересующие вопросы. Необходимо убедить семью быть более терпимым к больному.

Обеспечение помощи семье, где есть больной человек, необходимо начинать именно с установления доверительных отношений и эмпатии, то есть оказывать эмоциональную поддержку.

Эмоциональная поддержка для пациента — это принятие его родственниками, сослуживцами, медицинским персоналом, пациентами, признание его личностной, человеческой ценности и значимости не зависимо от того, какими качествами он обладает, болен он, или здоров; пациент принимается таким, каков он есть, несмотря на то, что он может отличаться от других.

Так же необходимо помочь пациенту и его близким поверить в положительный исход. Ведь из веры возникает реальность.

Полезно заставить членов семьи задуматься над тем, как влияет болезнь на каждого из близких; как говорить друг с другом о болезни; каким образом придется изменить свою жизнь; как сложиться жизнь, когда больному станет лучше и какой помощи ждет семья от медработника.

В работе с семьей нужно учитывать влияние больного члена семьи на всю семью, а также меру воздействия семейного окружения на больного. При заболевании одного члена семьи, медработник, работающий с этой семьей, обязан следить за состоянием здоровья и жизнедеятельностью всей семьи. Он наблюдает, как семья влияет на проявления заболевания. Это один из главных принципов семейной медицины: заболевание рассматривается не само по себе, а в связи с функцией всей семьи.

Необходимо всегда интересоваться отношением к больному других членов семьи, близкими родственниками больного, их занятиями, работой, учебой, даже при их отсутствии во время визита. По тому, как пациент описывает свое состояние, нужно оценивать отношение других членов семьи к его болезни, определять, собираются ли они помочь больному и что они думают о причинах болезни.

Больной человек, оставаясь наедине со своими проблемами, чувствует себя совершенно отъединенным. Надо дать понять пациенту, что он не одинок в своем горе. Необходимо дать совет близким, как можно больше уделять больному внимания и заботы. Помочь больному психологически преодолеть свой недуг можно также, предложив ему увлекательное занятие.

Семья — служит основным, а иногда и единственным источником социальной поддержки пациента.

Выделяют 3 группы критериев социальной поддержки:

Чувства (ощущение любви, уважения)

Подтверждение (ободрение того, как справляется со своей ситуацией пациент)

Помощь (деньгами, информацией, советом, временем)

Также выявлена зависимость соблюдения пациентами медицинских рекомендаций от их семейных обстоятельств. Поэтому пациенты, имеющие семью, лучше соблюдают режим, вовремя принимают лекарства.

Говоря о негативных влияниях семьи, можно отметить то, что иногда в семье выгодно как можно дольше оставлять пациента в роли «больного». Семья как бы «корректирует» лечение. То есть в такой ситуации семья действует в своих интересах, а не в интересах больного.

Таким образом, для решения представленных проблем, необходимо наладить адекватное и грамотно построенное взаимодействие медицинских служб с пациентом и его семьей:

Совместная госпитализация (чаще применяется для мам с детьми; родоразрешение в присутствии мужа)

Обучение семьи, организация групп поддержки (для членов семьи, других семей, имеющих схожие проблемы)

Читайте также:  Калькулятор расчета амортизации основных средств линейным способом по годам

Включение в штат ЛПУ специалиста по работе с семьями пациентов

Создание так называемых «переходных зон» — специальных отделений, где пациент перед выпиской мог бы провести некоторое время с одним из членов семьи, который обучается особенностям ухода за своим больным родственником, и пройти курс реабилитации.

Для достижения всех обозначенных целей, медработник должен уметь контролировать и правильно выражать свои собственные эмоции и не конфликтовать с пациентом и его семьей даже в тех случаях, когда заведомо правильная информация или предложение исходит именно от медика. Поэтому важным аспектом успешной деятельности является регулярное посещение занятий, тренингов и консультаций психолога самим медработником.

Источник

Болезнь как проявление дезадаптации в семейной системе

Дата публикации: 09 октября 2019 .

Любая семья как система выполняет две основные функции: развитие индивидуальности (для адаптации во внешнем мире) и развитие чувства принадлежности (внутренняя надежность, стабильность). Если же в семье принято жить по строгим и ригидными правилам, из-за чего становиться невозможно получить поддержку развития своей индивидуальности и нет чувства принадлежности, то такая семейная система называется дисфункциональной.

Модель взаимодействия в дисфункциональной семье, при которой начинает кто-либо болеть:

  • Члены семьи игнорируют проблемына системном уровне, отказываясь разделять ответственность;
  • Закрытые внешние рамки семьи ограничивают общение с другими системами. Нет ресурса из вне для решения проблемы. Из-за этого блокирован рост семьи;
  • Диффузные границы между подсистемами (например, дети и родители), которые стимулируют процесс хронической беспомощности

В такой семье происходит следующее:

  • страдает развитие или индивидуальности, или чувства принадлежности или того и другого;
  • у самого слабого члена семьи происходит идентификация с болезнью. Симптом возникает как застывшие семейные установки и является коммуникативной функцией;
  • Если симптом убрать, то семейная система расшатается. И семейная система будет стремится вернуться в стабильное состояние (хоть и болезненное)!

В дисфункциональной семье болезнь часто имеют символическое значение и используется для решения проблем внутри семьи. Это происходит из-за того, что член семьи не нашел иного способа решения проблемы и сознательно или бессознательно использует болезнь. Поэтому очень важно анализировать проявления болезни – симптомы.

Функции симптомов в дисфункциональной семейной системе:

  1. Коммуникативная между членами системы;
  2. Болезнь, как метафора происходящего процесса в семье;
  3. Функция замещения — вместо того, чтобы заниматься жизнью, человек занимается лечением себя;
  4. Функция отсрочки или избегания — панические атаки, запои, ОРЗ и пр. перед важными событиями;
  5. Функция вытеснения. Например, в случае насилия, травмы происходит часто потеря памяти и разрядка;
  6. Функция манипуляции — регуляция поведения близких;
  7. Функция самонаказания из чувства вины;
  8. Охранительная. Например, заболеть, чтобы меньше работать;
  9. Позволительная функция. У тех, кто воспитан в духе самоотдачи и самопожертвования. Болезнь как способ позаботиться о себе.

N.B. В каждом отдельном случае у симптома может быть одна или несколько функций.

Отдельно стоит отметить, что у болезни может быть первичная и вторичная выгода. Первичная выгода болезни состоит в разрядке напряжения от конфликтной ситуации. Пациент использует свое тело, чтобы уменьшить психическое напряжение. Вторичная выгода симптома имеет социальную направленность. Например, способ избежать обязательств, решения тяжелых жизненных ситуаций, не работать, получить внимание и пр. Если поддерживать вторичную выгоду, то болезнь может затянуться или усугубиться.

Ерёма Андрей Владимирович, врач – психотерапевт

Источник

Оцените статью
Разные способы