Близок тургеневу по способу изображения личности героя

Содержание
  1. Близок тургеневу по способу изображения личности героя
  2. В чём особенность психологизма Тургенева и кто их русских классиков близок ему по способу изображения личности героя? (ЕГЭ по литературе)
  3. Развернутый ответ по теме: В чём особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
  4. Развернутые ответы на вопросы
  5. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (798)
  6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (911)
  7. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (628)
  8. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (794)
  9. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (753)
  10. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (654)
  11. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (842)
  12. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (645)
  13. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (583)
  14. Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (644)

Близок тургеневу по способу изображения личности героя

В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда. (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий. и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».

День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?

Роман Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 60-е годы XIX века. Роман является знаковым для своего времени, образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

A) Евгений Базаров

Б) Павел Петрович

B) Николай Петрович

1) мягкость, поэтичность,

2) гордость, вспыльчивость

3) неуверенность, тщеславие

4) «самоломанность», цинизм

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНАЖИ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А—4: Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.

Б—2: Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…». В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П.К. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. П.К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П.К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. Все это, по убеждению П.К., должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.К. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П.К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа П.К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.

В—1: Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.

Источник

В чём особенность психологизма Тургенева и кто их русских классиков близок ему по способу изображения личности героя? (ЕГЭ по литературе)

В середине XIX века люди очень интересовались внутренней жизнью человека, тайнами его души. Поэтому в центре внимания писателей того периода находился человек и его богатый внутренний мир.

Главная особенность изображения мира героев русской литературы психологизм, то есть способность показать, как изменяется душа героя. В центре разных произведений мы видим «лишних людей»: Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина.

У каждого писателя были свои излюбленные методы и приёмы: у Толстого такой приём изображения назывался «диалектика души», у Тургенева внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой раскрывается во внутренней борьбе между разумом, теорией и чувствами.

Что касается И. С. Тургенева, то, например, в романе «Отцы и дети» в описании первой встречи Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова очень интересным примером будет портретная характеристика героев, которая буквально пронизана психологизм. Мы видим красную, обветренную руку Базарова, чело- века, который много работает на воздухе, невнимателен к своей внешности, «балахон» его тоже говорит о непокорности, нежелании следовать канонам, традициям.

и Павел Петрович, который протягивает свою ухоженную руку, одетый в изящный костюм, очень контрастирует с Базаровым, сразу же направляя мысли читателя к тому, что, вероятно, эти два героя и составят внутренний и внешний стержень конфликта в романе, так как в их внешнем и внутреннем облике уже скрыты противоречия. Таким образом, психологическая характеристика героев помогает И. С. Тургеневу лучше не просто характеризовать своих героев, но и направлять читателей в русло своих мыслей и убеждений, которые он хотел высказать в романе.

Одними из первых, кто стал характеризовать своего героя, используя именно психологизм, по праву можно назвать М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина. Писатели в своих произведениях («Герой нашего времени» и «Повести Белкина») стараются раскрыть внутренний мир своих героев именно с этой стороны. Далее эти

традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объектом исследования. В своих произведениях авторы стараются подчинить идее «психологического раскрытия» и портретную характеристику, и пейзаж. Особенность изображения мира героев русской литературы

XIX века в том, что, составляя психологический портрет героя, обращая внимание на детали, обстановку и пейзаж, писатели помогают читателю лучше и полнее понять не только героя, но и свою душу и мысли.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Развернутый ответ по теме: В чём особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

В середине XIX века люди очень интересовались внутренней жизни человека, тайнами его души. Поэтому в центре внимания писателей того периода находился человек и его богатый внут­ренний мир.

Главная особенность изображения мира героев русской лите­ратуры — психологизм, то есть способность показать то, как из­меняется душа героя. В центре разных произведений мы видим «лишних людей»: Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина.

У каждого писателя были свои излюбленные метода и приё­мы: у Толстого такой приём изображения назывался «диалекти­ка души», у Тургенева — внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой раскрывается во внутренней борьбе между разумом, теорией и чувствами.

Что касается И.С. Тургенева, то, например, в романе «Отцы и дети» в описании первой встречи Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова очень интересным примером является порт­ретная характеристика героев, в которая буквально пронизана пси­хологизмом. Мы видим красную, обветренную руку Базарова, чело­века, который много работает на воздухе, не внимателен к своей внешности, «балахон» его тоже говорит о непокорности, нежела­нии следовать канонам, традициям, свобода во всех проявлениях и нигилизм во всем. И Павел Петрович, который протягивает свою ухоженную руку, одетый в изящный костюм, очень контрастирует с Базаровым, сразу же направляя мысли читателя на то, что, ве­роятно, эти два героя и составят внутренний и внешний стержень конфликта в романе, так как в их внешнем и внутреннем обли­ке уже скрыты противоречия. Таким образом, психологическая характеристика героев помогает И.С. Тургеневу лучше не просто характеризовать своих героев, но и направлять читателей в русло своих мыслей и убеждений, которые он хотел высказать в романе.

Одними из первых, кто стал характеризовать своего героя, ис­пользуя именно приёмы психологизма, по праву можно назвать М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, которые в своих произведе­ниях («Герой нашего времени» и «Повести Белкина») стараются раскрыть внутренний мир своих героев именно с этой стороны. Далее эти традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объектом исследования. В своих про­изведениях авторы стараются подчинить идее «психологического раскрытия» и портретную характеристику, и пейзаж.

Особенность изображения мира героев русской литературы XIX века в том, что, составляя именно психологический портрет героя, обращая внимание на обстановку и пейзаж, они помогают тем самым читателю лучше и полнее понять не только героя про­изведения, но и самого писателя, который вкладывает свои душу и мысли в свои произведения.

Развернутые ответы на вопросы

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (798)

Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (911)

Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (628)

Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (794)

Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (753)

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (654)

Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (842)

Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (645)

Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (583)

Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад». В момент схватки с.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (644)

Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.

Источник

Читайте также:  Способ организации верховной государственной власти характеризует
Оцените статью
Разные способы