- Когда нельзя промывать желудок?
- Беззондовый способ промывания желудка противопоказан
- Показания для промывания желудка при отравлении
- Противопоказания для промывания желудка
- Осложнения промывания желудка
- Методика промывания желудка
- Видео методики промывания желудка
- Методическая разработка практического занятия на тему «Промывание желудка»
Когда нельзя промывать желудок?
Летний период богат на отравления. Первой помощью при отравлении служит промывание.
Обратите внимание на то, что существует несколько категорий людей, которым промывание желудка делать категорически нельзя:
Люди, находящиеся без сознания и со спутанным сознанием. Во-первых, они не могут выпить воду, а во-вторых, существует высокая опасность асфиксии – то есть захлебывания. Более того, если у человека, находящегося без сознания, начинается рвота, которая часто бывает, если у человека острое пищевое отравление, обязательно все время следите за тем, чтобы его голова была наклонена на бок – это поможет избежать удушья.
Дети до двух лет. Малышам самостоятельно промывать желудок также ни в коем случае нельзя. Причин тут две – вряд ли вам удастся уговорить кроху выпить столько воды. Но даже если вы все же сумеете его уговорить, вас будет подстерегать очень серьезная опасность. Дело в том, что у таких малышей раздражение корня языка и рвота могут спровоцировать внезапную самопроизвольную остановку сердца и дыхания.
Людям, перенесшим инфаркты и инсульты. Причина, по которой промывание желудка противопоказано, такая же, как и у деток. Рвотный рефлекс оказывает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему организма.
И состояние больного человека может значительно ухудшиться.
Конечно, пищевые отравления и кишечные инфекции очень схожи по своим симптоматическим признакам. К сожалению, определить самостоятельно, что же явилось причиной заболевания, просто невозможно. Более того, даже самый опытный врач никогда не возьмет на себя такую ответственность, как постановка диагноза, без проведения ряда анализов, которые выявят причину заболевания и позволят назначить соответствующее адекватное лечение.
Именно поэтому ни в коем случае не игнорируйте необходимость обратиться за медицинской помощью. Ведь чем раньше будут приняты меры при пищевом отравлении, тем меньший урон будет нанесен организму, тем самым вы сможете избежать огромного количества осложнений!
Своевременно оказанная неотложная помощь при пищевом отравлении зачастую может спасти не только здоровье человека, но и его жизнь.
Источник
Беззондовый способ промывания желудка противопоказан
Судя по данным проведенного Merigian и соавт. долгосрочного контролируемого исследования больных с острым самоотравлением, если бессимптомным пациентам не проводить опорожнения желудка, на их клиническом состоянии это почти не отражается. Опорожнение желудка у больных с симптомами интоксикации не влияет существенно на продолжительность их пребывания в отделении неотложной помощи, среднее время проведения интубации и средний период лечения в отделении интенсивной терапии.
Фактически промывание желудка сочетается с повышенным процентом направления пациентов на интенсивную терапию и развития аспирационной пневмонии. Исследования на добровольцах показывают, что промывание желудка эффективнее сиропа ипекакуаны непосредственно после проглатывания токсина, однако через час после этого статистически значимой разницы между промыванием и рвотой с точки зрения снижения всасывания метки не наблюдается.
Эффективность промывания желудка зависит от времени, истекшего с момента проглатывания токсина, от его количества, токсичности и скорости всасывания. Большие количества невсосавшегося вещества после его передозировки удается удалить лишь у малой части пациентов, поступивших в отделение неотложной помощи. К сожалению, определить, кому из них промывание желудка полезнее всего, затруднительно.
Показания для промывания желудка при отравлении
Возможно, промывание желудка показано в первую очередь пациентам, проглотившим опасную для жизни дозу токсина, находящимся в плохом состоянии и поступившим в течение 1—2 ч после приема вредного агента. По истечении этого срока на эффективную очистку желудка логично надеяться при отравлении средствами, замедляющими всасывание, приеме больших количеств токсина и отсутствии кишечных шумов при физикальном обследовании.
Действительно ли промывание поможет таким больным через 4—6 ч после проглатывания вредного вещества, точно не известно. Имеющиеся данные наводят на мысль, что по истечении такого периода из желудка удается извлечь лишь небольшую часть токсина. В случае проглатывания низких или средних доз вещества, адсорбируемого активированным углем, применение последнего, вероятно, предпочтительнее промывания.
Американская академия клинической токсикологии и Европейская ассоциация центров борьбы с отравлениями и клинической токсикологии подготовили проект документа, регулирующего проведение промывания желудка. Документ предстояло закончить в 1996 г. Автором рекомендаций выступил Vale, по мнению которого эта процедура не должна рассматриваться в качестве рутинного метода лечения больных с пероральной интоксикацией.
Убедительных данных в пользу того, что она положительно влияет на исход лечения, нет, а вот существенное ухудшение состояния вполне возможно. Промывание следует рекомендовать, только если опасное для жизни количество токсина проглочено больным в течение предшествовавшего часа. Впрочем, даже в этом случае клиническая польза процедуры не подтверждена в контролируемых исследованиях. Такая точка зрения, безусловно, будет уточнена в последующих публикациях, но она достаточно четко отражает современные взгляды по данному вопросу.
Относительно применения сиропа ипекакуаны, активированного угля (одной или нескольких доз), слабительных средств и полного промывания кишечника подобных документов на сегодняшний день не подготовлено.
Промывание желудка с последующей инстилляцией активированного угля при адекватной защите трахеи может быть полезно пациентам с измененным психическим состоянием в течение 1—2 ч после проглатывания токсина. По истечении данного периода эта процедура, по-видимому, имеет смысл в присутствии желудочных осаждений, при задержке содержимого желудка и передозировке препаратов пролонгированного действия.
Советы при промывании желудка:
1. В целом смертность от острых отравлений не достигает и 1 %, поэтому одна из главных задач врача — определить на ранней стадии больных с максимальным риском серьезных осложнений и решить, полезна ли им очистка желудочно-кишечного тракта.
2. Промывание желудка подразумевает введение пациенту орогастральной трубки большого калибра с серией введений и аспирации небольших объемов жидкости для удаления желудочного содержимого.
3. Промывание желудка не следует считать одной из рутинных процедур оказания помощи больным с отравлением.
4. Исследования опорожнения желудка у подопытных животных показывают, что при промывании удаления из него значительных количеств вещества-метки не происходит, особенно если после его введения прошло более 60 мин. Эксперименты на добровольцах также не подтверждают его высокой эффективности. В одном из клинических исследований, в целом говорящем о пользе данной процедуры, пациенты получали также активированный уголь, что могло привести к кажущейся эффективности промывания, проведенного в течение 1 ч после передозировки.
5. Поскольку количество удаляемого путем промывания желудочного содержимого снижается со временем, эту процедуру следует считать полезной, только если больной проглотил опасное для жизни количество токсина не более чем за час до ее проведения.
6. Клинические и экспериментальные исследования не подтвердили положительного влияния промывания желудка без какого-то дополнительного вмешательства, даже если с момента передозировки прошло менее 1 ч. Более того, эта процедура может усилить всасывание вредного вещества.
7. Никакие клинические данные не доказывают пользы промывания, проведенного более чем через час после передозировки, в том числе трициклических антидепрессантов и аспирина, хотя существуют неподтвержденные сообщения об удалении в такой ситуации значительных количеств проглоченных веществ.
8. Промывание желудка не приносит пользы больным, проглотившим нетоксичное вещество или нетоксичное количество токсичного вещества.
9. Промывание бесполезно в качестве «воспитательной» меры, удерживающей от последующей передозировки.
Таким образом, меры по опорожнению желудка в отделении неотложной медицинской помощи обычно с лечебной точки зрения неэффективны, чреваты ухудшением состояния больного и, по-видимому, не дают никаких клинических преимуществ по сравнению с использованием одного лишь активированного угля.
Противопоказания для промывания желудка
а) Абсолютные. Промывание желудка абсолютно противопоказано больным с незащищенными дыхательными путями, особенно если больные находятся в бессознательном состоянии, а также при риске желудочного кровотечения или прободения в связи с патологией или недавно перенесенной операцией.
б) Относительные. К относительным противопоказаниям можно причислить проглатывание углеводородов, едких щелочей, кислот, а также риск желудочного кровотечения или прободения в связи с патологией или недавно перенесенной операцией.
Осложнения промывания желудка
К осложнениям при промывании желудка относятся ларингоспазм, падение парциального давления кислорода, аспирационная пневмония, синусовая брадикардия, удлинение интервала S— Т на электрокардиограмме и (редко) механическое повреждение пищеварительного тракта.
Методика промывания желудка
1. Если назначено промывание желудка, необходимо, чтобы персонал (медицинский или сестринский), выполняющий эту процедуру, имел достаточный опыт ее проведения, что ободрило бы находящегося в сознании больного и свело к минимуму риск осложнений. Вне больницы проводить промывание желудка не рекомендуется.
2. Если пациент в сознании, нужно объяснить ему суть процедуры и получить его согласие на ее проведение. Больному, не сталкивавшемуся с ней ранее, надо объяснить, во-первых, что ему в желудок введут трубку для откачки яда, а во-вторых, что, хотя операция эта неприятна, она может ускорить выздоровление. Если информированного согласия не получено, промывания проводить нельзя, поскольку иначе, с юридической точки зрения, оно будет представлять собой нападение с применением технических средств, а кроме того, возрастет риск серьезных осложнений.
3. Перед началом процедуры необходимо обеспечить возможность отсасывания аспирата из дыхательных путей.
4. Коматозным пациентам без рвотного рефлекса перед промыванием желудка необходимо провести эндотрахеальную или назотрахеальную интубацию. Между зубами нужно установить оральный воздуховод, исключающий перекусывание эндотрахеальной трубки, если больной внезапно очнется или забьется в конвульсиях.
5. Пациента следует положить на левый бок головой вниз (угол стола 20°): доказано, что такое положение обеспечивает удаление большего количества желудочного содержимого.
6. Перед введением трубки отмеряют вводимую длину и делают соответствующую метку.
7. В случае промывания желудка у взрослых используют трубки французского калибра 36—40 или английского калибра 60 (наружный диаметр примерно 12— 13,3 мм), а для детей — французского калибра 16— 28 (диаметр 5,3—9,3 мм). Орогастральная трубка должна быть одноразовой, чтобы избежать риска передачи ВИЧ и вируса гепатита. Необходима трубка с закругленным концом и достаточно твердая для беспрепятственного прохождения по пищеварительному тракту.
Назогастральная трубка для промывания желудка не подходит из-за малого диаметра: через нее могут не пройти твердые частицы, в том числе таблетки, а, кроме того, повреждение слизистой носа чревато тяжелым носовым кровотечением.
8. Вводить трубку надо без усилий, особенно если пациент ведет себя неспокойно. Когда она введена, ее положение проверяют путем либо вдувания воздуха с аускультацией области желудка, либо аспирации с определением рН аспирата. По традиции аликвота его образца направляется на токсикологический анализ, хотя, за исключением ситуаций, требующих судебно-медицинской экспертизы, подавляющее большинство лабораторий в настоящее время предпочитает тестировать пробы крови и/или мочи.
9. Промывание проводят небольшими аликвотами жидкости. Взрослым ее вводят по 200—300 мл, предпочтительно, нагрев до 38 °С, а детям — 10—20 мл на 1 кг массы тела. В качестве жидкости обычно выступают вода или физиологический раствор, хотя маленьким детям вода может быть противопоказана из-за риска гипонатриемии или водной интоксикации.
Поскольку объем содержимого желудка влияет в скорость его опорожнения, для сведения к минимуму риска прохождения токсина в двенадцатиперстную кишку жидкость вводят маленькими порциями. Ее подогревание исключает риск гипотермии у очень маленьких и старых больных, а также у тех, кому вводят большое ее количество.
10. Промывание продолжают, пока аспират не станет прозрачным и свободным от твердых веществ.
Видео методики промывания желудка
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Источник
Методическая разработка практического занятия на тему «Промывание желудка»
Смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
на заседании ЦМК специальных дисциплини№1
протокол №6 от 11 февраля 2020 года
Председатель ЦМК _________________
Технологическая карта практического занятия
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг
специальность 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки
ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг
специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки
Методическая разработка практического занятия
Тип занятия: комбинированный
Автор: Шершакова М.Л. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
Студент должен знать:
— способы реализации сестринского ухода;
— технологии выполнения медицинских услуг;
Студент должен уметь:
— эффективно общаться с пациентом;
— собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
— определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
— заполнять медицинскую документацию;
— выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;
— оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-
— обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
Студент должен иметь практический опыт:
— оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
— ведения медицинской документации;
— соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при
уходе за пациентом во время проведения процедур
1. Научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
2. Воспитывать у обучающихся ответственное отношение к своим обязанностям,
доброжелательное и внимательное отношение к пациентам.
3. Научить нести ответственность за результаты своей работы.
1. Повысить устойчивый интерес к будущей профессии.
2. Повысить учебную профессиональную мотивацию.
3. Способствовать развитию у обучающихся профессиональной наблюдательности,
сознательности, логического и клинического мышления; способности самостоятельно
Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 2.2 Обеспечивать инфекционную безопасность.
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность практического занятия: 4 часа
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики
1. Презентация «Промывание желудка».
2. Ноутбук, проектор, экран.
Информационное обеспечение занятия
Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустосветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.
2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2012
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник – Изд. 2-е, исправл. И доп. – М: ГЭОТАР- Медиа, 2009
План – хронокарта практического занятия
Смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг
специальность 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки
ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг
специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки
Методическая разработка практического занятия
Тема: «Промывание желудка»
на заседании ЦМК специальных дисциплини№1
протокол №6 от 11 февраля 2020 года
Председатель ЦМК _________________
Заместитель директора по учебной работе СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина» ___________________
Автор: Шершакова М.Л. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
Методическая разработка составлена согласно рабочей программе дисциплины ПМ 07 Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия.
Актуальность темы «Промывание желудка» обусловлена тем, что
на современном этапе развития медицины, лечение отравлений различной этиологии немыслимо без применения промывания желудка. Знания, полученные обучающимися на данном занятии, помогут в освоении профессионального модуля, в овладении обучающимися видами профессиональной деятельности — решение проблем пациента посредством сестринского ухода и участия в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, которые являются основой их будущей профессиональной деятельности как медицинских работников.
Тема «Промывание желудка» является важной и актуальной в системе подготовки
медицинских сестер, так как деятельность сестры складывается не только из выполнения
манипуляций, но и профилактики возможных осложнений в системе лечебно-
профилактических учреждений, умения выявлять проблемы пациента, составлять план
сестринского ухода, применять сестринский процесс на практике.
При составлении разработки учитывалось использование обучающимися базовых знаний по данной дисциплине.
Для лучшего усвоения темы обучающимися на занятии методическая разработка имеет
раздаточный дидактический материал.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателем при проведении занятия, а блок дидактических материалов может быть использован обучающимися как на занятии, так и во внеаудиторное время.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
— Организационно-методический блок: цели, мотивация, оснащение занятия, план,
— Опорный конспект: глоссарий, опорный конспект для преподавателя, блок материалов для работы обучающихся на занятии;
— Блок контроля знаний обучающихся: контроль исходного уровня знаний (тестовые задания с эталонами ответов), контроль знаний, полученных на занятии (решение ситуационных задач с эталонами ответов);
В методической разработке представлен список основной и дополнительной литературы для преподавателя.
Студент должен знать:
— способы реализации сестринского ухода;
— технологии выполнения медицинских услуг;
Студент должен уметь:
— эффективно общаться с пациентом;
— собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
— определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
— заполнять медицинскую документацию;
— выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;
— оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-
— обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
Студент должен иметь практический опыт:
— оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
— ведения медицинской документации;
— соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при
уходе за пациентом во время проведения процедур.
1. Повысить устойчивый интерес к будущей профессии.
2. Повысить учебную профессиональную мотивацию.
3. Способствовать развитию у обучающихся профессиональной наблюдательности,
сознательности, логического и клинического мышления; способности самостоятельно
1. Научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
2. Воспитывать у обучающихся ответственное отношение к своим обязанностям,
доброжелательное и внимательное отношение к пациентам.
3. Научить нести ответственность за результаты своей работы.
Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 2.2 Обеспечивать инфекционную безопасность.
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность практического занятия: 4 часа
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики
1. Презентация «Промывание желудка»
2. Ноутбук, проектор, экран.
Актуальность темы и мотивация
Несмотря на очевидный прогресс мировой медицины в поиске новых эффективных, антибактериальных препаратов, дезинфицирующих средств, проблема отравлений различного происхождения остается актуальной. Особое место занимают пациенты с пищевыми токсико-инфекциями. Так, пищевые отравления занимают 1 место среди всех описанных случаев, также имеет место отравления угарным газом, химическими веществами, отравления лекарственными препаратами. Медицинский работник должен не только уметь определить характер отравления, но и оказать своевременную медицинскую помощь на госпитальном этапе. Насколько эффективно и своевременно будет оказана помощь зависит жизнь человека, его качество жизни в период выздоровления.
Информационное обеспечение занятия
Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустосветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.
2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2012
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник – Изд. 2-е, исправл. И доп. – М: ГЭОТАР- Медиа, 2009
Аспирация – проникновение инородных тел в дыхательные пути.
Детоксикация – прекращение всасывания токсических веществ и их удаление из организма.
Интубация трахеи – введение трубки в трахею с целью восстановления ее проходимости.
Назогастральный зонд – трубка, вводимая через носовой ход в желудок для выполнения диагностических и лечебных процедур.
Промывные воды – жидкость, получаемая в результате промывания какого-либо полого органа или полости тела; служат материалом для диагностического исследования.
Рвота – непроизвольное выбрасывание содержимого желудка через рот и нос.
Эпигастрий – область передней стенки живота, ограниченная сверху диафрагмой, снизу – уровнем десятых ребер.
Промывание желудка — лечебный метод при застое желудочного содержимого и при отравлениях. Современные руководства не рекомендуют использовать промывания желудка при оказании первой помощи, без прямого указания специалиста токсикологического центра, так как эта процедура может в некоторых случаях утяжелить
состояние пострадавшего. Пропорционально урбанизации населения и росту потребления
химических средств в домашнем хозяйстве возрастает частота острых отравлений. Количество больных с отравлениями превосходит число госпитализируемых по поводу острого инфаркта миокарда, а количество летальных исходов в 2 раза больше, чем при дорожно-транспортных происшествиях. «Отравления – патологические процессы, развивающиеся вследствие воздействия на человека или животного экзогенно попавших в организм химических веществ, способных вызвать нарушения различных физиологических функций и создать опасность для жизни».
Отравления являются постоянной проблемой клинической медицины, поскольку в окружающей человека среде всегда существуют химические вещества, обладающие токсическим свойствами. Однако особую актуальность эта проблема приобрела с развитием химии, особенно химических веществ, широко применяемых для промышленных, сельскохозяйственных, бытовых, медицинских и других целей. Многие из них при неправильном использовании и хранении становятся причиной острых и хронических отравлений. Острые отравления имеют преимущественно бытовой, а хронические – профессиональный характер.
Путь поступления в организм
По названию вещества или группы
Условия возникновения отравления
Ингаляционные (через дыхательные пути), перкутанные (через кожу)
Отравление хлорофосом, мышьяком, дихлорэтаном и др.
Пероральные (через рот)
Отравления барбитуратами, кислотами, щелочами и пр.
Инъекционные (при парентеральном введении)
Название целого класса, объединяющего различные химические вещества
Характеристика отравлений, первая помощь.
Отравление угарным газом
Головная боль, тяжесть в голове, тошнота, головокружение, шум в ушах,
сердцебиение. Несколько позднее появляются мышечная слабость, рвота. При
дальнейшем пребывании в отравленной атмосфере слабость нарастает, возникает
сонливость, затемнение сознания, одышка
отравленного из данного
помещения. При слабом
поверхностном дыхании или его
остановке необходимо немедленно
начать искусственное дыхание,
которое следует проводить до
адекватного дыхания или до
появления явных признаков
биологической смерти. Больные с
тяжелым отравлением подлежат
госпитализации, так как возможно
развитие тяжелых осложнений со
стороны легких и нервной системы
в более позднем периоде
Первые симптомы заболевания проявляются через 2-4 часа после приема
зараженного продукта в некоторых случаях заболевании может проявиться через
больший промежуток времени 20-26 часов.
Заболевание обычно начинается внезапно: остро возникают общее недомогание,
тошнота, часто повторная рвота, схваткообразные боли в животе, частый жидкий
стул, иногда с примесью слизи и прожилками крови. Очень быстро нарастает
интоксикация, проявляющая снижением артериального давления, учащением и
ослаблением пульса, бледностью, жаждой, высокой температурой (38—40°С).
Промывание желудка водой при
помощи желудочного зонд или
путем вызывания искусственной
рвоты—обильное питье теплой
воды (1,5—2 л) с последующим
раздражением корня языка.
Промывать следует до «чистой
Скрытый период болезни продолжается 15—60 мин. Затем появляются
симптомы поражения нервной системы, повышенное слюноотделение, отделение
мокроты, потливость. Дыхание учащается, становится шумным с хрипами,
слышимыми на расстоянии. Больной становится беспокойным, возбужденным,
вскоре присоединяются судороги нижних конечностей и усиленная
перистальтика. Несколько позднее наступают параличи мускулатуры, в том
числе и дыхательной. Остановка дыхания ведет к асфиксии и смерти.
При отравлениях, возникших вслед-
ствии вдыхания ядохимикатов,
основной задачей первой помощи
транспортировка пострадавшего в
стационар. При возможности
больному необходимо дать 6—8
капель 0,1% раствора атропина или
1—2 таблетки белладонны. В
случае остановки дыхания следует
искусственное дыхание. При
отравлениях вследствие попадания
ядов в желудочно-кишечный тракт
необходимо промывание желудка
водой со взвесью активированного
угля; дают солевые слабительные.
Ядохимикаты с кожи и слизистых
оболочек следует удалить струёй
Отравление кислотами и
На слизистой оболочке рта, губах возникают ожоги и струпья. При ожогах
серной кислотой струпья черного цвета, при ожогах азотной — серо-желтого
цвета, при ожогах соляной — желтовато-зеленого цвета, при ожогах уксусной —
Щелочи легче проникают через ткани и поэтому он поражают ткани на большую
глубину. Ожоговая поверхность очень рыхлая, распадающаяся, белесоватого
цвета. Тотчас после приема внутрь кислоты или щелочи у больных возникают
сильные боли во рту, за грудиной. Больные мечутся от болей. Почти всегда
наблюдается мучительная рвота, часто с примесью крови. Быстро возникает
болевой шок. Возможен отек гортани с доследующим развитием асфиксии. При
приеме больших количеств кислоты или щелочи очень быстро развивается
сердечная слабость, коллапс. Тяжело протекают поражения нашатырным
спиртом. Болевой синдром при этом поражении сопровождается удушьем, так
как страдают и дыхательные пути.
Промыть желудок через толстый
зонд 6—10 л теплой воды с
добавлением жженой магнезии (20 г
на 1 л жидкости).
Проявление отравлений чрезвычайно разнообразно и зависит от вида
При пере дозировке болеутоляющих и жаропонижающих средств происходит
нарушение процессов торможения и возбуждения в центральной нервной
системе, парез капилляров и усиленная отдача телом тепла. Это сопровождается
усиленным потоотделением, развитием слабости, сонливости, которая может
перейти в глубокий сон и даже в бессознательное состояние, иногда с
При передозировке снотворных средств (барбамил, ноксирон, нембутал и др.).
При отравлении наблюдается глубокое торможение центральной нервной
системы, сон переходит в бессознательное состояние с последующим параличом
дыхательного центра. Больные бледные, дыхание поверхностное и редкое,
неритмичное, часто хрипящее, клокочущее.
При отравлениях наркотиками возникают головокружения, тошнота рвота,
слабость, сонливость. При значительных передозировках развиваются глубокий
сон, бессознательное ее стояние, которое заканчивается параличом дыхательного
центра и центра кровообращения. Больной бледен, наблюдается цианоз губ,
дыхание неправильное, зрачки резко сужены.
При сохраненном сознании
необходимо промыть желудок,
вызвать активную рвоту. В случае
нарушения дыхания показано
Цель промывания желудка:
— удаление из желудка его содержимое через пищевод
Показания к промыванию желудка:
— пищевые, химические, лекарственные (передозировка) отравления,
— кишечные инфекциях, сосредоточении в желудке не переваренной пищи,
— при острых расстройствах пищеварения в виде доврачебной помощи.
Показание к лечебному промыванию желудка — отравления различными ядами, принятыми внутрь, пищевые отравления, гастриты с обильным образованием слизи, другие состояния. Диагностическое промывание желудка применяют при заболеваниях желудка (главным образом при подозрении на рак желудка), а также для выделения возбудителя при воспалительных процессах в бронхах и легких (в случае, если больной заглатывает мокроту) и инфекционных поражениях желудка.
Своевременное промывание желудка может явиться основным и единственным мероприятием, предупреждающим всасывание токсинов в кровь и предотвращая осложнения болезни. Даже серьезное отравление протекает легче и завершается благополучно, при своевременном промывании желудка.
Противопоказания к промыванию желудка:
— пищеводные и желудочные кровотечения (язва, рак, варикозное расширение вен
пищевода и желудка);
— воспалительные заболевания с изъязвлениями в полости рта и глотки (ожог слизистой
оболочки рта и глотки в первые часы после отравления едкими кислотами и щелочами
не является противопоказанием для промывания желудка);
— выраженные сердечно-сосудистые заболевания (аневризма аорты, грудная жаба, инфаркт миокарда).
Относительными противопоказаниями являются гипертоническая (неосложненная) болезнь, беременность, эпилепсия.
При отравлениях химическими веществами промывать желудок противопоказано, потому
что кислота или щелочь могут воздействовать на стенки желудка, истончая их. Нередко
симптомы такого отравления видны уже на слизистой полости рта (белая изъязвленная
слизистая оболочка). В этом случае введенный в желудок зонд может повредить стенку
желудка и вызвать осложнения, поэтому зондирование и промывание желудка противопоказаны.
Способы промывания желудка:
— Зондовый (толстым или тонким желудочным зондом)
— Беззондовый «ресторанный» (с помощью вызывания рвоты после обильного приема
Виды желудочных зондов:
толстый желудочный зонд
Толстый желудочный зонд представляет собой резиновую трубку диаметром 10—12 мм с
просветом 0,8 мм, длиной 70—80 см. Один конец зонда, вводимый в желудок, закруглен, выше его имеются два овальные отверстия, через которые в зонд поступает желудочное содержимое. На расстоянии 40 — 45 см от слепого конца зонда имеется метка, соответствующая расстоянию от края зубов до входа в желудок.
тонкий желудочный зонд
Тонкий зонд представляет собой резиновую трубку длиной 1,5 м и диаметром 2 — 3 мм.
Способы определения глубины введения желудочного зонда
-от резцов до пупка пациента
— от резцов до мечевидного отростка + ширина ладони пациента
— от резцов до мечевидного до мочки уха и далее до мечевидного отростка пациента
— рост пациента – 100
Особенности промывания желудка детям
Техника и принципы проведения промывания желудка у детей практически
ничем не отличается от промывания желудка у взрослых. Однако есть
— Детей следует лучше фиксировать, проводить процедуру следует с помощником. Ребенка усаживают на руки помощника, который захватывает ноги ребенка своими ногами, одной рукой фиксирует руки, а другой голову, положив руку на лоб ребенка. Ребенка можно завернуть в пеленку или простыню и уложить на бок.
— Диаметр желудочного зонда необходимо подобрать в зависимости от возраста ребенка
— Объем жидкости для промывания рассчитывается исходя из возраста ребенка. Разовый
объем для промывания для новорожденного 30-50 мл, для ребенка от 1-6 месяцев 100мл,
от 6-12 месяцев 200 мл. Для детей старше 1 года объем рассчитывается по формуле
(200+100 мл х (n-1), где n-количество лет).
— Обязательно учитывать, сколько ввели жидкости и сколько вывели, чрезмерное
поступление воды в кишечник может привести к так называемому «отравлению водой»
(разница не должна быть более 1% от массы тела ребенка).
Количество воды, используемое при промывании желудка у детей:
Возможные трудности и осложнения при промывании желудка с помощью зонда:
— Из воронки вытекает меньше воды, чем было введено в желудок. Возможно, часть воды
перешла в кишечник. Или же зонд изогнулся и препятствует нормальному оттоку
жидкости. Так случается при чрезмерно глубоком введении зонда или при недостаточном его введении. Для решения проблемы необходимо ввести зонд несколько глубже или же немного его вытянуть.
— Прекратилось выведение жидкости из желудка. Возможно, отверстия зонда забились
сгустками крови, слизи, пищевыми остатками. В этом случае следует извлечь зонд и
— При введении зонда можно повредить слизистую оболочку, пищевода, желудка, что в
некоторых случаях может привести к кровотечению и попаданию крови в дыхательные
— Попадание промывных вод в дыхательные пути с развитием острой дыхательной
— Повреждение голосовых связок при попадании зонда в гортань (попадание в гортань
сопровождается кашлем, нехваткой воздуха и посинением лица).
Частые ошибки при промывании желудка:
— Введение больших объемов жидкости однократно, способствует открытию выходного
сфинктера желудка и попаданию ядов и токсинов в кишечник. Расчет по формуле 5-7 мл
на 1 кг массы тела пациента.
— Нет контроля количества введенной и выведенной жидкости. Чрезмерное всасывание
воды в организм, может привести тяжелым нарушениям («отравление водой»). Разница
введенной и выведенной воды не должна превышать 1 % от массы тела пациента.
— Использование концентрированных растворов марганцовки (перманганата калия), что
вызывает химические ожоги желудка и пищевода.
Промывание желудка толстым зондом
-система для промывания желудка (2 толстых стерильных желудочных зонда, соединенных стеклянной трубкой, слепой конец у одного зонда срезан);
-стеклянная воронка емкостью 0,5—1 л; полотенце; салфетки;
-стерильная емкость для промывных вод (при необходимости взять их для исследования); емкость с водой комнатной температуры (10 л);
-емкость для слива промывных вод;
-2 непромокаемых фартука;
I. Подготовка к процедуре
1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры (если пациент в сознании) и его согласие на проведение процедуры. В случае не информированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.
2. Надеть непромокаемы е фартуки на себя и пациента.
3. Ввести толстый желудочный зонд до установленной отметки (см. процедуру введения зонда через рот).
II. Выполнение процедуры
4. Присоединить к зонду воронку, опустит ь ее до уровня желудка. Держа воронку слегка наклонно на уровне желудка, налить в нее 1 л воды.
5. Медленно поднимать воронку вверх на 1 м от пола. Как только вода достиг нет устья воронки, медленно опустить воронку до уровня колен пациента, не до пуская выливания воды. В том случае, если необходимо взять промывные воды на исследование, повторить п. 5 дважды и вылить промывные воды в приготовленную стерильную емкость. При подозрении на отравление прижигающими ядами сразу берут первую порцию промывных вод.
6. Промыть желудок, повторяя пп.4—5, но воду выливать в емкость для слива промывных вод (использовать приготовленные 10 л воды).
III. Завершение процедуры
7. Отсоединить воронку и извлечь зонд из желудка, обернув его салфеткой.
8. Погрузить загрязненные предметы в непромокаемую емкость.
9. Снять фартуки, погрузить их в непромокаемую емкость.
10. Снять перчатки. Помочь пациенту умыться и занять удобное положение.
11 . Вымыть руки
12. Написать направление и отправить емкость с промывными водами в лабораторию. Остальные промывные воды вылить в канализацию.
13. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента.
Рекомендации для медсестры;
Собрать и отправить рвотные массы по назначению врача для лабораторной диагностики
Оформить направление в лабораторию
Промывание желудка тонким зондом
-тонкий желудочный зонд;
-шприц Жанэ емкостью 0,2-0,5 л;
-стерильная емкость для промывных вод;
-емкость с водой комнатной температуры (10 л);
-емкость для слива промывных вод;
-2 непромокаемых фартука;
I. Подготовка к процедуре
1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры (если пациент в сознании) и его согласие на проведение процедуры. В случае не информированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.
2. Надеть непромокаемые фартуки на себя и укрыть другим фартуком пациента (если он без сознания, он может быть заранее интубирован врачом или фельдшером).
3. Ввести тонкий желудочный зонд через рот или через нос (см. процедуру введения зонда).
II. Выполнение процедуры
4. Набрать в шприц Жанэ 0,5 л воды, присоединить его к зонду и ввести воду в желудок .
5. Потянуть поршень шприца на себя, аспирируя введенную воду.
Примечание. При необходимости взять промывные воды на исследование (по назначению врача):
• Вновь ввести эту же порцию жидкости в желудок.
• При подозрении на отравление прижигающим и ядами сразу же берут первую порцию промывных вод.
• Повторить п. 4—5 дважды и вылить промывные воды в стерильную емкость для промывных вод.
6. Повторять введение воды в желудок и ее аспирацию до тех пор, пока не будет израсходована вся вода (10 л), приготовленная для промывания .
III. Завершение процедуры
7. Отсоединить шприц Жанэ, извлечь зонд из желудка, обернув его салфеткой
8. Поместить загрязненные предметы в непромокаемую емкость.
9. Снять перчатки. Помочь пациент у умыться (протереть и осушить кожу в области рта, если он без сознания) и занять (придать ему) удобное положение.
10. Снять фартуки, погрузить их в непромокаемую емкость.
11 . Вымыть и осушить руки.
12. Написать направление и отправить емкость с промывными водами в лабораторию. Остальные промывные воды вылить в канализацию.
13. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента.
Беззондовый метод промывания желудка
Вне стационара допустимо промывание желудка естественным способом. Готовят 2-3 литра воды. Пациенту предлагают выпить подряд 2-4 стакана воды. Побуждают рвотный рефлекс, раздражая механическим путем (шпателем/пальцем) корень языка. Процедуру повторяют несколько раз до чистой промывной воды. Это способствует детоксикации – прекращению воздействия токсических веществ и их удалению из организма.
Сестринские вмешательства при рвоте
-емкость для сбора рвотных масс
-контейнер с дезинфектантом
Положение пациента : сидя
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Положить на грудь пациента салфетку/полотенце
Поставить таз на пол у ног пациента
Придержать лоб и плечи пациента
Подать воду для полоскания рта после каждого акта рвоты
Оставить рвотные массы до прихода врача, при необходимости отправить в лабораторию
Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть и осушить руки
Обеспечить пациенту комфортное положение
Рекомендации для медсестры при уходе за тяжелобольным пациентом в постели в сознании или без сознания:
Повернуть голову на бок для профилактики аспирации рвотными массами дыхательных путей
Убрать подушку, снять зубные протезы
Положить пеленку на грудь
Подставить ко рту почкообразный лоток
Аспирировать грушей содержимое полости рта
Провести пациенту гигиену полости рта антисептиком (раствор соды, фурацилина)
Медсестра должна находиться неотлучно от больного во время рвоты.
Если в рвотных массах появилась кровь (кровотечение из пищевода) или рвотные массы имеют вид кофейной гущи (желудочное кровотечение) необходимо сделать следующее:
Уложить больного приподняв ножной конец кровати
Положить на эпигастральную область пузырь со льдом
Приготовить 10% кальция хлорид, 1% викасол
Дезинфекция рвотных масс
Засыпают хлорной известью из расчета 200 гр на 1л рвотных масс на 1 час
Технология выполнения простой медицинской услуги
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
2 Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала
2.1 Требования по безопасности труда при выполнении услуги
До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
Использование перчаток во время процедуры.
3 Условия выполнения простой медицинской услуги
4 Функциональное назначение простой медицинской услуги
5 Материальные ресурсы
5.1 Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
Источник