- § 21. Основные способы образования слов
- § 21. Основные способы образования слов
- Способ образования слова безвкусица?
- Способ образования слова кто — нибудь?
- Способ образования слова когда — то?
- Определите способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно — суффиксальный, сложение) : • Добряк, • вечерок, • вредность, • синеглазка, • синеглазый, • голосование, • хлопок (ударен?
- Укажите способ образования словаУкажите способ образования слова РАЗВИТИЕ?
- Определить способ образования слова : Определить способ образования слова : кустики, пушистую, холодную, ледяные?
- Слова образования портной — безвкусица — помогите пожалуйста?
- Укажите слова образованные приставочно — суффиксальным способом : подлещик безвкусица водяной водянистый?
- Определите каким способом образованы данные слова безвинный премиленький вечностью водопровод безвкусица тот час приехать сегодня?
- Укажите способ образования имен существительных безвкусица бег медвежонок десятилетие Просторный прическа?
- Словосочетаеие со словом безвкусица?
§ 21. Основные способы образования слов
I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютерный, от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образованы слова состыковаться (соединиться, осуществить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произвести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложения основ и при помощи суффикса -ни- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса).
Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами:
1) при помощи приставок (приставочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория;
2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелость, серебряный, алеть,
3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна,
4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно означающие результат действия, например: взрывать → взрыв, рассветать → рассвет, вздохнуть → вздох, насыпать → насыпь. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, Например: тихий → тишь (ср.: тишина), синий → синь (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова;
5) при помощи сложения:
а) целых слов, например: времяисчисление, меч-рыба, плащ-палатка;
б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древнерусский, свинцово-серый.
Нередко при сложении основ в образовании слова одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный;
в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение);
6) при помощи слияния слов, входящих в одно словосочетание или (редко) предложение, например: нижеподписавшийся (ср.: подписавшийся ниже), малопригодный (ср.: мало пригодный для работы);
7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие).
Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставят своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова.
II. Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
При разборе слова по составу выясняется, из каких морфем оно состоит. Для этого надо:
1) выделить основу и окончание;
2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);
3) выделить корень.
При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:
1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;
2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);
3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.
126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.
127. Определите способ словообразования.
Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.
128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы данные слова?
1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Международник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство.
129. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Выпишите их. Сделайте их словообразовательный анализ. Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему.
130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреблении однокоренных слов, какие слова образованы неправильно. Исправьте допущенные ошибки.
1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим драматургическим произведениям. 4) Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о новом человеке.
131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Исправьте допущенные ошибки и спишите.
1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спошатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.
132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Выпишите из текста выделенные слова, определите способ их образования. Спишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания.
Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и представляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, какой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и рыжиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, широкошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье.
Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха еловая гриб. (В. Солоухин)
133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был при этом использован.
Источник
§ 21. Основные способы образования слов
I. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова компьютер при помощи суффикса -н- образовалось слово компьютерный, от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образованы слова состыковаться (соединиться, осуществить стыковку) и расстыковаться (разъединиться, произвести расстыковку); от слов космос и видеть путём сложения основ и при помощи суффикса -ни- было образовано слово космовидение (телевизионные передачи из космоса).
Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами:
1) при помощи приставок (приставочный способ), например: приходить, неудачный, предыстория;
2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелость, серебряный, алеть,
3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно-суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна,
4) без суффиксов (бессуффиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно означающие результат действия, например: взрывать → взрыв, рассветать → рассвет, вздохнуть → вздох, насыпать → насыпь. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, Например: тихий → тишь (ср.: тишина), синий → синь (ср.: синева). Как видно из примеров, при бессуффиксном способе часто происходит чередование звуков в основе исходного слова;
5) при помощи сложения:
а) целых слов, например: времяисчисление, меч-рыба, плащ-палатка;
б) основ слов с помощью соединительных гласных о и е, например: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древнерусский, свинцово-серый.
Нередко при сложении основ в образовании слова одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судоходство, правобережный;
в) части основы с целым словом или частей основы, например: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз (высшее учебное заведение);
6) при помощи слияния слов, входящих в одно словосочетание или (редко) предложение, например: нижеподписавшийся (ср.: подписавшийся ниже), малопригодный (ср.: мало пригодный для работы);
7) при помощи перехода слов из одной части речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие).
Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставят своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова и «Школьный словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова.
II. Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
При разборе слова по составу выясняется, из каких морфем оно состоит. Для этого надо:
1) выделить основу и окончание;
2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);
3) выделить корень.
При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:
1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;
2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);
3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.
126. Заполните таблицу «Способы образования слов» своими примерами.
127. Определите способ словообразования.
Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочинённое (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.
128. Прочитайте. С помощью какого суффикса образованы данные слова?
1) Плавательный, развлекательный, строительный, смертельный, мучительный, общительный. 2) Международник, скромник, труженик, путаник. 3) Учительство, правительство, представительство.
129. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Выпишите их. Сделайте их словообразовательный анализ. Побежать, побережье, повариха, выбор, выключатель, выгрузить, подгруппа, подделка, подснежник, повышение, по-зимнему.
130. Прочитайте. Укажите, какие недочёты допущены в употреблении однокоренных слов, какие слова образованы неправильно. Исправьте допущенные ошибки.
1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 3) Драма «Гроза» относится к лучшим драматургическим произведениям. 4) Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о новом человеке.
131. Прочитайте. Какие слова образованы неправильно? Исправьте допущенные ошибки и спишите.
1) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 2) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 3) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такие черты характера Иудушки, как лицемерие. 5) От самодурности Дикого страдают не только его домочадцы, но и горожане. 6) Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 7) Устои тёмного царства спошатнулись. 8) С поразительной глубиной отражены в романе основные социальные противоречия эпохи. 9) Успех первых пьес значительно упрочил положение драматурга.
132. Прочитайте. Определите стилевую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Выпишите из текста выделенные слова, определите способ их образования. Спишите второй абзац, расставляя недостающие знаки препинания.
Хорошо собирать грибы в лесу. Так оно всегда и представляется, что грибник с корзиной должен идти в лес, какой бы он ни был: молоденький сосновый с маслятами и рыжиками, бор-беломошник с боровиками, пёстрый берёзовый с разнообразным грибным населением, тёмный еловый, широкошумный и широколиственный с преобладанием дуба, ольховое, осиновое с примесью ивы чернолесье.
Я редко прихожу с совсем пустой корзиной. В ней может оказаться мало именно тех грибов которые берут все и повсеместно но как на безрыбье и рак рыба так(же) на без-грибье и какая-нибудь говорушка серая или мокруха еловая гриб. (В. Солоухин)
133. По «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был при этом использован.
Источник
Способ образования слова безвкусица?
Русский язык | 10 — 11 классы
Способ образования слова безвкусица?
Приставочно суффиксальный способ.
Способ образования слова кто — нибудь?
Способ образования слова кто — нибудь.
Способ образования слова когда — то?
Способ образования слова когда — то.
Определите способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно — суффиксальный, сложение) : • Добряк, • вечерок, • вредность, • синеглазка, • синеглазый, • голосование, • хлопок (ударен?
Определите способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно — суффиксальный, сложение) : • Добряк, • вечерок, • вредность, • синеглазка, • синеглазый, • голосование, • хлопок (ударение на 2 — ой слог), • подводник, • безвкусица, • собеседник, • сотрудник, • мышеловка, • сбербанк, • приход.
Укажите способ образования словаУкажите способ образования слова РАЗВИТИЕ?
Укажите способ образования словаУкажите способ образования слова РАЗВИТИЕ.
Определить способ образования слова : Определить способ образования слова : кустики, пушистую, холодную, ледяные?
Определить способ образования слова : Определить способ образования слова : кустики, пушистую, холодную, ледяные.
Слова образования портной — безвкусица — помогите пожалуйста?
Слова образования портной — безвкусица — помогите пожалуйста.
Укажите слова образованные приставочно — суффиксальным способом : подлещик безвкусица водяной водянистый?
Укажите слова образованные приставочно — суффиксальным способом : подлещик безвкусица водяной водянистый.
Определите каким способом образованы данные слова безвинный премиленький вечностью водопровод безвкусица тот час приехать сегодня?
Определите каким способом образованы данные слова безвинный премиленький вечностью водопровод безвкусица тот час приехать сегодня.
Укажите способ образования имен существительных безвкусица бег медвежонок десятилетие Просторный прическа?
Укажите способ образования имен существительных безвкусица бег медвежонок десятилетие Просторный прическа.
Словосочетаеие со словом безвкусица?
Словосочетаеие со словом безвкусица.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Способ образования слова безвкусица?, относящийся к уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.
1. Предложение, в котором есть краткое страдательное причастие прошедшего времени : г) 8(извлечено) ? ПОВТОР? Предложение, в котором есть ПОЛНОЕ страдательное причастие прошедшего времени. Г) 4 (незабытые) Предложение, в котором есть действительно..
Если может то : оттепели Если нет то : оттепель Это слово не может быть во множественном числе.
Оттепель может быть в мн. Числе.
Стойким парнем Володя оказался, добычу не выпустил, только с перепуга, очень заболела голова. ГЛАГОЛЫ : оказался, (не) выпустил, заболела. Голова (что сделала? ) ЗАБОЛЕЛА — глагол. Н. ф. : заболеть. Постоянные признаки : 1 спряжение, совершенны..
George Winston американский пианист , родился в 1949 году в штате Мичиган.
Аршин—Старая русская мера длины, равная 0, 71 м. Вершок—Старая русская мера длины, равная 4, 4 см.
Встретившийся—причастие (полное) : совершенный вид, непереходный, прошедшее время, действительный залог неодушевлённое, мужской род, единственное число, винительный падеж.
1)чёрный, шов , капюшон, шорох , обжора.
1. 2. Буква «ё» после шипящей (ш, щ, ж, ч) под ударением пишется в остальных случаях, а именно : В окончаниях глаголов — ешь, — ет, ем, — ете, например : стрижёшь, печёте. В глаголах на — евывать, отглагольных существительных на — евывание, причаст..
Дети не лезть мокрыми пальцами в резетку. Не играйтесь спичками, это опасно. Не ходите далеко гулять одни. Не разговаривайте с чужими взрослыми. Не берите чужие вещи, они не ваши. Дети ни как не повторяйте это.
Источник