- Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ: стоимостные и нестоимостные
- Виды критериев оценки заявок по 44-ФЗ
- Стоимостные критерии оценки
- Нестоимостные критерии оценки
- Пример оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)
- С изменениями и дополнениями от:
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ: стоимостные и нестоимостные
В открытом конкурсе госзаказчики выбирают подрядчиков не только по самой низкой цене, но и по его квалификации и опыту. Побеждает тот участник, который заявил лучшие условия выполнения договора. В статье расскажем, по каким критериям оценивают участников конкурса в 2021 году.
Виды критериев оценки заявок по 44-ФЗ
Параметры, по которым оценивают заявки, делят на два вида:
- стоимостные:
- цена;
- расходы на амортизацию, ремонт;
- стоимость жизненного цикла объекта;
- расходы госзаказчика по энергосервисному контракту.
- нестоимостные:
- качественные, функциональные и экологические параметры предмета конкурса;
- квалификация участников — наличие у них техники, опыта работы, деловой репутации, сотрудников.
Госкомпания сама выбирает минимум два критерия, по которым даст оценку заявкам, и пишет об этом в документах тендера. Обязательный параметр — цена госконтракта.
Каждому показателю назначают свою значимость, которую устанавливает заказчик с учетом предельных значений из постановления № 1085. Распределение значимости зависит от объекта торгов. Например, вес стоимостных и нестоимостных параметров соответственно распределяется так:
- 30/70 — в конкурсах на создание и обслуживание информационных систем,
- 70/30 — если объект закупки — поставка товаров,
- 60/40 — работы по строительству и капремонту.
Общая сумма значимости — 100 %.
Заявки поставщиков оценивают по каждому критерию. Побеждает тот, который набрал больше баллов. Если заявки наберут одинаковое количество баллов, то выиграет та, которая поступила раньше.
Стоимостные критерии оценки
Как рассчитывают?
В постановлении № 1085 отражены формулы, по которым заказчики оценивают подрядчиков. Баллы считают по формуле:
минимальное предложение цены / цена, предложенная участником ྾ 100
Итоговая оценка зависит от предложений других поставщиков. Если вы предложите самую низкую цену, то за этот критерий вам начислят максимальные 100 баллов.
Например, на конкурс поступило две заявки:
Заявка 1 с ценой 100 000 рублей,
Заявка 2 с ценой 120 000 рублей.
Заявка 1 = 100 000 / 100 000 ྾ 100 = 100.
Заявка 2 = 100 000 / 120 000 ྾ 100 = 83,33.
Количество баллов умножают на коэффициент значимости стоимостного критерия, который госкомпания указала в документах конкурса. Если установлен коэффициент 70 %, то итоговый рейтинг заявок по «цене контракта» будет такой:
Заявка 1: 100 ྾ 0,7 = 70.
Заявка 2: 83,33 ྾ 0,7 = 58,33.
Нестоимостные критерии оценки
Заказчик формулирует в документации условия, по которым будет оценивать заявки по нестоимостным критериям. Он может выбрать один или несколько и назначить каждому свою значимость. Общий вес показателей внутри нестоимостных критериев — 100 %.
Например, госзаказчик разделил квалификацию участников на три показателя и назначил им вес в процентах:
- опыт — число контрактов по аналогичному предмету торгов и со схожей ценой — 40 %,
- наличие материальных ресурсов — количество оборудования или транспорта с конкретными характеристиками — 30 %,
- деловая репутация — наличие грамот, дипломов, благодарностей от других заказчиков и контрагентов — 30 %.
Здесь наибольший вес имеет опыт.
Все показатели имеют числовое выражение. Например, заказчик может установить такие условия оценки по показателю «наличие материальных ресурсов»:
- техническое средства в собственности или аренде отсутствует — ставят ноль,
- три и больше единицы технического средства в собственности или аренде — ставят 100.
Либо он может начислить больше баллов тому поставщику, кто владеет большим количеством техники. Тогда считают по формуле из постановления № 1085, о которой мы расскажем ниже.
Поставщики подтверждают документами свое соответствие — прикладывают сканы писем, благодарностей, трудовых договоров, паспортов на технические средства и другие.
Заказчик поставит ноль по показателю, если вы не приложите требуемый документ или если копия будет плохого качества.
В строительных закупках заявки можно оценивать только по одному нестоимостному параметру — квалификация участников закупки, и только по показателю опыта работ. Нельзя оценивать по наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, деловой репутации и по качественным характеристикам.
Как рассчитывают?
- Если для заказчика лучшее условие — это наименьшее значение показателя, то баллы за этот показатель начислят по формуле:
минимальное предложение / предложение участника ྾ 100
Например, в конкурсе на оказание услуг ОСАГО госзаказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики» установил показатель: срок выплаты по страховому случаю. Чем меньше дней, за которые страховая компания выплатит страховую премию, тем выгоднее предложение для заказчика.
Пример. Компания 1 написала, что выплатит страховую премию в течение 10 дней, а компания 2 — за 30 дней.
Заявка 1 = 10 / 10 ྾ 100 = 100 бал.
Заявка 2 = 10 / 30 ྾ 100 = 33,33 бал.
- Если лучшим условием является наибольшее значение показателя, то оценку рассчитываются по формуле:
предложение участника / максимальное предложение ྾ 100
Например, по критерию «деловая репутация» заказчик поставит больше значение тому подрядчику, который предоставит больше благодарственных писем и дипломов за свою работу.
Иногда устанавливают предельное значение показателя. Например, заказчику достаточно 10 благодарственных писем. Поставщики, которые предоставят 10, 15 и 20 писем получат одинаковую максимальную оценку по этому показателю.
- Госзаказчик может установить шкалу оценки. Он прописывает подробно, сколько баллов начислит за определенное число показателей. Тогда формулы уже не применяются.
Например, в документах конкурса установили такую шкалу, которая отражает опыт регулярных перевозок у поставщика:
- до 1 года — 5 бал;
- свыше 1 года и до 3 лет — 8 бал;
- свыше 3 и до 5 лет — 15 бал;
- свыше 5 и до 7 лет — 20 бал;
- свыше 7 лет — 25 бал.
Участников с опытом перевозок 7 и 10 лет оценят одинаково по этому показателю.
Пример оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ
Рассмотрим пример оценки конкурса, в котором заказчик выбрал три критерия оценки:
Критерии оценки заявок | Значимость |
---|---|
Стоимостные | |
1. Цена контракта | 60 % |
Нестоимостные | |
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок | 20 % |
Показатели критерия оценки заявок | |
2.1. Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки | 80 % |
3. Квалификация участников закупки | 20 % |
2.2. Качество услуг, выраженное в наличии форм документов, используемых для целей оказания услуг, составляющих объект закупки | 20 % |
Показатели критерия оценки заявок | |
3.1. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами | 100 % |
После расчета каждого показателя значение умножают на соответствующий коэффициент значимости. Общую сумму баллов складывают из значений по каждому критерию.
Пять заявок соответствовали требованиям закупки. Подробные расчеты при оценке заявок можно посмотреть в протоколе. Итог получился таким:
Участник | Цена в рублях | Баллы за цену | Качество услуг (максимум 20) | Квалификация (максимум 20) | Итоговый балл |
---|---|---|---|---|---|
Тех-клининг | 599 380 | 32,03 | 20 | 20 | 72,03 |
Микулич К.Л. | 348 888 | 55,03 | 0 | 0 | 55,03 |
Микулич К.Л. | 348 888 | 55,03 | 0 | 0 | 55,03 |
Компания Векот | 537 457 | 35,72 | 0 | 0 | 35,72 |
СК Усадьба | 320 000 | 60 | 0 | 0 | 60 |
СКМ-Волга | 446 000 | 43,05 | 3,2 | 0,88 | 47,13 |
Здесь наибольший вес был у критерия цены, но победил поставщик, который набрал максимальное значение по нестоимостным показателям.
Перед участием в конкурсах примерно рассчитываете, какую цену вы можете предложить, исходя из других критериев оценки. Если в них вы сильны, то можете победить даже не с самой низкой ценой контракта. Рассчитать все баллы заранее и вычислить цену не получится, потому что расчет зависит от того, что предложат другие поставщики в своих заявках.
Специалисты ИС-Закупок помогут разобраться в критериях оценки и составить заявку на участие в конкурсе.
Если вы не предоставите документы или не выполните условия, которые требует госкомпания для оценки заявок, то вашу заявку не отклонят. Вы получите оценку только по стоимостному параметру, но останетесь полноправным участником конкурса.
Источник
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085
«Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
С изменениями и дополнениями от:
17 марта, 20 октября, 14 ноября 2016 г., 25 января, 28 февраля, 21 марта, 27 июля 2019 г., 20 марта, 25 июня 2020 г.
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст. 4477);
пункт 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1045 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7104);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 265 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1659).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
28 ноября 2013 г.
Правила
оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085)
С изменениями и дополнениями от:
20 октября, 14 ноября 2016 г., 25 января, 28 февраля, 21 марта, 27 июля 2019 г., 20 марта, 25 июня 2020 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее — заявка, предложение).
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 6 февраля 2019 г. — Постановление Правительства России от 25 января 2019 г. N 41
2. Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В настоящих Правилах применяются следующие термины:
«оценка» — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
«значимость критерия оценки» — вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
«коэффициент значимости критерия оценки» — вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;
«рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки» — оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
4. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 7 августа 2019 г. — Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973
Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее — стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 9 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 25 июня 2020 г. N 921
Изменения применяются в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 июля 2020 г.
5. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт жизненного цикла, для оценки заявок (предложений) заказчик вправе в документации о закупке устанавливать вместо стоимостных критериев критерий оценки «стоимость жизненного цикла».
6. Использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.
7. Оценка в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ — по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 7 августа 2019 г. — Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973
Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.
8. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, — критерий оценки «стоимость жизненного цикла».
Информация об изменениях:
Пункт 9 изменен с 7 августа 2019 г. — Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973
Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.
9. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги».
10. В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Информация об изменениях:
Пункт 11 изменен с 9 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 25 июня 2020 г. N 921
Изменения применяются в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 июля 2020 г.
11. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки — 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки — 60 процентов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16 1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», показателей такого критерия, указанных в пункте 27.2 настоящих Правил.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте «б» пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
12. Утратил силу с 6 февраля 2019 г. — Постановление Правительства России от 25 января 2019 г. N 41
Источник