Билет пассажира способ подчинительной связи

Содержание
  1. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
  2. Таблица с примерами
  3. Согласование
  4. Примеры
  5. Управление
  6. Примеры
  7. Примыкание
  8. Урок по теме «Виды связи в словосочетании»
  9. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  10. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  11. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  12. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  13. Общая информация
  14. Похожие материалы
  15. Презентация к уроку «Виды связи в словосочетании»
  16. Презентация к уроку по теме «Морфология и синтаксис. Повторение материала»
  17. Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Знаки препинания в ССП»
  18. Конспект урока по тем «Морфология и синтаксис. Повторение материала»
  19. Буква Уу. Мой алфавит
  20. » Планирование по русскому языку» 1 класс
  21. «Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса»
  22. Таблица слов для разбора по составу
  23. Вам будут интересны эти курсы:
  24. Оставьте свой комментарий
  25. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  26. Подарочные сертификаты

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Источник

Урок по теме «Виды связи в словосочетании»

Тема: « Виды связи в словосочетании »

Цель: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, изучить виды связи в словосочетаниях, развивать навыки устной и письменной речи.

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

— Тема нашего сегодняшнего урока: «Виды связи в словосочетании. Грамматическое значение словосочетаний».

Запись числа, вида работы и темы урока СЛАЙД 1

2.1. Самостоятельная работа «Разделы языкознания» (индивидуальная работа с взаимопроверкой)

Читайте также:  Способ устройства наливного пола

— Соотнесите науки о языке и предмет их изучения: РАСПЕЧАТКА

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

5. изучает звуки речи.

6. изучает состав и строение слова.

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

8. изучает слова как части речи.

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

10. изучает правила написания слов

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

КЛЮЧ: взаимопроверка, выборочная проверка тетрадей СЛАЙД 2

2.1. Объяснительно-орфографический диктант (работа у доски и на местах). н/нн в прил. и причастии

Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья, закалённая сталь, таинственный остров, песчаный берег, кошенная на лугу трава, выкошенное поле, льняная ткань, безымянный солдат, масленая каша.

— Укажите вид записанных словосочетаний (именные).

— Какие виды словосочетаний вы знаете? именные, глагольные, наречные

3. Работа по теме урока

3.1. Общие уточняющие сведения о словосочетаниях.

— Что такое словосочетание? сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

— Верно. Слова в СЛС связаны подчинительной связью. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Это связь неравноправных синтаксических единиц.

— Что относят к грамматическим средствам связи в СЛС? окончание, предлог.

СЛАЙД 4 — поэтапно примеры в тетрадь

— Напоминаю! Не являются словосочетаниями:

2) Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл;

3) Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый;

4) Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

3.3. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 45-46).

— Итак, в СЛС выделяют три способа подчинительной связи слов: СЛАЙД 5

согласование (зависимое слово – имя прилагательное или слово с признаками прилагательного)

управление (зависимое слово – имя существительное и слова с признаками имени существительного)

примыкание (зависимое слово – наречие, деепричастие, инфинитив, местоимения: его, её, их)

3.4. Первичное применение полученных знаний. Упражнение 93.

4. Закрепление изученного. СЛАЙД 6

— Перепишите в столбик, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. В скобках укажите вид словосочетаний и вид связи в СЛС. Фразеологизмы подчеркните одной чертой.

Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый взгляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, загадочно улыба(т/ть)ся, импров…зировать на реп…тици…

— Какие фразеологизмы вы подчеркнули? Что они обозначают?

Импровизировать на репетиции

5. Подведение итогов.

— Что такое словосочетание? — Как оно строится? — Как связаны между собой словосочетания?

— Назовите виды словосочетаний. — Назовите виды связи в СЛС.

6. Домашнее задание. Параграф 8. Упр. 94 стр.48. СЛАЙД 7

4.2. Задание «Четвёртое лишнее»

— Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1. Рубашка в клетку (какая?), билет пассажира (чей?), ездили отдыхать (с какой целью?), в связи с переездом. ПУНКТ №3: сочет. служеб.слова с самост.

2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь. ПУНКТ №5: фразеологизм

Читайте также:  Способы передачи бешенства от человека человеку

3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, хороший учебник.

ПУНКТ №4: составная форма слова

4. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Соотнесите науки о языке и предмет их изучения

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

5. изучает звуки речи.

6. изучает состав и строение слова.

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

8. изучает слова как части речи.

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

10. изучает правила написания слов

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

Соотнесите науки о языке и предмет их изучения

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

5. изучает звуки речи.

6. изучает состав и строение слова.

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

8. изучает слова как части речи.

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

10. изучает правила написания слов

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

Науки о языке и предмет их изучения

1. изучает звуки речи.

2. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

3. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

4. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

5. изучает правила написания слов

6. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

7. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

8. изучает состав и строение слова.

9. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

10. изучает слова как части речи.

11. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

12. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

Науки о языке и предмет их изучения

1. изучает звуки речи.

2. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

3. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

4. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

5. изучает правила написания слов

6. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

7. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

8. изучает состав и строение слова.

9. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

10. изучает слова как части речи.

11. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

12. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

Читайте также:  Мелирование как способ скрыть седину

Науки о языке и предмет их изучения

1. изучает звуки речи.

2. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

3. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

4. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

5. изучает правила написания слов

6. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

7. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

8. изучает состав и строение слова.

9. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

10. изучает слова как части речи.

11. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

12. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация к уроку «Виды связи в словосочетании»

Презентация к уроку по теме «Морфология и синтаксис. Повторение материала»

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Знаки препинания в ССП»

Конспект урока по тем «Морфология и синтаксис. Повторение материала»

Буква Уу. Мой алфавит

» Планирование по русскому языку» 1 класс

«Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса»

Таблица слов для разбора по составу

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308747 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы