Безопасные способы строповки или зацепки грузов
Это надо знать! Общие правила строповки.
В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:
1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).
2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).
3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.
4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.
При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном ¼ длины элемента от его концов;
6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.
Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.
7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.
8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.
9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
12. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств:
а — дефекты стропа; 6 — дефекты крюка; в — дефекты карабина; г,д—дефекты концевых звеньев;
1 — неоклентованные концы; 2 — излом; 3 — барашек; 4 — обрыв пряди; 5 — узел; 6 — соединение каната связкой; 7 — износ; 8 — расконтривание гайки; 9 — надрывы и трещины; 10 — сварные швы; 11 — отгиб рога; 12—неисправность защелки.
Источник
Виды и способы строповки
Строповка при грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работах должна проводиться в соответствии со схемой строповки, составленной квалифицированным специалистом. Выбор определенного способа строповки зависит от особенностей грузов, их массы, габаритов и расположения центра тяжести. Исходя из физических особенностей, грузы бывают:
- штучные;
- насыпные;
- жидкие и газообразные
Насыпные, жидкие и газообразные грузы перемещаются в специальной таре, бочках и баллонах, следовательно, для них существуют определенные правила строповки.
Штучные грузы бывают штабелируемые и нештабелируемые. Штабелируемых грузов объединяет то, что у них есть правильные формы. К ним относятся трубы, прокаты, блоки, панели, балки, бочки и др. Нештабелируемыми считаются штучные грузы разнообразных форм, для которых составляются специальные схемы строповки. И невозможно их объединить.
Для строповки грузов используются кольцевые стропы, а также петлевые и многоветвевые цепные стропы, укомплектованные захватами и крюками.
Способы строповки грузов регламентируются рядом ГОСТов и рекомендаций, основными из которых являются следующие: РД 11-06-2007, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002, ГОСТ 12.3.020-80 и другие.
Что бывает при неправильной строповке
Основные правила строповки
- Грузоподъемность стропов и захватных приспособлений должны соответствовать массе груза, а угол ветвей не должен превышать 90⁰
- Не разрешается проводить строповку груза, масса которого неизвестна. Она определяется, исходя из объема груза и удельной массы, которая зависит от плотности материала.
- Центр тяжести должен определяться так, чтобы груз держал равновесие и не выскальзывал.
- Грузоподъемные работы должны проводиться в четком соответствии со схемой строповки. Схема дается в руки стропальщикам и крановщикам. Схемы разрабатываются индивидуально для каждого груза в соответствии со следующими требованиями:
- предоставляется объемное изображение груза;
- отражаются видимые и невидимые ветви узла;
- указывается центр тяжести, его расстояние от концов;
- указываются углы между ветвями, длина ветвей и др.
Для безопасной строповки грузов разных форм есть некоторые виды обвязок.
При строповке длинномерных изделий нужно фиксировать их как минимум в двух местах. Угол между ветвями лучше держать не выше 90⁰. На схеме должно быть указано точное расстояние между ветвями.
Для строповки длинномерных грузов используются как кольцевые, так и петлевые стропы. Если у груза острые углы, то обязательно использование подкладок. А при использовании цепных стропов нельзя допускать изгиба звеньев.
Если при строповке используются кольцевые стропы, то груз должен иметь такую форму, чтобы строп не выскользнул, а держался на месте. Строп должен накладываться без узлов и перекруток.
Крупногабаритные грузы, как правило, имеют специальные крепления. Строповка проводится с помощью многоветвевых стропов и с использованием крюков. При таких грузах важно учитывать центр тяжести. А неиспользованные ветви должны прикрепляться к грузу без натяжения, чтобы они не болтались и не мешали работе.
Для строповки штучных грузов определенной формы, например бочки, металлопрокат, трубы и др., существуют специальные захваты. Ими укомплектовываются многоветвевые стропы. Главное правильно рассчитать массу груза, центр тяжести, нагрузку и длину ветвей. О том, как рассчитать грузоподъемность стропа, можете прочитать в отдельной статье «Как определить грузоподъемность стопа».
Источник
Виды и способы строповки грузов
Строповка грузов
Неправильная строповка груза — одна из основных причин аварий и несчастных случаев при производстве работ грузоподъемными кранами. Даже опытный стропальщик может совершить ошибку, самостоятельно выбирая способ строповки. Поэтому на все перемещаемые грузы должны быть разработаны схемы строповки.
ВНИМАНИЕ! Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки .
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Ú СХЕМА СТРОПОВКИ — ЭТО ДОКУМЕНТ, СОДЕРЖАЩИЙ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРУЗА С УКАЗАНИЕМ ЕГО МАССЫ, ВИДА ГРУЗОЗАХВАТНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ЕГО ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ, ДЛИНЫ И СПОСОБ ОБВЯЗКИ ИЛИ ЗАЦЕПКИ
В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:
1.Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. При угле между стропами более 90 градусов может поизойти обрыв ветви стропа из-за резкого увеличения её натяжения, обрыва петли на грузе или повреждения самого груза из-за увеличения сжимающих усилий от действия стропа.
Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стропа, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависимость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухветвевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превысит 120°.
ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.
То есть. двух, трёх, четырёх ветвевые стропы рассчитаны на подъём груза за все имеющиеся ветви стропа с углом 90 градусов, т.е. строп 4 СК (СЦ, СТ) грузоподъёмностью 5,0 тонн рассчитан на подъём груза 5,0 тонн за все ветви стропа с углом между ветвями не более 90 градусов (см. пример)
Вес груза 5 тонн. Строп 4 СК-5,0.
Для строп УСК-1; УСК-2; СТП, СТК, 1 СК (СТ, СЦ) следует учитывать увеличение нагрузки в зависимости от угла между ветвями в соответствии с этим рисунком.
· Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся на грузе специальные устройства (петли, цапфы, рымы).
3. Прежде чем приступить к строповке груза должна быть известна его масса.
Эксплуатирующая организация обязана разместить в зоне производства работ ПС списка основных перемещаемых им грузов с указанием их массы.
Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим краны стрелового типа, краны-манипуляторы при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.
Работа ПС при отсутствии маркировки веса груза производится под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки, при этом:
Определение массы груза может быть произведено по формулам:
Для простых грузов — Q = m V;
Для сложных грузов — Q = måVi;
где: Q — масса груза,
m — удельная масса (численно равна плотности) материала,
åVi — сумма всех частей объемов груза;
Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в табл.2.
Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?
Центр тяжести груза – это точка, относительно которой груз уравновешен во всех направлениях.
Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком, если он смещён относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Использование манипуляционного знака
Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?
Груз, застропленный без учёта расположения центра тяжести, может оказаться в неустойчивом положении.
Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между местами строповки. Обвязывать груз одним стропом в месте расположения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м.
4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
Эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.
5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.
При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
При выборе мест строповки груза необходимо определить расположение центра тяжести поднимаемого груза для того, чтобы избежать возможной аварийной перегрузки отдельных ветвей стропов грузоподъемных средств, потерю устойчивости и опрокидывание поднимаемого груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном ¼ длины элемента от его концов;
Ú 6. При обвязке грузов с острыми ребрами на стропах образуются заломы, которые могут стать причиной разрушения стропа и падения груза. Поэтому между ребрами груза и канатными стропами следует размещать предохранительные проставки.
Ú Проставки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.
Ú Проставки применяют также в тех случаях, когда необходимо защитить поверхность перемещаемого изделия от канатных или цепных стропов.
Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.
При регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа в соответствии с таблицей.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 486 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник