Библиотека способы работы информации

Современные информационные технологии в развитии библиотечного дела
статья

Развитие информационных технологий, стремительный процесс информатизации всех сфер современного общества радикально повлияли на привычные библиотечные технологии: изменили методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; преобразовали традиционные формы и методы библиотечного и библиографического обслуживания; трансформировали процессы комплектования, обработки, сохранности фондов. Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности. Специалистам библиотек для эффективного использования возможностей, открывающихся в результате стремительного развития информационных технологий, необходимы профессиональная грамотность в области их использования, знания и навыки, наилучшим образом отвечающие потребностям современных пользователей.

Скачать:

Вложение Размер
sovremennye_informatsionnye_tehnologii_v_razvitii_bibliotechnogo_dela.docx 40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынова Елена Дмитриевна

Заведующая библиотекой МАОУ «Гимназия № 39»

Современные информационные технологии в развитии библиотечного дела

1 Информационные технологии в библиотечной практике: основные понятия………………………………………………………………………… 5

2 Применение информационных технологий в практической деятельности библиотек ………………………………………………………. 8

Развитие информационных технологий, стремительный процесс информатизации всех сфер современного общества радикально повлияли на привычные библиотечные технологии: изменили методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; преобразовали традиционные формы и методы библиотечного и библиографического обслуживания; трансформировали процессы комплектования, обработки, сохранности фондов. Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности. Специалистам библиотек для эффективного использования возможностей, открывающихся в результате стремительного развития информационных технологий, необходимы профессиональная грамотность в области их использования, знания и навыки, наилучшим образом отвечающие потребностям современных пользователей.

Комплексная природа внедрения информационных технологий в практическую деятельность библиотек обуславливает междисциплинарный характер научного дискурса вокруг них, а, следовательно – активное влияние на формирование предметной области данной темы терминов и понятий нескольких смежных дисциплин: библиотековедения, фондоведения, книговедения, библиографии, культурологии, психологии, менеджмента, маркетинга, и др.

Библиотека как культурный феномен была рассмотрена в работах Х.Л. Борхеса, Е.Ю. Гениевой, П. Клоделя, О.О. Коваленко, У. Эко. Работы В.А. Белавина, B.C. Егорова, Л.А. Василенко, E.H. Князевой, С.П. Курдюмова, Ю.И. Шемакина и др., посвящены методологическим обоснованиям инновационных подходов к построению социологических основ информатизации образования. [4, с. 10-18].

Несмотря на обширный научный опыт и на то, что исследованию библиотечного дела посвящено множество работ, проблема переосмысления использования информационных технологий в библиотеке и подготовку ее под современное общество остается далекой от завершения, именно поэтому эта область особенно интересна для дальнейших исследований. Вопрос разработки действенной и согласованной политики развития библиотечно-информационных учреждений и сферы библиотечно-информационной деятельности, в общем, находится на пике проблематики библиотековедческих изысканий.

Исходя из вышесказанного, тема современных информационных технологий, используемых в библиотеках, для работы выбрана потому, что она перспективна, и ее изучение необходимо для дальнейшего функционирования библиотеки как социального информационного института. Объект исследования: современные информационные технологии. Предмет исследования: процесс их внедрения в практическую деятельность библиотек. Цель работы: повышение эффективности организации современных информационных технологий для более результативного использования информационных ресурсов библиотек деятельности.

1. Выявить сущность основных понятий, сопряжённых с информационными технологиями в аспекте инновационной библиотечно-информационной деятельности.

2. Изучить области применения информационных технологий в библиотечной практике.

1 Информационные технологии в библиотечной практике: основные понятия.

Библиотека, как социальный информационно-культурный институт, призвана исполнять задачи, возложенные на нее государством и обществом. Предоставление свободного и бесплатного доступа к различным источникам информации всем гражданам — одна из главных функций развивающейся библиотеки. Процесс такого развития невозможен без внедрения в деятельность библиотеки современных информационных технологий.

В широком смысле понятие «информационная технология» – это процесс использования совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления. Цель – получение информации для ее анализа, и принятие на основе результатов этого анализа решения о выполнении какого-либо действия.

Информационная технология базируется на следующих принципах:

  • Диалоговый (интерактивный) режим работы с компьютером;
  • Совместимость с другими программными продуктами;
  • Гибкость процесса изменения данных и поставленных задач.

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано такое определение:

«Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

В библиотечной деятельности интернет-технологии используются в самых различных сферах: обслуживание читателей, реклама библиотечной деятельности, комплектование фондов, создание книжных выставок, библиографическое информирование, разработка стратегии библиотеки, и др.

Кроме того, на применении информационных технологий в библиотечной практике базируются следующие операции:

  • Создание, оформление, ведение электронных каталогов;
  • Создание, оформление, редактирование библиотечных сайтов и блогов, страниц в социальных сетях;
  • Создание и поддержка виртуальных библиотек;
  • Редакционно-издательская деятельность;
  • Создание и ведение баз данных для внутреннего использования, (отражающих информацию о статистике, учете, кадрах и др.);
  • Коммуникация с другими библиотеками и организациями в масштабах региона, страны, мира;
  • Создание совместных информационных ресурсов;
  • Обслуживание виртуальных пользователей в режиме онлайн;
  • Создание цифровых копий документов при помощи сканирования;
  • Доставка электронных документов;
  • Использование система программно-аппаратного комплекса на основе технологий RFID, для использования фондов;
  • Создание автоматизированного рабочего места библиотекаря, и др.

В настоящее время виртуальное обслуживание удаленных пользователей включает:

  • информирование о библиотеке, ее услугах через сайт, включая описания фондов и коллекций, информацию об услугах, виртуальные выставки и т. д.;
  • доступ к электронному каталогу, как основному библиографическому ресурсу;
  • обеспечение доступа удаленных пользователей к электронным ресурсам собственной генерации библиотеки (локальные библиографические БД, библиографические указатели и списки, фактографические данные);
  • доступ к полным текстам документов, составляющих электронные коллекции библиотеки;
  • электронная доставка документов (ЭДД);
  • справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей;
  • перенаправление запроса в другие виртуальные справочные службы.

На сайтах библиотек информационная поддержка пользователей сводится к нескольким основным запросам:

  • поиск в фонде наличия конкретного издания;
  • работа с электронными каталогами библиотеки;
  • доступ к подписным ресурсам;
  • получение электронной копии;
  • административные сведения (режим работы и правила пользования библиотечными услугами);
  • прочее (имеются ли вакансии, условия передачи книг в виде дара, график работы библиотеки).

Сегодня информационные технологии служат надежным и удобным инструментом для продвижения библиотеки и привлечения в нее новых пользователей. Развитие коммуникационных технологий позволяет создавать информационные продукты качественно нового уровня.

2 Применение информационных технологий в практической деятельности библиотек

Информационные технологи прочно вошли во все области и сферы библиотечной деятельности, и выставочная деятельность не является исключением. Современная библиотека успешно завоевывает виртуальное пространство, предоставляя информацию о своих фондах и своей деятельности виртуальным пользователям, что без использования информационных технологий практически невозможно, поскольку создание виртуальных экспозиций предполагает наличие в библиотеке необходимого оборудования, программного обеспечения, выхода в Интернет и специалистов, владеющих определенными информационно-техническими навыками.

Эффективность использования информационных технологий в библиотеках обусловлена следующими факторами:

  • Удобством доступа к разнообразным источникам информации одновременно;
  • Комфортностью условий работы;
  • Возможностью обучения навыкам работы с компьютерными технологиями и навигации в Интернет.

В связи с этим использование компьютерных технологий в библиотечном обслуживании возможно по нескольким направлениям:

  • Справочно-библиографическое обслуживание с привлечением всех имеющихся в библиотеке баз данных и Интернет;
  • Выставочная деятельность;
  • Издательская деятельность (CD и компьютерные издания);
  • Библиотечное обслуживание в режиме on-line. [22].

Выставочная деятельность – одно из самых перспективных направлений в информационном обслуживании читателей. Большой популярностью пользуются виртуальные выставки, размещенные на сайтах библиотек. Простейший пример: электронная библиотечная выставка может быть создана в формате «PowerPoint» – электронной презентации. В настоящее время этот формат используется преимущественно для подготовки и проведения публичного выступления: лекции, доклада, сообщения, и выставки.

Зрительный ряд электронной выставки представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и пр. После создания презентация в Microsoft PowerPoint есть возможность загрузить презентации в authorSTREAM. Презентации преобразуются в Flash- формат. Пользователи могут получить уникальный код Flash- презентация для встраивания в блогах и веб-сайтах. Также пользователи имеют возможность делиться презентацией по электронной почте, загрузить ее на YouTube.

Быстрое развитие новых информационных технологий сделало необходимым пересмотр традиционных форм работы; побудило обратиться к новаторским формам — наиболее эффективным и оптимальным для обучения пользователей, отдающих предпочтение электронным продуктам и услугам. Библиотеки активно преобразовываются в информационные центры, объединяющие научно-информационную и библиотечную сферы деятельности. В этой связи всё острее становится задача обучения пользователей новым способам и средствам работы, овладению современными информационно-коммуникационными технологиями, для чего широко создаются и используются собственные мультимедийные средства: рекламные ролики, презентации информационного характера, обучающие программы.

В процессе создания различных мультимедийных средств (роликов, презентаций, фильмов) повышается интеллектуальный уровень сотрудников библиотеки, растут их профессиональное мастерство и компетенция. Библиотечная сфера признала неизбежность информационной эры и достойно вошла в информационное общество, содействуя его превращению в таковое. Поэтому современная библиотека должна не противопоставлять себя и свои традиции новой эпохе, а интегрировать собственные достижения и опыт с современными информационными технологиями для успешного выполнения сущностных социальных функций.

Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек открывает новые возможности в области рекламирования библиотек в виртуальном информационном пространстве, существенно расширяя пространственные и временные границы, увеличивая аудиторию, повышая уровень эффективности рекламы. К библиотечной медиа-рекламе относятся следующие средства и каналы. Радиореклама, видео реклама, видео фильмы, видео ролики, телевизионная реклама, компьютерная реклама на сайтах, в социальных сетях, по электронной почте и др.

Реклама в Интернете может осуществляться при помощи бук трейлеров. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама новых книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видео хостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Библиотечный сайт – образ реальной организации в виртуальном мире с высоким уровнем комфорта при пользовании. Это единственный структурный отдел, работающий 24 часа в сутки и имеющий удаленный доступ для пользователей. Наличие навыков работы с веб-сайтом и умение его создавать — существенная составляющая в профессиональной деятельности современного информационного специалиста. Разработка сайта начинается с создания его структуры. Единых подходов к ее созданию не существует, но, учитывая опыт библиотек, можно вычленить основные разделы, наличие которых на сайте является обязательным. [4].

Электронный каталог и другие библиографические базы данных, фактографические сведения являются непременными атрибутами. Их существование предоставляет новых пользователей, у которых появляется возможность получать необходимую информацию, не покидая своего дома. Такой каталог предназначен, прежде всего, для пользователя, а не для библиотекаря.

Новости, без которых не обходится ни один сайт. Необходимо освещать все события, происходящие в городе или поселке, иначе сайт быстро лишится постоянных пользователей. Обновляется этот раздел часто и регулярно. Тут могут быть предоставлены политические, культурные, экономические, социальные новости страны, региона, области. Так же необходим архив новостей, функции которого – сохранять информацию, подверженную устареванию.

Библиотеки ссылок обязательны, поскольку именно этот раздел наиболее интересует пользователей. История библиотеки должна присутствовать в обязательном порядке. Гостевая книга, в которой пользователи оставляют свои сообщения и комментарии. В разделе правил пользования библиотечными ресурсами информация должна быть четкой и понятной. Для облегчения пользованием сайта необходима карта сайта. Титульная страница – первое, что видит пользователь, и по ее качеству судит не только о сайте, но и о работе библиотекарей, его создавших.

Титульная страница должна быть максимально информативной, содержать полное навигационное меню, адрес библиотеки, ее контакты и перечень услуг. Тут же размещают дату последнего обновления сайта. Дизайн веб-сайта не должен противоречить его содержанию. Не стоит перенасыщать сайт флэш-анимацией, графикой, звуком, эффектами перемещения, это отвлекает от сути информации, предоставленной на сайте. Необходимо так же предоставить телефонные номера и электронный адрес справочной службы. Многие библиотеки осуществляют выдачу виртуальных информационных справок.

После того, как сайт создан и зарегистрирован, желательно провести его презентацию, уведомить широкую общественность о его существовании. Далее необходимо своевременно обновлять и пополнять информацию, выложенную на сайте, обеспечивая тем самым его эффективное существование

В профессиональной среде обсуждаются новые технологии комплектования фондов библиотек с использованием системы Интернет, создание единого информационного пространства, доступного для всех участников информационного рынка (авторов, книгоиздателей, книгораспространителей, комплектаторов, фондоведов, покупателей и читателей). Новая концепция комплектования состоит из соединения традиционного приобретения документов и организации доступа пользователей к базам данных и удаленных ресурсов. Если в прежние времена библиотеки приобретали для своих пользователей печатные издания, то сегодня они могут приобретать право доступа к электронным изданиям, формируя, таким образом, «виртуальный фонд» прежде всего научной литературы. А это предоставляет им возможность максимального уровня обеспечения науки и производства, что было бы немыслимо при использовании только традиционных изданий.

Технологический эффект от внедрения информационных технологий может быть оценен через потенциальный экономический эффект. Социальный эффект рассматривается как результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающий чаще всего стоимостной оценки. Среди возможных негативных социальных последствий внедрения информационных технологий можно выделить следующие: сокращение рабочих мест вследствие модернизации действующего технологического процесса; возникновение социальной напряженности, конфликтов за счет их непринятия.

Профессиональное библиотечное творчество в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, на освоение инновационных цифровых технологий и сетевых Интернет-ресурсов, поскольку в эту сферу направлены интересы большинства пользователей, и их число с каждым годом будет расти. Деятельность по созданию виртуальных экспозиций для удовлетворения читательских информационных потребностей, а так же для раскрытия книжных фондов библиотек, является приоритетной. Так же необходима реклама библиотек и предоставляемых ими современных информационных услуг и продуктов.

Достижение этих целей заключается в увеличении числа современных информационных технологий в практической деятельности библиотечных специалистов. Реалии таковы, что на современном этапе существует множество структур, составляющих конкуренцию библиотекам в сфере обеспечения пользователей необходимой информацией. Это информационные агентства, порталы, сайты, присылающие на электронную почту заказчиков различные сведения. Но, в отличие от других участников информационно-коммуникативного процесса, только в фондах библиотеки наличествует необходимый для дальнейшей цифровой обработки документный материал.

Данное исследование приводит к осознанию того, что альтернативная система информационных коммуникаций ведет к конкуренции среди организаций системы социального взаимодействия, в первую очередь библиотек, угрожая их монопольному положению в сфере обслуживания пользователей. Решения этой проблемы – в коренных изменениях всей системы библиотечной деятельности, реорганизации библиотек в современные информационные центры широкого спектра деятельности. Только при таких условиях они смогут соответствовать современным требованиям, успешно исполняя роль важного элемента инфраструктуры информационных ресурсов социума.

  1. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. [Текст]. – Введ. 1.08. 2004. – М.: Меж Госстандарт России: Изд.-во стандарты, 2001. – 169 с.
  2. ГОСТ Р 7.0.5. -2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 28.04.2008. — М.: Госстандарт России: Изд.-во стандартов, 2001. – 22 с. 1
  3. Айрик, И. Семь станций на пути инноваций [Текст]. / И. Айрик // Библиотека. – 2010. – №12. – С. 24-27.
  4. Афанасьева, О. Выставка-инсталляция в пространстве библиотеки и в веб-пространстве [Текст] / О. Афанасьева // Библиотечное дело. – 2012. — №16. – С. 20-22.
  5. Андреева, М. В. Виртуальная выставка как форма раскрытия фонда [Электронный ресурс]: [презентация] / МКУ „ЦБС” ГО „город Якутск”; ЦГБ им. Белинского; М. В. Андреева. – Электрон. данные (14 слайдов). – [Якутск, 2014]. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/kenifreadjorge/ss-41544345 , свободный. – Дата публ.: 14.11.2014. – Дата обращения: 8.03.2021 . – Загл. с титул. экрана. – Презентация на сервисе Slideshare.
  6. Баркова, И. «Шкаф поколения NEXT»: секреты виртуальных экспозиций [Текст] // Библиотека. – 2015. — №8. – С. 41 – 44.
  7. Васильев, В. В. Информационные технологии в библиотечном деле [Текст]: учебно-методическое пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2007. – 368 с.
  1. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек [Текст] : науч.-попул. лит. / Б.Ф. Володин. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 451 с.
  2. Джиго, А. «Обязательный экземпляр в информационно-телекоммуникационной сети: проблемы комплектования, использования и пути дальнейшего совершенствования» [Текст] / А. Джиго// Библиотека.- 2010. — №10. – С. 47 – 50.
  3. Езова, С. Самооценка как составляющая «Я-концепции» / С. Езова // Библиотека. – 2016. – №3. – С. 6.
  4. Журина, А. Учение с увлечением поднимает настроение: какая она, среда информационного взаимодействия? [Текст] / А. Журина, Л. Рахимжанова //Библиотека. – 2011. – 311. – С. 42-45.
  5. Золотова, Н. Доступ к знаниям в цифровом формате: на единой платформе / Н. Золотова // Библиотека. – 2016. — №5. – С. 27.
  6. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – 224 с.
  7. Иванова, Н. Закупки без задержек: рыночной алгоритм [Текст]/ Н. Иванова // Библиотека. – 2016. — №5. – С. 12 – 14.
  8. Каленов, Н. Электронная библиотека «Научное наследие Росси» [Текст] / Н. Каленов, Г. Савин, А. Сотников, А. Глушановский, С. Кириллов, А. Малинин // Библ. вестник. — 2009. — №6. – С. 40 – 42.
  9. Карзанова, А. Создание электронных выставок в библиотеке [Текст] / А. Карзанова // Панорама библиотечного опыта. – Минск, 2012. – С. 80-93.
  10. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. [Текст] . — М.: Эксмо, 2014. – 832 с.
  11. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение [Текст]: учебник: в 2 ч./ Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. — М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 2012. — 256 с.
  12. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2013. — 318 с.
  13. Кузнецова, Т. Инновационные практики современной библиотеки [Текст] / Т. Кузнецова //Библиотека. – 2009. — №11. – С.9-12
  14. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение [Текст]: учеб. пособ. для вузов. — М.: ЛИБЕРЕЯ, 2009 — 224 с.
  15. Протопопова, Е. «Облачные» сервисы: панорама возможностей [Текст]/ Е. Протопопова // Библиотека. – 2015. – №11. – С. 13 – 19.
  16. Справочник библиотекаря [Текст] / Под ред. Ванеева А.Н., Минкиной В.А.-СПб.: Профессия, 2015. -432.
  17. Столяров, Ю. Н. Библиотековедение [Текст]: избр. (1960-2000 гг.) / Ю.Н. Столяров. – М.: Пашков дом, 2010. – 154 с.
  18. Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение [Текст]: конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2009. — 170 с.
  19. Чачко, А. С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе [Текст]: науч.-метод. пособие / А.С. Чачко. – М.: Либерея, 2004. — 88 с.
  20. Федулеева, Н.Н. Книга: традиционная и электронная [Текст] / Н.Н. Федулеева // Библиогр. – 2013. — №4. – С. 8 – 11.
  21. Чемоданова, Е. От стеллажа – в Интернет: интерактивные площадки как новая форма продвижения информации [Текст] / Е. Чемоданова // Библиотека. – 2013. — №3. – С. 55-56.

Источник

Читайте также:  Лучшие способы добиться успеха
Оцените статью
Разные способы