Блогинг как форма коммуникации
В статье рассматривается новое явление сети Интернет – блогинг, активно развивающийся в последние десятилетия. Автор сделал попытку очертить границы блогинга как формы коммуникации, описать характерные черты и характеристики блогосферы.
Ключевые слова: блогинг, блогосфера, коммуникация.
Современный человек – это, в первую очередь, активная личность, находящаяся в постоянном поиске новой информации. Конец ХХ и начало ХХI веков подарили человечеству практически безграничный доступ к информации. Появление и активное внедрение в общественную и личную жизнь Всемирной паутины раскрыло новые горизонты в различных сферах деятельности, в том числе и в медиасфере. На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных изучению феномена сети Интернет, влияние его на общество, коммуникацию и многое другое (Акулич М.М., Анисимова И.В., Астафьев В.А., Кочетов А.Н и др.). Однако прогресс не стоит на месте, и мы не так давно стали свидетелями активного развития в Интернете новой формы коммуникации – блогинга.
Термин «блог» происходит от английского слова «weblog». Автор книги «Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай» Е. Литвин дает подробное описание истории происхождения термина от английского слова weblog (logging the web – «записывать события в сети»), которое в результате шуточного разделения термина П. Мерхольцем превратилось в we blog, а далее было сокращено создателем Twitter Э. Уильямсом до blog, blogger и blogging [Литвин 2012]. С 2003 года все три термина официально внесены в «Оксфордский словарь английского языка».
Таким образом, мы видим, как новое явление вносит изменения в лексический состав не только разговорного, но и литературного языка. Можно сказать, что спустя два десятилетия появилась новая форма коммуникации – блогинг. Этот вид общения объединяет в себе визуализацию, письмо, устную речь, аудиосопровождение и ряд других признаков традиционных форм коммуникации.
В пределах блогосферы (от англ. blogosphere – совокупность всех блогов как сообщества или социальной сети) мы можем наблюдать образование совершенно нового способа коммуникации, со своей субкультурой, культурой цитирования, культурой ссылок, со своим кодексом этикета.
Цитация в блогах осуществляется разными способами от простого копирования нужного текста (Рис. 1) до написания специальных тегов. Текст может быть оформлен различными шрифтами, цветами, кеглями и т.п. (Рис. 2).
Ссылки в блогах (в отличие от печатных изданий) обладают уникальной возможностью не только ссылаться на автора какого-либо издания, книги, словаря и т.п., но и при необходимости перейти к первоисточнику при помощи одного клика (гиперссылки). Так же как и цитаты, ссылки могут быть оформлены в различных стилях и форматах.
Блогосфера способствовала переходу людей от пассивного способа восприятия и потребления информации к интерактивному. Сегодня любой пользователь сети Интернет может не только прочитать новость, но и выразить свое мнение по этому поводу в комментариях или же стать автором собственного информационного продукта. Такая свобода действий несет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, блогинг – общедоступный, оперативный способ коммуникации, с другой – субъективизированый и практически нерегулируемый.
Коммуникация в блогах имеет свои особенности: передача информации происходит горизонтально (от пользователя к пользователю), направленность и частотность поступления информационных потоков регулирует сам пользователь, цензура чаще всего отсутствует. Таким образом, общение на просторах веб-страниц довольно демократично, и, чтобы оно не стало анархичным, уже сейчас маститые блогеры разрабатывают и вводят так называемый «Кодекс блогера» или сетевой этикет, предлагающие правила поведения в блогообщении.
В мае 2014 года в России была сделана попытка на законодательном уровне урегулировать блогинг. Были внесены изменения в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [Российская газета 2014], известный в народе как «Закон о блогерах», который содержал ряд требований и ограничений, предъявляемых блогерам, имеющим аудиторию более 3000 пользователей в сутки. Однако данный документ фактически прекратил свое действие летом 2017 года. На сегодняшний день нет единой точки зрения по поводу того, нужны ли какие-либо ограничения на просторах Интернета или нет, поэтому каждый блогер пользуется в первую очередь собственным «внутренним моральным кодексом».
Блогинг как новая сфера общения имеет свой специфический лексический состав. Так, в нашу речь порядка десяти лет назад вошли неологизмы – аватар, блог, пост, вирус, соцсеть и т.п. Сейчас данные термины перешли в активный лексический словарь людей, так или иначе соприкасающихся с мировой паутиной. Чаще всего лексемы имеют английские корни и активно пополняют ряды англицизмов в русском языке, что беспокоит лингвистов.
Исследование неологизмов блогосферы учеными-лингвистами началось не так давно, однако уже имеется ряд исследований, показывающих частотность употребления несловарных слов в социальных сетях. Так, Н. Муравьев, А. Панченко и С. Объедков в статье «Неологизмы в социальной сети Фейсбук» анализируют несловарные слова, употребляемые в данной сети русскоязычными пользователями с открытыми интерфейсами. Согласно исследованиям, большинство заимствований являются англицизмами или носят смешанный характер, гораздо реже встречаются неологизмы исконного происхождения, это слова типа госуслуга, ржач, вкусняшка и др.
Словарный запас современного общества в значительной степени пополняется лексемами интернет-дискурса, в том числе и блоголексики. В нашей речи все чаще появляются термины, используемые, а порой и созданные самими блогерами:
· хост – посетитель, которого впервые зафиксировал сервис статистики за определенный период времени;
· стоп-слова – предлоги, союзы, местоимения и т. п.;
· серп – результаты поиска;
· индекс – база данных поисковиков;
· бурженет – зарубежный интернет;
· апдейт – изменение позиций сайтов в выдаче поисковиков по определенным запросам;
· постинг – процесс написания и публикации статей на блоге;
· сплог – блог, полностью состоящий из чужого (взятого без разрешения) контента;
· сабж – тема разговора.
Блогосфера является новой, еще недостаточно сформированной и исследованной, однако активно развивающейся и продуктивной формой коммуникации. За последние несколько десятилетий блоггинг стал неотъемлемой частью жизни большинства людей. Мы не мыслим себя отдельно от информационных технологий, от общения в сети Интернет. Наш словарный запас активно пополняется блоголексикой. И от того, как дальше будет развиваться культура общения в данной форме коммуникации, зависит развитие культуры молодежи и развитие языка в целом.
Литвин Е.Н. Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай [Электронный ресурс] / Е.Н. Шпринц. – Питер, 2012. – Режим доступа: https://it.wikireading.ru/14547
Муравьев Н.А. Неологизмы в социальной сети Фейсбук [Электронный ресурс] / Н.А. Муравьев, А.И. Панченко, С.А. Объедков. – 2014. – Режим доступа: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2014/materials/pdf/muravyevna.pdf
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] / Российская газета. – Федеральный выпуск № 6373 (101). – 2014. – Режим доступа : https://rg.ru/2014/05/07/informtech-dok.html
BLOGGING AS A FORM OF COMMUNICATION
The article discusses a new phenomenon of Internet blogging, actively developing in recent decades. The author made an attempt to outline the boundaries of blogging as a form of communication, to describe the characteristics and characteristics of the blogosphere.
Keywords: blogging, blogosphere, communication.
Об авторе
Каторгина Дарья Юрьевна – ассистент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (г. Луганск)
Источник
Блог как форма межличностной коммуникации
Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения
Дата публикации: 20.03.2015
Статья просмотрена: 892 раза
Библиографическое описание:
Чивилёв, А. А. Блог как форма межличностной коммуникации / А. А. Чивилёв. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7634/ (дата обращения: 19.11.2021).
Создание и функционирование всемирной информационной сети Интернет является новейшей коммуникационной революцией, чья значимость сравнима с изобретением письменности, книгопечатания и цифровых СМИ. Сегодня можно утверждать, что Интернет является самостоятельной, саморазвивающейся системой, внутри которой возникают различные формы коммуникации. Одной из таких форм является блог. В зависимости от целей создания блогов и их структурных характеристик выделяют: фильтры, личные дневники, записные книги и к-блоги (knowledge-blogs) [3]. Кроме того, сейчас активно создаются видеоблоги, фотоблоги, литературные блоги и т. д. Объединяет их то, что каждый блог может являться площадкой для общественных дискуссий. Темы блогов и их внешнее оформление почти неограниченны; не существует стандартов и в написании комментариев. Совокупность всех блогов как социальной сети или сообщества была названа блогосферой, по аналогии «ноосферой» и др. подобным сферам.
Примечательно, что блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и тем самым создают свою субкультуру. Кроме того, блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в научных и не научных исследованиях, рассматривающих современные глобальные социальные тенденции.
За счет стремительного и неконтролируемого распространения информации по блогосфере, ускоряется и реакция общественного мнения по различным вопросам. Каждый блогер является источником информации. В результате этого информации становится больше, а сама информация становится субъективнее и, вероятно, интереснее. Однако это обуславливает и падение качества информации, т. к. привлечь блогера к ответственности за недостоверную информацию весьма затруднительно. Однако, несмотря на кажущийся хаос, блогосфера несет в себе целостность и актуальность, четко реагируя на происходящие в мире события; в ней существует иерархическая структура, определяющая избранные блоги, которые в свою очередь, являются центрами влияния и цитирования.
Отметим, что существуют два противоположных мнения касающихся роли блогов в современных социокультурных процессах:
1. Ведение и обсуждение блогов снимают социальную напряженность, т. к. это позволяет человеку самореализоваться наиболее безобидным образом.
2. Блоги способствую радикализации социальных процессов, т. к. доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи стремительно распространяются по блогосфере. Невозможность контролировать информацию вредит установленным политическим режимам (подтверждением является волна демонстраций и путчей названных «Арабская весна», характеризующихся активным использованием социальных медиа, таких как Twitter, Facebook, LiveJournal).
Само по себе появление блогосферы породило новую форму коммуникации, неизвестную ранее. Она характеризуется тем, что в ней межличностная коммуникация (МЛК) и внутриличнастная коммуникация претерпевают структурную трансформацию, меняя свой характер и как бы сливаясь воедино.
Как известно, сама концепция блогов, произошла из традиции дневниковых записей, и ведущие блог-платформы позиционируют свои сервисы как личное пространство для рефлексии и самовыражения. Примечательно, что статус дневниковых онлайн записей в большинстве случаев это публикации с открытым доступом. Таким образом, в блогах исчезает грань между интимным и публичным, и в результате каждый монолог обращен к потенциальному слушателю. Данный двоякий статус онлайн сообщений сочетается с возможностью непосредственного диалога читателя и автора, который полностью исключен в случае традиционных бумажных записей.
Исчезновение ранее неудалимой грани между сферами приватного и публичного, которое несут в себе сетевые технологии создает специфические проблемы. Так, одной из самых острых является вопрос о свободе распространения информации. Данную проблему ярко демонстрируют скандалы, связанные с обнародованием информации общественными активистами, вроде Д. Ассанжа и Э. Сноудена, секретных документов спецслужб, демонстрирующие размывание сферы интимного и приватного. Тут мы видим столкновение между собой монологической и диалогической коммуникативных стратегий. Монологическая выражается в аподиктической некритичности, а диалогическая предусматривает возможность публичного обсуждения в качестве необходимого условия любого политического решения [2].
Отметим, что самые громкие разоблачения выше упомянутых общественных деятелей касаются всё той же линии демаркации. Спецслужбы, как правило, обвиняются именно в нарушении тайны личной переписки. Получается, что общество, отстаивая своё право на замкнутость сферы приватного, пытается ограничить приватность методов государственной власти.
Особый контраст этому феномену придают этические требования соблюдения права на личное пространство в сочетании с расцветом сетевого эксгибиционизма, в рамках которого люди делают общественным достоянием свои самые интимные моменты жизни, целиком растворяя собственный монолог в публичном пространстве.
Далее, мы можем отметить, что исходное противопоставление концепций замкнутости и открытости развертывается в рамках внутренней диалектики самой системы. Представители спецслужб и правозащитных организаций являются лишь выразителями того коммуникативного движения, которое существует помимо них и живет собственной логикой. Поэтому, вопрос о моральной оценке какого-либо события относится к определенной универсальной морали, но только к той моральной системе, которая формируется в рамках системы коммуникации. Другими словами, мы не можем давать окончательного общезначимого и универсального заключения, но можем выбирать варианты оценки, предложенные самой системой. В результате, наш свободный выбор предопределяется смыслами, содержанием коммуникативной системой, которая в свою очередь, неопределенна в своём генезисе.
Таким образом, Интернет представляет собой социокультурный феномен, который Луман назвал аутопоэзисом самой коммуникации [4]. Значимость интерсубъективного взаимодействия здесь не имеет силы т. к. задействуются безличностные механизмы. При этом мы не можем воспринимать «механистичность» в смысле тотальной детерминированности. В основе процесса лежит момент контингентности, и коммуникация реализуется подобно ризоме, если выражаться языком Делеза [1].
Итак, обобщим выше изложенное. Блогосфера представляет собой разветвленное сетевое мегасообщество, в котором отражаются интересы, предпочтения, настроения самых различных групп людей. В результате, блогосфера сама становится не только СМИ, но и источником информации для традиционных СМИ: высокая интерактивность блогов дает возможность следить за изменением общественного мнения, понять какие суждения доминируют, отбирать значимые для общества события и выводить их в массы.
В блогосфере пассивный интернет-пользователь становится активно коммуницирующим человеком; коммуникация становится не только средством передачи информации, самовыражения, самопрезентации, но и особым действием. Сегодня блогосферу определяют как «самый прямой» коммуникационный канал, с особым принципом подачи информации — обращенностью «к своим»: членам субкультуры блогеров в целом, либо отдельно взятым читателям/подписчикам [5]. Коммуникационная особенность заключается в совмещении автокоммуникации и диалогичности МЛК (например, обращение к себе, к другому и себе как другому).
1. Грицанов А. А., Румянцева Т. Г., Можейко М. А.. История Философии: Энциклопедия. / А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. — Минск: Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
2. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. СПб., 2006. — 195 с.
3. Хитров А. В. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2007. — Т. 10 (Спецвыпуск). — С. 66–76.
4. Blood, Rebecca. Weblogs: A History and Perspective [Электронный ресурс] / Rebecca Blood. Дата доступа: 01.03.2015. URL: http://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html
5. Lubman N. Okologische Kommunikation: kann die moderne Gesell-schaft sich auf okologische Gefahrdungen einstellen? Opladen, 1986. S.266–269.
Источник