Безналичные способы расчета с покупателями понятие виды характеристика

Как учитываются безналичные денежные средства

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Безналичные расчеты используются практически в каждой организации. Они предполагают перевод средств между счетами, взаимозачет требований. При операциях не используется наличка. Они предполагают особый учет.

Как открыть расчетный счет в банковском учреждении

Произведение безналичных расчетов предполагает открытие р/с. Для этого необходимо обратиться в банковское учреждение. Взаимодействие с банком выполняется на основании соглашения взаимных расчетов. Организация при необходимости может открыть несколько счетов.

Место совершения мошенничества в отношении безналичных денежных средств, совершаемого при помощи средств компьютерной техники и мобильной связи

Формы безналичных расчетов

Расчеты подразделяются на различные формы. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Платежное поручение. Представляет собой распоряжение организации о переводе средств на счет. Отправляется оно в банк.
  • Аккредитивы. Это обязательство, принятое банком, по направлению платежа получателю. Аккредитивы нужны для обеспечения безопасности платежей. Учет по ним ведется по счету 55. К нему создается субсчет «аккредитив».
  • Расчеты посредством чеков. Выполняются при помощи чековой книжки. Это комфортная для отправителя форма перевода средств. Удобной эта форма считается потому, что платеж отправляется одновременно с отгрузкой продукции. Чек – это ценная бумага. В ней прописывается распоряжение об осуществлении платежа на положенную сумму. Нужно отметить, что чеки не получили распространение на территории РФ.
  • Инкассо. Это операция, в рамках которой банк берет на себя обязательство получения денег. После получения средства переводятся на счет клиента.
  • Все приведенные формы расчетов отличаются своими нюансами.

    Вопрос: Банк в декабре 2019 г. заключил с физическим лицом договор банковского счета (не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности), согласно которому стоимость оказываемых банком услуг по обслуживанию счета и выдача денежных средств с текущего счета клиента регулируются тарифами банка и операции по зачислению денежных средств в безналичном порядке не являются платными. На счет клиента в безналичном порядке от юридических лиц поступили денежные средства в общей сумме, превышающей 600 тыс. руб. По результатам применения правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ банк пришел к выводу, что операции клиента отвечают признакам сомнительных операций, и списал со счета комиссию в размере 15 процентов, которая была введена решением правления банка в январе 2020 г. и предусмотрена за зачисление на счет в безналичном порядке денежных средств при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка. Правомерны ли действия банка?
    Посмотреть ответ

    Бухучет операций

    Рассмотрим порядок безналичных расчетов:

    1. Приход средств на учетную запись организации. Операция отражается на счете 51. Безналичные расчеты могут осуществляться при самых разных ситуациях: продажа продукции, получение услуг от контрагентов, получение кредитов и займов. Они фиксируются в учете на базе банковской выписки, а также первичных документов. Последние представляют собой требование о перечислении средств в письменной форме.
    2. Перевод средств с банковской учетной записи. Операция отражается на «Расчетных счетах». Списание выполняется на базе расчетных документов. В них обычно указываются требования взыскателя средств о том, что плательщику нужно перечислить определенную сумму на банковский счет в погашение задолженности.
    3. Возврат денег на расчетный счет. Осуществляется в некоторых случаях. В частности, это нарушение положений составленного соглашения, возникших проблем при купле-продаже.

    Бухгалтеру для управления безналичными средствами рекомендуется завести специальный платежный календарь.

    Бухучет безналичных расчетов на счете 51

    Безналичные расчеты фиксируются на счете 51. Он является активным. У него есть сальдо дебета. ДТ51 нужен для фиксации поступления безнала на расчетные счета, КТ51 – для фиксации списания средств. В первом случае актив будет увеличиваться, во втором – уменьшаться.

    Списание средств осуществляется на основании платежного поручения. Документ этот оформляется в двух экземплярах. Одна из копий направляется в банк. На ней проставляется отметка банка о принятии документа. Когда средства направляются на расчетный счет, необходимо составить заявку на взнос наличными.

    Используемые проводки

    Рассмотрим стандартные проводки по переводу безнала на р/с:

    • ДТ51 КТ62. Поступление оплаты или аванса от приобретателя услуг.
    • ДТ51 КТ50. Наличные средства направлены из кассы в банк.
    • ДТ51 КТ75. Взнос в УК безналом.
    • ДТ51 КТ67, 66. Долгосрочное или краткосрочное кредитование.

    При выбытии безнала с расчетного счета выполняются эти записи:

    • ДТ60 КТ51. Оплата услуг поставщика.
    • ДТ50 КТ51. Снятие средств и их направление в кассу организации.
    • ДТ75 КТ51. Перевод дивидендов.
    • ДТ67, 66 КТ51. Возврат кредита.

    То есть записи используются для двух основных направлений операций: поступление средств и их выбытие.

    Читайте также:  Радиантный способ передачи тепла

    Принципы расчетов безналичными средствами

    Рассматриваемые расчеты через банк реализуются исключительно при наличии соответствующего документа. К примеру, это могут быть письменное распоряжение, судебный приказ, исполнительный лист и прочие документы. Списание выполняется на базе соответствующего распоряжения. В некоторых случаях списание проводится без распоряжения. К примеру, выполняется эта процедура в тех случаях, когда есть соответствующее требование кредитора. Право на списание по просьбе кредитора должно быть указано в соглашении о предоставлении услуг.

    Следующий важный принцип – срочность. Существуют такие банковские процедуры: обработка официальных бумаг, списание средств, зачисление денег на счета. Практически для всех этих операций установлены определенные сроки. Последние обычно утверждаются каждым конкретным банком.

    К СВЕДЕНИЮ! Платежная обеспеченность предполагает исполнение платежей со счетов в рамках сумм, которые на них имеются. То есть на счетах организации есть определенная сумма. Снять средства сверх этой суммы нельзя.

    Следующий принцип – свободный подбор формы для расчета безналичкой. Существует множество форм для расчетов, которые были приведены выше. Это инкассо, аккредитив и прочее. Компания может самостоятельно подобрать подходящую для себя форму.

    Унификация платежных документов также важна. Расчетные бумаги составляются по определенной форме. Они могут быть электронными или бумажными. В бумагах содержатся эти реквизиты:

    • Форма расчетов.
    • Название расчетных бумаг.
    • Дата выписки из расчетного счета, номер этого счета.
    • Информация о сторонах сделки (плательщик и его контрагент): название ЮЛ, номер счета, ИНН, адрес, номер субсчета.
    • Размер платежа и его направление.
    • Очередность платежей.
    • Дополнительные нюансы.

    Документы не будут действительны без печати и подписи.

    Условные коды для операций с р/с

    При отражении операций используются эти коды:

    • 01. По ДТ проводится списание, по КТ – зачисление. Первичкой является поручение.
    • 02. По ДТ проводится оплата, по КТ – зачисление.
    • 05. По ДТ исполняется оплата, по КТ – зачисление. Первичкой является требование-поручение.
    • 06. Оплата и зачисление на основании инкассового поручения.
    • 07. Оплата и поступление средств по расчетным чекам.
    • 08. По ДТ отражается открытие аккредитива, по КТ – зачисление аннулирования аккредитива.
    • 09. Списание и зачисление средств по мемориальному ордеру.
    • 10. По ДТ отражается погашение кредита.
    • 11. Выдача и зачисление кредита.
    • 12. По ДТ отражается зачисление средств на базе авизо.
    • 13. По ДТ фиксируются расчеты с использованием банковских карт.
    • 16. Списание и зачисление средств по платежному ордеру.

    На основании приведенных кодов будут формироваться проводки.

    Пример

    Рассмотрим пример бухучета. Организация исполнила эти операции:

    • Поступление средств от покупателей в размере 18 тысяч рублей.
    • Снятие средств на ЗП персоналу в размере 118 тысяч рублей.
    • Выдача ЗП.
    • Выдача подотчета в размере 25 тысяч рублей.

    Проводки будут такими:

    • ДТ50 КТ62. Поступление средств от покупателей.
    • ДТ50 КТ51. Поступление средств с р/с.
    • ДТ70 КТ50. Выплата ЗП.
    • ДТ71 КТ50. Выдача средств под отчет.

    Каждая проводка меняет начальное и конечное сальдо. Она базируется на первичке.

    Источник

    Формы безналичных расчетов

    Антикризисное предложение до 23 ноября

    Формы безналичных расчетов: документы и ответственность

    При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Какие формы безналичных расчетов бывают
    • Какие основные документы нужны по безналичным расчетам
    • Какая существует ответственность банков и их клиентов за нарушение расчетной дисциплины

    Когда физические лица и организации осуществляют между собой безналичные расчеты, они не используют наличные деньги. Банк списывает средства с расчетного (текущего) счета плательщика и зачисляет их на счет получателя. Такой способ могут использовать и организации, и ИП, и физические лица. Сегодня мы расскажем вам, какие бывают формы безналичных расчетов.

    Формы безналичных расчетов

    Возможен расчет как непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, так и через дополнительный субъект – кредитное учреждение. Требования, предъявляемые к безналичным финансовым операциям, содержатся в нормах, разработанных в различных отраслях права, в основном финансового и гражданского, вместе представляющими комплексный институт права.

    Безналичные расчеты регулируются в основном следующими документами: Гражданским кодексом РФ (ст. 861–885), федеральными законами «О центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». Также эта сфера общественных отношений регулируется нормативными актами Президента и Правительства РФ, нормативными документами Банка России.

    Есть различные безналичные формы денежных расчетов, при которых возможно использование:

    • платежных поручений;
    • аккредитива;
    • инкассовых поручений или инкассо;
    • чековых книжек;
    • пластиковых карт;
    • перевода электронных денег.

    Далее поговорим о каждой форме безналичных расчетов подробнее.

    Совершение операций на основании платежного поручения

    Такая форма предполагает создание платежного поручения. В нем плательщик поручает банковской организации перевести определенную сумму с его счета.

    Платежное поручение – это в своего рода платежная инструкция, по которой банк перечисляет обозначенную в ней сумму на счет в банке-получателе, принадлежащий лицу, указанному в поручении.

    При этом сторонами возмездного имущественного отношения являются плательщик и получатель денежных средств; банковская организация – это участник, который проводит платеж.

    Читайте также:  Для оценки правильности вычислений используются следующие способы арифметической проверки

    Помимо лица, которому предназначается перевод, в платежном поручении указываются сроки перечисления денег.

    Платежное поручение действует 10 дней, при этом день, когда оно было составлено, в этот срок не включается.

    Совершение безналичной операции на основании аккредитива

    Аккредитив – это специальный счет, по нему проводят безналичные расчеты по операциям, в которых в качестве посредника должен принимать участие банк.

    С помощью аккредитива банк покупателя поручает банку продавца оплачивать счета этого продавца за поставленную продукцию или выполненные работы на условиях, установленных в аккредитивном документе.

    Участниками безналичных расчетов по аккредитиву являются:

    • приказодатель, который просит банк открыть аккредитив;
    • банк-эмитент, который открывает аккредитив;
    • сторона или лицо, которое получает деньги;
    • банк, который передает аккредитив адресату денежного перевода.

    При использовании формы безналичного расчета с аккредитивом плательщик распоряжается, чтобы банк перевел деньги получателю, но только при условии, что тем будут соблюдены определенные оговоренные требования. К примеру, он должен поставить товар, предоставить документы либо выполнить другие действия.

    Схема проведения безналичных расчетов с аккредитивом следующая.

    Покупатель открывает в своем банке аккредитив и осуществляет перевод на него денег в размере стоимости покупки.

    На счет продавца эти деньги поступят, только если он поставит товар и передаст сопроводительную документацию банку, открывшему аккредитив. В противном случае банк средства не переведет.

    Эта форма расчетов очень удобна, поскольку обеспечивает высокий уровень защиты сделки.

    Осуществление безналичных операций на основании инкассовых поручений, или инкассо

    Эту форму можно использовать, только если взыскатель (получатель) денег имеет право предъявлять требования к счету должника (плательщика).

    Это право может быть установлено на законодательном уровне или в договоре, заключенном между владельцем счета (плательщиком) и банком.

    Инкассо имеет взыскательный характер.

    Так, получателю для взыскания денег необходимо предоставить банку, в котором у должника открыт счет, необходимые сведения о нем и его обязательстве.

    Безналичные операции с помощью чековых книжек

    Эта форма безналичного расчета доступна:

    • организациям либо ИП – они являются чекодержателями и получают платежи по чеку из чековой книжки;
    • физическим лицам, которые являются чекодателями.

    При осуществлении расчета деньги списываются со счета чекодателя и зачисляются на счет чекодержателя либо выдаются ему наличными.

    Обязательное условие использования этой формы безналичного расчета – наличие у чекодателя на счету достаточного количества средств. Кроме того, личность предъявителя чека должна быть подтверждена, а сам чек проверен на подлинность.

    Безналичные расчеты посредством банковских карт

    Пластиковая карта – это платежный инструмент, позволяющий его владельцу осуществлять безналичные операции, а также снимать наличные деньги. В систему, через которую совершаются расчеты с использованием банковских карточек, входят банки и другие участники, совместно выпускающие в обращение и проводящие безналичные операции.

    Условия использования формы безналичных расчетов посредством пластиковых карт прописываются в договоре, который банк заключает с владельцем системы расчетов. При установлении этих условий принимают во внимание требования существующих стандартов и правил.

    Безналичные операции в виде перевода электронной валюты

    Эта форма безналичных расчетов в РФ и других странах предполагает предоставление физическим лицом оператору для совершения операций деньги с его личного счета в банке.

    Основные документы по безналичным расчетам

    Юридические лица могут рассчитываться друг с другом как наличными деньгами (через кассу), так и используя наиболее подходящую для них форму безналичного расчета (через расчетные банковские счета).

    В случае безналичных операций денежные средства не перемещаются от одной компании к другой физически, как и от одного банка к другому. Суть расчетов по безналу в следующем: деньги списываются с одного расчетного счета и зачисляются на другой на основании документов, имеющих юридическую силу.

    Форма расчетов наличными деньгами более быстрая, чем безналичные формы, однако последние отличаются большей степенью надежности и безопасности. Кроме того, с их помощью можно оплачивать счета на любые суммы. Также для безналичных форм расчета применимы системы автоматизации, а операции осуществляются с высокой, постоянно растущей скоростью.

    К основным формам документов для безналичного расчета относятся:

    • договор (о поставках, купли-продажи и т. п.);
    • заявление на открытие счета (форма № 0401025);
    • карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма № 0401026);
    • платежное поручение (форма № 0401060);
    • сводное платежное поручение;
    • платежное требование (форма № 0401061);
    • заявление об отказе от акцепта (форма № 0401004);
    • инкассовое поручение (форма № 0401071);
    • реестр передаваемых на инкассо расчетных документов (форма № 0401014);
    • аккредитив (форма № 0401063);
    • реестр счетов (форма № 0401065);
    • платежный ордер (форма № 0401066);
    • заявление на выдачу чековой книжки;
    • чековая книжка;
    • реестр чеков (форма № 0401007);
    • выписка из расчетного счета.

    Юридические лица осуществляют взаимные расчеты по форме, установленной в договоре. Могут использоваться платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки.

    Заполнять документы по безналичным формам расчетов следует очень внимательно, а реквизиты указывать точно. Самыми важными реквизитами являются:

    • наименование расчетного документа и код формы;
    • номер расчетного документа и дата, когда он был выписан;
    • вид платежа;
    • наименование плательщика, номер его счета, ИНН, КПП;
    • наименование и местонахождение банка плательщика, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
    • наименование получателя средств, номер его счета, ИНН, КПП;
    • наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
    • назначение платежа;
    • сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;
    • очередность платежа;
    • подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица).
    Читайте также:  Хинкали способ приготовления как варить

    Еще один характерный для всех видов и форм безналичного расчета документ – банковская выписка. Банк регулярно выдает ее своим клиентам. В банковской выписке содержится информация по всем последним поступлениям и списаниям средств с расчетного счета юридического лица. Документы, предоставляемые надежными банками, легко проверить, поскольку в них достоверно указываются коды всех операций. Выписки банк сопровождает копиями документов, на основании которых проводились все операции.

    Правовые формы безналичных расчетов

    Рассмотрим правовые формы безналичных расчетов.

    В соответствии со ст. 861 Гражданского кодекса РФ для граждан России доступны как наличные (статья 140), так и безналичные формы расчета, если только он не связан с ведением ими коммерческой деятельности. При этом сумма не ограничена.

    Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели используют в основном безналичные формы расчетов. Однако возможно также осуществление расчетов между ними наличными средствами, если это не противоречит закону.

    Платежные поручения – это форма безналичных расчетов банка, при которой вкладчик счета (плательщик) поручает своему банку перевести определенную сумму на счет получателя, который может быть открыт в любом банке.

    При использовании этой распространенной формы безналичных расчетов банк по поручению плательщика берет на себя обязательство осуществить перевод указанной суммы на счет обозначенного в поручении лица, открытый в этом или другом банке. Списание средств осуществляется со счета плательщика. Деньги перечисляются в срок, утвержденный на законодательном уровне или установленный в соответствии с законом, либо в более короткий срок, предусмотренный договором банковского счета.

    Исходя из приведенного определения, банковский перевод имеет следующие признаки: деньги списываются со счета плательщика; средства поступают на счет, который указывает в поручении плательщик; срок исполнения перевода – установленный законом или более короткий (в случае если это предусмотрено сторонами договора банковского счета).

    Существуют две разновидности платежных поручений по договоренности сторон: срочные и досрочные.

    Применение срочных платежных поручений возможно в следующих случаях:

    • авансовый платеж, который проводится до того, как будет поставлен товар, выполнена работа, оказаны услуги;
    • платеж после того, как товар будет отгружен, то есть путем прямого акцепта товара;
    • частичные платежи при крупных сделках.

    Возможна как полная оплата платежного поручения, так и оплата по частям, если на счете плательщика недостаточно средств (отметка об этом ставится на платежном документе):

    • покупатель (плательщик) предоставляет в банк 4 (или 5) экземпляров платежных поручений. Один из них банк отдает плательщику назад в качестве расписки;
    • банк, в котором открыт счет покупателя, на основании первого экземпляра платежного поручения производит списание указанной суммы;
    • банк, услугами которого пользуется покупатель, отправляет в банк, где открыт счет продавца, два экземпляра платежного поручения и деньги;
    • банк, услугами которого пользуется продавец, на основании второго экземпляра платежного поручения производит зачисление денежных средств на счет продавца (получателя);
    • банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.

    Ответственность банков и их клиентов за нарушение расчетной дисциплины

    Как банковские организации, так и юридические лица ответственны за соблюдение правил проведения безналичных расчетов, установленных законом. Положения об имущественной ответственности между банком и его клиентом содержатся в нормативных документах и заключаемых между ними договорах.

    К нормативным документам относятся законодательные акты, а также правила, утвержденные Центробанком РФ. Назначение штрафа возможно только в случае договорных отношений между банком-нарушителем и организацией-клиентом. Согласно п. 30 закона о банках и банковской деятельности, отношения между Банком России, кредиторами и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

    Договор обязательно должен устанавливать процент по займам и вкладам (депозитам), стоимость услуг банка, в какой срок должны быть выполнены услуги (в том числе обработаны платежные документы). Кроме того, в договоре прописывают имущественную ответственность сторон за нарушение условий договора, включая санкции за нарушение обязательств по срокам проведения платежей, а также порядок расторжения и другие существенные условия отношений.

    Как открывать, вести и закрывать рублевые и валютные счета клиентов, устанавливает Банк России в соответствии с федеральными законами.

    Кредиторы рассматривают заявки на получение займа или других банковских услуг от своих сотрудников на общих основаниях, не предоставляя никаких преимуществ, если иное не предусмотрено законом.

    Если юридическое лицо не соблюдает условия кредитного договора и расчетную дисциплину, то несет за это прямую ответственность. Те организации, которые систематически не выполняют свои обязательства по расчетам, могут быть признаны неплатежеспособными. Об этом уведомляются основные поставщики товарно-материальных ценностей и вышестоящий орган.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы