Безопасные способы выражения агрессии для детей

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
материал (старшая группа) по теме

набор упражнений по работе с детской агрессией

Скачать:

Вложение Размер
sayt.docx 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!»

Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!

  • Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Осознавание гнева через сенсорные каналы

Ведущие просит детей высказаться по вопросам:

— что такое ссора?

— как она возникает, с чего начинается?

— был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали?

— а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас)

— а что не нравится в ссорах?

— если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?

— а какая ссора на вкус?

— а если ссору потрогать, то какая она?

— а какая ссора на слух?

Затем ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то).

Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них

Игра «Это я. Узнай меня!»

Ведущий предлагает детям сесть как им удобно: «Сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. Все остальные по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу со словами приветствия. Нужно узнать того, кто дотрагивается, и назвать его имя».

Игра «Попросись на ночлег» [21]

Помогите детям представить, что все происходит в прошлом веке, когда не было автомобилей и телефонов, да и гостиницы были далеко не везде. Иногда люди сталкивались с такой проблемой, что им негде переночевать в дороге. Тогда им приходилось проситься на ночлег в частные дома. Хозяин дома мог дать страннику приют или прогнать со своего двора, если у него на то были причины.

Выберете того, кто будет играть роль странника.

Дайте ребенку какие-нибудь атрибуты странника: палку, накидку или заплечный мешок, чтобы ему было легче войти в роль. Дальше произносится примерно такой текст: «Ты путник. Ты очень устал за целый день пути, а до пункта назначения еще далеко. Стало смеркаться. Накрапывает дождь. Впереди показались огоньки домов — это деревня. Как тебе хочется оказаться в сухом уютном доме, выпить горячего чая и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители стали очень осторожны, они боятся пускать в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем, либо просишься на ночлег — может быть, кого-то тебе удастся упросить, убедить, уговорить или каким-то другим образом сделать так, что он пустит тебя переночевать».

Во время этой речи юный путник старается изображать то, что говорите: он медленно идет, опираясь на палку, ежится от дождя и холода, прикладывает руку к глазам, чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда вводная часть игры закончена и ребенок вошел в свою роль, можно переходить к активным действиям.

Пусть остальные члены семьи представят себя жителями деревни, живущими в отдельных домах. Они опасаются проходимцев и преступников или просто не хотят нарушать свой покой, словом изначально они совершенно не горят желанием приютить странника. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь каждому из них и пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Путник может пробовать самые разные варианты: от попыток вызвать жалость до лести или шантажа. Но человек, играющий роль хозяина дома, должен только тогда уступить его просьбам, когда у него действительно возникнет такое желание. Если же слова и действия странника вызвали в нем недовольство, то он может закрыть дверь. Тогда путник идет к следующим домам.

После того как путник обошел все дома (успешно или неуспешно), можно продолжить игру.

Наутро жители деревни собрались все вместе и стали обсуждать произошедшее вчера событие — приход чужака в деревню. Они рассказывали, как он пытался их убедить взять его на ночлег и что они чувствовали и думали, когда наблюдали за его словами и действиями.

Затем дети обсуждают свою реакцию на слова путника. Они честно рассказывают, когда они были почти готовы пойти ему навстречу, а когда им хотелось проучить «чужака». После этого совместно с ребенком делается вывод, какая стратегия действий оказалась самой эффективной.

Упражнение “Попроси игрушку”

Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.

Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями. обучение детей эффективным способам общения

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности

  1. Комкать и рвать бумагу.
  2. Бить подушку или боксерскую грушу.
  3. Топать ногами.
  4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
  5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  6. Посчитать до десяти.
  7. Самое конструктивное – спортивные игры, бег.
  8. 8. Вода хорошо снимает агрессию.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение «Апельсин».

Упражнение «Апельсин (или лимон)»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая . мягкая . отдыхает. ».

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Источник

Занятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе»

Алена Глушакова
Занятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе»

«Справимся с агрессией вместе».

Тема: агрессия, агрессивное состояние, агрессивное поведение.

Цель: создание психологических условий, позволяющих обучающимся успешно снять агрессивное напряжение.

1. Определить понятия «агрессия», «агрессивное состояние», «агрессивное действие».

2. Выяснить, каким образом можно безопасно выразить свои негативные эмоции, агрессию.

3. Осуществить на основе психологических упражнений снятие агрессивного напряжения.

Оборудование: музыкальное сопровождение, 4 красных жетона, 4 зеленых жетона, воздушные шарики, нитки, надписи «Опасно», «Безопасно», таблички со способами выражения агрессии, карточки «Незаконченные предложения», 8 листов А4, 8 ручек

Примечание: перед занятием участники делятся на 2 группы.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.

Приветствуем соседа, хлопая поочередно друг друга по ладошкам, называя по имени.

2. Основная часть (слово ведущего).

Сегодня нам предстоит поговорить о том, почему иногда наши настроение и поведение меняются, становятся плохими и неуправляемыми. Почему с нами случаются перемены и как этого избежать. Вы готовы? Тогда приступим.

Согласитесь, иногда, когда у нас плохое настроение, мы начинаем понимать, что нас начинает все раздражать. (Например: «Какой огромный рассказ нужно прочитать!», «Как громко разговаривает сосед по парте!», «Почему дежурные так медленно накрывают порции на завтрак?», «Я хочу идти гулять без шапки, а мне не разрешают, почему?»)

Скажите, пожалуйста, что происходит с человеком, когда его начинает все раздражать? (ответы, обобщение). Человек начинает сердиться, злиться. Что происходит с его лицом? (ответы, обобщение). Лицо краснеет, мышцы напряжены, рот искривлен, брови нахмурены, зубы стиснуты. Иногда у человека даже сжаты кулаки. (показываю иллюстрации). Что происходит у человека внутри? Какие эмоции его переполняют? (ответы) В это время человек хочет причинить вред другому.Объясняется это просто: человек думает — мне плохо, пусть и другим будет плохо. Как мы можем назвать такое поведение? (ответы). Такое поведение называется агрессивным. Как вы думаете, что такое агрессия?

Агрессия — это поведение человека, направленное на причинение вреда другим, вследствие переполнения его негативными эмоциями.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Это то, что человек чувствует, но держится, скрывает, прячет свои чувства от других.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивномпричинении вреда другому человеку: оскорблениях, драках. Понятна разница?

Упражнение «Рассерженные шарики».

Я попрошу вас надуть воздушные шарики и завязать их.

Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.

Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? (нет)

Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? (ответы) Человек не выдержит и «взорвется», лопнет, как шарик. (лопаем шарики) Что получилось с негативными эмоциями и чувствами? Они вырвались, выплеснулись на окружающих людей. Если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например драку.

Давайте надуем ещё один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Вы помните, что шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился? (да)

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? (нет)

Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого-нибудь? (не напугал)

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. А что значит «контролируем»? (ответы) Это значит, что мы выбираем безопасный способ выражения агрессии. Но есть и опасные способы, такие, которые причиняют другим людям вред.

Сейчас нам предстоит в этом разобраться. (работа в группах)

Задание «Опасно или безопасно?»

Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите надпись «ОПАСНО», и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию. (Задание для первой группы).

А на 2-й половине доски вы видите надпись «БЕЗОПАСНО». Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные действия, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось. (Задание для второй группы).

А теперь берите со стола таблички, читайте их, выбирайте нужные и прикрепляйте на доску с соответствующей стороны.

Обвинять Заниматься спортом

Использовать вредные привычки Помечтать

Спорить Топать ногами

Нервничать Послушать музыку

Не прислушиваться к совету старших Поговорить

(Проверка выполненного задания каждой группы. Доказательство правильности выбора).

Давайте сделаем вывод: повторим еще раз, как можно снять агрессивное напряжение (ответы, обобщение).

Чтобы немножко отвлечься от нашей работы и расслабится, предлагаю отправиться в путешествие на облаке. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

Минутка релаксации «Путешествие на облаке» (с музыкальным сопровождением)

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Удалось представить путешествие на облаке? Смогли ли вы расслабиться?

А теперь давайте поговорим о том, что иногда нас очень сильно беспокоит. Я буду зачитывать вам начала различных предложений. Вам необходимо закончить эти предложения своей мыслью. (Высказывания идут по кругу, участники во время своего высказывания держат в руках предмет, например, игрушку или мячик, затем передают его следующему участнику)

Упражнение «Незаконченные предложения».

Я не могу слышать, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Меня просто раздражает, когда…

Я не хочу говорить, когда…

Когда меня не слушают, я…

У меня портится настроение, когда…

Теперь, после того, как каждый высказался, поделился своими мыслями, я предлагаю попробовать избавиться от неприятных чувств, эмоций.

Упражнение «Листок гнева».

У каждого из вас есть листок. На этом листе нужно написать слова, которые когда-либо заставляли вас злиться, нервничать, кричать, может, даже плакать. Вспомните обидные слова, которые вы слышали в свой адрес. Не бойтесь, то, что написано на вашем листке, никто, кроме вас, не увидит.

(в течение 1-2 минут участники пишут слова)

Теперь, когда все готово, предлагаю сильно-сильно зачеркнуть, закрасить ручкой эти слова. Можете закрасить весь листок. Теперь скомкайте свой лист, вложите все негативные эмоции в этот бумажный комок. Можете, бросить комок на пол и потопаться на нем, можете разорвать его на мелкие кусочки. Сейчас все, что осталось от вашего листка, необходимо выкинуть.

Какие чувства вы испытывали, когда писали обидные слова? Когда избавлялись от негативных эмоций? Произошли какие-то изменения в вашем настроении? (вывод)

Послушайте советы, которые помогут избавиться от агрессивного состояния:

-возьми себя в руки

-заведи дневник и записывай на бумагу все, что тебя беспокоит

-послушай любимую музыку

-если возможно, останься наедине с собой

-поговори с друзьями

-вспомни что-нибудь приятное, хорошее, что заставляет тебя улыбаться.

Чтобы хорошее настроение не покидало нас весь день, нужно стараться не отпускать его от себя. Как это можно сделать? (ответы) Просто нужно чаще улыбаться, смеяться и радоваться, дарить хорошее настроение своим друзьям. Это мы и попытаемся сейчас сделать.

Вам нужно сравнить своего соседа по кругу с кем-то или чем-то очень хорошим. Например, Коля, я хочу сравнить тебя с солнцем, потому что, когда ты улыбаешься, ты сияешь так же, как солнце.

Сейчас мы услышали хорошие слова в свой адрес. Они помогут нам сохранить хорошее настроение и положительные эмоции. Как вы думаете, а как еще мы можем сохранить хорошее настроение, зарядиться хорошими мыслями и положительными эмоциями? (ответы) Наверное, мы сможем это сделать, если не только кто-то нас похвалит, но и мы сами похвалим себя.

Сейчас нам нужно представить, что мы находимся в магазине подарков. Но мы не покупатели, мы подарки. Нам нужно, чтоб нас скорей купили и подарили. Но как это сделать? Нужно сказать о себе что-то очень хорошее, что-то, что могло бы отличить от других. Например, я хороший подарок, потому что я верный и преданный друг, я никогда не обижаюсь на своих друзей и не огорчаю их и т. д.

Что вам нравится больше, когда вам говорят хорошие слова или когда вы сами себя хвалите? Почему?

Давайте вернемся в начало нашего занятия и вспомним, о чем мы говорили.

-Что такое агрессия, агрессивное состояние, действие;

-Способы выражения агрессии (опасные, безопасные);

Надеюсь, что это занятие оказалось для вас полезным, вы открыли для себя что-то новое.

3. Ритуал прощания.

Давайте поблагодарим друг друга за работу на занятии, за успешное сотрудничество и общение.Делать это будем следующим образом: своему соседу справа скажем: «Спасибо, я была рада общению и работе с тобой».

Спасибо за работу!

Конспект занятия в подготовительной группе №5 по воспитанию навыков безопасности «Вместе справимся с Бедой» Программные задачи: закрепить и обобщить знания детей о правилах безопасного поведения в быту; об опасных для жизни и здоровья предметах,.

Мастер-класс по сказкотерапии с элементами тренинга для воспитателей Теоретическая часть. Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют.

Мероприятие с элементами тренинга для педагогов детского сада «Вместе мы сила» Цель тренинга: • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: • формирование и усиление общего.

Практическое занятие с элементами тренинга «Психология на уроках русского языка и литературы» Практическое занятие с элементами тренинга Тема: комплекс упражнений на активизацию творческого мышления, проявление креативности. Цель:.

Практическое занятие с элементами тренинга. Тема: «Мы — единая команда» Практическое занятие с элементами тренинга. Тема: «Мы – единая команда» Цель: изменение коллективного настроения, посредством группового.

Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения» Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения» Цель занятия: содействие.

Родительское собрание с элементами тренинга «Тепло семьи» Цель: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и ДОУ, объединение родителей, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста. ТЕМА: Психологическое здоровье ребенка или знакомство.

Занятие с элементами тренинга для педагогов избавление от чувства вины. Цель и задачи тренинга: 1. осознать и понять природу чувства вины; 2. избавиться от чувства вины; 3. научиться жить без чувства вины,.

Занятие с элементами тренинга (мастер-класс). Стратегии поведения в период подготовки к экзамену и во время экзамена Занятие с элементами тренинга (мастер-класс для педагогов)[/h4] Стратегии поведения в период подготовки к экзамену и во время экзамена.

Источник

Читайте также:  Проектирование понятие методы способы
Оцените статью
Разные способы