- План-конспект урока биологии в 7 классе на тему «Передвижение животных»
- Конспект урока по биологии «Полости тела. Способы передвижения животных»
- Конспект по биологии на тему «Способы передвижения животных. полость тела» (7 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
План-конспект урока биологии в 7 классе на тему «Передвижение животных»
План-конспект урока биологии в 7 классе
Урок 4. Способы передвижения животных. Лабораторная работа №10. «Изучение способов передвижения животных»
Цель: на основе изучения ОДС (опорно-двигательной системы) выяснить, как двигаются животные, опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.
А. 1.Каковы функции скелета?
2. Дать характеристику гидростатического скелета.
Б. 1. На уровне чего может происходить движение?
2. Дать характеристику экзоскелета.
В. 1. О чем говорят сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?
2. Дать характеристику эндоскелета.
2.Изучение нового материала.
1.Три основные группы передвижения. (рассказ учителя с элементами беседы)
У огромного большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы. Локомоция – это передвижение всего организма с одного места на другое. Локомоторная активность — это не только способ поиска пищи, но и средство спасения от хищников; перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые места обитания, находят половых партнеров. Некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, но и у них отдельные части отличаются большой подвижностью.
Передвижение (локомоция) стала возможной в результате формирования, взаимодействия и совместной работы нервной, мышечной и скелетной систем. Рассмотрим разные виды локомоции животных:
1.Амебное движение (рис.153 А,с.200 учебника)
2.Движение при помощи жгутиков и ресничек ( рис.153)
3.Движение с помощью мышц (рис.153В, 154)
4.Выполнение лабораторной работы №10 «Изучение способов передвижения животных» (по инструктивной карточке на с.202 учебника)
3.Закрепление: вопросы 1-4, с.203
4. Д/з: параграф 38, до статьи «Полости тела»
Источник
Конспект урока по биологии «Полости тела. Способы передвижения животных»
1.4 Программа по биологии для общеобразовательных учреждений: 6-9, 10-11 классы / Под редакцией. В.В. Пасечника.
Тема урока «Полости тела. Способы передвижения животных» Это урок формирования и систематизации знаний, на основе ранее изученного материала.
Класс — 7 ( общеобразовательный)
2. Методическакя разработка урока
Тема урока «Полости тела. Способы передвижения животных»
Цели урока: 1. Сформировать представление о полости тела животных, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных
2. Познакомиться с основными типами движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.
Задачи: Образовательная. Расширить знания учащихся о полостях тела, способах передвижения животных и жизненных формах.
Развивающая. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
Воспитательная. Развитие навыков работы в группе,
Форма решения познавательной задачи. Эвристическая беседа, приёмы возвращения назад, , проблемное изложение, подготовка заданий на использование дополнительной литературы, работа с рисунками и текстом учебника, использование личного опыта, наблюдений.
Планируемый результат . Учащиеся углубляют знания о полостях тела, способах передвижения и жизненных формах животных, закрепляют знания по систематике животных
Формы организации учебной деятельности:
Методы и формы. Частично поисковый, проблемный
Приёмы деятельности учителя : эвристическая беседа, инструктаж к выполнению самостоятельной работы, практического задания.
Ключевые слова темы: Первичная полость тела, вторичная полость тела, амебоидное движение, мышечное движение, жизненные формы животных
Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд — презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.
В каком направлении шел процесс эволюции опорных структур от одноклеточных до многоклеточных животных?
В чем достоинства и недостатки наружного скелета?
Каковы особенности осевого скелета низших и высших хордовых?
Каково значение скелета для животного?
Что является структурной единицей позвоночника?
Какими отделами образован позвоночник?
Изучение нового материала
Презентация + элементы беседы, в ходе которой актуализируются знания уч-ся по систематике животных.
— Полость тела – это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.
А) Первичная полость тела. Полостная жидкость омывает органы, поддерживает форму тела, транспортирует питательные в-ва, накапливает ненужные продукты жизнедеятельности ( слайд№3)
У каких систематических групп животных присутствует первичная полость тела? ( круглые черви).
Б) Вторичная полость тела ( системы органов не омываются полостной жидкостью)
Все остальные животные (слайд №4)
— Движение – одно из основных свойств живых организмов. Это сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме (слайд 5).
3 основных типа движения (слайд 6):
Работа учащихся в группах с текстом учебника, систематизация и обобщение знаний( МД поддержка) – выступления по плану (см. приложение №2)
А) амебоидное движение ( слайд7)
Б) движение при помощи жгутиков и ресничек( слайд 8,9)
В) мышечное движение: беспозвоночных (слайды 10,11,12) и позвоночных животных( слайд 13).
Закрепление полученных знаний
1. Что такое полость тела? Ее значение? У каких животных впервые появляется вторичная полость тела?
2. Каковы основные способы движения у животных?
3. Каково значение движения для животных?
— Жизненная форма — внешний облик и биологические особенности, отражающие приспособленность организма к определенным условиям среды обитания.
Вспомним жизненные формы растений: ( древесные: деревья, кустарники, кустарнички; травянистые)
Для животных, как и для растений, также важна система жизненных форм. Существенное значение для животных приобрели общие особенности среды обитания, способ передвижения в этой среде, а также характер их пищи. Одна из классификаций жизненных форм животных по способам передвижения в различной среде обитания ( слайд 14):
а) четвероногие скоростные бегуны
б) двуногие скоростные бегуны
в) скоростные пловцы
г) лазающие по деревьям
д) роющие в земле
е) планирующие в воздухе
ж) быстро летающие.
Животные, относящиеся к каждой из этих групп, имеют характерные черты строения во внешнем облике.
Самостоятельная работа уч-ся с заданием (приложение №1)
5. Домашнее задание
1. Учебник: Латюшин В. В.Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования
2. В.Н.Киселев Биогеография с основами экологии Минск, 1995
3. Н.М. Чернова, И.А.Жигарев «Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.» М;Дрофа 2008
1. Определите жизненные формы предложенных видов животных и дайте краткую характеристику их внешнего облика.
Список видов: дельфин-белобочка, белка-летяга, тушканчик, серая акула, антилопа, крот, кенгуру, сокол-сапсан, серый тюлень, куница, гепард, лошадь, рыжая вечерница, рыба-тунец, стрекоза, сумчатая-летяга, землеройка, европейская косуля, оса.
Источник
Конспект по биологии на тему «Способы передвижения животных. полость тела» (7 класс)
Биология 7 класс 3 четверть
Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.
Эволюция строения и функций органов и их систем. (9 часов)
Тема: Способы передвижения животных. Полость тела.
Задачи: расширить знания учащихся о значении опорно – двигательной системы; показать взаимосвязь между способом передвижения и средой обитания; сформировать понятие «полость тела», «первичная полость тела», «вторичная полость тела»
*проверка домашнего задания
*изучение нового материала
*закрепление нового материала
1.Какое значение имеет ОДС?
2.Чем образована ОДС у одноклеточных животных?
3.Что такое наружный скелет? В чём его преимущества и недостатки?
4.О чём свидетельствует сходный план строения скелетов разных классов позвоночных животных?
5.С чем связано различие в строении скелетов позвоночных животных?
3.перечислите основные направления эволюции ОДС?
I .Способы передвижения животных
Движение – одно из основных свойств живого, можно выделить три основных способа передвижения
1.амёбоидное – за счёт ложноножек (непостоянные структуры ) передвигаются
— клетки крови – лейкоциты в водной среде
2.движение при помощи жгутиков и ресничек –
— у простейших (жгутиконосцев и инфузорий),
— личинки у губок,
— клетки систем органов – всасывающий эпителий кишечника, мерцательный эпителий дыхательной системы, — сперматозоиды.
3.движение при помощи мышц (начиная с кишечнополостных)
— «шагающие» движения и «кувыркание» гидры
— «шагающие» движения пиявок с использованием присосок
— реактивное движение у головоногих моллюсков
— мышцы хвоста и туловища у рыб
— мышцы конечностей у земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих – плавание, полёт, бег, прыжки, ползание и др.
Вывод: универсальный способ передвижения – с помощью мышц, амёбоидное движение и движение с помощью ресничек и жгутиков возможно только в водной среде.
II. Полость тела
Впервые полость тела появляется у круглых червей
Полость тела — пространство между стенками тела и внутренними органами
Полостная жидкость – жидкость, заполняющая полость тела.
Первичная полость – полость, не имеющая собственных стенок
Появляется у круглых червей и выполняет функции:
1.поддержание формы тела
2.транспортировка питательных веществ по телу и сбор продуктов жизнедеятельности
Вторичная полость – полость, в которой органы тела изолированы слоем эпителиальных клеток, впервые появляется у кольчатых червей
— у кольчатых червей полость заполнена жидкостью
— у хордовых полостной жидкости нет, внутренние органы свободно располагаются в ней
1.Каковы основные способы передвижения животных?
2.Что такое полость тела?
3.Какое значение имеет первичная полость тела?
4.У каких животных появляется вторичная полость тела?
§ 38, рт 38, повторить 36, 37, подготовиться к тесту
Работа с текстом с.199 и рт § 41 № 1
Работа с текстом с.199 и рт § 41 № 5
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-309251
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник