- Близок тургеневу по способу изображения личности героя
- В чём особенность психологизма Тургенева и кто их русских классиков близок ему по способу изображения личности героя? (ЕГЭ по литературе)
- Развернутый ответ по теме: В чём особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
- Развернутые ответы на вопросы
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (798)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (911)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (628)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (794)
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (753)
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (654)
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (842)
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (645)
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (583)
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (644)
Близок тургеневу по способу изображения личности героя
В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда. (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий. и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны. Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
Роман Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 60-е годы XIX века. Роман является знаковым для своего времени, образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ | ПЕРСОНАЖИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б—2: Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…». В молодости герой пережил личную драму. Блестящая карьера и успехи в обществе П.К. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини Р. После этого потрясения П.К. отказывается от надежд на счастье. Он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. П.К. переезжает в деревню к брату, где пытается помочь ему в ведении хозяйства. Кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. В спорах — «схватках» с Базаровым П.К. защищает высокие идеи. Он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. Помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. Все это, по убеждению П.К., должно превратить Россию в прогрессивную, цивилизованную страну. Этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает Базарова на дуэль. Идеи П.К. несомненно хороши, но очень далеки от реальной жизни. Его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. П.К. — человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. В финале романа П.К. живет в Германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен.
В—1: Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда»,— трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
Источник
В чём особенность психологизма Тургенева и кто их русских классиков близок ему по способу изображения личности героя? (ЕГЭ по литературе)
В середине XIX века люди очень интересовались внутренней жизнью человека, тайнами его души. Поэтому в центре внимания писателей того периода находился человек и его богатый внутренний мир.
Главная особенность изображения мира героев русской литературы психологизм, то есть способность показать, как изменяется душа героя. В центре разных произведений мы видим «лишних людей»: Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина.
У каждого писателя были свои излюбленные методы и приёмы: у Толстого такой приём изображения назывался «диалектика души», у Тургенева внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой раскрывается во внутренней борьбе между разумом, теорией и чувствами.
Что касается И. С. Тургенева, то, например, в романе «Отцы и дети» в описании первой встречи Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова очень интересным примером будет портретная характеристика героев, которая буквально пронизана психологизм. Мы видим красную, обветренную руку Базарова, чело- века, который много работает на воздухе, невнимателен к своей внешности, «балахон» его тоже говорит о непокорности, нежелании следовать канонам, традициям.
и Павел Петрович, который протягивает свою ухоженную руку, одетый в изящный костюм, очень контрастирует с Базаровым, сразу же направляя мысли читателя к тому, что, вероятно, эти два героя и составят внутренний и внешний стержень конфликта в романе, так как в их внешнем и внутреннем облике уже скрыты противоречия. Таким образом, психологическая характеристика героев помогает И. С. Тургеневу лучше не просто характеризовать своих героев, но и направлять читателей в русло своих мыслей и убеждений, которые он хотел высказать в романе.
Одними из первых, кто стал характеризовать своего героя, используя именно психологизм, по праву можно назвать М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина. Писатели в своих произведениях («Герой нашего времени» и «Повести Белкина») стараются раскрыть внутренний мир своих героев именно с этой стороны. Далее эти
традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объектом исследования. В своих произведениях авторы стараются подчинить идее «психологического раскрытия» и портретную характеристику, и пейзаж. Особенность изображения мира героев русской литературы
XIX века в том, что, составляя психологический портрет героя, обращая внимание на детали, обстановку и пейзаж, писатели помогают читателю лучше и полнее понять не только героя, но и свою душу и мысли.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Развернутый ответ по теме: В чём особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
В середине XIX века люди очень интересовались внутренней жизни человека, тайнами его души. Поэтому в центре внимания писателей того периода находился человек и его богатый внутренний мир.
Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать то, как изменяется душа героя. В центре разных произведений мы видим «лишних людей»: Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина.
У каждого писателя были свои излюбленные метода и приёмы: у Толстого такой приём изображения назывался «диалектика души», у Тургенева — внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой раскрывается во внутренней борьбе между разумом, теорией и чувствами.
Что касается И.С. Тургенева, то, например, в романе «Отцы и дети» в описании первой встречи Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова очень интересным примером является портретная характеристика героев, в которая буквально пронизана психологизмом. Мы видим красную, обветренную руку Базарова, человека, который много работает на воздухе, не внимателен к своей внешности, «балахон» его тоже говорит о непокорности, нежелании следовать канонам, традициям, свобода во всех проявлениях и нигилизм во всем. И Павел Петрович, который протягивает свою ухоженную руку, одетый в изящный костюм, очень контрастирует с Базаровым, сразу же направляя мысли читателя на то, что, вероятно, эти два героя и составят внутренний и внешний стержень конфликта в романе, так как в их внешнем и внутреннем облике уже скрыты противоречия. Таким образом, психологическая характеристика героев помогает И.С. Тургеневу лучше не просто характеризовать своих героев, но и направлять читателей в русло своих мыслей и убеждений, которые он хотел высказать в романе.
Одними из первых, кто стал характеризовать своего героя, используя именно приёмы психологизма, по праву можно назвать М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, которые в своих произведениях («Герой нашего времени» и «Повести Белкина») стараются раскрыть внутренний мир своих героев именно с этой стороны. Далее эти традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объектом исследования. В своих произведениях авторы стараются подчинить идее «психологического раскрытия» и портретную характеристику, и пейзаж.
Особенность изображения мира героев русской литературы XIX века в том, что, составляя именно психологический портрет героя, обращая внимание на обстановку и пейзаж, они помогают тем самым читателю лучше и полнее понять не только героя произведения, но и самого писателя, который вкладывает свои душу и мысли в свои произведения.
Развернутые ответы на вопросы
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания (798)
Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бранят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора (911)
Татьяна становится несчастной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравственного выбора — дуэль с Ленским. Чувствуя свою неправоту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека (628)
Онегин поступает благородно и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об отсутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуждо: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отношениях с дядей.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга (794)
Татьяна после отъезда Онегина из деревни делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтверждает, что между.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества (753)
Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга связана и с образом Пугачёва. С точки.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности (654)
Пётр Гринёв, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять наставления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма (842)
Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия (645)
Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверхностно образованный человек. Его отличают беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы (583)
Общество и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг другу. Естественная неиспорченность человека связана с природой, ложь, фальшь, непонимание — с обществом. Единение с природой характерно для естественного, чистого душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцыри: «Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад». В момент схватки с.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания (644)
Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит будущую судьбу героя: «больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.
Источник