Бизнес образование как способ

Бизнес-образование как способ повышения конкурентоспособности управленческой системы

Экономические науки

  • Дмитриева Мария Сергеевна , студент
  • Волгоградский государственный технический университет
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК
  • КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
  • БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Похожие материалы

Кризис, преобладающий в российской экономике на сегодняшний день, сильно ограничивает возможности поиска реальных базовых проблем, существующих в стране. Как государство, так и бизнес, а также экспертное и научное сообщество не до конца понимают, что основной причиной низкой эффективности экономики является не внешнее воздействие, а внутреннее. Оно проявляет себя в низком качестве системы управления.[1]

Качественное управление по своей сути является неотъемлемой частью образования. Однако на сегодняшний день традиционная система образования не обеспечивает обучающихся знаниями, необходимыми для решения конкретных проблем, как в экономике в целом, так и в обыденной деятельности каждого. Большинство образовательных программ, в частности в сфере высшего профессионального образования, не соответствует темпам развития науки, что придает полученным знаниям устаревшую форму. Поэтому идет непрерывный поиск новой модели, направленной на постоянное развитие профессиональных знаний и компетенций.

Проблема неэффективности образовательной системы и как следствие управленческой является одной из фундаментальных, приносящих прямые убытки, как для государства, так и для коммерческого сектора и общественного благополучия в целом.

Сложившаяся экономическая ситуация доказывает, что преодоление низкого качества менеджмента не зависит только лишь от государства или бизнеса. Решение данной проблемы возможно только совокупными усилиями сторон. При этом стоит учитывать, что преуспевание образовательной сферы, бизнеса, государства должны быть тесно взаимосвязаны. Данная позиция основана на идее сосуществования и взаимной выгоды должна служить маяком для всех стратегических решений и практических действий. [2]

Одним из наиболее оптимальных путей, способных обеспечить актуальность знаний и их применимость является модель получения бизнес-образования. Модель бизнес-образования предлагает непрерывное, направленное на постоянное развитие и усовершенствование коммуникативных компетенций и личностных навыков обучение, способное повысить конкурентоспособные профессиональные качества личности. [1]

Целью данной работы является выявление необходимости в повышении уровня заинтересованности в бизнес-образовании, для решения проблемы качественного изменения управленческой системы, которая будет способна сформировать благоприятную среду, для развития экономики.

Обладая большой специфичностью, и формируя при этом свою высокую значимость, бизнес-образование существует, тесно взаимодействуя с традиционным образовательным рынком и рынком труда. На сегодняшний день российской экономике: как отмечает Е.М. Мазница «Необходим переход от классических форм обучения к тренингу, когда соединяется получение новых знаний и отработка практических навыков управления инновационным бизнесом»[3, с.264]. Этот фактор является определяющим для развития экономики, способствуя формированию эффективной системы управления.

Бизнес-образование обладает ключевыми особенностями, заключающимися в постоянной ориентации на получение практических навыков и приобретение универсальных знаний в различных областях, таких как маркетинг, менеджмент, развитие бизнеса, финансов и многих других. Помимо этого учебные планы данных образовательных программ созданы так, чтобы обучающиеся сумели применить полученные знания непосредственно после окончания обучения (после окончания программ «full-time»), или же во время самого обучения (если это «part-time» программы). Образовательный процесс очень приближается к реальному бизнесу посредством стажировок, разборов бизнес-кейсов, исследований рынков, участия в семинарах, мастер-классах, тренингах с привлечением ведущих менеджеров. [4]

Основными целями бизнес-образования – становится развитие «soft skills»-компетенции обучающихся, обучению различных способов коммуникации и нетворкингу, ведение переговоров, убеждение, четкой аргументации, мастерству публичных выступлений, навыкам презентации, тайм-менеджменту и планированию, системному и проектному мышлению. Именно эти soft skills компетенции, по мнению HR-менеджеров и работодателей зачастую отсутствуют или находятся на низком уровне у выпускников, обучающихся по стандартным образовательным моделям. Складывается ситуация, когда: по мнению Е.М. Мазницы «Во всем мире в отношении спроса на программы бизнес — образования действует такая зависимость: чем хуже ситуация в экономике, тем больше людей идет учиться»[5, с. 599-603]

Однако все эти образовательные модели на данный момент реализуются в основном в сфере дополнительного образования, в рамках краткосрочных программ бизнес-образования, представленных в виде семинаров и тренингов ил иже в рамках периодического сотрудничества с бизнес-тренером. [4]

Что же касается внедрения бизнес-образования непосредственно в стандарты подготовки кадров высших, средних учебных заведениях, то здесь возникает ряд проблем, в основном носящих административный характер.

Во-первых, Министерство образования и науки Российской Федерации задает основные требования к системе образования менеджеров через Федеральный государственный образовательный стандарт уровня «Бакалавр» и «Магистр». Содержание данных стандартов определяет колоссальный объем знаний, однако в большинстве своем они представляют собой блоки теоретической информации, вероятность устаревания которой за время обучения очень велика.

Во-вторых, среди профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, нет стандарта «менеджер». Что затрудняет для работников и работодателей определение единых квалификационных требований. В связи с чем, возникают различные подходы к определению ключевых компетенций, в частности, у работодателей. А это как следствие, проявляет себя в невозможности соответствовать трудоустраивающимися постоянно сменяемым и сугубо индивидуализированным критериям.

Читайте также:  Способы эффективного использования ресурсов 7 класс общество

Возникает также проблема, заключающаяся в том, что полученные знания, предоставленные в высших учебных по управленческим и экономическим направлениям подготовки, которые являются в абсолютном большинстве платными формами обучения, зачастую неактуальны и тем, кто уже оплатил обучение за 4 года по программам «Бакалавр» приходится поступать в бизнес-школы и вновь оплачивать свое обучение, для приведения в соответствие своих профессиональных качеств реальным потребностям рынка. Таким образом стоимость получения необходимых знаний увеличивается наряду со временем, затрачиваемым в образовательном процессе. [1]

Бизнес-образование становится не просто еще одной формой получения образования, оно глобализируется и начинает представлять собой образовательный императив ΧΧI века. Такое важное действия как аккредитация высших образовательных учреждений постепенно становится международной. Три мировых аккредитационных агентства Европы и США вышли за пределы своих континентов, и на них фактически строится мировая система стандартов в области управленческого образования. [4]

В этой связи необходимо решать существующие проблемы путем тщательной и актуальной переработки образовательных программ по направлению «Менеджмент», создания профессиональных стандартов с использованием лучших достижений управленческой науки. А также оптимизации процесса обучения с целью сокращения издержек на получение образования и оптимизации всех совокупных затрат.

Бесспорно, что усиление значения в образовательном процессе практических навыков требует изменения технологий образования. Основные направления трансформации системы образования вообще и бизнес-образования должны тесно пересекаться и заключаться в переходе к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к максимально гибким «личностным» схемам, повышенных требованиях к контролю качества образования на всех его этапах.

Несмотря на то, что образование изменяется достаточно медленно и консервативно, получение бизнес-образования должно стать непосредственным локомотивом, который будет способствовать динамичному развитию экономики.

Список литературы

  1. Тихонов Д. «Мертвые знания: как приблизить к жизни программы по менеджменту» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1984934-mertvye-znaniya-kak-priblizit-k-zhizni-programmy-po-menedzhmentu (Дата обращения 07.05.2016)
  2. Коносуке Мацусита «Философия менеджмента» / Коносуке М. — Альпина Паблишер, 2016- 190 стр.
  3. Мазница Е.М. Бизнес — образование и его роль в инновационном развитии экономики региона / «Известия Волгоградского государственного технического университета:межвуз. сб. науч. ст. №4 (77). – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 264 с. — (Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива). Вып.11)».
  4. Образование МВА [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.begin.ru/add/all-about-mba/chto-daet-obrazovanie-mba.html (Дата обращения 07.05.2016).
  5. Мазница Е.М. Политика инновационного развития как фактор преодоления молодежной безработицы в регионах России / Фундаментальные исследования М., №2, 2016 г., ч.3, стр. 599-603.
  6. Мазница Е.М. Развитие связей высшей школы и бизнеса как способ сохранения инвестиционной активности в регионах России в условиях финансового кризиса / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. — Т. 2/ под ред. С.Л.Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2014.-243 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Этапы развития бизнес — образования в России

Социологические науки

  • Герасимова Марина Михайловна , бакалавр, студент
  • Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЯ
  • БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЕ
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • БИЗНЕС – ШКОЛА

Похожие материалы

Введение

Постоянное развитие научно — технического прогресса оказывает воздействие на рыночную среду и обуславливает необходимость находить новые формы обучения субъектов, связанных с предпринимательской деятельностью, прогрессивными приемами ведения бизнеса.

В современном мире бизнес — образование выступает как инновационный способ подготовки специалистов в области управления предприятием. В условиях рыночной экономики содержание бизнес — образования раскрывается через передачу научных знаний в области управления от ученых — теоретиков и специалистов — практиков в данной области к персоналу.

Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет потребителей на двух уровнях: — деловые предприятия и организации (корпорации) — менеджеров (высшего и среднего звена).

Бизнес — образование действует по трем направлениям: 1) передача знаний; 2) выработка умений (навыков); 3) формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения у обучающегося [1].

Если проследить линию развития бизнес — образования в России, то заметно, что периоды его формирования сопоставимы с периодами формирования похожих процессов в Европе, однако, в России система бизнес — образования формировалась по своей траектории, а опыт, взятый из зарубежных стран в области обучения менеджменту, составлял очень малую долю. Главным минусом обучения бизнесу того периода являлось то, что выпускалось в три раза больше инженеров, чем сейчас, однако, малая доля ориентировалась на передачу знаний, нежели не применение практических методов [1].

При сопоставлении ситуации с сегодняшним днем, можно заметить, что инженеров подготавливается во много раз меньше, чем экономистов. Рынок труда переполнен экономистами, а от этого страдает как бизнес — образование, так и образование в целом.

Читайте также:  Способ достижения цели обучения называется ответ обучения

В университеты и институты на экономические специальности ежегодно поступают более 1,5 млн. молодых людей в России. Как показывает практика, большая часть из них не работает по специальности, рынок переполнен экономистами, а это отрицательно сказывается на экономическом развитии страны в целом. И на данный момент возникает острая потребность в качественно подготовленных кадрах новых специализаций: менеджмента, маркетинга, брокерского и биржевого дела, экономической безопасности и др. Для этого сегодня важно развивать бизнес — образование в России.

Основная часть

Впервые в России определение бизнес — образованию как деятельности по профессиональному обучению людей было дано президентом Российской ассоциации бизнес — образования Л. И. Евенко. Однако в настоящее время термин бизнес — образование не имеет единого и общепринятого определения в науке и практике. Это связано с тем, что каждый автор по — разному подходит к толкованию данного термина. А также с тем, что бизнес — образование явление, которое стремительно эволюционирует и поэтому, научная рефлексия не успевает за ходом его эволюции.

В современном мире бизнес — образование выступает как инновационный способ подготовки специалистов в области управления предприятием. В условиях рыночной экономике содержание бизнес — образования раскрывается в передаче научных знаний в области управления от ученых — теоретиков и специалистов — практиков в данной области персоналу. Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет двух потребителей: деловые предприятия и организации (корпорации) и менеджеры (высшего и среднего звена).

В начале XX века в России на фоне быстро развивающейся капиталистической экономики обостряется потребность в кадрах, владеющих знаниями об организации промышленного дела, торговли, банковского и кооперативного сектора.

Следует отметить, что в период с 1906 по 1912 года были открыты 14 коммерческих учебных заведений, которые имели свои отличительные особенности. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, особенности коммерческих заведений того времени. Итак, данные учебные заведения имели частный статус и по ведомственной принадлежности относились к Министерству торговли и промышленности; обучение студентов проходило только лишь по двум направлениям: экономики и коммерции; в состав попечительских советов коммерческих заведений входили биржевые комитеты, купеческие общества, общества распространения коммерческих знаний, а также отдельные меценаты. Термин « коммерческое образование» в дореволюционном периоде следует рассматривать не как частное, негосударственное образование в современном понимании, а как образование, направленное на удовлетворение потребностей коммерческих структур. Коммерческие заведения того времени получили свое название по названию, которое породило социально — экономическую потребность в них, образование — для ведения коммерции [2].

Однако процесс становления коммерческого образования в России резко меняет свой вектор развития после событий октября 1917 года. В этот период произошло известное отрицание первого этапа. Ведь, по сути, уничтожение крупной частной собственности означало конец эпохи коммерции. Процессы усиления административно — командной системы и политической власти в 30-е годы негативно повлияли на последующие этапы развития науки управления. Этот процесс отражался в ликвидации научно — рационализаторских органах, опытных станций, институтов и лабораторий, прекращения дискуссий в Академии наук, а также проведения научно — практических конференций. Функция управления предприятием становилась все более сложной.

Сложившаяся ситуация начинает меняться только к концу 50-х годов, начинают возобновляться исследования по проблемам организации и управления предприятием. В свою очередь происходит процесс переоценки научных методик 20 — х годов. Новым мощным стимулом развития управленческого образования становится экономическая реформа 1965 года. На смену устаревших, на тот момент промышленных академий, стали создаваться институты повышения квалификации. Основным направлением деятельности, которых стало обучение руководящего состава, а также переподготовка кадров для руководящих должностей. По статистическим данным, в период с 1969 по 1984 года число подобных учебных заведений возросло с 28 до 79, а филиалов с 47 до 134. Также в высших учебных заведениях возросли и факультеты, обучающие руководящие кадры, с 65 до 150.

Если проследить линейку развития бизнес — школ в России, то мы можем заметить, что периоды развития сопоставимы с периодами развития в Европе. Однако траектория развития различна. В системе бизнес — школ России значительное место занимали пережитки советского общества, а также технократический наклон обучения (выпускалась в три раза больше инженеров), а уклон в экономику делал из них своего рода мутированных специалистов: инженеров — экономистов. Акцент в обучении делали на научные знания, а не на применение практических методов. В сравнении с сегодняшним днем, где инженеров существенно меньше, чем экономистов, а экономическое образование превратилось своего рода в конвейер по производству экономистов, что не может, не отразиться на бизнес — образовании и на образовании в целом. Однако вернемся в наш временной промежуток.

В период советской власти были созданы своего рода бизнес — школы при ЦК КПСС — «партийные школы». Образование в данных школах было рамочным, что естественным образом привело к выпуску мало профессиональных специалистов в области экономики и управления. Естественно, были проблемы в сфере управления в период становления рыночной экономики, который начался в 1990-е годы. Этому свидетельствует достаточно интересная статистика, в 1989 году из всех лиц, которые занимали управленческие должности, лишь 43% из них имели высшее образование, а каждый седьмой не имел даже среднего полного образования. Рассуждать о качестве управленческих решений того времени не имеет смысла все итак очевидно и наглядно. Управленческий кризис, который возник, отразился как на экономической, так и на политической обстановке в целом [3].

Читайте также:  Способы защиты информации от утечки по оптическому каналу

Середина 1990-х годов — это расцвет переходной экономики во всех областях, включая образование. В период с 1993 по 1995 года престижность экономического образования начала возрастать. Эти годы зародили получение высшего экономического образования, как карьерной лестницы на руководящие должности. Тем не менее, проблема отсутствия высокопрофессиональных кадров в сфере управления продолжает существовать. По статистическим данным, в 1995 году около 40% управленцев имели среднее профессиональное образование, слабо согласованным с бизнес — образованием, каково оно должно быть. Следует отметить, что принципы бизнес — образования были отражены в рамках государственной системы высшего профессионального образования. В 1996 году из 548 вузов страны 548 ВУЗов 356 осуществляли обучение по управленческим программам и программам менеджмента. Большое внимание отводили науке и технологиям в области образования, математическим, научным и аэрокосмическим исследованиям.

Важно отметить, что за последние 10 — 15 лет российское бизнес — образование все же накопило позитивный опыт. Первые школы и институты бизнеса возникли еще в конце 80 — начале 90-х годов в системе высшего профессионального образования. Эти бизнес — школы получили распространение, как в России, так и за рубежом. В это же время возникла школа бизнеса при МГИМО. Данная бизнес — школа заявила о себе как о новом учебном заведении, которое ориентировано на потребности реформируемой экономики. В начале 90-х годов бизнес — школа получила широкое распространение по России и была признана за рубежом. Школа бизнеса при МГИМО также была одним из инициаторов создания в 1990 г. Российской ассоциации бизнес — образования. Заслуживает внимание и Международный институт топливо — энергетического комплекса в структуре МИД РФ. Именно этот институт впервые начал осуществлять подготовку специалистов — международников для энергетического сектора экономики и таким образом заложил соответствующую мировым стандартам учебную базу для развития энергетической дипломатии. На базе многих Вузов открыты бизнес — школы, которые имеют международное признание [4].

Отметим некоторые тенденции современного этапа развития бизнес — образования. Непрерывное образование сдвигает акцент на получение новых знаний и компетенций, отдавая приоритет им, нежели формальному получению диплома или степени. Заметна тенденция в сторону более сконцентрированных и менее продолжительных программ во времени. Особое внимание стали уделять формату обучению, используя формат part — time (без отрыва от основной деятельности). Стало популярным сегментирование потребителей бизнес — образования, так как неэффективно на одной программе MBA обучать людей с разным должностным положением, опытом, уровнем решаемых задач. Программы MBA становятся интернациональными.

Бизнес — школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов, но по мере их развития, выдаваемые ими сертификаты, могут стать весьма привлекательными для компаний (на рынке труда).

Выводы

В современном мире под бизнес — образованием подразумевают формирование глобального рыночного кругозора.

НОУ «Университет «Синергия» провел заслуживающий внимания опрос, в котором 100% опрошенных бизнесменов уверенно ответили, что современному предпринимателю, а тем более управленцу необходимо бизнес — образование.

В мировой практике модель бизнес — образования сформировалась, определив и развивая обязательные для её эффективного функционирования элементы. Это требования к слушателям и преподавателям (бизнес — тренерам), структура учебных программ и их содержание, корпоративная поддержка, аккредитационная и рейтинговая системы.

На основании рассмотренной истории развития бизнес — образования в России можно сделать вывод, что в 2000 –х годах практически сформировалась и закрепилась система российского бизнес — образования. В настоящее время наблюдается процесс развития бизнес — образования, а также усиления его востребованности на рынке.

Список литературы

  1. Викеев С.В. Перспективы развития рынка бизнес — образования / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки — Москва 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/perspektivy-razvitiya-rynka-biznes-obrazovaniya (дата обращения 07.05.2019)
  2. Гордеева Д.С., Рябчук П.Г., «Российское бизнес-образование: от мифов к реальности» / Балтийский гуманитарный журнал — Южно- Уральск — 2018 — том 7 — №2- с.213 — 216.
  3. Коваль В.А. «Региональные рынки бизнес — образования: тенденции и перспективы»/ Проблемы современной экономики — Омск — 2018 — с.402 — 404
  4. Кузнецова Л.В. Бизнес — образование как звено непрерывного образования/ Креативная экономика — 2017 — Том 11 — номер 12 — с. 1329 — 1338

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Оцените статью
Разные способы