Биология 6 класс способ распространения семян

Технологическая карта и презентация урока биологии (6 класс) «Распространение плодов и семян»

Выбранный для просмотра документ распространение плодов и семян.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биология. 6 класс. Тема: Распространение плодов и семян. Учитель биологии МКОУ Тыргетуйская СОШ: Спиридонова Н.В.

Тема: Распространение плодов и семян

Цель: Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян

План исследования Способы распространения плодов и семян 1 Черты приспособленности к распространению 2 Примеры растений 3

Распространение плодов и семян Ветром Водой Человеком Саморазбрасыванием Животными

Закончите предложения Плоды и семена могут распространяться с помощью: ————-, ————, —————,————- и ————— . Растения имеют ——————————— для распространения семян. У берёзы, ясеня, клёна есть ——————, для распространения семян с помощью —————-.

Домашнее задание: § 14, прочитать; ответить на вопросы 1-4 (устно); подберите загадки, или сказки, пословицы, поговорки, интересные факты о способах распространения плодов и семян

Рефлексия Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. Мне понравилось быть исследователем На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). На уроке было над чем подумать. Задания были сложными и я ничего не понял(а) Я ощущал(а) взаимопомощь в группе. Я не ощущал(а) взаимопомощь в группе. Я активно работал(а) на уроке и заслуживаю высокую оценку.

Выбранный для просмотра документ технол. карт. Распространение плодов и семян.docx

6 класс. Биология. Учитель биологии МКОУ Тыргетуйская СОШ: Спиридонова Н.В.

Технологическая карта урока

Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий:

сформировать знания о биологическом значении и способах распространения плодов и семян у растений ;

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

— применять знания, полученные при изучении других предметов, способствовать развитию у обучающихся умений работать с различными источниками информации;

развивать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

— расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;

— воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природе, воспитывать культуру поведения на уроке при общении, выполнении групповых и индивидуальных заданий, умение слушать и быть услышанным, правильно излагать свои мысли.

— извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;

— устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности к распространению),

— преобразовывать информацию из одного вида в другой (например: текст в таблицу)

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

— самостоятельно организовывать рабочее место.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка цели и задач урока);

— развитие внутренней мотивации к изучению биологических процессов.

Знать: способы распространения плодов и семян, приспособления к распространению плодов и семян разными способами, растения, которые распространяются тем или иным способом.

Уметь: анализировать тексты, рисунки, ситуации, выявлять черты приспособленности к распространению; оформлять отчёт в виде буклета.

Оборудование: таблицы «Распространение плодов», коллекция «Плоды и семена», мультимедийный проектор, экран, раздаточный печатный материал для групп, магнитные карточки с изображением различных плодов и семян для выполнения практического задания (полевая экспедиция), листы формата А3, набор цветных маркеров.

Методы: беседа, проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Пожелание успехов. Организация рабочих групп ( данном классе организовано 2 группы)

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Проверка домашнего задания.

Терминологический поединок: органы растения, побег, части побега, видоизменения побегов, цветок, соцветие, плод.

Целеполагание и мотивация.

презентация – изображение дуба)
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
-Почему дуб не дождался смены?

Читайте также:  Передача коронавирусной инфекции осуществляется всеми способами кроме

(Пока учащиеся обсуждают данную ситуацию, учитель незаметно прицепляет к одежде одного из учащихся плод лопуха)

Плод лопуха! На одежде учащихся! Откуда? Зачем?

— Какую проблему будем обсуждать на уроке?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

— Сформулируйте тему нашего урока и цель.

(«Распространение плодов и семян.»

Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.)

— Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян.

— Где вы можете получить информацию об этом?

(Учебник, дополнительная литература, Интернет. ).

Мы определили тему и цель урока.

Предложите план работы для достижения цели.

План (исследовательский проект).

1. Способы распространения семян.

2. Черты приспособленности к распространению.

Работа над исследовательским проектом.

Работа в группах: 2 научно-исследовательских лаборатории.

Учитель предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы и в параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации (гербарные образцы или плоды(семена) растений).

Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах.

( Изучить способ распространения плодов и семян, выявить черты приспособленности, сделать выводы оформить буклеты.

Способ распространения : после определения всех способов, группы вытягивают карточки с названием способов, по которым будут проводить исследования (каждая лаборатория работает над своей проблемой).

Создание ситуации реализации навыков самостоятельной деятельности, групповой работы, применения полученных знаний на практике, самоконтроля.

Способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу, физиологическая разгрузка.

Продолжение работы в группах. По итогам самостоятельной работы заполняют таблицу: 1. Способ распространения, 2. Приспособления к распространению, 3. Примеры растений.

Полевая экспедиция : собрать в корзины плоды с различным способом распространения. На доске корзины и магнитные карточки с плодами и семенами. (представлены различные плоды, нужно выбрать в соответствии с исследуемым способом).

Оформление буклетов, отчет по исследовательскому проекту оформляется в виде буклета на листе формата А-3.

Как же плоды и семена могут отправиться в путь?

Отчет групп о поделанной работе. Защита проектов. Какой вывод можно сделать?

( У растений есть помощники: ветер, вода, животные, человек, а некоторые растения могут распространяться самостоятельно. Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян).

— Теперь знаете, как происходит процесс распространения плодов и семян у растений.

— Как по вашему мнению могли возникнуть приспособления у растений к распространению плодов и семян?

Контроль усвоения, коррекция

Прочитать параграф 14, ответить на вопросы 1-4 устно + дополнительно творческое задание по желанию учащихся (сказки, загадки, пословицы и поговорки о плодах и способах их распространения.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог.

— Достигли ли мы цели урока?

— Что было самым трудным? Интересным?

— Что понравилось или не понравилось?

— Как бы вы оценили свое участие на уроке?

— Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?

-Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание?

Самооценка и оценка (оценочные листы, комментарии)

Участвуют в терминологическом поединке

Воспринимают информацию, анализируют, выделяют проблему, предлагают пути ее решения.

Обсуждение ситуации №1 (Дуб)

Обсуждение ситуации №2 (Лопух)

Формулируют тему урока, цель и определяют задачи урока (не менее 3)

Выявляют проблемные области для исследовательского проекта.

1. Способы распространения семян.

2. Черты приспособленности к распространению.

Используют навыки коллективной деятельности, партнёрства для выполнения общих задач.

Работают с источниками информации, обмениваются полученными знаниями, формулируют выводы, оформляют результаты своих поисков в виде буклетов..

Выполняют упражнения, снимают физическую и психо-эмоциональную усталость.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Используют полученные знания для решения задания.

Представители от групп работают у доски, выполняя задания полевой экспедиции.

Все учащиеся определяют и корректируют правильность выполненной работы.

Представители от групп защищают оформленный буклет (отчет по проекту)

Все учащиеся принимают участие в обсуждении

Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку и оценку деятельности, участия в работе других членов группы.

Предметные: закрепление знаний биологических терминов. Органы растения (строение цветкового растения).

Читайте также:  Счет бухгалтерского учета это способ текущего учета

Познавательные: коррекция знаний

Регулятивные : умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров.

Коммуникативные : умение работать в группе: распределять функции, корректировать работу друг друга, аргументировать свою точку зрения.

Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Познавательные : умение анализировать текст, самостоятельное выделение и формулирование цели; умение строить речевое высказывание, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение увидеть проблему, определить тему урока, сформулировать цель и задачи урока.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, работать в группе, высказывать свое мнение, соглашаться или не соглашаться с другими учащимися, аргументировать свое мнение.

Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Предметные: изучают способы распространения семян, выявляют черты приспособленности к распространению.

Познавательные : смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной информации), извлечение информации в соответствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразование информации из одной формы в другую

( текст в таблицу)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, постановка вопросов, управление поведением партнёра.

Регулятивные : рефлексия способности к самоуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.

Личностные: понимание важности сохранения своего здоровья.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД : делать выводы по результатам работы.

Познавательные УУД: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам, самоопределение.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Дополнительный материал для учащихся

Распространение с помощью ветра.

Семена растений, распространяемые ветром лёгкие, мелкие, для них характерно наличие выростов: парашютики, пуховки, крылатки.

В конце апреля — начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком , нетрудно попасть в настоящую «метель». Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это — семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики — пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки — снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.

Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.

Многие слышали о растении » перекати-поле». Его научное название — качим метельчатый . «Перекати — поле» -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, «перекати – поле» рассеивает семена.

Семенаи плоды растений, распространяемые водой лёгкие водонепроницаемые.

Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы . До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских островов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы — волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам.

И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.

Читайте также:  Способ взятия цитадели 5 букв

Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно — отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках ( Геттарда великолепная).

В плодах, распространяемых саморазбрасыванием происходит подсыхание и скручивание стенок околоплодника, или увеличивается давления внутри плода.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений . Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.

Не менее интересна недотрога обыкновенная . Плод недотроги — длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов . Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации ), фиалки , кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг.

Распространение с помощью животных и человека

Плоды сочные, яркие, вкусные, некоторые плоды и семена имеют острые прицепки, крючки, зазубренные шипы.

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат , имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.

Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.

Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил. ) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков. Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника . Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы — коренные жители Америки — называют подорожник «следом белого человека». А из Америки к нам были завезены амборозия — злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.

Источник

Оцените статью
Разные способы