Используя содержание текста «Защита растений биологическими методами», ответьте на следующие вопросы.
1) Как отличить мух тахин от других насекомых?
2) Как божьи коровки защищают растения от вредителей?
3) Почему биологический метод борьбы наиболее эффективен?
Защита растений биологическими методами
Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.
Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы — фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.
Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.
А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицами. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы — хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.
Широко распространены и крупные мухи — тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.
Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.
1. По большому количеству торчащих на теле щетинок, образующих своеобразную мохнатость.
2. Уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур.
3. В этом случае не уничтожаются полезные организмы
Критерии оценивая выполнения задания
Баллы
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
1
Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.
Источник
Тест по теме Факторы эволюции
1) На рисунке представлена географическая изоляция, связанная с расселением исходного вида на новые территории и расчленением исходного ареала вида непреодолимыми географическими преградами 2) В образовавшихся популяциях происходит изолированное накопление мутаций 3) Естественный отбор сохраняет особей с признаками, которые полезны в конкретных условиях среды 4) Репродуктивная изоляция (прекращение скрещивания), как правило, ведет к изменению генофонда популяции и образованию новых видов
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса — 5414.
Верный ответ: Движущий
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса — 5448.
1) Биологический способ борьбы с вредителями культурных растений 2) Такой способ не оказывает отрицательного влияния на растения, не загрязняет окружающую среду
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса — 5497.
1) появление новых признаков в изолированных популяциях 2) образование новых подвидов 3) распространение в изолированных популяциях полезных признаков 4) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях 5) разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа
Источник
Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 22
ЕГЭ 2018 года будет сложнее экзаменов прошлых лет. В особенности серьезные трудности может вызвать задание №22, которое и раньше давалось далеко не всем. Георгий Лернер, долгие годы работавший заместителем председателя предметной комиссии по биологии, представляет общие советы по подготовке к экзамену и возможные формулировки творческого задания.
Чего ждать в этом году?
Произошло обновление предметной комиссии. Эксперты стремятся представить задания, направленные на общие учебные умения – в том числе и творческие, это связано с ориентацией на новую систему образования.
Ученикам придется показать знание всевозможных тонкостей и деталей. Выпускникам необходимо повторить систему органов дыхания и уметь ее сравнивать с системами дыхания других организмов, знать свойства каждого отдела пищеварительной и нервной систем. Причем не просто усвоить факты из учебника, но и уметь их интерпретировать, объяснять, соотносить, связывать.
В этом году могут встретиться вопросы и на интерпретацию данных эксперимента. Чтобы дать правильный ответ, ученику понадобится методологическая терминология. Кроме того, нужно отработать вопросы на знание селекции, биотехнологии, методов получения новых сортов растений, пород, лекарств – им будет уделять значительное внимание в ЕГЭ.
Специалисты отмечают, что в подготовке к экзамену важно делегировать большую часть работы непосредственно ученику. Преподаватель должен исполнять роль скорее консультанта и корректора, а прорабатывать материал ребенку лучше самостоятельно.
Примеры вопросов
Задание № 22 остается практико-ориентированным и двухбалльным (оценивается по двум критериям). На примере возможных формулировок этого задания рассмотрим, каким темам нужно уделить особое внимание при подготовке.
Методы исследования
Пример 1:Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?
В ответе необходимо указать такие методы как эксперимент и микроскопия (наблюдение), а также уточнить, что в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу).
Пример 2:У мальчиков с синдромом Клайнфельтера набор половых хромосом – ХХУ. Объясните, как могла возникнуть такая аномалия. Какой метод позволяет ее установить?
Дети легко решают такие задания, но иногда путаются в методах. В данном случае мы видим нарушение мейоза в материнском или отцовском организме, что при гаметогенезе приводит к образованию гамет, содержащих хромосомы ХХ или ХУ, соответственно. Метод: цитогенетический (микроскопия).
Анализирующее скрещивание
Пример:В хозяйство приобрели безрогого черного быка и хотят убедиться в его чистопородности (эти признаки доминируют над рогатостью и красной окраской шерсти). Какое скрещивание необходимо провести и какое потомство должно получиться, если бык чистопородный?
В ответе необходимо обозначить термин «анализирующее скрещивание». Если купленный бык чистопороден (ААВВ), то все потомство будет безрогим, черным (АаВв).
Нераспространенные растения
Пример 1:В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растет омела – растение, похожее на зеленый шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.
Пример 2:Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.
Ученики раньше практически не сталкивались с подобными примерами растений в вопросах, из-за чего могут возникнуть затруднения при ответе. О тех же орхидеях ученик может сказать, что они паразитируют, хотя на самом деле эти растения не наносят вред деревьям и фактически просто квартируются.
Растительные гормоны
Пример:Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.
Для ответа ученику нужно понимать механизм изменения формы растения в зависимости от того, какие клетки являются мишенями. Растительные гормоны вызывают увеличение размеров клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них), а разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.
Органы дыхания
Пример:Рассмотрите модель, которую разработал голландский физиолог Франциск Дондерс. Механизм какого процесса демонстрирует это устройство? Почему объем мешков, прикрепленных к стеклянным трубочкам, изменяется при изменении положения резиновой мембраны.
Вопрос касается прибора, установленного практически в каждом кабинете биологии, и указывает на механизм вдоха и выдоха. При этом нужно помнить, что диафрагма, которую имитирует резиновая мембрана, не орган дыхания, а поперечно-полосатая мышца. В ответе на этот вопрос также необходимо указать: при опускании резиновой мембраны внутри банки, давление снижается, становится ниже атмосферного, и резиновые мешки увеличиваются в объеме из-за разницы давлений.
Энергетика процессов
Пример:В чем, на ваш взгляд, состоит преимущество внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным?
В ответе ученику важно написать, что образование половых клеток уменьшается, то есть ресурсы организма используются рационально. Кроме того, увеличивается вероятность оплодотворения, и оно меньше зависит от внешних факторов.
Корнеплоды
Пример:Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.
Нужно указать, что прореживание растений ослабляет конкуренцию и приводит к повышению урожая. Также вполне резонно будет упомянуть нехватку минеральных веществ при тесном произрастании всходов. Но высшие два балла ученик не получит, если не выделить, что представленные растения – морковь и свекла – образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы.
Гибриды
Пример 1:В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?
Для ответа важно понимать, что бройлеры — это гибрид, а не порода курицы, поэтому они не в состоянии полностью передать свои гены по наследству. Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, а у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса. Также нужно указать, что бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом и быстро набирают массу.
Пример 2:Почему растительные межвидовые гибриды, в основном, стерильны? Каким методом Г.Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?
В ответе ученику нужно прописать, что в межвидовом гибриде отсутствуют пары гомологичных хромосом, а это нарушает процесс мейоза и приводит к стерильности гибридов. Что касается Г.Д. Карпеченко, то он преодолел стерильность капустно-редечного гибрида методом полиплоидии.
Изменения экосистемы
Пример:Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
Этот вопрос вызывает горячие дебаты, потому как не всегда понятно, сколько длятся первоначальные изменения. К тому же педагоги и ученики часто углубляются в прогнозы. На самом деле этот вопрос не требует развернутого ответа, и подразумевает акцент на два понятия: «первоначальный» и «сокращение» (а не исчезновение!). Достаточно указать, что увеличится численность растительноядных организмов и уменьшится численность растений, которыми питаются консументы первого порядка.
Ферменты и субстраты
Пример:Немецкая поговорка гласит: «Хорошо пережевано – наполовину переварено». Объясните ее смысл с позиции физиологии пищеварения в ротовой полости и желудке.
В ответе необходимо обозначить, что длительное пережевывание пищи способствует выделению желудочного сока, а это облегчает пищеварение в желудке. При тщательном пережевывании пища измельчается, хорошо смачивается слюной и начинает перевариваться. Вопрос предполагает, что речь пойдет, помимо прочего, об увеличении рабочей поверхности – благодаря измельчению пищи и, соответственно, повышению активности взаимодействия ферментов с субстратом. Дети чаще всего отвечают на этот вопрос неточно: они подробно описывают деятельность ферментов или просто указывают, что пища лучше переваривается.
Глюкагон
Пример:К каким последствиям может привести снижение синтеза глюкагона поджелудочной железой? Каков механизм действия этого гормона?
Ученик должен понимать, что глюкагон регулирует уровень сахара в крови – также, как и инсулин. Но этот гормон, накапливаясь в печени, при необходимости расщепляет гликоген и стимулирует выброс глюкозы в кровь. Возможный ответ: глюкагон вместе с инсулином регулируют уровень глюкозы в крови, как лекарственное средство он применяется для повышения уровня глюкозы. Также нужно указать, что снижение уровня глюкагона может привести к сахарному диабету.
Вредители сельскохозяйственных растений
Пример:Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых – трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?
В ответе важно прописать, что это биологический способ борьбы с вредителями культурных растений, и он не загрязняет окружающую среду, не оказывает отрицательного воздействия на растения.
Рефлексы
Пример:Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить не только постороннего человека, но иногда и хозяина?
Заданий на знание нервной системы, рефлексной деятельности организма, работы парасимпатической нервной системы – достаточно много. Ученику необходимо знать, как устроена вегетативная нервная система, что такое торможение, возбуждение, условное и безусловное торможение. В ответе на данный вопрос нужно указать, что во время еды у собаки возбужден центр пищеварения, и когда у нее отнимают еду, то в этом центре возникает внешнее (безусловное) торможение, возбуждается центр защиты и проявляется оборонительный рефлекс. Также возможен вариант ответа: безусловный защитный рефлекс тормозит безусловный пищевой рефлекс.
Генетика
Пример:Почему в семье здоровых родителей гемофилией страдают сыновья?
В этом году сохраняются все типы вопросов по генетике, в которых рассматриваются моно и дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, сцепленное и сцепленное с полом наследование. В данном примере необходимо указать, что ген гемофилии рецессивный, сцепленный с полом и находится в Х – хромосоме, и что он проявляется у мальчиков, поскольку у них одна Х-хромосома, а в У –хромосоме отсутствует аллель этого гена.
Артериальное давление
Пример:Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.
Ученику нужно прописать, что при уменьшении количества крови артериальное давление значительно падает (снижается приток крови к сердцу и головному мозгу), после чего наступает кислородное голодание (в тканях снижается уровень обмена веществ и выработка энергии), и это может вызвать смерть человека.
Консументы и пищевые цепи
Пример 1:В каких случаях кровососущие насекомые занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков?
Этот вопрос может вызвать затруднения у выпускников. В конечном итоге они должны указать, что на теле растительноядного животного кровососущие насекомые – консументы II порядка, а на теле хищника они консументы III и IV порядков. При подготовке нужно рассматривать примеры из жизни: на мыши комар консумент II порядка, а на лисе – III, при этом в цепи лягушка – змея – хищная птица он может оказаться консументом IV порядка.
Пример 2:Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: мышь-полевка, растения луга, лисица, ястреб. Сколько энергии переходит на уровень консументов II порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10000 кДж?
Смысл задания может меняться в зависимости от порядка консумента. В данном случае ученику необходимо отобразить цепь «Растения луга –> мышь-полевка –> лиса –> ястреб». А также указать, что к лисе, консументу второго порядка, переходит 100 кДж.
При подготовке нужно обязательно предупредить школьников, что пока они не прочитали задание до конца и по-настоящему не поняли смысл вопроса, к решению лучше не приступать. Даже у знающих предмет людей иногда срабатывает рефлекс: им кажется, что вопрос понятен с первых двух-трех фраз – это заблуждение может привести к ошибке. Также стоит напомнить ученикам о пользе работы с черновиками, особенно в таких стрессовых ситуациях как экзамен.