- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Урок по теме «Виды связи в словосочетании»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация к уроку «Виды связи в словосочетании»
- Презентация к уроку по теме «Морфология и синтаксис. Повторение материала»
- Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Знаки препинания в ССП»
- Конспект урока по тем «Морфология и синтаксис. Повторение материала»
- Буква Уу. Мой алфавит
- » Планирование по русскому языку» 1 класс
- «Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса»
- Таблица слов для разбора по составу
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Источник
Урок по теме «Виды связи в словосочетании»
Тема: « Виды связи в словосочетании »
Цель: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, изучить виды связи в словосочетаниях, развивать навыки устной и письменной речи.
— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.
— Тема нашего сегодняшнего урока: «Виды связи в словосочетании. Грамматическое значение словосочетаний».
Запись числа, вида работы и темы урока СЛАЙД 1
2.1. Самостоятельная работа «Разделы языкознания» (индивидуальная работа с взаимопроверкой)
— Соотнесите науки о языке и предмет их изучения: РАСПЕЧАТКА
1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.
2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.
3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.
4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.
5. изучает звуки речи.
6. изучает состав и строение слова.
7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).
8. изучает слова как части речи.
9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.
10. изучает правила написания слов
11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.
12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.
КЛЮЧ: взаимопроверка, выборочная проверка тетрадей СЛАЙД 2
2.1. Объяснительно-орфографический диктант (работа у доски и на местах). н/нн в прил. и причастии
Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья, закалённая сталь, таинственный остров, песчаный берег, кошенная на лугу трава, выкошенное поле, льняная ткань, безымянный солдат, масленая каша.
— Укажите вид записанных словосочетаний (именные).
— Какие виды словосочетаний вы знаете? именные, глагольные, наречные
3. Работа по теме урока
3.1. Общие уточняющие сведения о словосочетаниях.
— Что такое словосочетание? сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
— Верно. Слова в СЛС связаны подчинительной связью. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Это связь неравноправных синтаксических единиц.
— Что относят к грамматическим средствам связи в СЛС? окончание, предлог.
СЛАЙД 4 — поэтапно примеры в тетрадь
— Напоминаю! Не являются словосочетаниями:
2) Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл;
3) Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый;
4) Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).
3.3. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 45-46).
— Итак, в СЛС выделяют три способа подчинительной связи слов: СЛАЙД 5
— согласование (зависимое слово – имя прилагательное или слово с признаками прилагательного)
— управление (зависимое слово – имя существительное и слова с признаками имени существительного)
— примыкание (зависимое слово – наречие, деепричастие, инфинитив, местоимения: его, её, их)
3.4. Первичное применение полученных знаний. Упражнение 93.
4. Закрепление изученного. СЛАЙД 6
— Перепишите в столбик, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. В скобках укажите вид словосочетаний и вид связи в СЛС. Фразеологизмы подчеркните одной чертой.
Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый взгляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, загадочно улыба(т/ть)ся, импров…зировать на реп…тици…
— Какие фразеологизмы вы подчеркнули? Что они обозначают?
Импровизировать на репетиции
5. Подведение итогов.
— Что такое словосочетание? — Как оно строится? — Как связаны между собой словосочетания?
— Назовите виды словосочетаний. — Назовите виды связи в СЛС.
6. Домашнее задание. Параграф 8. Упр. 94 стр.48. СЛАЙД 7
4.2. Задание «Четвёртое лишнее»
— Какое сочетание слов не является словосочетанием?
1. Рубашка в клетку (какая?), билет пассажира (чей?), ездили отдыхать (с какой целью?), в связи с переездом. ПУНКТ №3: сочет. служеб.слова с самост.
2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь. ПУНКТ №5: фразеологизм
3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, хороший учебник.
ПУНКТ №4: составная форма слова
4. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.
Соотнесите науки о языке и предмет их изучения
1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.
2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.
3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.
4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.
5. изучает звуки речи.
6. изучает состав и строение слова.
7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).
8. изучает слова как части речи.
9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.
10. изучает правила написания слов
11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.
12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.
Соотнесите науки о языке и предмет их изучения
1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.
2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.
3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.
4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.
5. изучает звуки речи.
6. изучает состав и строение слова.
7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).
8. изучает слова как части речи.
9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.
10. изучает правила написания слов
11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.
12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.
Науки о языке и предмет их изучения
1. изучает звуки речи.
2. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.
3. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.
4. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.
5. изучает правила написания слов
6. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.
7. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.
8. изучает состав и строение слова.
9. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).
10. изучает слова как части речи.
11. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.
12. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.
Науки о языке и предмет их изучения
1. изучает звуки речи.
2. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.
3. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.
4. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.
5. изучает правила написания слов
6. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.
7. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.
8. изучает состав и строение слова.
9. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).
10. изучает слова как части речи.
11. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.
12. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.
Науки о языке и предмет их изучения
1. изучает звуки речи.
2. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.
3. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.
4. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.
5. изучает правила написания слов
6. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.
7. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.
8. изучает состав и строение слова.
9. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).
10. изучает слова как части речи.
11. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.
12. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация к уроку «Виды связи в словосочетании»
Презентация к уроку по теме «Морфология и синтаксис. Повторение материала»
Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Знаки препинания в ССП»
Конспект урока по тем «Морфология и синтаксис. Повторение материала»
Буква Уу. Мой алфавит
» Планирование по русскому языку» 1 класс
«Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса»
Таблица слов для разбора по составу
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308747 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник